Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 марта 2017 г. N Ф08-44/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
21 октября 2016 г. |
дело N А53-3728/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Мисника Н.Н., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Невретдиновым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16 июня 2016 года по делу N А53-3728/2016 (судья Абдулина С.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна" (ИНН 6167008061, ОГРН 1026104159696)
к закрытому акционерному обществу "Медицинская акционерная страховая компания" Ростовский филиал (ИНН 7702030351, ОГРН 1027739099772) при участии третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области (ИНН 6164025975, ОГРН 1026103161028) о взыскании задолженности по договору,
при участии представителей:
от истца - руководитель Артеменко М.М. Стадниченко А.Н. (доверенность от 03.03.2016), Емельянова Н.Р. (доверенность от 25.08.2016);
от ответчика - Фурсва И.Ю. (доверенность от26.02.2016), Федотов М.Ю. (доверенность от 20.02.2016);
от третьего лица - Павлюкова О.В. (доверенность N 32 от 11.01.2016);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна" (далее общество, ООО "МНПФ "Авиценна") обратилось в суд с иском к закрытому акционерному обществу "Медицинская акционерная страховая компания" (далее страховая компания) о взыскании задолженности в размере 1 823 311,08 руб. по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N 51513/4015701-095 от 01.01.2015.
Определением суда от 18.02.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ростовской области (далее Фонд).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.06.2016 в иске отказано. Решение мотивировано тем, что медицинские услуги оказаны истцом с превышением объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - комиссия).
Общество с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просит судебный акт отменить, иск удовлетворить. Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Объемы медицинской помощи, устанавливаемые на год в соответствии с договором между сторонами, не являются окончательными и могут быть скорректированы. Право медицинской страховой организации на получение средств из нормированного страхового запаса территориального фонда предусмотрено также пунктом 112.2. Правил ОМС и пунктом 7 приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 227 "О порядке использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования". О предоставлении медицинской помощи застрахованным лицам в указанный период в превышающем объеме, свидетельствуют переданные истцом и принятые ответчиком в электронном виде сводные счета и реестры индивидуальных счетов за оказанную медицинскую помощь. Прием-передача указанной информации подтверждается Актом (протоколом) приема-передачи данных от 02.10.2015, подписанным представителями обеих сторон. Судом проигнорировано наличие у Ответчика целевых денежных средств, достаточных для оплаты медицинской помощи, оказанной ООО "МНПФ "Авиценна". Суд дал неверную правовую оценку, как обязательственным нормам законодательства, так и правам граждан, на гарантированную бесплатную медицинскую помощь по ОМС, поскольку, устанавливая объемы по ОМС, законодатель, не предполагал в виде объемов какое-либо количественное по пациентам, или по объему финансирования ограничение, на оказание ЛПУ застрахованным лицам, гарантированной бесплатной медицинской помощи.
Дополнительно, возражая против позиции ответчика и третьего лица, общество указало, что согласно пунктам 1 и 2 статьи 20 Закона об ОМС праву медицинской организации на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании вышеуказанного договора по обязательному медицинскому страхованию корреспондирует ее обязанность оказывать такую помощь застрахованным лицам бесплатно. Мнение фонда о том, что договор о финансовом обеспечении по ОМС не имеет отношение к рассматриваемому спору, является необоснованным. Судом не был установлен факт отсутствия у ответчика выделенных ему объемов предоставления медицинской помощи. Заявляя возражения о превышении истцом планового объема медицинской помощи, ответчик не представил доказательства того, что данное превышение обусловлено обстоятельствами, которые не предоставляют страховой медицинской организации в соответствии с пунктом 6 статьи 28 Закона об ОМС право на обращение в территориальный фонд для получения недостающих средств из нормированного страхового запаса территориального фонда. Материалами дела не подтвержден факт такого обращения либо отказа Территориального Фонда ОМС в предоставлении средств по причине отсутствия средств нормированного страхового запаса территориального фонда.
В отзыве страховая компания просит решение суда оставить без изменения, поскольку целевые денежные средства обязательного медицинского страхования подлежат распределению только в пределах объемов, установленных решением комиссии, и не отменяют обязанность участников системы обязательного медицинского страхования соблюдать установленный законодательством порядок пересмотра объемов медицинской помощи, подлежащей оплате за счет целевых средств обязательного медицинского страхования. Значительное превышение объемов предоставления медицинской помощи, выделенных комиссией, явилось следствием открытия истцом дополнительного филиала. Перечисление обществом целевых средств по счетам, предъявленным сверх утвержденных территориальной программой объемов, и объемов, утвержденных для страховой медицинской организации, является нецелевым использованием бюджетных средств.
В отзыве на апелляционную жалобу фонд просит отказать в ее удовлетворении, указывая, что обязанность страховой медицинской организации оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии, с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи предусмотрена Законом N 326-ФЗ и договором. Действующими нормативными актами не установлена обязанность комиссии распределять объемы оказания медицинской помощи в целях рентабельности коммерческой организации, исходя из производственных мощностей и имеющихся других возможностей. Истец имеет лицензию на оказание амбулаторной помощи, следовательно, имеет возможность планировать объемы, поскольку является коммерческой организацией и осуществляет деятельность на свой риск. Комиссия дополнительно выделила объем финансирования, который был израсходован истцом.
В составе суда при рассмотрении апелляционной жалобы на основании статьи 18 АПК РФ были произведены последовательные замены судей Галова В.В., Фахретдинова Т.Р. на судью Мисника Н.Н. Дело рассмотрено заново.
Представители истца в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.01.2015 между ЗАО "МАКС-М" (страховая медицинская организация) и ООО "МНПФ "Авиценна" (организация) заключен договор N 51513/4015701-095 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, по условиям которого организация обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), а страховая медицинская организация - оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой ОМС (пункт 1 договора).
Согласно пункту 3.1. договора организация вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании договора в соответствии с установленными тарифами.
В силу пункта 4.1 договора Страховая медицинская организация обязалась оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам, в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (Приложение N 1 к договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (Тарифы) в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования (Территориальный фонд) путем перечисления указанных средств на расчетный счет Организации на основании предъявленных Организацией счетов и реестров счетов, до 30 числа каждого месяца включительно;
В соответствии с разделом 5 договора организация обязана бесплатно оказывать застрахованным лицам при наступлении страхового случая медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, перечень видов которой содержится в сведениях, представляемых в соответствии с пунктом 5.15 настоящего договора; направлять в страховую медицинскую организацию в срок до десятого числа текущего месяца Заявку на авансирование в размере до 55 процентов от среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи за последние 3 месяца, либо с периода начала действия договора (в случае периода действия договора менее трех месяцев); представлять страховой медицинской организации в течение пяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным, реестр счетов и счет на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам; использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Совместным приказом Министерства здравоохранения Ростовской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области (далее - ТФОМС Ростовской области) от 30.12.2014 N 2099/04-777 "О распределении объемов предоставления медицинской помощи медицинским организациям в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в Ростовской области на 2015 год", истцу выделено 223500 посещений.
Письмами от 28.10.2015 N 04.2-6116 и 28.12.2015 N 04.2-8124 ТФОМС Ростовской области уведомил руководителей медицинских организаций и страховых медицинских организаций о том, что решениями Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Ростовской области (далее - Комиссия) (протоколы от 23.10.2015, от 21.12.2015) внесены корректировки в "Распределение объемов предоставления медицинской помощи медицинским организациям в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в Ростовской области на 2015 год".
В соответствии с принятыми решениями объем предоставления медицинской помощи ООО "МНПФ "Авиценна" на 2015 год увеличен соответственно до 234500 посещений, а затем до 279500 посещений.
По результатам работы в августе - сентябре 2015 года ООО "МНПФ "Авиценна" выставило ответчику счет N 13091 от 02.10.2015 на сумму 1823311,08 руб. на оплату амбулаторно-поликлинических услуг, фактически оказанных истцом за указанный период лицам, застрахованным в Ростовском филиале ЗАО "МАКС-М".
ООО "МНПФ "Авиценна" обращалось в Комиссию о пересмотре плановых объемов в сторону увеличения, заявления были удовлетворены частично в декабре 2015 года (заявления ООО "МНПФ "Авиценна" от 15.07.2015 N 153, от 03.09.2015 N 210, от 11.11.2015 N 328).
В соответствии с уведомлением N 1616 и актом медико-экономического контроля сводных счетов и реестров индивидуальных счетов (далее - Акт МЭК) N 401130916160 от 08.10.2015 ответчик не принял к оплате 1823311,08 руб. по счету N 13091 от 02.10.2015 в связи с "предъявлением к оплате случаев оказания медицинской помощи сверх распределенного объема предоставления медицинской помощи, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы" (код дефекта/нарушения - 5.3.2. Раздел V Приложения 5 к Тарифному соглашению об оплате медицинской помощи по ОМС в Ростовской области на 2015 год).
Письмом от 14.10.2015 N 36/385 ответчик подтвердил свое намерение не оплачивать медицинскую помощь, оказанную сверх объемов, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС.
19.10.2015 истец направил ответчику претензию с требованием произвести оплату предъявленных счетов за оказанную медицинскую помощь за август - сентябрь 2015 года, которая оставлена без удовлетворения.
Истец обжаловал Акт МЭК N 401130916160 от 08.10.2015 путем направления соответствующей претензии в ТФОМС Ростовской области (исх. N 306 от 30.10.2015).
ТФОМС Ростовской области письмом N 04.2-7385 от 02.12.2015 подтвердил обоснованность отказа ответчика в оплате счетов ООО "МНПФ "Авиценна" за сентябрь 2015 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) определяются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В соответствии со статьей 9 указанного Закона субъектами обязательного медицинского страхования являются застрахованные лица, страхователи, федеральный фонд, участники обязательного медицинского страхования - территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
На основании пункта 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования).
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 N 1273, предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются тарифным соглашением.
По договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств (пункт 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ).
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (пункт 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинская организация имеет право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Законом.
Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования (пункт 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Согласно пункту 9 статьи 38 Закона N 326-ФЗ основаниями для отказа в предоставлении страховой медицинской организации средств из нормированного страхового запаса территориального фонда сверх установленного объема средств на оплату медицинской помощи для данной страховой медицинской организации являются: 1) наличие у страховой медицинской организации остатка целевых средств; 2) необоснованность объема дополнительно запрашиваемых средств, выявленная территориальным фондом по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи и проведения экспертизы качества медицинской помощи; 3) отсутствие средств в нормированном страховом запасе территориального фонда.
В то же время, в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона N 326-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Пунктом 1 статьи 81 указанного Закона предусмотрено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь вышеприведенными требованиями действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что медицинское учреждение (истец), включенное в территориальную программу обязательного медицинского страхования, являющуюся гарантией обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, не вправе отказать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам.
Право медицинской страховой организации на получение в указанном случае средств из нормированного страхового запаса территориального фонда предусмотрено пунктом 112.2. Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила), и пунктом 7 приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 227 "О порядке использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования" (далее -Приказ N 227).
Также в соответствии с Законом N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 Закона N 326-ФЗ.
Распоряжением Правительства Ростовской области от 30.12.2011 N 332 "О комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Ростовской области" образована соответствующая комиссия.
В соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ и Приложением N 1 к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в том числе: распределяет объемы медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации, на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи (пункт 8 Положения о Комиссии).
Решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех участников обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации (п. 15 Положения о Комиссии)
Согласно пункту 4.1. Договора, на страховую медицинскую организацию возложена обязанность оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с законом Ростовской области от 25.12.2014 N 287-ЗС "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", постановлением Правительства Ростовской области от 22.12.2014 N 856 "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ростовской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", Тарифным соглашением на 2015 год от 26.12.2014 года Приказом Министерства здравоохранения Ростовской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области от 30.12.2014 N 2099/04-777 "О распределении объемов предоставления медицинской помощи медицинским организациям в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в Ростовской области на 2015 год", истцу выделено 223 500 посещений.
В течение 2015 года на основании обращения общества Комиссия дважды увеличивала объемы оказания медицинской помощи: решением от 23.10.2015 и решением от 21.12.2015 г. в общем объеме на 56 000 посещений. Решение Комиссии в части отказа обществу в выделении дополнительных объемов медицинской помощи на 2015 год истцом не оспорено.
Проанализировав указанные нормативные акты, в том числе правила обязательного медицинского страхования, которые устанавливают порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что спорная сумма представляет собой стоимость услуг, оказанных истцом с превышением объемов предоставления медицинской помощи, утвержденных решением комиссии.
В соответствии с п.7 приложения N 6 к Тарифному соглашению от 26.12.2014 года, действующему в Ростовской области, объемы (госзадания), установленные решением Комиссии для конкретной медицинской организации, являются неотъемлемой частью договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
В соответствии с п. 9 приложения N 6 к Тарифному соглашению от 26.12.2014 года руководители медицинских организаций организуют и осуществляют управление деятельностью медицинских организаций, обеспечивая выполнение установленных госзаданий.
Апелляционный суд соглашается с позицией ответчика, что тарифное соглашение является нормативным правовым актом, поскольку рассчитано на неоднократное применение и устанавливает тарифы, адресованные неопределенному кругу лиц, которые в течение 2015 года могут изменяться (указанная позиция сформирована Верховным судом РФ в Определении от 17.12.2015 N 306-КГ15-17001).
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ в случае превышения установленного в соответствии с рассматриваемым Законом для СМО объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту территориальный фонд принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении СМО недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда. В данном случае у территориального фонда такие основания отсутствовали.
Документы, подтверждающие повышение заболеваемости, увеличение тарифов на оплату медицинской помощи, увеличение количества застрахованных лиц и (или) изменение их структуры по полу и возрасту, истцом, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлены. Судом первой инстанции установлено, что в мае 2015 г. истцом открыто дополнительное подразделение на пр. Коммунистический в г. Ростове-на-Дону, что последним не отрицалось.
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Закона N 326-ФЗ обращение страховой медицинской организации за предоставлением целевых средств сверх установленного объема средств на оплату медицинской помощи для данной страховой медицинской организации из нормированного страхового запаса территориального фонда рассматривается территориальным фондом одновременно с отчетом страховой медицинской организации об использовании целевых средств.
Решение о предоставлении средств из нормированного страхового запаса территориального фонда принимается территориальным фондом после проведения проверки в целях установления причин недостатка целевых средств у страховой медицинской организации.
Цели, на которые могут быть использованы средства нормированного страхового запаса, устанавливаются Порядком использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным Приказом Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 N 227.
Пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) установлено, что медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
К видам медицинской помощи относится среди других видов медицинской помощи - первичная медико - санитарная помощь (подпункт 1 пункта 2 статьи 32 Закона N 323-ФЗ). Подпунктом 2 пункта 3 статьи 32 Закона N 323-ФЗ предусмотрено, что медицинская помощь может оказываться амбулаторно, т.е. в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в т.ч. на дому при вызове медицинского работника. На основании пункта 4 указанной выше статьи названного Закона формами оказания медицинской помощи являются: экстренная, неотложная и плановая.
В соответствии со статьей 33 Закона N 323-ФЗ первичная медико -санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи, указанная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
В соответствии с лицензией ООО "МНПФ "Авиценна" имеет право оказывать первичную, в т.ч. доврачебную, врачебную и специализированную, медико - санитарную помощь в амбулаторных условиях, только в плановой форме оказания медицинской помощи, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях., не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи., и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшения состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью. У истца отсутствует прикрепленное население, что влияет на порядок финансирования данной медицинской организации, а также на форму организации предоставления ею медицинской помощи населению (необходимо наличие направления от других медицинских организаций, либо заключение договора на оказание услуг между ООО " МНПФ "Авиценна" и другими медицинскими организациями).
Таким образом, апелляционный суд полагает, что ООО "МНПФ "Авиценна" имело возможность планировать и оказывать медицинскую помощь в рамках выделенных объемов.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется. Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не установлено факта отсутствия у ответчика выделенных ему объемов предоставления медицинской помощи противоречат материалам дела, поскольку это следует, в том числе, из решений комиссии, сведений, предоставленных третьим лицом.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на судебные акты по другим делам, свидетельствующим, по ее мнению, о нарушении судами единства судебной практики, несостоятельна, поскольку указанные в жалобе судебные акты приняты по результатам рассмотрения конкретных дел с учетом установленных судами фактических обстоятельств, имеющихся в материалах дела доказательств и их оценки применительно к рассмотренным спорам.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.06.2016 по делу N А53-3728/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-3728/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 марта 2017 г. N Ф08-44/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "МЕДИЦИНСКАЯ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА "АВИЦЕННА"
Ответчик: ЗАО "МЕДИЦИНСКАЯ АКЦИОНЕРНАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ростовской области