Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 февраля 2017 г. N Ф05-22273/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
20 октября 2016 г. |
Дело N А41-23067/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Боровиковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Ереминой А.Г.,
при участии в заседании:
от ООО "Рантект-МФД": не явились, извещены;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Рантект-МФД" на решение Арбитражного суда Московской области от 01 августа 2016 года по делу N А41-23067/16, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области к ООО "Рантект-МФД" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Рантект-МФД" с заявленным требованием:
- взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Рантект-МФД" в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области задолженность по арендной плате по договору аренды N 2383 от 10.12.2008 за период с 01.04.2015 по 30.09.2015 в сумме 1 442 119 рублей 44 копейки, а также пени за период в сумме 579 027 рублей 00 копеек, а всего 2 021 146 рублей 44 копейки.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 августа 2016 года по делу N А41-23067/16 требования Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 10 декабря 2008 года между Муниципальным образованием "Одинцовский муниципальный район Московской области" в лице КУИ Одинцовского района (арендодатель) и ООО "Рантект-МФД" (арендатор) был заключен договор аренды N 2383 земельного участка с КН 50:20:0030102:43 площадью 2180 кв.метров из земель населенных пунктов, по адресу: Московская область, г.Одинцово, мкрн N 2, д. 5/2, для жилищного строительства.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2, 3.3 договора ООО "Рантект-МФД" приняло на себя обязательство ежеквартально до 15-го числа последнего месяца текущего квартала вносить арендную плату за пользование земельным участком.
Расчет арендной платы определен в Приложении N 2 к договору, являющемся неотъемлемой частью договора.
Согласно Приложению N 2 к договору размер арендной платы определяется в соответствии с абзацем 1 пункта 13.1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" и на момент подписания договора составлял 145 388,13 руб. в квартал.
Пунктом 3.5 договора установлено, что размер арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в случае изменения административно- территориального устройства Московской области, изменения базового размера арендной платы и коэффициентов к ним, перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка в установленном порядке, без согласования с арендатором.
Исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании письменного уведомления, направленного арендодателем по адресу арендатора, указанному в договоре.
Стороны считают размер арендной платы измененным со дня введения нового базового размера арендной платы, коэффициентов к базовым размерам арендной платы, а также с даты принятия распорядительного акта об изменении административно-территориального устройства Московской области, об изменении категории, вида разрешенного использования участка, если законодательством Московской области не предусмотрено иное.
Размер арендной платы изменяется, и арендная плата подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае, установленном в пункте 3.5 Приложения без согласования с арендодателем и без внесения изменений или дополнений в договор путем направления соответствующего уведомления арендатору.
В силу пункта 5.2 договора за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор уплачивает арендодателю пени в размере 0,05% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и ООО "Рантект-МФД" подписано дополнительное соглашение от 12.11.2011 к договору аренды от 10.12.2008 N 2383, в соответствии с которым размер арендной платы с 01.01.2011 установлен в сумме 28 846,85 руб. в квартал. 03.08.2011 года стороны подписали дополнительное соглашение к договору аренды, согласно которому срок действия договора продлен до 14.12.2017.
С 01.01.2013 в связи с изменением базового размера арендной платы изменился размер арендной платы по договору и стал составлять 623 682,91 руб. в квартал.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области произвел перерасчет арендной платы по договору аренды от 10.12.2008 N 2383, и направил арендатору соответствующее уведомление N 7.1.18/1251/4 от 30.04.2013.
Комитет 21.04.2014 направил арендатору уведомление об изменении размера арендной платы с 01.01.2014, которая стала составлять 686 029,78 руб. в квартал
Комитет 20.04.2015 направил в адрес арендатора допсоглашение от 15.03.2015 об изменении размера арендной платы с 01.01.2015, которая стала составлять 721 059,72 коп. в квартал.
В связи с неисполнением ответчиком договорных обязательств в части полного и своевременного внесения арендной платы в период с 01.01.2013 по 31.12.2013, Комитет обратился в суд с настоящим иском о взыскании с ответчика образовавшейся задолженности по арендной плате.
Вступившим в законную силу постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по делу N А41-26421/14 исковые требования были удовлетворены в полном объеме.
В связи с неисполнением ответчиком обязательств по внесению арендной платы за период с 01.01.2014 по 31.03.2015 Комитет обратился в суд с иском о взыскании соответствующей задолженности и начисленных на нее пеней.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области решением от 21.01.2016 по делу N А41- 93616/15 удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Как указывает истец, общество в период с 01.04.2015 по 30.09.2015 ненадлежащим образом исполняло свои обязательства по внесению арендных платежей, в связи с чем возникла задолженность в сумме 1 442 119,44 руб.
В связи с изложенным, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Частью 1 ст. 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
В силу ч. 4 ст. 22, ч. 3 ст. 65 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Московской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен ст. 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Согласно условиям договора аренды, приложению N 2 к нему "Расчет арендной платы", размер арендной платы определяется в соответствии с Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" по формуле: Ап = Аб х Кд х Пкд х Км х S, где Аб - базовый размер арендной платы, Кд - коэффициент, учитывающий условия использования арендатором земельного участка или вид деятельности арендатора на земельном участке, Пкд - повышающий коэффициент, Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования, S - площадь участка. На основании Закона Московской области от 07.06.1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" и Закона Московской области от 16.09.2014 N 113/2014-ОЗ "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области на 2015 год", с 2015 года базовый размер арендной платы составил 67,31 руб. за 1 кв.метр.
Коэффициент, учитывающий условия использования арендатором земельного участка или вид деятельности арендатора на земельном участке (Кд) согласно ч. 3 и п. 23 Приложения к закону N 23/96-ОЗ составляет 4,2.
В соответствии с Решением Совета депутатов Одинцовского района от 28.04.2009 N 14/32 Пкд при Кд = 4,2 составляет 3.
В допсоглашении от 15.03.2015, подписанном и направленном истцом ответчику, размер арендной платы с 01.01.2015 составил: 2 884 238,88 руб. в год и 721 059,72 руб. в квартал.
Из допсоглашения видно, что Комитет рассчитал арендную плату арендуемого ответчиком земельного участка в соответствии с требованиями закона "О регулировании земельных отношений в Московской области", по вышеуказанной формуле, и согласно ставкам коэффициентов к ней.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (ч. 2 ст. 424 ГК РФ).
Исходя из изложенных обстоятельств, ст.ст. 22, 65 Земельного кодекса РФ, которыми полномочия по установлению размера арендной платы земельных участков, находящихся в не разграниченной государственной собственности, отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации, ст. 14 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", условий спорного договора аренды, установившейся судебной практики, суд полагает, что расчет арендной платы за земельный участок в 2015 году, произведенный истцом, является верным.
С учетом вышеуказанных коэффициентов, размер арендной платы в 2015 году должен составлять 721 059,72 руб. в квартал, о чем комитет указал в допсоглашении от 15.03.2015.
Доказательств добровольной уплаты указанных сумм задолженности в материалы дела не представлено.
В своей апелляционной жалобе ответчик указывает, что расчет задолженности, в соответствии с Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" противоречит постановлению Правительства от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
Апелляционный суд отклоняет указанный довод, ввиду следующего.
Согласно пункту 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Указанным Постановлением утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности: экономической обоснованности, предсказуемости расчета размера арендной платы, предельно допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, запрета необоснованных предпочтений.
Вышеназванным Постановлением также утверждены "Правила определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-О3 "О регулировании земельных отношений Московской области" установлен порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок определения размера арендной платы, установленный статьей 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-О3 "О регулировании земельных отношений Московской области", соответствует основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Правила определения размера арендной платы, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, регулируют вопросы определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Порядок расчета размера арендной платы, установленный Законом Московской области, учитывает местоположение, инвестиционную привлекательность и доходность земельного участка на территории соответствующего публично-правового образования.
Согласно п.п. 10 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов правового регулирования земельных правоотношений является принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
Поскольку на федеральном уровне не установлена единая методика расчета арендной платы, из норм федерального законодательства, в том числе вышеперечисленного, следует, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, субъект Российской Федерации (Московская область) вправе в пределах своих полномочий установить способ определения арендной платы; противоречия Закона Московской области законодательству, имеющему большую юридическую силу, не имеется.
Установление на федеральном уровне применительно к земельным участкам, находящимся в федеральной собственности, предельного размера арендной платы, порядка и срока внесения арендной платы за такие земельные участки, не означает, что за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования или государственной неразграниченной собственности, размер арендной платы не может отличаться, если к земельным участкам на территории соответствующего публично-правового образования в соответствии с требованиями закона применяется, в частности, такой коэффициент как местоположение земельного участка.
Таким образом, арендная плата обоснованно рассчитана на основании статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Соответственно, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование о взыскании задолженности.
Кроме того, истец просил взыскать пени в размере 0,05% от суммы задолженности.
Необходимость начисления пеней на несвоевременно уплаченную арендную плату предусмотрена п. 5.2 договора аренды, ст. 330 ГК РФ и ст. 15 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области".
В своей апелляционной жалобе ответчик указывает на несоразмерность неустойки применительно к положениям статьи 333 ГК РФ.
Статьей 333 ГК РФ установлено, что если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Пункт 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" содержит разъяснение о том, что если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
Поскольку таких доказательств ответчиком в материалы дела не представлено, апелляционный суд не усматривает оснований для снижения предусмотренной договором неустойки.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 01 августа 2016 года по делу N А41-23067/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-23067/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 февраля 2017 г. N Ф05-22273/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
Ответчик: ООО "Рантект-МФД"