Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 31 января 2017 г. N Ф06-16735/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга в связи с железнодорожными перевозками
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
20 октября 2016 г. |
Дело N А55-29827/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 октября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова С.А., судей Балашевой В.Т., Туркина К.К., при ведении протокола секретарем судебного заседания Зародовым М.Ю., с участием: от истца - представитель Есина Т.Ю., доверенность от 22.07.2015, от ответчика - представитель Туишева О.А., доверенность от 01.12.2015, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 3 апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.09.2016 по делу N А55-29827/2015 (судья Богданова Р.М.) по иску Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" к акционерному обществу "РН-Транс" о взыскании основного долга,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу "РН-Транс" (далее - ответчик) о взыскании 21 591 руб. 05 коп. платы за пользование вагонами за период их нахождения на путях общего пользования.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.09.2016 иск удовлетворен.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил отменить решение суда первой инстанции, жалобу - удовлетворить.
Представитель истца не согласился с доводами апелляционной жалобы и указал, что решение суда первой инстанции принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, просил оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 29.06.2009 N 3/245 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "ЮКОС-Транссервис" при станции Новокуйбышевская (в согласованной редакции) и перевозочных документов прибывающие в адрес ответчика порожние вагоны должны быть поданы перевозчиком на места погрузки-выгрузки.
Договор N 3/245 от 29.06.2009 был заключен сроком до 30.09.2010 г. Срок действия договора продлевался дополнительными соглашениями: от 30.09.2010 (до 31.08.2011), от 01.08.2011 (до 31.01.2012), от 31.01.2012 (до 29.02.2012), от 27.02.2012 (до 31.12.2012), от 01.02.2013 (до 30.11.2013), от 17.04.2014 (по 31.10.2014).
7 декабря 2014 года по дорожным ведомостям N ЭЦ038023, ЭЦ012721, ЭЦ009359 в адрес ЗАО "РН-Транс" на ст. Новокуйбышевская прибыли порожние цистерны под погрузку груза (мазут).
В соответствии с договором N 3/245 от 29.06.2009 вагоны, прибывшие в адрес ответчика, должны быть поданы на пути N 1 и N 2 (под погрузку мазута).
Статьей 39 УЖД РФ предусмотрено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации".
Пунктом 16.2.2 договора N 3/245 от 29.06.2009 (в редакции дополнительного соглашения от 17.04.2014 г.) "Владелец" (ответчик по делу) взял на себя обязательства своевременно и полностью оплачивать "Перевозчику" (истец по делу) плату за пользование вагонами, принадлежащих "Владельцу" или иным юридическим или физическим лицам за время ожидания подачи вагонов по причинам, зависящим от "Владельца".
В связи с тем, что АО "РН-Транс" 7.12.2014 г. не соблюдало предусмотренное соглашением сторон время на налив вагонов (2 часа - в соответствии с п. 14 договора N 3/245), это привело к задержке в подаче прибывших в адрес ответчика вагонов на пути необщего пользования и необходимости их размещения на путях станции Новокуйбышевская.
Ввиду того, что в период с 2:45 до 13:00 7 декабря 2014 г. пути ответчика были заняты другими прибывшими в его адрес вагонами, прибывшие по выше названным перевозочным документам вагоны простаивали в указанный период на путях общего пользования ст. Новокуйбышевская.
Занятость путей необщего пользования ответчика на станции Новокуйбышевская подтверждается памятками приемосдатчиков N 5238/5243, 5239/5244, 5248/5254, 5249/5255, которые подписаны обеими сторонами.
На станции Новокуйбышевская по факту нахождения вагонов на путях общего пользования были составлены акты общей формы N 9/159 и N 9/160 от 7.12.14, которые подписаны ответчиком с разногласиями.
На основании пункта 16.3 договора N 3/245 от 29.06.2009 (в редакции дополнительного соглашения от 17.04.2014) ОАО "РЖД" начислена плата за пользование вагонами за время их нахождения на путях общего пользования в ожидании их принятия на пути необщего пользования.
По расчетам ОАО "РЖД" плата за пользование вагонами составила 18297 руб. 50 коп. (без НДС), кроме того НДС-18% - 3 293 руб. 55 коп. Всего сумма платы составила 21 591 руб. 05 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с иском в суд.
Согласно статье 1 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", данный закон регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
В силу положений статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам (т.е. в данном случае не ОАО "РЖД"), устанавливается в договорах с этими перевозчиками. Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 22.03.2012 N 558р об утверждении Методических рекомендаций по оформлению задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, к таким причинам, в частности, отнесены занятость вагонами станционных путей на станции назначения, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки, расположенных в местах общего пользования, где грузовые операции осуществляются силами грузополучателей, занятость вагонами железнодорожных выставочных путей, возникшие из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Пунктом 4.7 Правил N 26 предусмотрено, что перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45).
Согласно пункту 3.1 названных Правил факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
В соответствии с пунктом 3.2.4 Правил N 45 в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "Подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением". Факт ожидания подачи и приемки вагонов подтвержден представленными истцом актами общей формы.
Представленные в материалы дела акты общей формы соответствуют требованиям, установленным Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Данные, содержащиеся в перечисленных документах, в совокупности являются достаточными для определения времени простоя спорных вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема ответчиком.
Из представленных в материалы дела документов видно, что истцом были составлены все необходимые документы (акты общей формы, уведомления) и совершены все необходимые действия (извещение грузополучателя о задержке и отправлении задержанных вагонов), связанные с задержкой вагонов в пути следования.
Заявляя возражения по количеству вагонов, включенных в акт общей формы, ответчик при этом не указал ни норму права, устанавливающую такие ограничения, ни условия договора.
В момент составления акта общей формы N 9/159 от 7.12.2014 г. на путях необщего пользования находились ранее поданные вагоны, что подтверждается памятками на подачу N 5238, 5239 (вагоны поданы 6.12.2014 в 15:50) и памятками на уборку N 5243, 5244 (вагоны выведены 7.12.2014 в 2:30). Следующая партия вагонов была подана 7.12.2014 в 3:30 (памятки на подачу N 5248, 5249).
Уведомление об окончании налива данных вагонов дано ответчиком 7.12.2014 в 13:00. Это и является временем окончания простоя спорных вагонов на путях станции Новокуйбышевская (акт общей формы N 9/159 от 7.12.2014).
Занятость путей необщего пользования АО "РН-Транс" подтверждается памятками приемосдатчиков, подписанными обеими сторонами.
Из памяток приемосдатчиков за рассматриваемый период, приобщенных истцом в материалы дела, видно, что на путях необщего пользования постоянно шла работа по подаче и уборке вагонов. Эстакады были постоянно заняты вагонами.
Ввиду нарушения ответчиком нормы времени на налив вагонов, предусмотренные пунктом 14 договора N 3/245, которая составляет 2 часа, пути необщего пользования АО "РН-Транс" не позволяли дополнительно подать ему еще вновь прибывшие вагоны, задержанные на станции Новокуйбышевская.
Доводы ответчика о том, что книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку и выгрузку, представленная истцом, не соответствует требованиям законодательства, верно отклонены судом первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с п. 6 договора N 3/245 от 29.06.2009 на эксплуатацию пути необщего пользования подача вагонов на путь необщего пользования осуществляется по уведомлению, которое передается приемосдатчиком станции уполномоченному представителю "Владельца" по телефону.
Пунктом 3.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом МПС России от 1806.2002 N 26) предусмотрено, что порядок передачи уведомлений о времени подачи вагонов устанавливается договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Для записи уведомлений перевозчиком ведется книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку.
Уведомлением о предстоящей подаче перевозчик уведомляет грузополучателя об ориентировочном времени подачи вагонов. Это необходимо для того, чтобы обе стороны успели подготовиться к приему указанных в уведомлении вагонов - подготовили вагоны к подаче и места для их приемки на путях необщего пользования.
Как предусмотрено соглашением сторон уведомление ответчика о предстоящей подаче вагонов на путь необщего пользования было произведено по телефону, о чем перевозчик делал запись в книге ГУ-2ВЦ.
Пунктом 3.5 Правил эксплуатации путей необщего пользования "владелец, пользователь пути необщего пользования обязан назначить своих представителей, ответственных за прием уведомлений.
Ответчиком никаких документальных подтверждений доводов об отсутствии уведомлений о предстоящей подаче конкретных вагонов не представлено.
Кроме того, все прибывшие вагоны в декабре 2014 года были приняты ответчиком на свои пути под погрузку без каких-либо возражений, что свидетельствует о том, что вагоны со стороны перевозчика были подготовлен к подаче, а грузополучатель был готов их принять.
Возражений по факту простоя и размеру начисленной платы ответчик не представил.
Представленный истцом расчет платы произведен в соответствии с требованиями законодательства, арифметически выполнен правильно и обоснован документально.
Принимая во внимание, что доказательств погашения основного долга ответчиком не представлено, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310 ГК РФ, статьями 1, 39, 119 Устава железнодорожного транспорта РФ, правомерно удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции не принимает и не рассматривает доводы заявителя апелляционной жалобы, которые не приводились и не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (ч. 7 ст. 268 АПК РФ).
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы.
Обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.09.2016 по делу N А55-29827/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
С.А. Кузнецов |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29827/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 31 января 2017 г. N Ф06-16735/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ОАО "РН-Транс"