город Омск |
|
24 октября 2016 г. |
Дело N А75-2980/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9898/2016) общества с ограниченной ответственностью "Югорский лес" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.06.2016 по делу N А75-2980/2016 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Югорский лес" (ОГРН 1058600317698, ИНН 8622011997) к Ханты-Мансийской таможне о признании недействительными требований,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Югорский лес" - Пьянков И.С. по доверенности от 15.03.2016 сроком действия 1 год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Ханты-Мансийской таможни - Хасанова Г.М. по доверенности N 31 от 25.02.2016 сроком действия по 31.12.2016, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; Комогорцева О.Н. по доверенности N 21 от 15.01.2016 сроком действия по 31.12.2016, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Югорский лес" (далее - заявитель, ООО "Югорский лес", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Ханты-Мансийской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган, Таможня) о признании незаконными требований от 12.02.2016 N N 10505000/03 и 10505000/04, от 20.02.2016 NN 10505000/08, 10505000/09, 10505000/10, 10505000/11, 10505000/12, 10505000/13, 10505000/14, 10505000/15, 10505000/16, 10505000/17, 10505000/18, 10505000/19, 10505000/20, 10505000/21 и 10505000/22.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.06.2016 по делу N А75-2980/2016 в удовлетворении требований ООО "Югорский лес" отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Югорский лес" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что факт обнаружения неуплаты таможенных платежей фиксируется в акте таможенного органа, который может быть представлен либо в форме акта об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей либо в корректировочных формах таможенной стоимости. По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что согласно части 8 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в случае принятия решения о внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировки ее электронной копии днем обнаружения факта неуплаты таможенных платежей считается день заполнения формы корректировки декларации на товары. При этом таможенным органом формы корректировки декларации на товары ( далее -КДТ) не заполнялись и не направлялись Обществу, следовательно, заключает податель жалобы, факт неуплаты таможенных платежей на момент выставления оспариваемых требований таможенным органом установлен не был.
Таможней представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес Общества, в котором заинтересованное лицо не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В судебном заседании представитель ООО "Югорский лес" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Таможни возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
В 2013 году ООО "Югорский лес" в целях таможенного декларирования под таможенной процедурой "Экспорт" товара - балансы сосны обыкновенной (код ТН ВЭД ЕАЭС 4403 20 390 1) на Югорский таможенный пост Ханты - Мансийской таможни были поданы 29 декларации на товары.
Поскольку данный товар вывозился в рамках квоты с применением соответствующих лицензий Минпромторга России, Обществом была заявлена ставка вывозной таможенной пошлины 15% от таможенной стоимости.
В 2016 году Таможней была проведена камеральная проверка по вопросу соблюдения установленных законодательством Российской Федерации и Таможенного Союза условий помещения и выпуска под таможенной процедурой "Экспорт" вышеназванного товара.
В результате вышеуказанной проверки было выявлено, что товар, продекларированный по названным таможенным декларациям, был вывезен с нарушением лицензий Минпромторга России, в связи с чем Таможней был сделан вывод о том, что в отношении данного товара должна быть применена ставка вывозной таможенной пошлины 80% от таможенной стоимости, но не менее 55,2 евро за 1 куб. метр.
По результатам проверки Таможней был составлен акт камеральной таможенной проверки от 03.02.2016, в котором отражены факты обнаружения неуплаты таможенных платежей в установленном размере (т.2, л.д. 10-46).
По результатам проверки Таможней было принято решение от 03.02.2016 (т.2, л.д. 96-127).
Таможней были приняты решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (т.2, л.д. 129-165), в которых Обществу предложено представить в таможенный орган корректировку декларации на товары и ее электронную копию. Согласно данным решениям они приняты на основании абзаца 3 подпункта "а" пункта 11 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии".
Указанные решения были вручены лично директору Общества вместе с актом камеральной таможенной проверки.
Поскольку Общество письмом от 11.02.2016 отказалось самостоятельно вносить изменения в декларации на товары и корректировки декларации на товары, Таможней 11.02.2016 и 17.02.2016 были самостоятельно внесены изменения в декларации на товары и скорректированы соответствующие графы в соответствии с пунктом 25 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок).
По факту выявленной задолженности по уплате таможенных платежей, Обществу Таможней были направлены требования об уплате таможенных платежей от 12.02.2016 N N 10505000/03 и 10505000/04, от 20.02.2016 NN 10505000/08, 10505000/09, 10505000/10, 10505000/11, 10505000/12, 10505000/13, 10505000/14, 10505000/15, 10505000/16, 10505000/17, 10505000/18, 10505000/19, 10505000/20, 10505000/21 и 10505000/22.
Не согласившись с вынесенными требованиями, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
15.06.2016 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм следкет, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Согласно части 1 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 311-ФЗ) требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных пошлин, налогов, сроке исполнения требования, а также о мерах про принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения указанного требования плательщиком, и об основаниях выставления такого требования. Форма требования об уплате таможенных платежей и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (часть 4 статьи 152 Закона N 311-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 152 Закона N 311-ФЗ о таможенном регулировании, требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.
Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (пункт 6 статьи 152 Закона N 311-ФЗ).
При проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела (пункт 7 статьи 152 Закона N 311-ФЗ).
В случае принятия решения о корректировке таможенной стоимости, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии днем обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей считается день заполнения формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, формы корректировки декларации на товары (пункт 8 статьи 152 Закона N 311-ФЗ).
Порядок оформления результатов таможенной проверки установлен статьей 178 Закона N 311-ФЗ, пунктом 5 которой предусмотрено, что в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию. При этом первый экземпляр акта таможенной проверки приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки и решение (решения) не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии акта и решения (решений) в случае его (их) принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с данным Федеральным законом.
Следовательно, по результатам таможенной проверки таможня должна составить акт, которым фиксируется факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, и принять решение об их взыскании в соответствии с Законом N 311-ФЗ.
Из материалов дела следует, что акт камеральной проверки от 03.02.2016 N 10505000/400/030216/А0014, решение по результатам таможенной проверки от 03.02.2016 N10505000/400/030216/Т0014, решения о внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии от 03.02.2016 направлены в адрес Общества заказным письмом (т.2 л.д. 84).
Таким образом, таможенным органом исполнена возложенная на него обязанность по направлению в адрес декларанта решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары.
В соответствии с пп. "а" п.11 части III Порядка сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, а также в связи с выявлением недостоверных сведений, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей.
Согласно пункту 21 Порядка, внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ.
Пунктом 22 Порядка предусмотрено, что решение вручается декларанту под роспись либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня его принятия.
Как усматривается итз материало дела и было установлено судом первой инстанции, отделением таможенного контроля после выпуска товаров таможни были приняты и направлены в адрес Общества решения о внесении изменений и (или) дополнений) в сведения, указанные в ДТ. В решениях содержалась информация о том, в какие графы необходимо внести соответствующие изменения с указанием данных изменений. Решения получены лично директором Общества 08.02.2016 вместе с актом камеральной таможенной проверки, направленные письмом таможни от 04.02.2016 N 07-18/647 (т.1 л.д. 80-85).
Согласно пункту 24 Порядка после получения решения декларант, исходя из сведений, указанных таможенным органом в решении, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения декларантом решения, представляет в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ, сведения в которой изменяются и (или) дополняются, КДТ и ее электронную копию, а при корректировке таможенной стоимости товаров -также ДТС и ее электронную копию, а в случае уплаты таможенных, иных платежей -также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату. Срок представления декларантом в таможенный орган указанных документов и сведений может превышать 10 рабочих дней со дня получения декларантом решения, если это предусмотрено законодательством государств-членов, в случае, если внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, влечет за собой уплату таможенных, иных платежей.
Должностное лицо проверяет правильность заполнения КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС. В случае если КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС заполнены надлежащим образом, должностное лицо в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня, следующего за днем представления в таможенный орган КДТ, регистрирует КДТ путем присвоения ей регистрационного номера и производит соответствующие записи (проставляет отметки) в ДТ и КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также в ДТС (пункт 24 Порядка).
Как следует из материалов дела, общество письмом от 11.02.2016 отказалось самостоятельно вносить изменения в декларации на товары и корректировки декларации на товары в таможенный орган не предоставило.
Согласно пункту 25 Порядка, в случае если в таможенный орган не была представлена КДТ либо представленные КДТ заполнены ненадлежащим образом, они заполняются должностным лицом таможенного органа.
11.02.2016 и 17.02.2016 Таможней внесены изменения в декларации на товары и скорректированы соответствующие графы.
Пунктом 8 статьи 152 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что в случае принятия решения о корректировке таможенной стоимости, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии днем обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей считается день заполнения формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, формы корректировки декларации на товары.
Таможенным органом принято решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 03.02.2016, что указывает на применение таможней данного Порядка.
Анализ правовых норм таможенного законодательства Таможенного союза (пункт 8 статьи 152 Закона N 311-ФЗ) свидетельствует о том, что требование об уплате таможенных платежей направляется плательщику не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения факта неуплаты таможенных платежей. Факт обнаружения неуплаты таможенных платежей фиксируется в акте таможенного органа, который может быть представлен как в форме акта об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей, так и в корректировочных формах таможенной стоимости.
Аналогичный правовой подход поддержан в судебной практике (постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.12.2015 по делу N А51-4195/2015, от19.06.2015 по делу N А59-3840/2014).
Факт формирования КДТ, а, следовательно, факт соблюдения последовательности определенных таможенным законодательством действий, а именно соблюдение таможенным органом в рассматриваемой ситуации, в том числе пункта 8 статьи 152 Закона N 311-ФЗ, согласно которому факт обнаружения неуплаты таможенных платежей фиксируется в акте таможенного органа, который может быть представлен как в форме акта об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей, так и в корректировочных формах таможенной стоимости, а дата составления названных форм считается днем обнаружения факта неуплаты, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
С учетом изложенного, Таможней исполнена предусмотренная законодательством обязанность по принятию решения по результатам таможенной проверки и по оформлению ее результатов надлежащим образом.
Доводы заявителя о нарушении Таможней формы требования (указания в одном требовании ссылки на более чем 1 таможенную декларацию), судом отклоняются, поскольку заявителем не доказано, что данное нарушение формы заполнения требования влечет за собой нарушение прав и законных интересов Общества.
Доводы заявителя о нарушении Таможней срока выставления требований, противоречат представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно пункту 1 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок исчисляемый годами истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Срок выставления требований от 12.02.2016 в отношении товаров, продекларированных в таможенных декларациях от 15.02.2013, в соответствии с положениями статьи 152 и части 2 статьи 164 Закона о таможенном регулировании истекал 15.02.2016, то есть до истечения трехгодичного срока.
Спор о сумме платежей, указанных в оспариваемых требованиях, отсутствует.
При таких обстоятельствах оспариваемые заявителем требования об уплате таможенных платежей Таможни соответствуют требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Доказательств того, что оспариваемые требования нарушают прав и законные интересы Общества в материалы дела не представлено.
Поскольку для удовлетворения заявления, поданного по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимо наличие одновременно условий, а именно: нарушение прав и интересов заявителя оспариваемыми требованиями и несоответствие оспариваемых требований нормам закона или иного правового акта, наличие которых судом апелляционной инстанции не установлено, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального не допущено, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ООО "Югорский лес".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15.06.2016 по делу N А75-2980/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-2980/2016
Истец: ООО "Югорский лес"
Ответчик: Ханты-Мансийская таможня