Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: дело направлено на новое рассмотрение, решение суда первой инстанции отменено
г. Саратов |
|
14 октября 2016 г. |
Дело N А12-25487/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горячко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Верхнесоинского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 июля 2016 года по делу N А12-25487/2016 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению Администрации Верхнесоинского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3431006891, ОГРН 1053457065595, адрес местонахождения: 403157, Волгоградская область, Урюпинский район, Хутор Верхнесоинский ул. Центральная, д. 38)
к дознавателю - инспектору отделения надзорной деятельности по Нехаевскому, Новониколаевскому, Урюпинскому районам Управления надзорной деятельности и ПР Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области Ловкис Е.С. (адрес местонахождения: 403111, Волгоградская область, г. Урюпинск, ул. М. Горького, д. 78)
заинтересованные лица: Отделение надзорной деятельности по Нехаевскому, Новониколаевскому, Урюпинскому районам Управления надзорной деятельности и ПР Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (адрес местонахождения: 403111, Волгоградская область, г. Урюпинск, ул. М. Горького, д. 78),
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (ИНН 3444118546, ОГРН 1043400340356, адрес местонахождения: 400005, г. Волгоград, ул. 13-й Гвардейской, д. 15 "А"), Администрация Урюпинского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3431050763, ОГРН 1023405762357, адрес местонахождения: 403113, Волгоградская область, г. Урюпинск, ул. пл. Ленина, д. 3, 201)
об оспаривании предписания,
при участии в судебном заседании:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация Верхнесоинского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области (далее - заявитель, Администрация) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (т. 1 л.д. 58), о признании недействительным пунктов 8, 10 предписания Отделения надзорной деятельности по Нехаевскому, Новониколаевскому, Урюпинскому районам Управления надзорной деятельности и ПР Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (далее - ОНД) от 11.04.2016 N 19/11.
Решением от 19 июля 2016 года Арбитражный суд Волгоградской области отказал Администрации Верхнесоинского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области в удовлетворении заявления о признании недействительными пунктов 8, 10 предписания Отделения надзорной деятельности по Нехаевскому, Новониколаевскому, Урюпинскому районам УНД и ПР НУ МЧС России по Волгоградской области N 19/11 от 11.04.2016.
Администрация не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Государственный инспектор отделения надзорной деятельности по Нехаевскому, Новониколаевскому, Урюпинскому районам Управления надзорной деятельности и ПР Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области Ловкис Е.С. в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 07.09.2016, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в период с 31 марта по 27 апреля 2016 года, на основании Распоряжения от 30 марта 2016 года N 19, изданного во исполнение поручения заместителя председателя Правительства РФ А.Г. Хлопонина от 02.02.2016 N АХ-П4-471 о проведении внеплановых выездных проверок соблюдения требований пожарной безопасности в населенных пунктах подверженных угрозе природных пожаров, ОНД проведена внеплановая проверка соблюдения Администрацией Верхнесоинского сельского поселения обязательных требований пожарной безопасности.
Копии распоряжения от 30 марта 2016 года о предстоящей проверки была вручена главе Администрации Верхнесоинского сельского поселения В.В. Яковлеву под роспись 30 марта 2016 года.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 11 апреля 2016 года N 19. Копия акта проверки вручена главе Верхнесоинского сельского поселения Яковлеву В.В. 11 апреля 2016 года, под роспись.
По факту выявленных нарушений требований пожарной безопасности на их устранение государственным инспектором Нехаевского, Новониколаевского и Урюпинского районов Волгоградской области Ловкие Е.С. 11 апреля 2016 года, выдано предписание N 19/1/1 от 11 апреля 2016 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, со сроком исполнения 13 мая 2016 года. Предписание получено Яковлевым В.В., под роспись.
Согласно пункту 8 предписания на Администрацию возложена обязанность: "Обеспечить в х. Верхнесоииский и х. Шемякинский источниками наружного противопожарного водоснабжения. Нарушены: статья 62 ФЗ-123, пункт 16, пункт 80 ППР, СП 8.134130.2009 п. 8.6".
Согласно пункту 10 предписания Администрации необходимо обеспечить в х. Шемякинском Верхнесоинского сельского поселения исправное содержание дорог (обеспечить твердым покрытием), проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям и пожарным гидрантам. Нарушен: п.75 ППР".
Не согласившись с названными пунктами предписания, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого Закона.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а пунктом 10 части 1 статьи 16 этого же Закона установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Федерального закона N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В соответствии со статьей 62 Федерального закона N 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).
В силу статьи 68 Федерального закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).
Как указано выше, пунктом 8 оспариваемого предписания на Администрацию возложена обязанность: "Обеспечить в х. Верхнесоииский и х. Шемякинский источниками наружного противопожарного водоснабжения".
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что населенные пункты Администрации Верхнесоинского сельского поселения не имеют естественных водоемов, так же на территории населенных пунктов отсутствует централизованное водоснабжение, в том числе пожарные гидранты. Соответственно отсутствуют необходимые запасы воды для целей пожаротушения.
Однако в соответствии со справкой начальника отдела архитектуры, градостроительства, экологии и охраны окружающей среды администрации Урюпинского муниципального района N 11-0128/1965 от 28.06.2016 в близости от х. Верхнесоииский и х. Шемякинский находится гидротехническое сооружение - пруд "Дубовинка", пригодный для использования в качестве источника противопожарного водоснабжения.
Согласно акту приема передачи муниципального имущества от 18.12.2006 Верхнесоинскому сельскому поселению Урюпинского муниципального района Волгоградской области года передано, в том числе гидротехническое сооружение - пруд "Дубовинка".
Согласно акту проверки N 19 от 11.04.2016 года при проведении проверки установлено: х. Верхнесоииский и х. Шемякинский не в полном объеме обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Таким образом, актом проверки подтверждается, что х. Верхнесоииский и х. Шемякинский имеют источник наружного противопожарного водоснабжения.
Что значит, "обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения не в полном объеме", почему объем источников недостаточен, а пруд "Дубовинка" не пригоден, либо пригоден не в полном объеме для использования в качестве источника противопожарного водоснабжения указанных населенных пунктов, акт проверки и иные материалы проверки сведений не содержит.
При таких обстоятельствах, при наличии в х. Верхнесоииский и х.Шемякинский источника наружного противопожарного водоснабжения, требование пункта 8 оспариваемого предписания: "Обеспечить в х.Верхнесоииский и х. Шемякинский источниками наружного противопожарного водоснабжения", нельзя признать законным и обоснованным.
Кроме того, пунктом 10 предписания Администрации необходимо обеспечить в х. Шемякинском Верхнесоинского сельского поселения исправное содержание дорог (обеспечить твердым покрытием), проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям и пожарным гидрантам. Нарушен: п.75 ППР".
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что пожарная техника при неудовлетворительном состоянии дорожного покрытия не сможет обеспечить локализацию пожара, оспариваемый пункт 10 предписания нельзя признать незаконным.
Исходя из статей 6 и 63 Федерального закона N 123-ФЗ, к числу обязательных требований и первичных мер пожарной безопасности относится обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
В соответствии с пунктом 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390), руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.
Таким образом, пункт 75 Правил N 390 не предусматривает требования создания дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам с твердым покрытием.
Согласно акту проверки N 19 от 11.04.2016 года при проведении проверки установлено, что х. Шемякинский не имеет твердого покрытия дорог.
Администрация должна обеспечить исправное содержание (в любое время года) существующих дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, т.е. обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара в любое время года.
Требование проверяющего в месячный срок обеспечить х. Шемякинский Верхнесоинского сельского поселения дорогами с твердым покрытием ко всем зданиям, сооружениям и строениям и пожарным гидрантам, не соответствует требованиям действующего пожарного законодательства.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене. По делу следует принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования Администрации в полном объеме.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 июля 2016 года по делу N А12-25487/2016 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным пункты 8, 10 предписания Отделения надзорной деятельности по Нехаевскому, Новониколаевскому, Урюпинскому районам Управления надзорной деятельности и ПР Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области от 11.04.2016 N 19/1/1, вынесенного в отношении Администрации Верхнесоинского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-25487/2016
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕРХНЕСОИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ, Администрация Верхнесоинского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области
Ответчик: ГУ Дознаватель-инспектор ОНД по Нехаевскому, Новониколаевскому, Урюпинскому районам УНД и ПР МЧС России по Волгоградской области Ловкис Е.С., Дознаватель-инспектор отделения надзорной деятельности по Нехаевскому, Новониколаевскому, Урюпинскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Волгоградской области
Третье лицо: Администрация Верхнесоинского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, Администрация Урюпинского муниципального района Волгоградской области, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, ГУ ОНД по Нехаевскому, Новониколаевскому, Урюпинскому района УНД и ПР МЧС России по Волгоградской области, муниципального района Волгоградской области, Администрация Урюпинского муниципального района, ГУ МЧС России по Волгоградской области, ОНД по Нехаевскому, Новониколаевскому, Урюпинскому районам УНД и ПР ГУ МЧС по Волгоградской области