Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14 марта 2017 г. N Ф10-5804/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании денежных средств
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Воронеж |
|
19 октября 2016 г. |
Дело N А35-3493/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Яковлева А.С.,
Письменного С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плотниковой Е.С.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Каменевой Зинаиды Бахтиёровны: Каменевой З.Б., Сидельниковой И.В. - представителя по доверенности б/н от 01.07.2016,
от Комитета по труду и занятости населения Курской области представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Каменевой Зинаиды Бахтиёровны (ОГРНИП 311463216000010, ИНН 463230886194) на решение Арбитражного суда Курской области от 05.07.2016 по делу N А35-3493/2016 (судья Трубецкая Е.В.) по исковому заявлению Комитета по труду и занятости населения Курской области (ОГРН 1074632000233, ИНН 4632074621) к индивидуальному предпринимателю Каменевой Зинаиде Бахтиёровне о взыскании 100 000 рублей 00 копеек,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по труду и занятости населения Курской области (далее по тексту - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Каменевой Зинаиде Бахтиёровне (далее по тексту - ИП Каменева З.Б., ответчик) о взыскании 100 000 рублей 00 копеек.
Решением Арбитражного суда Курской области от 05.07.2016 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
По мнению заявителя жалобы, судом при вынесении решения не учтено право работодателя на изменение отдельных элементов интерьера, которые могут быть неудобны для инвалидов, в связи с чем полагает, что со стороны ответчика не было допущено нарушения договорных обязательств.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Комитет просит оставить решение суда без изменения.
В заседании суда ответчик и представитель ответчика доводы жалобы поддержали, просили их удовлетворить.
Истец явку представителей в судебное заседание не обеспечил, о слушании дела извещен надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей стороны, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителей стороны, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Постановлением администрации Курской области от 20.09.2013 N 659-па утверждена государственная программа Курской области "Содействие занятости населения в Курской области".
25.04.2014 утвержден Порядок предоставления субсидии работодателям (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам), участвующим в реализации государственной программы Курской области "Содействие занятости населения в Курской области", направленной на содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места в 2014 и 2015 годах и создание в 2014 году инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам" (постановление Администрации Курской области N 280-па от 25.04.2014).
Согласно пункту 1 Порядка источниками финансирования мероприятия по организации трудоустройства незанятых инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места государственной программы Курской области "Содействие занятости населения в Курской области" являются субсидии, поступившие из федерального бюджета в областной бюджет на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, и средства областного бюджета.
Абзацем первым пункта 2 Порядка предусмотрено, что целью предоставления субсидии работодателям, участвующим в реализации государственной программы Курской области "Содействие занятости населения Курской области", является полное или частичное возмещение затрат работодателей на оборудование (оснащение) рабочих мест для незанятых инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски.
В целях реализации государственной программы Курской области "Содействие занятости населения в Курской области" областное казенное учреждение "Центр занятости населения г. Курска и Курского района" заключило с ответчиком договоры о совместной деятельности по содействию трудоустройству незанятого инвалида на оборудованное (оснащенное) для него рабочее место в 2014-2015 г.г. и создание в 2014 г. инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочему месту от 20.10.2014 N 235-и, N 238-и, N 239-и.
По условиям договоров ответчик обязался оказать содействие трудоустройству незанятого инвалида, использующего кресло-коляску, на оборудованное (оснащенное) рабочее место по направлению Центра занятости, в том числе приобрести необходимое оборудование для оснащения рабочего места, принять на работу работника, осуществлять оплату труда.
Согласно пунктам 2.2.4 указанных договоров в случае увольнения работника в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию приобретенного оборудования Работодатель обязан сообщить в Центр занятости в течение 5 рабочих дней и осуществляет прием на работу на освободившееся место работника, направленного Центром занятости.
11.11.2014 между истцом и ответчиком (получатель субсидии, работодатель) заключено соглашение N 81, по условиям которого ИП Каменевой З.Б. на безвозмездной основе предоставляются бюджетные средства на возмещение затрат, связанных с реализацией Государственной программы.
Перечисление денежных средств осуществляется с лицевого счета Комитета на расчетный счет Работодателя в течение 5 дней в соответствии с порядком и условиями, утвержденными Соглашением N 81 (п. 2.1 Соглашения). Комитет имеет право на проведение проверок соблюдения Работодателем условий Соглашения.
В соответствии с п. 2.2 Работодатель обязался направить полученные денежные средства на финансирование мероприятий в объеме и на цели, установленные Соглашением.
Согласно п.п. 1.3, 2.2, 3.1 Соглашения N 131 выделяемые из бюджета денежные средства являются целевыми, а работодатель несет ответственность за их использование по целевому назначению. При этом в случае установления факта нарушения условий предоставления субсидии, предоставления ложных или искаженных документов, нецелевого расходования бюджетных денежных средств, субсидия подлежит возврату работодателем в течение 30 календарных дней с момента получения требования Комитета (п. 3.2-3.4 Соглашения N 131).
Как установлено п. 3.5 Соглашения N 131 меры по взысканию подлежащей возврату субсидии в федеральный и (или) областной бюджет принимает Комитет.
Платежными поручениями от 12.11.2014 N 8620, N 1487, от 04.12.2014 N 90497, N 1702 истец перечислил ответчику субсидию в размере 300000 рублей 00 копеек из расчета 100 000 рублей 00 копеек на оборудование одного места.
Согласно акту встречной проверки от 15.12.2015, проведенной Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области в отношении ответчикам за период с 01.01.2014 по 14.09.2015, ИП Каменевой З.Б. не сохранено оборудованное (оснащенное) рабочее место для трудоустройства незанятого инвалида и не сохранена занятость инвалида в течение 12 месяцев с момента получения субсидии, до 04.12.2015.
28.12.2015 Комитет по труду и занятости населения Курской области направил в адрес ИП Каменевой З.Б. требование о возврате бюджетных средств в размере 100 000 рублей 00 копеек, установив срок для возврата в течение 30 календарных дней с момента получения требований.
Поскольку ответчик требования истца в добровольном порядке в установленный срок не исполнил, равно как и не представил доказательства целевого использования субсидий, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ N 156 от 06.04.2004 "Вопросы Федеральной службы по труду и занятости" Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, оказания государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 156 от 06.04.2004 "Вопросы Федеральной службы по труду и занятости" установлено, что Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы.
Положением о Комитете по труду и занятости населения Курской области, утвержденного постановлением Губернатора Курской области от 20 мая 2010 N 201-пг, определены функции Комитета, в том числе, надзор и контроль за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения.
На основании части 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Поскольку Федеральный закон N 264-ФЗ предполагает расходование бюджетных средств на предоставление субсидии, отношения сторон, должны регулироваться нормами бюджетного законодательства.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Пунктом 11 постановления Администрации Курской области от 25.04.2014 N 280-па "Об утверждении Порядока предоставления субсидии работодателям (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам), участвующим в реализации государственной программы Курской области "Содействие занятости населения в Курской области" предусмотрено, что после принятия решения о предоставлении субсидии Комитет в 3-дневный срок заключает соглашение о предоставлении субсидии работодателям, участвующим в реализации Государственной программы, в котором предусматриваются следующие условия, в том числе, порядок возврата сумм, использованных работодателем, в случае установления по итогам проверок Комитетом и органами государственного финансового контроля факта нарушения условий предоставления субсидий, определенных настоящим Порядком и заключенным соглашением.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права). При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ). Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В пункте 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Основанием для возврата субсидии является, во-первых, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, во-вторых, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.
Истец в подтверждение своих требований ссылается на акты осмотров N 1, N 2 и акт встречной проверки от 15.12.2015 Территориального управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области в отношении ответчикам за период с 01.01.2014 по 14.09.2015, из которых следует, что ИП Каменевой З.Б. не сохранено оборудованное (оснащенное) одно рабочее место для трудоустройства незанятого инвалида, а именно на момент осмотра в наличии не имелись: письменный стол с тумбой (1 штк.), письменный стол (1 штк.), шкаф для документов (1штк), стол-подставка для оргтехники (1штк.), системный блок (1шт), клавиатура, мышь (1штк.). и не сохранена занятость инвалида по должности экскурсовод в течение 12 месяцев с момента получения субсидии, до 04.12.2015
ИП Каменева З.Б., получив данные акты, никаких возражений не заявила. Также не было ответчиком заявлено возражений в суде первой инстанции относительно заявленных требований и не представлено доказательств, указывающих на целевое использование денежных средств в заявленном размере в спорный период.
Согласно части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд области пришел к верному выводу о том, что требования истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доказательства по делу судом первой инстанции оценены правильно, нарушений статей 67, 68, 71 АПК РФ не допущено. Оснований для иной оценки собранных по делу доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
В суд апелляционной инстанции заявитель для обозрения представил копии товарных чеков, которые, по его мнению, подтверждают факт приобретения оборудования для рабочего места. Вместе с тем, указанные обстоятельства не являются основанием для отмены судебного акта, поскольку о наличии оборудования и товарных чеках, ИП Каменевой З.Б. не было заявлено при проверке рабочего места, а также в суде первой инстанции.
Ссылка заявителя на то, что суд неправомерно отклонил ходатайство об отложении дела в связи с болезнью представителя ответчика, не принимается судом.
Согласно ч. 3 ст. 158 АПК РФ в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Указанная в ходатайстве ответчика причина не является уважительной, поскольку болезнь представителя не лишает возможности направить в суд иного представителя. Более того заявителем не было представлено доказательств, подтверждающих болезнь представителя.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 05.07.2016 по делу N А35-3493/2016 суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Каменевой Зинаиды Бахтиёровны (ОГРНИП 311463216000010, ИНН 463230886194) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Афонина |
Судьи |
А.С. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-3493/2016
Истец: Комитет по труду и занятости населения Курской области
Ответчик: ИП Ип Каменева З. Б., ИП Каменева Зинаида Бахтиёровна