Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 февраля 2017 г. N Ф07-11961/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга и пени, о взыскании штрафа
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
28 октября 2016 г. |
Дело N А42-2700/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Лущаева С.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Яцук Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): Жолудев Д.В. - доверенность N 25
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22604/2016) ФГБУ ММЦ ФМБА России на решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.07.2016 по делу N А42-2700/2016 (судья Карачева А.Е.), принятое
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области
к ФГБУ ММЦ ФМБА России
о взыскании
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Мурманской области (место нахождения: просп. Ленина, д. 89, г. Мурманск, 183038; ОГРН 1025100843789; далее - истец, Фонд) в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Мурманский многопрофильный центр Федерального медико-биологического агентства" (адрес: ул. Павлика Морозова, д. 6, г. Мурманск, 183031; ОГРН 1157746943661; далее -ответчик, Учреждение) о взыскании использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования (далее - ОСМ) в размере 360 708 руб. 76 коп., штрафа в размере 36 070 руб. 88 коп. и пени в размере 15 209 руб. 90 коп., всего 411 989 руб. 54 коп.
Решением суда от 18.07.2016 заявленные требования удовлетворены частично. С Федерального государственного бюджетного учреждения "Мурманский многопрофильный центр Федерального медико-биологического агентства" в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области средства обязательного медицинского страхования взысканы средства в размере 360 708 руб. 76 коп., штраф в размере 36 070 руб. 88 коп., и пени в размере 15 047 руб. 57 коп.
Ответчик, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить.
Определением суда от 12.10.2016 в связи с болезнью судьи Л.П. Загараевой рассмотрение дела отложено на 26.10.2016.
До рассмотрения апелляционной жалобы Федеральное государственное бюджетное учреждение "Мурманский многопрофильный центр Федерального медико-биологического агентства" заявил о смене наименования с Федерального государственного бюджетного учреждения "Мурманский многопрофильный центр Федерального медико-биологического агентства" на Федеральное государственное бюджетное учреждении здравоохранения "Мурманский многопрофильный центр Н.И. Пирогова Федерального медико-биологического агентства".
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Исследовав материалы дела и доводы ходатайства, на основе имеющихся в деле доказательств, апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что заявленное истцом ходатайство является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В судебном заседании представитель Фонда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направили. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом проверок на I квартал 2016 года, на основании приказа ТФОМС Мурманской области от 18.01.2016 N 11, сотрудниками Комиссии Фонда в период времени с 01.02.2016 по 01.03.2016 в отношении Учреждения проведена плановая комплексная проверка по контролю за использованием средств ОМС и средств финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП), не включенной в базовую программу ОМС, в ФГБУ "ММЦ ФМБА" за проверяемый период: с 01.01.2014 по 31.12.2015 (по средствам ОМС); с 01.01.2015 по 31.12.2015 (по средствам финансового обеспечения ВМП, не включенной в базовую программу ОМС).
В ходе проверки установлено, что Мурманский клинический комплекс ФГБУ "Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Комплекс) представляет собой обособленное структурное подразделение (Филиал) ФГБУ "Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 N 1165-р ФГБУ "Мурманский многопрофильный Центр Федерального медико-биологического агентства" образовано в результате реорганизации ФГБУ "Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В результате проверки, в проверяемый период с 01.01.2014 по 31.12.2015 выявлено, в том числе, что Учреждением допущено нецелевое использование средств ОМС в сумме 360 708 руб. 76 коп. - оплата расходов, не включенных в тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы ОМС (за счет средств ОМС приобретена донорская кровь и ее компоненты).
Итоги проверки отражены в соответствующем акте от 01.03.2016; по результатам проверки выставлено требование, которым Учреждению установлено, в том числе, в срок до 17.03.2016 возвратить в бюджет ТФОМС Мурманской области средства ОМС в размере 360 708 руб. 76 коп; уплатить в бюджет ТФОМС Мурманской области: штраф за нецелевое использование средств ОМС в сумме 36 070 руб. 88 коп.; пени за несвоевременное возвращение нецелевого использования средств ОМС.
Акт проверки от 01.03.2016 вручен должностному лицу учреждения; 09.03.2016 письмом N 04-19/170 ответчик представил возражения по акту проверки, в ответ на которые ТФОМС Мурманской области проинформировал Учреждение о рассмотрении разногласий, признании их необоснованными, указав на необходимость возврата (возмещения) средств, использованных не по целевому назначению, и уплаты штрафа и пени в срок до 17.03.2016.
25.03.2016 истцом в адрес ответчика направлена претензия (исх. N 920/05-02) с требованием возместить в бюджет Фонда средства ОМС, использованные не по целевому назначению, а также об уплате штрафа и пени. Указанные требования исполнены не были, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Нецелевым использованием бюджетных средств, согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ, признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее -Закон N326-ФЗ) медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 18.10.2013 N 932 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Постановлением Правительства Мурманской области от 28.10.2013 N 626-ПП утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на территории Мурманской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов (далее - Территориальная программа).
Территориальной программой обязательного медицинского страхования установлено, что за счет средств обязательного медицинского страхования компенсируются затраты медицинских организаций в соответствии с целевыми статьями, определяемыми тарифным соглашением.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется как базовой программой обязательного медицинского страхования, так и территориальной программой обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации и, соответственно, расходование средств обязательного медицинского страхования должно осуществляться на условиях данной территориальной программы и быть строго целевым.
Согласно части 2 статьи 30 Закон N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи должны устанавливаться соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников.
26.12.2013 между Министерством здравоохранения Мурманской области, ТФОМС Мурманской области, Мурманским филиалом ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", филиалом ООО "АльфаСтрахование-МС" в г.Мурманске и Мурманской областной организацией профсоюзов работников здравоохранения Российской Федерации было заключено Тарифное соглашение на 2014 год (далее -Тарифное соглашение).
Тарифным соглашением были согласованы тарифы на медицинские услуги, действующие в системе обязательного медицинского страхования на территории Мурманской области.
В соответствии со статьей 35 Закон N 326-ФЗ и разделом 6 Территориальной программы структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках Программы ОМС, включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других организациях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организацию питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Пунктом 1 статьи 17 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования при оказании медицинской помощи в рамках реализации программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи осуществляется безвозмездно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для медицинских организаций, образовательных организаций, научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Порядок безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования при оказании медицинской помощи в рамках реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинских организаций, образовательных организаций и научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба установлен Правилами безвозмездного обеспечения медицинских, образовательных и научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2013 N 674.
Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской
помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, установленным правилами ОМС (часть 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Порядок оплаты медицинской помощи по ОМС установлен в разделе 8 Правил ОМС, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила).
Согласно пунктам 156, 158, 158.1, 158.3 Правил тарифы рассчитываются в соответствии с главой 11 Правил и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой.
В расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Следовательно, приобретение донорской крови и ее компонентов не включены в структуру тарифа
В нарушение пп. 7 п. 1 ст. 9 и п. 1 ст. 17 Федерального закона от 20.07.2012 N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" (с последующими изменениями), Правил безвозмездного обеспечения медицинских, образовательных и научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2013 N674, а также в нарушение п. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с последующими изменениями), абзаца 32 Раздела 6 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Мурманской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 28.10.2013 N626-ПП (с последующими изменениями), п. 4.1 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования на территории Мурманской области на 2014 год, заключенного между Министерством здравоохранения Мурманской области, ТФОМС Мурманской области, Мурманским филиалом ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", филиалом ООО "АльфаСтрахование-МС" в г. Мурманске и Мурманской областной организацией профсоюзов работников здравоохранения Российской Федерации (с последующими изменениями), Центром в период с февраля по апрель 2014 года за счет средств ОМС произведены расходы, не включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС, и не подлежащие оплате за счет средств ОМС, - приобретена донорская кровь и ее компоненты на общую сумму 360 708,76 рублей.
Принимая во внимание установленный факт осуществления ФГБУ "ММЦ ФМБА" расходов по приобретению за счет средств ОМС донорской крови и ее компонентов в сумме 360 708,76 рублей, данные расходы в соответствии со ст. 306.4 БК РФ являются нецелевым использование денежных средств, в связи, с этим считаем что, принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, выводы суда подтверждены материалами дела, а представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
В силу пункта 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Таким образом, в отсутствие доказательств возврата ответчиком в бюджет ТФОМС Мурманской области, использованных не по целевому назначению средств ОМС, а также уплаты штрафа за нецелевое использование средств ОМС суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о взыскании с Учреждения средств ОМС в размере 360 708 руб. 76 коп., штрафа в размере 36 070 руб. 88 коп.
За несвоевременное возвращение нецелевого использования средств ОМС истцом, в соответствии с положением пункта 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗначислены пени по состоянию на 10.07.2016 исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации - 11 % от невозвращенной в бюджет Фонда суммы средств ОМС в размере 15 209 руб. 90 коп.
Суд первой инстанции произвел перерасчет размера пени за период с 18.03.2016 по 10.07.2016 с учетом размера ставки рефинансирования, ключевой ставки и сделал вывод, что обоснованным является размер пени равный 15 047, 57 руб.
Расчет проверен судом апелляционной инстанции и признан верным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении данного дела фактические обстоятельства судом первой инстанций установлены правильно, проверены доводы и возражения сторон, полно и всесторонне исследованы представленные доказательства. Оснований для переоценки фактических обстоятельств дела и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы ответчика, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом надлежащей оценки суда первой инстанции и объективно отклонены.
При изложенных выше обстоятельствах оспариваемое решение является законным и обоснованным, в силу чего отсутствуют основания для его отмены или изменения.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации остаются на ответчике
На основании изложенного и руководствуясь ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.07.2016 по делу N А42-2700/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2700/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 февраля 2017 г. N Ф07-11961/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Мурманской области
Ответчик: ФГБУ "МУРМАНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЦЕНТР ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА", ФГБУ ММЦ ФМБА России