г. Пермь |
|
24 октября 2016 г. |
Дело N А60-29412/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.,
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.
при участии:
от заявителя Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Невьянского городского округа, Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области - не явились, извещены надлежащим образом
от заинтересованного лица ООО ЧОП "АЛЬЯНС - СВ ПО" - Банников А.В. - представитель по доверенности от 29.07.2016 г., Смирнягин А.А. - директор, протокол от 21.03.2016 г.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Альянс - Союз ветеранов правоохранительных органов"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 августа 2016 года
по делу N А60-29412/2016,
принятое судьей С.Н.Водолазской
по заявлению отдела надзорной деятельности и профилактической работы Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский, Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области
к обществу с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Альянс - Союз ветеранов правоохранительных органов" (ИНН 6621010267, ОГРН 1036601184850)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский, Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской
области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Альянс - Союз ветеранов правоохранительных органов" (далее - ООО Частное охранное предприятие "Альянс - СВ ПО") к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 августа 2016 года заявленные требования удовлетворены. Общество с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Альянс - Союз ветеранов правоохранительных органов" (ИНН 6621010267, ОГРН 1036601184850, юридический адрес: 624194 Свердловская область, г. Невьянск, ул. Ленина, 18, помещение 104, дата регистрации: 05.12.2003 ИМНС России по г. Невьянску Свердловской области) привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб.
Заинтересованное лицо, не согласившись с судебным актом, обратилось в суд апелляционной инстанции, в котором просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в привлечении общества к административной ответственности. В обоснование доводов жалобы указывает, что состав административного правонарушения материалами дела не доказан, поскольку по договору от 01.01.2016 г. общество несет ответственность только за ненадлежащее техническое обслуживание средств автоматической сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, вместе с тем, обществу вменяется в вину не оборудование центрального входа ручным пожарным извещателем, запасного выхода - световым табло. Вместе с тем, суд не учел, что проект и монтаж системы пожарной сигнализации в здании осуществляло иное юридическое лицо - Свердловский филиал общественной организации "ВДПО".
Судебное заседание проведено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13.05.2016 в отношении отделения временного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Невьянского района", осуществляющего свою деятельность по адресу: Невьянский район с. Аятское, ул. Ворошилова, 1, проведена плановая выездная проверка соблюдения действующих требований пожарной безопасности.
В ходе плановой проверки установлено, что смонтированная система автоматической пожарной сигнализации в здании социально-реабилитационного центра обслуживается с нарушением установленных нормативно-технических документов, предусмотренных ст. 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21.12.2004.
Составлен акт проверки N 34 от 17.05.2016.
Установлено, что по договору на оказание услуг N 18/16-ТО от 01.01.2016 ООО Частное охранное предприятие "Альянс - СВ ПО" приняло на себя обязательства по техническому обслуживанию средств автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения в отделении временного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской
области "Комплексный центр социального обслуживания населения Невьянского района" по адресу: Невьянский район с. Аятское, ул. Ворошилова,
ООО Частное охранное предприятие "Альянс - СВ ПО" осуществляет деятельность на основании лицензии на право осуществления деятельности по
монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений N 66-Б/00327 от 01.12.2004.
Согласно приложению к указанной лицензии ООО Частное охранное предприятие "Альянс - СВ ПО", разрешена деятельность: - монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; - монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Установлено, что ООО Частное охранное предприятие "Альянс - СВ ПО" за период обслуживания средств обеспечения пожарной безопасности здания не
выполнило лицензионные требования, предъявляемые к техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий
и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-
техническими документами, допустило грубые нарушения лицензионных требований.
В отношении общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Альянс - СВ ПО" составлен протокол N 98 об административном правонарушении от 10.06.2016.
Материалы проверки с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Альянс - СВ ПО" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлены в Арбитражный суд Свердловской области.
Суд первой инстанции, привлекая общество к административной ответственности, исходил из подтверждения материалами дела состава административного правонарушения.
Общество с данными выводами суда не согласно. В обоснование доводов жалобы указывает, что состав правонарушения в его действиях не доказан, поскольку по договору от 01.01.2016 г. несет ответственность только за ненадлежащее техническое обслуживание средств автоматической сигнализации и системы оповещения людей о пожаре. Вместе с тем, обществу вменяется в вину не оборудование центрального входа - ручным пожарным извещателем, а запасного выхода - световым табло. Суд не учел, что проект и монтаж системы пожарной сигнализации в здании осуществляло иное юридическое лицо - Свердловский филиал общественной организации "ВДПО".
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных
специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.
В соответствии с ч. 7 ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями
о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Лицензируемым видом деятельности в силу ст. 3 данного Закона является вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в ч. 3 ст. 1 Закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 утверждено Положение о лицензировании производства работ по монтажу ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно п. 10 приложения к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и пожарно-охранной
сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию им проведение пусконаладочных работ относится к работам и услугам, составляющим к деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
На основании п. 7 Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, предусмотренных
подп. "а" и (или) "д" п. 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно п. 1 ч. 11 ст. 19 Федерального закона N 99-ФЗ исчерпывающий
перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям
лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а
также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Проверкой установлено, что общество с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Альянс - СВ ПО" не выполнило лицензионные
требования, предъявляемые к техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности", в следствии чего допустило грубые нарушения лицензионных требований, изложенных в подпункте "д" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1225.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о
требованиях пожарной безопасности" установлены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 123-ФЗ система противопожарной защиты представляет собой комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию) (пункт 41); пожарная сигнализация определена как совокупность
технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения
и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты (п. 23).
Как следует из материалов дела, ООО Частное охранное предприятие "Альянс - СВ ПО" имеет лицензию на право осуществления деятельности по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений N 66-Б/00327 от 01.12.2004, действующую бессрочно.
Согласно имеющемуся в материалах дела договору на оказание услуг N 18/16-ТО от 01.01.2016 ООО Частное охранное предприятие "Альянс - СВ ПО" приняло на себя обязательства по техническому обслуживанию средств автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения в отделении временного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Невьянского района" по адресу: Невьянский район с.
Аятское, ул. Ворошилова,1.
Таким образом, исходя из содержания договора, суд первой инстанции правильно установил, что комплексное обслуживание систем указанных в договорах заключается в поддержании их исправного состояния, в проведении необходимого ремонта с целью приведения в работоспособное состояние. Общество в силу вышеназванных договоров является ответственным за состояние систем на объекте, поэтому обязано производить техническое обследование, выявлять неисправности и устранять их.
В силу ГОСТа 18322-78 Межгосударственный стандарт система технического обслуживания и ремонта техники, - техническое обслуживание - это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании.
Согласно пункту 1.5 РД 009-02-96 (Руководящий документ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту установок пожарной автоматики) - к техническому обслуживанию относятся работы по проведению плановых профилактических работ; установление неисправностей и проведение текущего ремонта; оказание помощи заказчику в вопросах правильной эксплуатации.
Между тем, привлекая общество к административной ответственности, суд первой инстанции не учел, что в результате проверки, каких-либо неисправностей обслуживаемой пожарной сигнализации и системы оповещения, нарушения технического состояния системы пожарной сигнализации, не установлено.
Фактически обществу вменяется не оборудование центрального входа - ручным пожарным извещателем, а запасного выхода - световым табло, то есть вменяется невыполнение работ по монтажу системы пожарной сигнализации. Вместе с тем, как следует из пояснений представителей общества, проект и монтаж системы пожарной сигнализации в здании осуществляло иное юридическое лицо - Свердловский филиал общественной организации "ВДПО".
Из предмета договора на оказание услуг N 18/16-ТО от 01.01.2016 следует, что ООО Частное охранное предприятие "Альянс - СВ ПО" монтаж системы сигнализации не производило. Ненадлежащий монтаж системы сигнализации произвело в 2007 году иное юридическое лицо, при этом обществом заключен договор на техническое обслуживание с 2016 года.
Суд первой инстанции указал, что на обществе, как на лице, имеющем соответствующую лицензию, в силу закона лежит обязанность при выявлении несоответствия средств пожарной защиты установленным требованиям пожарной безопасности - по извещению об этом заказчика и по согласованию с ним принятие соответствующих мер по надлежащему функционированию противопожарных систем, чего обществом не сделано.
Между тем, суд первой инстанции не указал в силу какой нормы закона или условия договора, такая обязанность лежит на обществе. При этом письменной заявки на проведение монтажа сигнализации в материалах дела не имеется.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции директор общества указал, что, несмотря на отсутствие такой обязанности по договору, неоднократно указывал должностным лицам отделения временного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Невьянского района" на необходимость установки ручного пожарного извещателя и светового табло. Между тем, указанный монтаж не был выполнен, в связи с отсутствием финансирования. После получения Отделением необходимого финансирования, был заключен договор на монтаж сигнализации, необходимые работы проведены.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что
у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом установлена административная ответственность, но данным
лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая, что материалами дела не подтверждается наличие в действиях общества вины в нарушении законодательства, либо условий договора, то наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в действиях заинтересованного лица является не доказанным.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 августа 2016 года по делу N А60-29412/2016 следует отменить.
В удовлетворении заявленных требований о привлечении общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Альянс - Союз ветеранов правоохранительных органов" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) руб. 00 коп. отказать.
В соответствии со ст.104 АПК РФ следует возвратить обществу с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Альянс - Союз ветеранов правоохранительных органов" (ИНН 6621010267, ОГРН 1036601184850) государственную пошлину из федерального бюджета в сумме 3 000 (Три тысячи) руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению N 178 от 18.08.2016.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 августа 2016 года по делу N А60-29412/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований о привлечении общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Альянс - Союз ветеранов правоохранительных органов" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) руб. 00 коп. отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Альянс - Союз ветеранов правоохранительных органов" (ИНН 6621010267, ОГРН 1036601184850) государственную пошлину из федерального бюджета в сумме 3 000 (Три тысячи) руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению N 178 от 18.08.2016.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М.Савельева |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-29412/2016
Истец: ГУ Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Невьянского городского округа, Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил УНД и ПР МЧС России по Свердловской области, Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Невьянского городского округа, Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области
Ответчик: ООО ЧАСТНОЕ ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "АЛЬЯНС - СОЮЗ ВЕТЕРАНОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ"