Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 марта 2017 г. N Ф04-6610/16 настоящее постановление отменено
Правоотношение: по договору газоснабжения в отношении недвижимого имущества
г. Томск |
|
03 ноября 2016 г. |
Дело N А03-2130/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего И.И. Терехиной
судей Е.И. Захарчука, О.Ю. Киреевой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.И. Хасанзяновым,
при участии представителей:
от истца: Л.Н. Майковой по дов. N 09 от 15.01.2016
от ответчика: В.А. Трофимовой по дов. от 26.09.2016
от третьих лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Бийска (N 07АП-9196/16) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 22.08.2016 по делу N А03-2130/2016 (судья А.А. Мищенко) по иску открытого акционерного общества "Росгазификация" (ИНН 7719040220, ОГРН 1027739033410) к администрации города Бийска (ИНН 2204001327, ОГРН 1022200567212), при участии третьих лиц - администрации Алтайского края, Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, об обязании администрации города Бийска в двухмесячный срок организовать и провести конкурс по выбору теплоснабжающей организации, для передачи ей в долгосрочную аренду газовой модульной котельной мощностью 38,6 МВт, общей площадью 760,4 кв.м., расположенной по адресу: ул. Пушкина, 200, г. Бийск, Алтайский край, кадастровый (условный номер) 22:65:017733:295, и включении ряда конкурсных условий,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Росгазификация" (далее ОАО "Росгазификация") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к администрации города Бийска (далее Администрация) об обязании в двухмесячный срок организовать и провести конкурс по выбору теплоснабжающей организации, для передачи ей в долгосрочную аренду газовой модульной котельной мощностью 38,6 МВт, общей площадью 760,4 кв.м., расположенной по адресу: ул. Пушкина, 200, г. Бийск, Алтайский край, кадастровый (условный номер) 22:65:017733:295, и включении ряда конкурсных условий.
Решением арбитражного суда от 22.08.2016 (резолютивная часть объявлена 15.08.2016) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Администрация в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что предмет соглашения N 01-278-с от 06.09.2011 - состав объектов, распределение работ, сроки их проведения, график финансирования - сторонами не определен. Договор, не имеющий предмета, является незаключенным. Соглашение, не содержащее предмет, не может влечь возникновение гражданско-правовых обязательств. Полномочия по распоряжению котельной принадлежат ее собственнику. В настоящее время газовая котельная находится в частной собственности и вывод суда об отсутствии у истца полномочий по распоряжению котельной противоречит гражданскому законодательству и обстоятельствам дела. Какие - либо препятствия для распоряжения ОАО "Росгазификация" котельной или ее самостоятельного использования, отсутствуют. Суд применил нормы материального права, не подлежащие применению. Закон о концессиях и закон Алтайского края "Об участии Алтайского края в государственно-частном партнерстве" спорные отношения не регулируют. Удовлетворяя иск, суд вышел за рамки заявленных требований, изменив их содержание. Администрация не осуществляет расчет тарифов на теплоснабжение, поэтому суд неправомерно возложил на нее обязанность по обращению в регулирующий орган.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель истца в судебном заседании просил оставить решение суда без изменения по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на жалобу ответчика, в том числе: правовая квалификация договора определяется его содержанием, на основе толкования его условий в соответствии со ст.431 ГК РФ. Согласно ч.2 ст.47 ФЗ "О государственно-частном партнерстве _" к соглашениям, заключенным в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ до дня вступления в силу указанного закона, применяются положения нормативных правовых актов субъектов РФ. Заключенное между сторонами трехстороннее соглашение является государственно-частным партнерством с элементами концессии и инвестиционного договора, из совокупных условий которого следует наличие обязательственных отношений, имеющих гражданско-правовой характер. Довод о том, что в трехстороннем соглашении не определен предмет нельзя признать обоснованным. Поскольку газовая котельная входит в состав теплоснабжающей системы города и возврат инвестиции истцу обеспечивается Администрацией г. Бийска, то без проведения конкурса и включения в конкурсные условия предусмотренных соглашением обязательств, истец лишен возможности самостоятельного распоряжения котельной.
На основании ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений к ней, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что 29.09.2006 Администрация Алтайского края и ОАО "Росгазификация", именуемые стороны, подписали Соглашение о важнейших направлениях работы по реализации программы комплексной газификации Алтайского края (л.д.21-24 т.1), о нижеследующем:
- стороны заинтересованы в формировании и реализации в течение 2006-2008 г.г. Программы комплексной газификации Алтайского края, включающей в себя, строительство и развитие газораспределительных сетей среднего и низкого давления, газификацию жилых домов, промышленных, коммунально-бытовых предприятий, а также создание и модификацию распределенной системы энерго- и теплогенерирующих объектов малой и средней мощности на территории Алтайского края с использованием современных технологий когенерации, позволяющих сократить потребеление энергоресурсов при одновременном увеличении объемов энерго- и теплопроизводства (статья 1);
- для эффективной реализации приоритетных направлений Программы комплексной газификации Алтайского края стороны признают необходимость проведения согласованной тарифной политики, направленной на соблюдение запланированных сроков окупаемости реализуемых проектов. Финансирование проектов осуществляется сторонами на основе возвратности вложенных денежных средств за счет тарифообразования (статья 4);
- стороны считают целесообразным разработку и заключение отдельных соглашений между ОАО "Росгазификация" и муниципальными образованиями Алтайского края, определяющих порядок взаимодействия, перечень региональных проектов и программ, объемы и графики софинансирования мероприятий, а также совокупность взаимных обязательств в рамках реализации Программы (статья 6).
21.02.2011 между Администрацией Бийска и ОАО "Росгазификация" подписано соглашение о сотрудничестве в области эффективной модернизации комплекса тепло-электроснабжения в заречной части г. Бийска (л.д.25-27 т.1), предусматривающее, что стороны принимают достаточные меры для модернизации комплекса тепло-электроснабжения (статья 1); по результатам анализа и технического обследования составляется программа модернизации_, на основании которой готовится инвестиционный проект (статья 2); Управление проектом осуществляется компанией - оператором проекта_ Оператор определяется Администрацией в установленном законом порядке в результате конкурса и в целях реализации проекта получает по итогам конкурса (аукциона) муниципальные объекты тепло- и энергоснабжения в долгосрочную аренду (статья 4); ОАО "Росгазификация" обязуется обеспечить при разработке проектно-сметной документации и реализации мероприятий инвестиционного проекта применение наиболее перспективных научно-технических и энергосберегающих технологий_ Администрация обязуется оказывать ОАО "Росгазификация" содействие в реализации инвестиционного проекта по модернизации инфраструктуры объектов теплоэнергетики района "Заречный" г. Бийска (статья 5).
В развитие указанных выше соглашений и в соответствии с Протоколом совщения от 05.11.2011 по вопросам реализации проекта реконструкции и модернизации системы теплоснабжения и перевода на природный газ объектов теплоэнергетики заречной части г. Бийска, между Администрацией Алтайского края, Администрацией Бийска и ОАО "Росгазификация" заключено трехстороннее соглашение N 01-278-С от 06.09.2011 (л.д.15-20 т.1), по условиям которого:
- с целью совершенствования энергетической инфраструктуры города Бийска и в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261 -ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" стороны участвуют в реализации проекта реконструкции и модернизации системы теплоснабжения и перевода на природный газ объектов теплоэнергетики заречной части города Бийска Алтайского края (далее - "Проект"), включающего в себя газификацию, оптимизацию состава и модернизацию теплогенерирующих объектов, реконструкцию и строительство новых теплосетей данной части города, последующее строительство энергоцентра. Разработка и реализация Проекта осуществляются в соответствии с Генеральным планом города Бийска и на основе городской целевой программы "Комплексное развитие системы коммунальной инфраструктуры города Бийска Алтайского края на 2011-2015 гг." (п. 1.1-1.2);
- Администрация края является заказчиком в части строительства магистрального газопровода от поселка Березовка до заречной части г. Бийска (п. 3.2.1). Администрация города является заказчиком, инвестором и обеспечивает проведение работ в своей части Проекта, в том числе по внутриквартальной газификации заречной части города Бийска в соответствии с Планом-графиком (п. 2.1 настоящего соглашения) (п. 3.2.2);
- Росгазификация является застройщиком, инвестором и обеспечивает выполнение работ по реконструкции и модернизации теплогенерирующих объектов, реконструкции и строительству новых теплосетей своей части Проекта, а также других работ, определенных в соответствии с п. 1.3 настоящего соглашения (п. 3.2.3);
- возврат Росгазификации инвестиций должен быть обеспечен за счет платежей, поступающих от сданного в аренду имущественного комплекса системы теплоснабжения заречной части города Бийска, построенного в рамках проекта за счет средств Росгазификации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 109 от 26.02.2094 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ" арендные платежи в течение всего срока окупаемости включаются в тариф на тепловую энергию, определяемый по методу экономически обоснованных расходов (п.3.7);
- Администрация города: обеспечивает проведение совместно с органами государственной власти мероприятий по согласованию тарифной политики, направленной на соблюдение запланированных сроков окупаемости Проекта. В случае необходимости выравнивания уровня тарифов заречной и нагорной частей города Бийска проводит политику субсидирования тарифов населения города; передает выбранной на конкурсной основе теплоснабжающей организации в долгосрочную аренду (25 лет) объекты системы теплоснабжения заречной части города Бийска. Условия конкурса должны предусматривать обязательства теплоснабжающей организации (победителя конкурса) принять в аренду вновь построенные Росгазификацией объекты системы теплоснабжения по списку согласно п. 1.3 настоящего соглашения и включать в тариф на тепловую энергию арендные платежи для возврата Росгазификации инвестиций в течение всего срока окупаемости Проекта (п. 4.3.4);
- Росгазификация передает в аренду теплоснабжающей организации построенные в рамках модернизации и реконсрукции системы теплоснабжения заречной части города Бийска объекты системы теплоснабжения, принятые на его баланс (п.4.4.4).
Из материалов дела судом первой инстанции установлено, что в соответствии с заключенными соглашениями ОАО "Росгазификация" построило за счет своих денежных средств: газовую котельную по адресу: ул. Пушкина, дом 200; газопровод среднего давления от ГГРП-4 до газовой котельной протяженностью 9 км; теплотрассу от газовой котельной до действовавшего муниципального теплового пункта, расположенного по адресу: пос. Льнокомбинат, дом 22/1 и далее тепловые сети по улице Граничная до 10 км; центральный тепловой пункт N 2 (ЦТП-2) по адресу: пос. Льнокомбинат, дом 22/1.
В декабре 2012 г. построенные газовая котельная и газопровод в режиме пуско-наладки запущены в работу взамен угольной котельной N 6 (ул. Пушкина, дом 200). В таком режиме прошли отопительный сезон 2012-2013 годов. Эксплуатацию газовой котельной в режиме пуско-наладки осуществляло ООО "Теплоэнергогаз", у которого находится в аренде муниципальная система теплоэнергетики всей заречной части города Бийска.
По окончании отопительного сезона в мае 2013 года эксплуатация газовой котельной в таком режиме должна была быть прекращена в связи с отсутствием разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и правоустанавливающих документов.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию подписано главой Администрации Бийска 06.08.2013 N RU 22304000-8.
В настоящее время ООО "Теплоэнергогаз" продолжает эксплуатацию вновь построенной газовой котельной, а также задействовало ее в схеме теплоснабжения города в качестве основного источника тепла.
Поскольку газовая котельная входит в состав теплоснабжающей системы города и возврат инвестиций истцу обеспечивается Администрацией г. Бийска, то без проведения конкурса и включения в конкурсные условия определенных обязательств истец лишен возможности самостоятельного распоряжения котельной.
Полагая, что построенные объекты в соответствии с условиями трехстороннего соглашения N 01-278-С от 06.09.2011 подлежали передаче теплоснабжающей организации на конкурсной основе, а до настоящего времени конкурс Администрацией не проведен и котельная безвозмездно используется ООО "Теплоэнергогаз", ОАО "Росгазификация" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Принимая судебный акт об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что по соглашению газовая котельная должна быть передана истцом в долгосрочную аренду теплоснабжающей организации, выбранной на конкурсной основе, что предполагает проведение Администрацией г. Бийска конкурса по выбору теплоснабжающей организации. Без соблюдения установленного порядка передачи построенных объектов истец не вправе ими самостоятельно распорядиться.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции апелляционный суд не находит.
В силу ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок(п. 1 ст. 8 ГК РФ).
В соответствии п.п.1,2 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а также в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).
Согласно п.4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
Статьей 432 ГК РФ определено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Проанализировав условия заключенного сторонами соглашения N 01-278-С от 06.09.2011, суд первой инстанции, руководствуясь главой 5 ГК РФ, регулируемой участие государства и муниципальных образований в гражданских отношениях, положениями Закона Алтайского края N 55-ЗС от 11.05.2011 "Об участии Алтайского края в государственно-частном партнерстве", ст.124 ГК РФ, правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 24.01.2012 N 11450/11, пришел к правильному выводу о том, что подписанное трехстороннее соглашение можно отнести к государственно - частному партнерству (его разновидностью является инвестиционное соглашение) и к его условиям подлежат применению положения законодательства о государственно-частном партнерстве.
Эти взаимоотношения строятся на соглашении о публично-частном партнерстве, заключаемом между указанными лицами. При этом, основанием заключения такого соглашения является решение уполномоченного публичного органа, представляющего интересы публично-правового образования, о реализации определенного проекта публично-частного партнерства. В результате заключения соглашения между публичным партнером и частным партнером, обязавшимся инвестировать определенные денежные и иные средства для реализации проекта публично-частного партнерства, возникает инвестиционные отношение, являющееся по своей правовой природе гражданско-правовым обязательством.
Из содержания представленного в материалы дела трехстороннего соглашения N 01-278-С от 06.09.2011 следует, что его предметом является реализация проекта реконструкции и модернизации системы теплоснабжения и перевода на природный газ объектов теплоэнергетики заречной части г. Бийска Алтайского края. Сторонами соглашения являются публично-правовые образования (Администрация Алтайского края и Администрация г. Бийска) и частный инвестор (ООО "Росгазификация"). Соглашение предусматривает осуществление частным инвестором финансирования, реконструкции объектов социальной инфраструктуры, принадлежащих публично-правовому образованию, а также строительство новых объектов с последующей передачей таких объектов в управление и эксплуатацию третьему лицу, победившему в конкурсе, организованном и проведенным Администрацией г. Бийска. Возврат инвестиций осуществляется за счет включения в тариф на тепловую энергию арендных платежей.
Названные выше условия соответствуют положениям Закона Алтайского края N 55-ЗС от 11.05.2011 "Об участии Алтайского края в государственно-частном партнерстве", предусматривающем, что целями участия Алтайского края в государственно-частном партнерстве, в том числе являются привлечение частных инвестиций на модернизацию экономики Алтайского края; повышение качества предоставляемых населению товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг. К формам участия в государственно-частном партнерстве относятся, в том числе: выкуп результатов деятельности частного партнера или софинансирование его деятельности из средств краевого бюджета, в случае если это предусмотрено соглашением подпункт; оплата по регулируемым тарифам (ценам) предусмотренного соглашением объема товаров (работ, услуг), произведенного частным партнером (ст.5).
Ссылки подателя жалобы о том, что соглашение не имеет предмета и является незаключенным, а, следовательно, не может влечь возникновение гражданско-правовых обязательств, апелляционным судом не принимаются.
Администрация г. Бийска полагает, что стороны не согласовали предмет соглашения: состав объектов, распределение работ, сроки их проведения и график их финансирования, который в соответствии со ст. 432 ГК РФ относится к существенным условиям.
Перечень обязательных условий, при которых осуществляется участие Алтайского края в государственно-частном партнерстве, предусмотрены в ст.7 Закона Алтайского края N 55-ЗС от 11.05.2011 "Об участии Алтайского края в государственно-частном партнерстве".
Заключение трехстороннего соглашения осуществлялось во исполнение Городской целевой программы "Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Бийска Алтайского края на 2011-2015 годы", утвержденной решением Думы города Бийска N 184 от 26.10.2010.
В Городской целевой программе "Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Бийска Алтайского края на 2011-2015 годы" определены мероприятия, направленные на долгосрочное развитие системы централизованного теплоснабжения города Бийска и модернизации котельных с подключением их к системе газоснабжения. Развитие системы теплоснабжения города в перспективе до 2015 года должно предусматривать, в том числе перевод котельных на газ с ликвидацией неэффективных котельных.
В п.30 Приложения к вышеназванной программе, в качестве мероприятий по развитию и реконструкции системы теплоснабжения города Бийска предусмотрена реконструкция, ремонт, замена оборудования, перевод на газ котельной N 6 с подключением к ней потребителей котельных N 20,34,40 с суммой затрат в 2011 г. - 26,75 млн. руб., и всего 28,76 млн. руб.
Таким образом, реконструкция и строительство котельной в рамках настоящего соглашения осуществлялись для замены устаревшей системы теплоснабжения и для исполнения публичных обязанностей, т.к. в качестве ожидаемого результата от реализации мероприятия данное приложение содержит экономию энергоресурсов, надежность теплоснабжения, предоставление качественной услуги населению в соответствии с нормативами.
В силу ч.2 ст. 47 Закона о государственно-частном партнерстве к спорным отношениям подлежат применению нормы Закона Алтайского края от 11.05.2011 N 55-ЗС "Об участии Алтайского края в государственно-частном партнерстве".
С учетом изложенного, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции содержание согласованных сторонами положений соглашения N 01-278-С от 06.09.2011 позволяют отнести его к публично-частному партнерству (по Закону Алтайского края N 55-ЗС от 11.05.2011 "Об участии Алтайского края в государственно-частном партнерстве" - к государственно - частному партнерству) и его разновидности инвестиционному соглашению.
Построенные объекты: газовая котельная и газопровод введены в эксплуатацию разрешением Главы Администрации Бийска 06.08.2013 за N RU 22304000.
В силу п.3 ст. 432 ГК РФ, сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (пункт 3 статьи 1).
Как разъяснено в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", согласно пункту 1 статьи 308.3, статье 396 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. При этом следует учитывать, что в соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ должник не вправе произвольно отказаться от надлежащего исполнения обязательства.
Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения ГК РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
ОАО "Росгазификация" исполнило свои обязательства в части строительства газовой котельной, расположенной по адресу: г. Бийск, ул. Пушкина, дом 200. Факт строительства и введения в действие газовой котельной, ее использование в качестве источника выработки тепловой энергии для снабжения заречной части г. Бийска теплом не отрицался Администрацией г. Бийска.
По трехстороннему соглашению газовая котельная должна быть передана истцом в долгосрочную аренду теплоснабжающей организации, выбранной на конкурсной основе, что предполагает проведение Администрацией г. Бийска конкурса по выбору теплоснабжающей организации с обязательным включением в конкурсные условия: обязательство заключения победителем конкурса долгосрочного договора аренды котельной с истцом; обязательства по включению в тариф на тепловую энергию арендных платежей для возврата ОАО "Росгазификация" инвестиций в течение всего срока окупаемости проекта.
Поскольку газовая котельная входит в состав теплоснабжающей системы города и возврат инвестиций истцу обеспечивается Администрацией г. Бийска, то без проведения конкурса и включения в конкурсные условия указанных выше обязательств истец лишен возможности самостоятельного распоряжения котельной.
Однако конкурс Администрацией не проведен и котельная в аренду не сдана, при этом она безвозмездно используется ООО "Теплоэнергогаз", которое отказывается заключить договор аренды, что следует из представленных истцом писем N 01-236 от 04.06.2015, N 01-19 от 16.01.2015, N 01-442 от 11.11.2014, N 01-383 от 03.10.2014 (л.д.36-45 т.1) с требованием исполнить принятые на себя обязательства.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что в настоящий момент собственником котельной является ОАО "Росгазификация" и оно не ограничено в своих полномочиях, является несостоятельным.
Исходя из п.1 ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Однако документов, свидетельствующих о том, что спорный объект недвижимости создавался ОАО "Росгазификация" для себя в материалах дела не имеется.
Целевое использование построенных объектов по соглашению о государственно-частном партнерстве, а также определенный в соглашении порядок и условия эксплуатации построенных объектов независимо от прав собственности ограничивает права собственника и не допускает самостоятельное использование.
Таким образом, без соблюдения установленного порядка передачи построенных объектов ответчик не вправе самостоятельно распорядиться этими объектами.
ОАО "Росгазификация", является стороной соглашения и участником проекта реконструкции и модернизации системы теплоснабжения и перевода на природный газ объектов теплоэнергетики заречной части г. Бийска, имеет экономическую заинтересованность в понуждении к исполнению соглашения, с тем, чтобы исключить неблагоприятные последствия, как для общества, так и для Администрации г. Бийска, которая обязана обеспечивать гарантированное и безопасное теплоснабжение города.
Учитывая, что обязанность Администрации г. Бийска провести конкурс на право долгосрочной аренды котельной прямо предусмотрена соглашением, а настоящий иск направлен на защиту нарушенных прав и законных интересов истца, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Утверждение ответчика о том, что суд вышел за рамки исковых требований, нельзя признать обоснованным, поскольку внесенное исправление не затронуло основание иска, не вышло за рамки содержания предъявленных исковых требований. Суд уточнил порядок исполнения присужденной Администрации г. Бийска обязанности в соответствии с трехсторонним соглашением, что не повлияло на правильность судебного акта.
Абзац 7 ст.12 ГК РФ предусматривает защиту гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Поскольку согласно п.3.7 соглашения возврат Росгазификации инвестиций должен быть обеспечен за счет платежей, поступающих от сданного в аренду имущественного комплекса системы теплоснабжения заречной части города Бийска, построенного в рамках проекта за счет средств Росгазификации (при этом арендные платежи в течение всего срока окупаемости включаются в тариф на тепловую энергию, определяемый по методу экономически обоснованных расходов), суд первой инстанции, установив факт уклонения Администрации от исполнения принятых на себя обязательств, правомерно обязал Администрацию организовать и провести конкурс по выбору теплоснабжающей организации, для последующей передачи ей в долгосрочную аренду газовой модульной котельной; включить в конкурсные условия обязательство победителя конкурса заключить с ОАО "Росгазификация" долгосрочный договор аренды газовой модульной котельной, а также обязательство Администрации города Бийска при обращении в орган, регулирующий тарифы для формирования тарифа на тепловую энергию, включить в расчет тарифа на тепловую энергию стоимость арендных платежей за пользование газовой модульной котельной в течение всего срока окупаемости проекта, обязательство победителя конкурса уплачивать арендную плату за пользование газовой модульной котельной, включенную в тариф на тепловую энергию.
Ответчик в апелляционной жалобе полагает, что возложение на него обязанности составлять расчет тарифа на тепловую энергию противоречит законодательству о государственном регулировании тарифов.
Однако, как правильно отметил суд первой инстанции со ссылками на ФЗ "О теплоснабжении", постановление Правительства РФ N 1075 от 22.10.2012 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, Правила государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения), приказ ФСТ России N 760-э от 13.06.2013 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", приказом ФСТ России N163 от 07.06.2013 "Об утверждении Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения", регулирующими основы экономических отношений в сфере государственного регулирования тарифов на теплоснабжение. Основами ценообразования в сфере теплоснабжения предусмотрено, что в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются, в том числе, арендная плата.
Так, п.45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения установлено, что арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата являлась критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды предусмотрены расходы регулируемой организации на содержание и эксплуатацию полученного в аренду имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.
Следовательно, законодателем определен как уполномоченный орган на установление тарифов в сфере теплоснабжения, так и порядок включения арендной платы в тарифы. Хотя Администрация города не устанавливает тарифы на теплоснабжение, она не лишена возможности отразить в документации об аукционе условие о том, что в тариф будет заложена стоимость арендной платы за пользование газовой котельной.
Принимая во внимание указанное выше, апелляционная жалоба по приводимым в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 22.08.2016 по делу N А03-2130/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
Е.И. Захарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-2130/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 марта 2017 г. N Ф04-6610/16 настоящее постановление отменено
Истец: ОАО "Росгазификация"
Ответчик: Администрация г. Бийска.
Третье лицо: Администрация Алтайского края., Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов