Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 февраля 2017 г. N Ф03-113/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о внесении изменений в договор аренды в отношении земельного участка
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда первой инстанции отменено
г. Хабаровск |
|
01 ноября 2016 г. |
А73-15631/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Иноземцева И.В., Тихоненко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.,
при участии в заседании:
от ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы": Канилова А.В., представитель по доверенности от 30.10.2014 N 146-14;
от Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска: представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска
на решение от 01.03.2016
по делу N А73-15631/2015
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Серовой Е.Н.,
по иску публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы"
к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска
о внесении изменений в договор,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (ОГРН 1024701893336, г. Москва, далее - ПАО "ФСК ЕЭС") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Департаменту муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700332587, г. Хабаровск, далее - Департамент) о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 26.01.2009 N 85 на условиях дополнительного соглашения N 1 к договору аренды земельного участка от 26.01.2009 N 85.
До принятия судебного акта истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил требования:
- пункт 2.1. договора просил изложить в следующей редакции:
"2.1. За пользование земельным участком Арендатор уплачивает Арендодателю арендную плату ежемесячно в срок до 10 числа текущего месяца за текущий месяц путем перечисления на счет управления федерального казначейства по Хабаровскому краю.
Для платежных поручений: двухзначный показатель статуса плательщика 08 на Счет УФК по Хабаровскому краю (Департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска), ИНН 2700001290, ОКТМО 018701000001, КПП 272101001, банк получателя ГРКЦ ГУ банка России г. Хабаровск, БИК 040813001, р/счет 40101810300000010001; код платежа 011 111 05012 04 0000 120. Назначение платежа: аренда земли с ДМС, договор N 85, per. N 4834.
Размер арендной платы за участок исчисляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) и приказом Министерства экономического развития РФ от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" (далее - Приказ N 507) и рассчитывается по настоящему договору нижеследующим образом:
За период с 01.01.2015 по 28.02.2015 (2 месяца) арендная плата составляет: 17 509,11 * 2 = 35018,22 где: 17 509,11 руб. - ежемесячная арендная плата согласно уведомлению от 15.12.2014 N 12600/17-07;
За период с 01.03.2015 по 31.12.2015 (10 месяцев) арендная плата составляет: 3 183,97 * 10 = 31839, 70 руб., где: 3 183,97 руб. - ежемесячная арендная плата, рассчитанная в соответствии с Приказом N 507.
Расчет арендной платы в соответствии с Приказом N 507: 6 835,0 - размер земельного участка, кв.м; 5,59 - предельная ставка арендной платы за 1 кв.м для Хабаровского края, руб.
6 835,0 * 5,59 = 38 207,65 руб., годовая стоимость арендной платы,
38 207, 65/12 = 3 183,97 руб., ежемесячная стоимость арендной платы".
Размер арендной платы за пользование земельным участком с 2016 года и в последующие годы рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей).
1.2. Пункт 2.2. договора изложить в следующей редакции:
"2.2. Сумма арендной платы в 2015 году составляет: 66 857,92 руб. (шестьдесят шесть тысяч восемьсот пятьдесят семь рублей девяносто две копейки)".
1.3. Пункт 2.3. договора изложить в следующей редакции:
"2.3. При изменении размера арендной платы за пользование земельным участком определенного в порядке, установленном пунктом 2.1 настоящего Договора, реквизитов по уплате арендной платы, в том числе кодов бюджетной классификации, Арендодатель письменно уведомляет Арендатора в 10-дневный срок с момента вступления в силу нормативного акта, внесение соответствующих изменений в настоящий договор не требуется".
Уточнения приняты судом к рассмотрению.
Решением от 01.03.2016 иск в уточненном размере удовлетворен.
В апелляционной жалобе Департамент считает судебный акт подлежащим отмене, а требования - оставлению без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для внесения изменений в договор аренды земельного участка.
В обоснование указано на вступление пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ в силу с 01.03.2015; Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не установлено, что названная статья распространяет действие на договоры аренды, заключенные до 01.03.2015. В этой связи, поскольку пункт 4 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ распространяет свое действие только на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а не на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, Департамент считает обоснованным начисление арендной платы, предусмотренной договором. Кроме того, отсутствуют основания, предусмотренные законодательством, для изменения договора, заключенного сторонами, поскольку изменение действующего законодательства не предусмотрено законом как основание изменения договора, такое изменение не свидетельствует о существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "ФСК ЕЭС" выразило несогласие с ее доводами, указав на наличие права требования внесения изменений в договор, обусловленных изменением законодательства.
По ходатайству ПАО "ФСК ЕЭС", при отсутствии возражений Департамента, определением от 17.05.2016 производство по делу приостановлено до размещения на официальном сайте Арбитражного суда Дальневосточного округа результата рассмотрения кассационных жалоб по делам N А73-15628/2015, N А73-15630/2015.
Определением от 26.08.2016 производство по делу возобновлено.
Определением от 08.09.2016 производство по делу приостановлено до размещения на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации результата рассмотрения кассационных жалоб по делам N А73-15628/2015, N А73-15630/2015.
Определением от 10.10.2016 производство по делу возобновлено.
В судебном заседании представитель ПАО "ФСК ЕЭС" указала на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Департамент, извещенный в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание своего представителя не направил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося участника процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца, апелляционный суд считает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктом 3.1 Устава ПАО "ФСК ЕЭС" является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, создано в целях обеспечения оказания услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС - единой национальной (общероссийской) электрической сети, включающей в себя систему магистральных линий электропередачи, объединяющих большинство регионов страны, и представляющей собой один из элементов гарантии целостности государства; обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации, осуществления эффективной эксплуатации и централизованного технологического управления электрическими сетями, реализует государственную политику в электроэнергетике.
На основании постановления мэра города Хабаровска от 16.01.2009 N 166 "О предоставлении ОАО "ФСК ЕЭС" земельных участков в аренду" 26.01.2009 между ОАО "ФСК ЕЭС" (в настоящее время - ПАО "ФСК ЕЭС") и Департаментом муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска, действующим от имени городского округа "Город Хабаровск", заключен договор аренды земельного участка N 85, по условиям которого Департаментом
предоставлены ОАО "ФСК ЕЭС" во временное владение и пользование земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов для использования под опоры линии ВЛ-220 кВ "РЦ-Волочаевка" (Л-202), Вл-220 кВ "РЦ-Левобережная" (Л-201).
ВЛ-220 кВ "РЦ-Волочаевка" (Л-202), Вл-220 кВ "РЦ-Левобережная" (Л-201) принадлежат на праве собственности ПАО "ФСК ЕЭС" (свидетельства о государственной регистрации права собственности от 10.09.2008 27-АВ 213344, от 10.09.2008 27-АВ 267056).
Срок аренды определен пунктом 1.2. договора - с 26.01.2009 по 25.01.2058.
Земельные участки переданы арендатору по передаточному акту от 26.01.2009.
В соответствии с пунктом 2.1. договора размер арендной платы за пользование земельным участком исчисляется в порядке, установленном решением Хабаровской городской Думы по формуле, указанной в договоре.
Согласно пункту 2.3 договора при изменении размера арендной платы за пользование земельным участком, в соответствии с решением Хабаровской городской Думы, реквизитов по уплате арендной платы, в том числе кодов бюджетной классификации, арендодатель письменно уведомляет арендатора в 10-дневный срок с момента вступления в силу решения, внесение соответствующих изменений в настоящий договор не требуется. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Письмом от 05.05.2015 N МЗ/П1/3/456 ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось к Департаменту с предложением об изменении размера арендной платы в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" в размере, равном 5,59 руб. за кв.м.
В письме от 26.06.2015 Департамент указал, что размер арендной платы может быть рассчитан, исходя из предельной ставки арендной платы для Хабаровского края, равной 5,59 руб. за кв.м.
30.06.2015 ОАО "ФСК ЕЭС" направило письмо N МЗ/П1/3/626 в адрес Департамента с просьбой указать дату, с которой будет применен расчет арендной платы, исходя из положений, предусмотренных в Приказе Министерства экономического развития РФ от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)".
Письмом от 11.08.2015 N 8077/13-05 Департамент выразил неоднозначную позицию по вопросу применения для расчета арендной платы за предоставленные земельные участки по приказу Минэкономразвития РФ N 507 от 22.09.2011, ссылаясь на изменившуюся судебную практику.
В свою очередь, 01.09.2015 письмом N МЗ/П1/3/737 ПАО "ФСК ЕЭС" направило в адрес Департамента дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельных участков от 26.01.2009 N 85 об изменении порядка расчета арендной платы с 01.03.2015, в соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ и Приказом Министерства экономического развития РФ от 22.09.2011 N 507.
05.10.2015 в адрес ПАО "ФСК ЕЭС" поступило письмо Департамента N 13-05/9921 от 01.10.2015, в котором ПАО "ФСК ЕЭС" отказано в подписании дополнительного соглашения N 1 к договору аренды земельного участка от 26.01.2009 N 85.
Ссылаясь на незаконность отказа Департамента от подписания дополнительного соглашения N 1 к договору аренды земельного участка от 26.01.2009 N 85, поскольку на ПАО "ФСК ЕЭС" возлагается обязанность по оплате арендных платежей в размере, превышающем установленные законом предельные ставки арендной платы за земельные участки, истец обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае произошло существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Между тем, судом не учтено следующее.
В силу пунктов 1, 2 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Земельный кодекс Российской Федерации внесена статья 39.7 (положения которой вступили в силу с 01.03.2015), согласно пункту 4 которой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса РФ в числе прочих перечислены объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
В силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" объекты электроэнергетики - это имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование).
Согласно материалам дела спорные земельные участки предоставлены для использования под опоры линии ВЛ-220 кВ "РЦ-Волочаевка" (Л-202), которые относятся к линейным объектам электроснабжения, при этом входят в федеральную энергетическую систему, ПАО "ФСК ЕЭС" является естественным монополистом.
С учетом изложенного, с момента вступления в силу положений статьи 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за спорные земельные участки должен определяться в установленном указанной нормой порядке и не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной (при этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора);
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В частности, согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. При этом изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть изменен судом по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, по требованию заинтересованной стороны при наличии условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 451 ГК РФ.
Вместе с тем, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, а новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Таким образом, в данном конкретном случае установление размера арендной платы не может определяться соглашением сторон и, как следствие, быть предметом спора о внесении изменений в договор аренды.
При указанных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что в данном конкретном случае произошло существенное изменение обстоятельств, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, сделан с нарушением норм материального права.
В этой связи решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы, в связи с изложенным, признаются обоснованными.
На основании статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса РФ ПАО "ФСК ЕЭС" надлежит возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение иска в сумме 3 000 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.03.2016 по делу N А73-15631/2015 отменить.
В удовлетворении иска - отказать.
Возвратить публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой Энергетической Системы" (ОГРН 1024701893336) из федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 3 000 рублей, уплаченную платежным поручением N 22409 от 29.10.2015.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15631/2015
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 февраля 2017 г. N Ф03-113/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ", ПАО "ФСК ЕЭС"
Ответчик: Департамент муниципальной совственности администрации г. Хабаровска