г. Пермь |
|
24 октября 2016 г. |
Дело N А71-6627/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Савельевой Н. М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя закрытого акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" (ИНН 7728029110, ОГРН 1027700034493) - не явились,
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Удмуртской Республике (ИНН 1834030163, ОГРН 1041804000105) - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое в порядке упрощенного производства
от 28 июля 2016 года
по делу N А71-6627/2016
принятое судьей М.Н. Кудрявцевым
по заявлению закрытого акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Удмуртской Республике
об отмене постановлений о назначении административных наказаний за неприменение ККТ, при надлежащем уведомлении сторон о начавшемся процессе,
установил:
ЗАО "Перекресток" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлениями о призвании незаконными и отмене постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо) по делам об административных правонарушениях от 12.05.2016 NN 88, 86, 84, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто штрафу в размере 31 000 руб. по каждому постановлению.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 июля 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ доказан, поскольку смена ЦТО является основанием для перерегистрации ККТ, при этом производится замена накопительной фискальной памяти с участием представителем ИФНС, изменения вносятся в паспорт ККТ, заверяются печатью ИФНС.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки 16.03.2016 магазина "Пятерочка", расположенного по адресу: г.Ижевск, Воткинское шоссе, 74, и принадлежащего ЗАО "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК", административным органом установлено, что заявитель не представил в налоговый орган заявления о перерегистрации 3-х ККТ: Штрих-М-ФР-К, заводской номер 71463; Штрих-М-ФР-К, заводской номер 69627; Штрих-М-ФР-К, заводской номер 69646 связи с изменением центра технического обслуживания (далее - ЦТО).
Тем самым, по мнению административного органа, заявитель нарушил пункт 1 статьи 4 и пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ); пункт 16 "Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями", утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 (далее - "Положение о регистрации ККТ N 470"); подпункт "а" пункта 76 "Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники", утв. Приказом Минфина РФ от 29.06.2012 N 94н (далее -"Административный регламент N 94н"); пункт 26 Административного регламента N 94н и приказа ФНС от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@ "Об утверждении форм заявления о регистрации ККТ, книги учета ККТ и карточки регистрации ККТ".
Указанные нарушения квалифицированы МРИ ФНС N 8 по Удмуртской Республике по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, что повлекло за собой привлечение заявителя к административной ответственности в виде штрафа в размере 31 000 руб. за применение каждой ККТ без перерегистрации.
Заявитель не согласился с привлечением его к административной ответственности и, полагая, что в его действиях отсутствует нарушение требований Федерального закона N 54-ФЗ и само событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.5 КоП РФ, обратился в арбитражный суд с заявлениями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ доказан, поскольку смена ЦТО является основанием для перерегистрации ККТ, при этом производится замена накопительной фискальной памяти с участием представителем ИФНС, изменения вносятся в паспорт ККТ, заверяются печатью ИФНС.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти); выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Требования к ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации; при этом ККТ должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме (пункт 1 статьи 4 указанного Закона).
Пунктом 3 Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470 установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр ККТ и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна в том числе: иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков; обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации; обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования; обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования; обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования, иметь знак "Сервисное обслуживание" установленного образца.
Согласно части 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", а также со статьей 7 Закона N 54-ФЗ осуществление контроля за соблюдением законодательства при применении организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ возложено на налоговые органы.
На основании вышеизложенного налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей; проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков.
Положениями статей 4, 5 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации. При этом ККТ, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
Соответственно, организации, применяющие ККТ, обязаны в том числе: осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах; применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).
Пунктом 3 Положения N 470 определено, что ККТ, включенная в Государственный реестр ККТ и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания (подпункт "л"), иметь знак "Сервисное обслуживание" установленного образца (подпункт "с").
Согласно пункту 7 указанного Положения, на ККТ, обеспеченную технической поддержкой, при ежегодном подтверждении осуществления такой поддержки поставщиком или центром технического обслуживания наносится знак "Сервисное обслуживание" (на сторону корпуса, обращенную к покупателю, клиенту).
В соответствии с пунктом 8 Положения N 470 паспорт ККТ содержит сведения об этой технике, в том числе отметки о ее регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации в налоговом органе, вводе в эксплуатацию, проверке исправности, ремонте, техническом обслуживании, замене программно-аппаратных средств, установке средств визуального контроля, наклеивании марок-пломб и выводе из эксплуатации данной техники.
Образец паспорта ККТ утверждается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации (приказ Минфина России от 09.08.2013 N 77н "Об утверждении образца знака "Сервисное обслуживание").
Согласно пункту 10 Положения N 470 после проверки исправности, замены, ремонта или технического обслуживания контрольно-кассовой техники поставщиком или центром технического обслуживания на эту технику наклеивается марка-пломба, необратимо разрушающаяся или деформирующаяся при попытке ее удаления или при вскрытии или удалении корпуса контрольно-кассовой техники.
Образец марки-пломбы утверждается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Положения N 470 для регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе (за исключением кредитных организаций) пользователь представляет в налоговый орган (по месту нахождения - для юридического лица или по месту жительства - для физического лица) заявление о регистрации ККТ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за соблюдением порядка и условий регистрации и применения контрольно-кассовой техники.
Заявление о регистрации ККТ, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения.
К заявлению прилагаются паспорт ККТ, подлежащей регистрации, и договор о ее технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (центром технического обслуживания).
Налоговый орган не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов регистрирует ККТ путем внесения сведений о ней в книгу учета ККТ (далее - книга учета).
Перерегистрация и снятие ККТ с регистрации осуществляются по заявлению пользователя в течение 5 рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором зарегистрирована ККТ. К заявлению прилагаются паспорт ККТ и карточка регистрации (пункт 16 Положения N 470).
В связи со сменой центра технического обслуживания (ЦТО) владелец ККТ обязан обратиться в территориальный налоговый орган с заявлением о перерегистрации ККТ (порядок перерегистрации установлен Административным регламентом N 94н - подпункт "г" пункта 76, пункт 26, пункт 78).
Анализ вышеприведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что применению подлежит исключительно исправная, опломбированная в установленном порядке ККТ, включенная в Государственный реестр ККТ, зарегистрированная в налоговых органах.
Таким образом, перерегистрация ККТ после смены центра технического обслуживания, а также наличие на ККТ знака "Сервисное обслуживание", соответствующего паспортно-регистрационным данным ККТ, сведений о наклеенных ЦТО "ЦРТ Сервис" марках-пломбах в паспорте ККТ является необходимым условием функционирования фискального режима.
Нарушение такого порядка и условий является административно- наказуемым и образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Между тем, материалами дела не подтвержден надлежащими доказательствами, состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.14.5 КоАП РФ.
Налоговый орган указывает на то, что обществом 06.10.2014 г. был заключен договор на техническое обслуживание контрольно-кассовой техники с ООО "ДатаКрат-Иж", который расторгнут в январе 2015 года. Заключен новый договор на техническое обслуживание с ООО "Арктур-Сервис", при этом перерегистрация ККТ после смены центра технического обслуживания в налоговом органе не произведена.
Между тем, из оспариваемых постановлений налогового органа, а также договора, заключенного с ООО "Арктур-Сервис" на техническое обслуживание ККТ, видно, что он заключен 02.05.2012 г.
Таким образом, договор с ООО "Арктур-Сервис" заключен обществом ранее, чем заключен договор с ООО "ДатаКрат-Иж" от 06.10.2014 г., и продолжал действовать в момент проверки (март 2016 года).
Учитывая, что основанием для перерегистрации ККТ является смена центра технического обслуживания ККТ, однако, налоговым органом не представлено надлежащих доказательств указанного обстоятельства, то оспариваемые в суде постановления налогового органа о привлечении общества к налоговой ответственности являются незаконными, в связи с непредставлением надлежащих доказательств состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 июля 2016 года по делу N А71-6627/2016 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 июля 2016 года по делу N А71-6627/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Н.М.Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6627/2016
Истец: ЗАО "Торговый дом "Перекресток"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике