Требование: о возврате излишне уплаченных денежных средств в связи с таможенным контролем
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Владивосток |
|
14 октября 2016 г. |
Дело N А51-4764/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-6200/2016,
на решение от 17.05.2016
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-4764/2016 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Демсо" (ИНН 2540169414, ОГРН 1112540001221, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 26.22.02.2011)
к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2002)
об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 1.819.775, 91 рублей,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Демсо": Сизоненко С.А., доверенность от 25.11.2015, сроком до 31.12.2016, паспорт;
от Находкинской таможни: в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Демсо" (далее по тексту - заявитель, общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании Находкинскую таможню (далее по тексту - таможня, таможенный орган) возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 1.819.775 рублей 91 копейка по декларациям на товары (далее по тексту - ДТ) N 10714040/170715/0021982, N 10714040/240715/0023171, N 10714040/250715/0023240, N 10714040/110815/0025907, N 10714040/ 200815/0027355, N 10714040/250815/0027994, N 10714040/040915/0029598.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.05.2016 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, таможня обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы, таможенный орган указал на оставление заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей без рассмотрения ввиду несоблюдения декларантом административной процедуры, предусмотренной статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 311-ФЗ), а именно непредставление документа, подтверждающего факт излишней уплаты таможенных платежей. Таможенный орган также сослался на пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее по тексту - Постановление Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18), согласно которому, заявление на возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений. Также полагает, что поскольку товар заявителя "детские подгузники" является многослойным изделием, то существует возможность отнесения товара к двум или более подсубпозициям ТН ВЭД в рамках товарной позиции 9619 00, в связи с чем при применении правил 6 ОПИ нужно руководствоваться правилом интерпретации ТН ВЭД 3(в) и относить рассматриваемый товар в подсубпозицию, которая находится последней в списке сравниваемых подсубпозиций 9619 00 900 1 "детские подгузники, изготовленные из прочих материалов". Таким образом, таможенный орган, рассматривая заявление общества, установил отсутствие оснований, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей, и обоснованно вернул заявление без рассмотрения.
Таможенный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие таможни по имеющимся в материалах дела документам.
ООО "ДЕМСО" в представленном в материалы дела в порядке статьи 262 АПК РФ письменном отзыве, поддержанном в судебном заседании его представителем, с доводами апелляционной жалобы не согласилось по основаниям указанным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. К материалам дела судебная коллегия в порядке статьи 268 АПК РФ в обоснование возражений общества приобщила дополнительные пояснения с приложением выписки по счету с 02.08.2016 по 02.08.2016; письма о предоставлении информации от 03.08.2016 N 17-13\ 22305; решения от 20.07.2016 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары в количестве 7 штук; письма о направлении документов от 29.08.2016 N 36-02-12/05327 с приложением копий КДТ1 по ДТ N 10714040/240715/0023171, N 1074040/170715/0021982, N 10714040/ 250715/0023240, N 10714040/110815/0025907, N 10714040/200815/00273, N 1074040/250815/0027994, N 10714040/040915/0029598 (в копиях).
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее:
Во исполнение внешнеторгового контракта от 08.03.2014 N DA-001RU, заключенного между заявителем и иностранной компанией "Астрейд Ко., ЛДТ", на таможенную территорию Таможенного союза обществом были ввезены товары.
В целях таможенного оформления товаров заявитель подал в таможню ДТ N 10714040/170715/0021982, N 10714040/240715/0023171, N 10714040/250715/0023240, N 10714040/110815/0025907, N 10714040/ 200815/0027355, N 10714040/250815/0027994, N 10714040/040915/0029598, определив таможенную стоимость товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Согласно графе 31 спорных ДТ в качестве товара N 1 заявлены "детские подгузники одноразового использования, бумажные, многослойные, абсорбирующий слой состоит из волокон целлюлозы с частицами абсорбента, внутр. и внеш. из нетканого материала", различных моделей, производства Япония, изготовитель UNICHARM LTD, товарные знаки MAMY POKО и MOONY. Классификационный код по Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определен декларантом в графе 33 как 9619 00 900 1, ставка таможенной пошлины 10%, НДС - 18%.
По результатам проведения таможенного контроля таможней приняты решения о подтверждении заявленного классификационного кода в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС, товар выпущен в свободное обращение.
После выпуска товаров общество посчитало, что спорные товары подлежат отнесению к подсубпозиции 9619 00 210 0, ставка таможенной пошлины 5%, НДС - 10%, а таможенный орган необоснованно принял решения о подтверждении заявленного классификационного кода по спорным ДТ, в связи с чем, обратилось в таможню с заявлением (входящий таможни от 04.12.2015 N 42594) о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, в том числе по спорным ДТ в размере 1.819.775 рублей 91 копейка.
Письмом от 09.12.2015 N 13-05/43253 таможня возвратила данное заявление без рассмотрения со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей. Кроме того, таможенный орган указал заявителю на отсутствие документов, признающих классификационный код 9619 00 900 1 товаров - подгузники детские бумажные, неправомерным.
Считая, что имеются основания для возврата излишне уплаченных таможенных платежей, заявитель обратился в арбитражный суд с имущественным требованием об их возврате.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что подтверждение классификации спорных товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС по коду 9619 00 900 1 произведено таможенным органом без достаточных к тому правовых оснований, чем нарушены права и законные интересы заявителя, поскольку послужило основанием для излишней уплаты таможенных платежей, в связи с чем, общество вправе претендовать на их возврат.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе таможни, отзыве общества на нее, заслушав в судебном заседании представителя общества, судебная коллегия приходит к следующим выводам:
В силу статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС, Кодекс) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно абзацу 1 статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Как подтверждается материалами дела, в качестве основания, в соответствии с которым возникла излишняя уплата (излишнее взыскание) таможенных платежей в сумме 1.819.775 рублей 91 копейка, декларант по тексту своего заявления о возврате сослался на излишнее взыскание таможенных платежей по ДТ N 10714040/170715/0021982, N 10714040/240715/0023171, N 10714040/250715/0023240, N 10714040/ 110815/0025907, N 10714040/200815/0027355, N 10714040/250815/0027994, N 10714040/040915/0029598.
Учитывая, что заявление общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в спорном размере было оставлено таможней без рассмотрения, основанием для обращения в арбитражный суд за защитой нарушенного права также послужило несогласие заявителя с подтвержденными таможней в ходе таможенного оформления классификационным кодом ввезенного товара и ставкой таможенной пошлины, считавшей их правильными.
В соответствии со статьей 181 ТК ТС в декларации на товары указываются основные сведения о товарах, в том числе классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Согласно статье 50 Кодекса единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы (пункт 2 статьи 52 ТК ТС).
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии с положениями Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации (далее по тексту - ОПИ).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый тариф Евразийского экономического союза, в том числе ОПИ ТН ВЭД.
ОПИ ТН ВЭД, предусмотренными Единым Таможенным тарифом Таможенного союза, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, установлено, что для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с ОПИ ТН ВЭД (правило 1).
Согласно правилу 3 ОПИ ТН ВЭД в случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:
а) предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара;
б) смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим;
в) товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
Из абзаца второго пункта 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.09.2014 N 156 "О классификации подгузников детских одноразовых по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" (далее по тексту - Решение N 156) следует, что подгузники детские одноразовые, состоящие из нескольких слоев, изготовленных из различных материалов, в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 3 (б) и 6 классифицируются в рамках той однодефисной подсубпозиции товарной позиции 9619 00 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, в которой поименован материал изготовления абсорбирующего слоя, придающего подгузнику его основное свойство - впитывание жидкости.
Подгузники детские одноразовые, абсорбирующий слой которых изготовлен из различных материалов, в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 3 (в) и 6 классифицируются в рамках однодефисной подсубпозиции товарной позиции 9619 00 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, последней (в порядке возрастания кодов подчиненных подсубпозиций) среди подсубпозиций, в которых поименованы материалы изготовления абсорбирующего слоя подгузника (абзац 3 пункта 1 Решения N 156).
Таким образом, с учетом содержания абзаца второго пункта 1 Решения N 156 в абзаце третьем пункта 1 названного Решения дается разъяснение об особенностях применения Правила 3 (в) применительно к конкретному товару - в рамках однодефисной подсубпозиции товарной позиции 9619 00 ТН ВЭД, последней (в порядке возрастания кодов подчиненных подсубпозиций) среди подсубпозиций, в которых поименованы материалы изготовления абсорбирующего слоя подгузника.
Вместе с тем, Евразийская экономическая комиссия, принимая решения и разъяснения относительно классификации определенных видов товаров, как это следует из содержания указанного Решения N 156, единообразно и последовательно применяет для этих целей ОПИ ТН ВЭД.
Соответственно, Решение N 156 не изменяет последовательность применения ОПИ ТН ВЭД при классификации спорного товара, что следует из содержания пункта 1 названного Решения в совокупности всех его абзацев.
И материалов дела установлено, что при проверке в соответствии со статьей 52 ТК ТС правильности классификации спорных товаров таможенный орган посчитал заявленный в спорных ДТ классификационный код 9619 00 900 1 верным.
Декларант после выпуска товаров пришел к выводу, что спорные товары подлежат отнесению к подсубпозиции 9619 00 210 0, ставка таможенной пошлины 5%, НДС - 10%, а таможенный орган необоснованно принял решения о подтверждении заявленного классификационного кода по спорным ДТ, в связи с чем обратился в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Таким образом, спор возник относительно классификации товаров на уровне товарных подсубпозиций, в связи с чем в спорной ситуации с учетом разъяснений, содержащихся в Решении N 156, необходимо для правильной классификации ввезенного товара руководствоваться Правилами 3 (б) и (в).
Согласно Пояснениям к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (приложение к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4) Правило 3 (б) относится к многокомпонентным товарам, состоящим из разных материалов или из разных компонентов. Во всех этих случаях товары должны классифицироваться так, как будто они состоят только из материала или компонента, который придает им основное свойство в той степени, в которой применим этот критерий.
Фактор, который определяет основное свойство, будет различным для разных видов товаров. Он может, например, определяться природой материала или компонента, его объемом, количеством, массой, стоимостью или же ролью, которую играет этот материал или компонент при использовании товара.
Тексту товарной подсубпозиции 9619 00 900 1 ТН ВЭД соответствует товар "Женские гигиенические прокладки и тампоны, детские пеленки и подгузники и аналогичные изделия, из любого материала: - из прочих материалов: -- детские пеленки и подгузники".
Тексту товарной подсубпозиции 9619 00 210 0 ТН ВЭД, на которую ссылается общество в обоснование своих доводов, соответствует товар "Женские гигиенические прокладки и тампоны, детские пеленки и подгузники и аналогичные изделия, из любого материала: - из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты или полотна из волокон целлюлозы: -- детские пеленки и подгузники и аналогичные санитарно-гигиенические изделия: --- детские пеленки и подгузники".
И общество, и таможенный орган при отнесении ввезенных товаров к соответствующему классификационному коду исходили из того, что ввезенные товары - детские подгузники одноразового применения состоят из нескольких слоев, изготовлены из различных материалов, в связи с чем применили Правило 3 ОПИ ТН ВЭД.
При этом, общество в соответствии с правилом 3 (б) учитывает тот материал абсорбирующего слоя, который придает подгузнику основное свойство - впитывание жидкости, а таможня исходила из того, что абсорбирующий слой спорных подгузников изготовлен из различных материалов, в связи с чем применила правило 3 (в) ОПИ ТН ВЭД.
Коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при характеристике качественного состава абсорбирующего слоя следует исходить как из его основного целевого использования, так из возможности самостоятельного функционирования его составляющих.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ Р 52557-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Подгузники детские бумажные. Общие технические условия", утвержденному Приказом Росстандарта от 28.11.2011 N 625-ст, который распространяется на бумажные детские подгузники разового использования, подгузник детский бумажный: многослойное санитарно-гигиеническое изделие разового использования с абсорбирующим слоем из волокнистых полуфабрикатов древесного происхождения, содержащим гелеобразующие влагопоглощающие материалы (вещества) для впитывания и удержания мочи ребенка (далее по тексту - жидкость), предназначенное для ухода за детьми.
Абсорбирующий слой: внутренний основной впитывающий слой подгузника, который поглощает и удерживает впитываемую жидкость внутри подгузника (целлюлозные волокна, целлюлозная вата, целлюлозное полотно с добавлением химических волокон или без них, с содержанием суперабсорбента) (пункт 3.4 ГОСТ Р 52557-2011).
Суперабсорбент: химический влагопоглощающий материал (вещество) со способностью к гелеобразованию под влиянием впитывающей жидкости (пункт 3.10 ГОСТ Р 52557-2011).
Таким образом, все подгузники имеют двухкомпонентное наполнение абсорбирующего слоя: распушенную целлюлозу (волокна других полуфабрикатов) и суперабсорбент. При этом как следует из текста приведенных положений целлюлоза (волокна, вата, полотно) поглощает и удерживает впитываемую жидкость, в то время как суперабсорбент - способствует гелеобразованию под влиянием впитывающей жидкости.
С учетом вышеназванных правовых норм, гелеобразующая добавка (суперабсорбент) является вспомогательным веществом, который вводится с целью усиления впитывающих свойств абсорбирующего слоя для удержания большего количества жидкости. Это также подтверждается невозможностью использования данного вещества в качестве единственного самостоятельного материала влаговпитывающего слоя.
Материалами дела подтверждается, что ввезенные декларантом товары являются одноразовыми детскими подгузниками, состоящими из нескольких слоев: верхнего покровного слоя (пропускает жидкость); абсорбирующего (внутреннего) слоя (поглощает и удерживает впитываемую жидкость); нижнего защитного слоя (создает защиту от протекания); нижнего покровного слоя (предотвращает повреждения защитного слоя, препятствует контакту защитной пленки с кожей ребенка, придает форму изделию).
Указанное описание товара соответствует наименованию товара, указанному в товаросопроводительных документах, и описанию, данному в акте экспертизы Торгово-промышленной палаты от 29.02.2016 N 020-01-00037, согласно которому основную функцию подгузника - впитывание жидкости выполняет материал абсорбирующего слоя - целлюлозные волокна, которые поглощают и удерживают впитываемую жидкость внутри подгузника. Частицы полиакрилата натрия выполняют вспомогательную функцию повышения впитывающей способности основного материала - целлюлозных волокон. В экспертном заключении указано, что возможно отдельное использование целлюлозных волокон в качестве единственного материала абсорбирующего слоя, при этом подгузник также будет выполнять функцию впитывания и удерживания жидкости.
Согласно ответу компании ASTRADE Co., Ltd, продавца спорных товаров, от 03.03.2016 поглощение жидкости осуществляется с помощью абсорбирующей бумаги и волокон целлюлозы, а полимерный впитывающий материал не обладает способностью распределять гидрочастицы, поэтому он не может самостоятельно поглотить большое количество воды.
С учетом изложенного коллегия соглашается с позицией заявителя о том, что именно целлюлоза (волокно, вата, полотно) является тем материалом, который придает подгузнику его основное свойство - впитывание жидкости. В то время как суперабсорбент (гелеобразующая добавка) выполняет лишь вспомогательную функцию повышения впитывающей способности основного впитывающего слоя.
Довод таможни о возможности применения в рассматриваемом случае абзаца 3 пункта 1 указанного Решения N 156 коллегией отклоняется, поскольку товар подлежал бы классификации в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди сравниваемых товарных позиций, только в случае наличия нескольких в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товарных позиций.
В силу статей 65 и 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что таможенный орган не доказал обоснованность применения в рассматриваемой ситуации Правила 3 (в) без учета Правила 3 (б) и не установил наличия таких свойств спорного товара, которые не позволяют классифицировать его в товарной субпозиции 9619 00 210 0 ТН ВЭД.
Таким образом, у декларанта отсутствовали основания для классификации спорного товара в товарной подсубпозиции 9619 00 900 1 ТН ВЭД и, соответственно, основания для исчисления таможенных платежей, подлежащих уплате в целях выпуска товара по спорным ДТ, исходя из ставки 10%, НДС 18%, соответствующим указанной товарной подсубпозиции.
Принимая во внимание, что общество фактически уплатило в бюджет таможенные платежи в большем размере, чем платежи, исчисленные им с применением кода ввезенного товара 9619 00 210 0 ТН ВЭД и ставки таможенной пошлины в размере 5%, НДС 10%, то таможенные платежи в сумме 1.819.775 рублей 91 копейка являются излишне уплаченными.
То обстоятельство, что классификационный код 9619 00 900 1 ТН ВЭД был применен декларантом самостоятельно, не свидетельствует об отсутствии обязанности его корректировки со стороны таможенного органа, поскольку обязанность по проверке правильности классификации товаров согласно статье 52 ТК ТС возложена на таможенные органы, которые, в случае выявления неверно заявленного классификационного кода, обязаны принять решение о классификации товаров самостоятельно.
По правилам части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Согласно части 2 этой же статьи к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления (часть 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что 04.12.2015 общество обратилось в таможню с заявлением о возврате таможенных платежей, в том числе по ДТ N 10714040/170715/0021982, N 10714040/240715/0023171, N 10714040/250715/0023240, N 10714040/110815/0025907, N 10714040/ 200815/0027355, N 10714040/250815/0027994, N 10714040/040915/0029598 на сумму 1.819.775 рублей 91 копейка с приложением платежных документов, деклараций, регистрационных документов общества и документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление.
Указанные декларации фактически содержат сведения об исчислении таможенных пошлин и налогов, исходя из кода 9619 00 900 1 ТН ВЭД, в том числе ввозная таможенная пошлина исчислена по ставке 10%, налог на добавленную стоимость - по ставке 18%.
При этом ни декларации на товары N 10714040/170715/0021982, N 10714040/240715/0023171, N 10714040/250715/0023240, N 10714040/ 110815/0025907, N 10714040/200815/0027355, N 10714040/250815/0027994, N 10714040/040915/0029598, ни платежные документы не отражают ни сумму дополнительно начисленных таможенных платежей, ни сумму излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, подлежащих, по мнению декларанта, возврату вследствие необоснованного подтверждения таможней классификационного кода.
Таким образом, учитывая, что таможенные пошлины, налоги исчисляются и уплачиваются на основе сведений, заявленных в таможенной декларации, то, как правильно отмечает таможенный орган, возврат плательщику таких платежей не может быть осуществлен произвольно, без соблюдения процедуры по внесению соответствующих изменений в таможенную декларацию.
Поддерживая данный вывод таможни, суд апелляционной инстанции учитывает следующее:
По правилам пункта 2 статьи 191 ТК ТС внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
Подпунктом "а" пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее по тексту - Порядок N 289, Порядок внесения изменений в ДТ N 289), предусмотрено, что сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в случае выявления недостоверных сведений о классификации товаров, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей.
Согласно пункту 2 названного Порядка при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, используется корректировка декларации на товары (КДТ).
Внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения. Обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений (пункты 12, 13 Порядка N 289).
В соответствии с пунктом 14 этого же Порядка к обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей.
Как установлено подпунктами 8, 9 пункта 10 Инструкции по заполнению формы корректировки декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих перерасчету, отражается в КДТ в графе 47 "Исчисление платежей" и в графе "В", в том числе с отражением общего размера исчисленных платежей, предыдущей суммы таможенных платежей и разницы начислений по всем товарам, сведения о которых указаны в ДТ, в которую вносятся изменения и (или) дополнения.
Соответственно форма КДТ отвечает понятию документа, подтверждающего начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату или доплате, обязанность по представлению которого предусмотрена пунктами 2, 3 части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
В свою очередь квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Как разъяснено в пункте 29 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18, исходя из положений части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ и пункта 2 статьи 191 ТК ТС, заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
В рассматриваемом случае (с учетом отраженных выше обстоятельств дела) из материалов дела усматривается, что ни при подаче в таможню заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, ни ранее, декларантом не была инициирована процедура внесения изменений в ДТ в части классификационного кода и таможенных платежей, а также не были представлены КДТ об изменении соответствующих граф спорных деклараций и о перерасчете таможенных платежей в сторону уменьшения.
Таким образом, возвращая заявление общества без рассмотрения, в письме от 09.12.2015 N 13-05/43253 таможня правильно указала на то, что в нарушение пункта 3 части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ декларантом при подаче заявления о возврате таможенных платежей от 04.12.2015 N 42594 не были представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты (излишнего взыскания) таможенных пошлин, налогов в размере 1.819.775 рублей 91 копейка, подлежащих, по мнению заявителя, возврату.
Учитывая, что порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей носит заявительный характер, несоблюдение заявителем установленной административной процедуры свидетельствует о том, что у таможенного органа не возникло обязанности по рассмотрению заявления общества о возврате спорных денежных средств по существу.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у таможенного органа имелись законные основания для оставления заявления общества без рассмотрения.
Вместе с тем, из представленных заявителем в суд апелляционной инстанции документов коллегией установлено, что после принятия обжалуемого судебного акта по настоящему делу, таможенным органом в соответствии с Приказом ФТС России от 03.07.2014 N 1286 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров" приняты решения от 20.07.2016 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные, в том числе в ДТ N 10714040/170715/0021982, N 10714040/240715/0023171, N 10714040/ 250715/0023240, N 10714040/110815/0025907, N 10714040/200815/0027355, N 10714040/250815/0027994, N 10714040/040915/0029598 в части классификационного кода ТН ВЭД (с 9619 00 900 1 на 9619 00 210 0), а также сумм ввозной таможенной пошлины (с 10% на 5%) и налога на добавленную стоимость (с 18% на 10%).
Впоследствии, на основании указанных решений декларантом заполнены и представлены в таможенный орган формы КДТ1 по декларациям на товары N 10714040/170715/0021982, N 10714040/ 240715/0023171, N 10714040/250715/0023240, N 10714040/110815/0025907, N 10714040/200815/0027355, N 10714040/250815/0027994, N 10714040/ 040915/0029598 с соответствующими изменениями.
02.08.2016 таможенный орган осуществил возврат излишне уплаченных таможенных платежей по вышеперечисленным декларациям в размере 1.819.775 рублей 91 копейка, что подтверждается выпиской по счету N 40702810100100003538 от 02.08.2016.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что таможенный орган фактически признал заявленные в рамках настоящего дела требования, приняв решения о внесении изменений и дополнений в сведения, указанные в спорных ДТ и возвратив обществу излишне уплаченные таможенные платежи в испрашиваемом размере.
При таких обстоятельствах, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.05.2016 по делу N А51-4764/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-4764/2016
Истец: ООО "ДЕМСО"
Ответчик: НАХОДКИНСКАЯ ТАМОЖНЯ