Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
31 октября 2016 г. |
Дело N А60-10824/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Уточкиной О.Н.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "МЕДИЛЭНД" (ИНН 7714802034, ОГРН 1107746154647): Сницеренко М.Н. по доверенности от 11.01.2016;
от заинтересованного лица Управления федеральной антимонопольной службе по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928): Лопарева А.Д. по доверенности от 14.09.2016;
от третьего лица Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Демидовская городская больница": не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления федеральной антимонопольной службе по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 июля 2016 года по делу N А60-10824/2016,
принятое судьей Присухиной Н.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МЕДИЛЭНД"
к Управлению федеральной антимонопольной службе по Свердловской области
о признании незаконным решения антимонопольного органа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "МЕДИЛЭНД" (далее - заявитель, ООО "МЕДИЛЭНД") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконными решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС по Свердловской области, антимонопольный орган) от 25.01.2016 N 94-З, N 95-З, N 96-З, N 97-З.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.07.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо УФАС по Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В апелляционной жалобе ссылается на законность оспариваемых решений, полагает, что установленный ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) срок на подачу заявок заказчиком соблюден, при этом отмечает, что указанный срок исчисляется в календарных днях. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель антимонопольного органа поддержал данные доводы.
Заявитель ООО "МЕДИЛЭНД" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционную жалобу.
Третье лицо Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Демидовская городская больница" о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, отзыв на апелляционную жалобу не представило, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, 31.12.2015 заказчиком Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Свердловской области "Демидовская городская больница" сайте http://www.zakupki.gov.ru в сети Интернет опубликованы извещения о проведении электронных аукционов на закупку изделий медицинского назначения:
1. Номер извещения (номер закупки) - 0362200070615000537.
Время опубликования 11 часов 26 минут (время Екатеринбурга).
Начальная (максимальная) цена контракта - 984 064,90 руб.
Дата и время начала подачи заявок - 31.12.2015 в 11 часов 26 минут.
Дата и время окончания подачи заявок - 11.01.2016 в 09 часов 00 минут.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников -
11.01.2016.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 14.01.2016.
Время проведения аукциона 10 часов 10 минут.
2. Номер извещения (номер закупки) - 0362200070615000538.
Время опубликования 11 часов 30 минут (время Екатеринбурга).
Начальная (максимальная) цена контракта - 967 991,50 руб.
Дата и время начала подачи заявок - 31.12.2015 в 11 часов 30 минут.
Дата и время окончания подачи заявок - 11.01.2016 в 09 часов 00 минут.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников -
11.01.2016.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 14.01.2016.
Время проведения аукциона 10 часов 25 минут.
3. Номер извещения (номер закупки) - 0362200070615000539.
Время опубликования 11 часов 40 минут (время Екатеринбурга).
Начальная (максимальная) цена контракта - 930 743,00 руб.
Дата и время начала подачи заявок - 31.12.2015 в 11 часов 40 минут.
Дата и время окончания подачи заявок - 11.01.2016 в 09 часов 00 минут.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 11.01.2016.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 14.01.2016.
Время проведения аукциона 10 часов 40 минут.
4. Номер извещения (номер закупки) - 0362200070615000540.
Время опубликования 11 часов 47 минут (время Екатеринбурга).
Начальная (максимальная) цена контракта - 963 891,50 руб.
Дата и время начала подачи заявок - 31.12.2015 в 11 часов 47 минут.
Дата и время окончания подачи заявок - 11.01.2016 в 09 часов 00 минут.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 11.01.2016.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 14.01.2016.
Время проведения аукциона 10 часов 55 минут.
ООО "МЕДИЛЭНД" обратилось в УФАС по Свердловской области с жалобами на действия заказчика по данным закупкам, ссылаясь на то, что заказчиком ненадлежащим образом установлен срок для подачи заявок на участие в аукционе, поскольку все дни срока являлись выходными (нерабочими).
По результатам рассмотрения жалоб, УФАС по Свердловской области вынесены следующие решения:
- решение от 25.01.2015 по жалобе N 94-З, на основании которого жалоба ООО "МЕДИЛЭНД" признана необоснованной, в действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Демидовская городская больница" нарушений Федерального закона N 44-ФЗ не выявлено;
- решение от 25.01.2015 по жалобе N 95-З, на основании которого жалоба ООО "МЕДИЛЭНД" признана необоснованной, в действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Демидовская городская больница" нарушений Федерального закона N 44-ФЗ не выявлено;
- решение от 25.01.2015 по жалобе N 96-З, на основании которого жалоба ООО "МЕДИЛЭНД" признана необоснованной, в действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Демидовская городская больница" нарушений Федерального закона N 44-ФЗ не выявлено;
- решение от 25.01.2015 по жалобе N 97-З, на основании которого жалоба ООО "МЕДИЛЭНД" признана необоснованной, в действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Демидовская городская больница" нарушений Федерального закона N 44-ФЗ не выявлено.
Не согласившись с данными решениями УФАС по Свердловской области, ООО "МЕДИЛЭНД" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемые решения антимонопольного органа недействительными, указал, что заказчиком в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме установлен срок на подачу заявок в нерабочие дни, что исключило возможность для некоторых хозяйствующих субъектов внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу требований ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 2 ст. 67 данного Федерального закона.
В ч. 1 ст. 63 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч. 2 ст. 63 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 63 Федерального закона N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона указываются размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе.
В ст. 44 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок (ч. 1). Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств (ч. 2). Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке (ч. 8). Для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счете оператора электронной площадки открываются лицевые счета участников таких аукционов (ч. 9).
Согласно ч. 16 ст. 44 Федерального закона N 44-ФЗ участие в электронном аукционе возможно при наличии на лицевом счете участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе на счете оператора электронной площадки, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по лицевому счету в соответствии с ч. 18 настоящей статьи, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в таком аукционе, предусмотренный документацией о таком аукционе.
Из материалов дела следует, что в п. 7 Информационной карты аукциона заказчиком установлен размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а именно:
- размер обеспечения заявки - 1% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в пункте 2.4 настоящего Извещения;
- порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке - Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке.
Судом установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что заказчик опубликовал извещения о проведении спорных электронных торгов 31.12.2015 в 11.26, 11.30, 11.40 и 11.47 соответственно по каждой закупке; при этом дата и время окончания подачи заявок установлена - 11.01.2016 09:00 (время г. Екатеринбург) по всем закупкам.
С учетом того, что в соответствии со ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - новогодние каникулы, 7 января - Рождество Христово, 9 и 10 января 2016 года - выходные дни (суббота и воскресенье), извещение о проведении электронного аукциона размещено менее чем за семь рабочих дней; фактически срок для подачи заявок, установленный заказчиком, составил один неполный рабочий день (31.12.2015), остальной период времени (с 01.01.2016 по 11.01.2016 09:00 включительно) состоял из нерабочих дней.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что у ООО "МЕДИЛЭНД" открыт расчетный счет в КБ "Международный коммерческий банк" (Публичное акционерное общество), что подтверждается справкой об открытии расчетного счета от 25.07.2011 исх. N 2120.
На официальном сайте КБ "Международный коммерческий банк" (Публичное акционерное общество) http://www.mcombank.ru опубликована информация, содержащая сведения о режиме работы финансово-кредитной организации в период с 31.12.2015 по 10.01.2016 (включительно): 31.12.2015 продолжительность операционного дня для проведения расчетных операций с клиентами с 09 часов 00 минут до 12 часов 00 минут (время московское), продолжительность операционного дня для проведения кассовых операций с 09 часов 30 минут до 13 часов 00 минут, а также система Клиент-Банк была не доступна с 13 часов 31.12.2015 до 09 часов 11.01.2016 (время московское).
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что ООО "МЕДИЛЭНД" расположено в городе Москве, то есть московское время окончания подачи заявок - 07 часов 00 минут утра 11.01.2016. В связи с чем ООО "МЕДИЛЭНД" было лишено возможности подать заявку на участие в закупке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно указал, что в рассматриваемом случае заказчиком заведомо исключены из числа участников аукциона все потенциальные поставщики, у которых на момент опубликования извещения на счете оператора электронной площадки отсутствовали необходимые и достаточные денежные средства для оплаты обязательных платежей, обеспечивающих участие в аукционе, а также хозяйствующие субъекты, которые не аккредитованы на электронной площадке, поскольку процедура аккредитации осуществляется в течение пяти рабочих дней. Установление заведомо неисполнимых для неопределенного круга лиц условий в отношении спорного открытого аукциона в виде определения срока подачи документов исключительно в нерабочие дни, свидетельствует о нарушении заказчиком перечисленных выше положений Федерального закона N 44-ФЗ.
Ссылки антимонопольного органа на то, что в ч. 2 ст. 63 Федерального закона N 44-ФЗ не определено, что соответствующий срок должен исчисляться исключительно в рабочих днях, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку оценка соблюдения данного срока должна производиться исходя из целей его установления, с учетом того, что данный срок является гарантией для всех потенциальных желающих на участие в аукционе, обеспечиваемой организатором торгов в качестве публичной обязанности в соответствии с действующим законодательством (Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 16.04.2013 N 2823/11).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для признания недействительными оспариваемых решений антимонопольного органа, и полагает, что заявленные требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 июля 2016 года по делу N А60-10824/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
Е.Ю.Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-10824/2016
Истец: ООО "МЕДИЛЭНД"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГБУЗ СО "Демидовская центральная городская больница"