Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 10 января 2017 г. N Ф09-11547/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
07 ноября 2016 г. |
Дело N А47-13947/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Малышевой И.А. и Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.08.2016 по делу N А47-13947/2015 (судья Цыпкина Е.Г.).
В судебном заседании принял участие представитель:
государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Колесник Е.Г. (доверенность от 15.01.2015).
УСТАНОВИЛ:
31.12.2015 в Арбитражный суд Оренбургской области обратилось Государственное учреждение - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заявитель, фонд) с заявлением о взыскании с Министерства социального развития Оренбургской области (далее - Министерство) неправомерно произведенных расходов 87 863,16 руб.
Между Фондом и Министерством заключен договор N 03/08/13 от 28.12.2012, по которому Фонд перечисляет Министерству денежные средства для выплаты пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной их нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно Отчету о расходовании средств Фонда поступившего в декабре 2013 года Министерство произвело неправомерные расходы на сумму 690 894,32 руб., которая частично компенсирована, остаток долга составляет 87 863,16 руб. В связи с нецелевым использованием денежных средств, они подлежат возврату в бюджет фонда. Сумма долга уменьшена до 65 713,13 руб. (т.1 л.д. 81, 97, т.2 л.д. 99).
Министерство возражало против заявленных требований, указывало, что вывод о неправомерности расходования денежных средств сделан на основании отчетных данных, иные доказательства вины ответчика отсутствуют. Спорные расходы возникли по вине недобросовестных граждан неосновательно получивших пособия и не возвращающих их. Работой по возврату занимается Государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения", денежные средства по мере их возврата перечисляются в фонд (т.1 л.д. 34-36, 83, 98, т.2 л.д. 2, 117, т.3 л.д.2).
Государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения" (далее -Центр) привлечено к участию в деле в качестве третьего лица (т.2 л.д. 114).
Решением суда первой инстанции от 25.08.2016 в удовлетворении требований отказано.
Суд указал, что спорная сумма образовалась в связи с неправомерными действиями получателей пособий, которые не имели права на их получение, а после получения не вернули их в фонд, указаны конкретные лица - должники. Частично сумма задолженности не подтверждена.
Отсутствует вина Министерства, которое действовало в рамках своих полномочий и не знало б отсутствии и об утрате у получателей права на пособия, не имело права отказать в социальных выплатах.
Министерство обеспечивало целевое использование денежных средств по заявкам государственных учреждений социальной защиты, и требования о взыскании должны быть предъявлены органам, которые выплачивали денежные средства, а не ответчику. Учтено, что Министерство и Центр принимают меры по взысканию задолженности, которая частично погашена, что спор не носит гражданского - правового характера (т.3 л.д. 21-25).
04.10.2016 от Фонда поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
Суд установил, что по состоянию на 31.12.2013 задолженность составила 690 894,32 руб., в настоящее время не компенсировано 65 713,13 руб., хотя эта сумма должна была быть возвращена по истечению отчетного года.
Направляя денежные средства в органы социальной защиты, Министерство не контролировало правильность их расходования, допустило нецелевое использование. Довод о взыскании долга с физических лиц не освобождает ответчика от возврата денежных средств в фонд (т.3 л.д. 31-33).
Отзывы на апелляционную жалобу ответчиком и третьим лицом не представлены.
Ответчик и третье лицо извещены о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
При отсутствии возражений сторон пересмотр дело производится в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя фонда, установил следующие обстоятельства.
Между Министерством и Фондом заключен договор N 03/08/13 от 28.12.2012 на выплату отдельных видов пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию. По условиям договора Фонд проверяет Отчет уполномоченного органа о расходовании средств, осуществляет контроль за их целевым использованием (т.1 л.д. 8-10).
Министерство представило Отчет о расходовании средств Фонда за декабрь 2013 года, где по строке 10 указано о неправомерном произведенных расходах по выплате ежемесячных пособий на сумму 690 894,32 руб. (т.1 л.д.14).
Фондом составлен акт проверки расчетов за период с 01.01.2014 по 07.07.2015, где задолженность по состоянию на 28.12.2015 составляет 878 863,16 руб. (т.1 л.д.23). По пояснению заявителя эта сумма частично возвращена, остаток долга составляет 65 713,13 руб.
Министерством представлены документы, подтверждающие совершение действий по взысканию необоснованно выплаченных пособий с физических лиц - получателей: постановления о возбуждении и окончании исполнительных производств, переписка со службой судебных приставов, судебные решения о взыскании, исполнительные листы (т.1 л.д. 40-73).
По мнению заявителя апелляционной жалобы - Фонда, ему причинены убытки в результате нецелевого использования средств на оплату пособий с нарушением установленного порядка, которые он имеет право возместить с получателя денежных средств через суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии вины Министерства, совершению действий по возврату пособий и отказал во взыскании.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 3 Федерального закона N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закона N 81-ФЗ) одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Частью 1 статьи 13 Закона N 81-ФЗ предусмотрено, что в перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, включены лица, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (один из родителей, опекун).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 утверждены Правила N 1162 (действовавшие в спорном периоде), определяющие порядок финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке.
Согласно пункту 2 Правил N 1162 за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в установленном порядке в бюджет Фонда осуществляется финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой и ежемесячного пособия по уходу за ребенком перечисленным в названном пункте лицам. Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 N 1012н.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1162 Территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 5 рабочих дней с даты поступления средств, но не позднее 10-го числа текущего месяца, перечисляет уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации средства на финансирование расходов, связанных с выплатой, в том числе ежемесячного пособия по уходу за ребенком, на основании договора, заключенного ими. Денежные средства используются на протяжении финансового года.
В пункте 13 Правил N 1162 предусмотрено, что контроль за целевым использованием средств, направляемых на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Правилами N 1162, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за целевым использованием денежных средств является Министерство, с которым заключен договор.
По ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами_ влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению_
В отчете Министерство признало нецелевое использование выделенных бюджетных средств, их выплату лицам, не имеющим право на получение пособий, в связи с чем, требование фонда о возврате излишне выплаченных сумм является законным.
Заявляя требования, фонд ссылается на ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-фз " Об основах обязательного социального страхования", по которой он имеет право обращаться в суд с иском о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, постановление Правительства Российской Федерации. В заявлении сделаны ссылки на нормы бюджетного законодательства, в связи с чем, спор не носит гражданского - правового характера. Поскольку действующее законодательство не предоставляет фонду право бесспорного взыскания задолженности, обращение в суд с иском о взыскании спорной суммы является правомерным.
Судом первой инстанции установлено, что спорная сумма образовалась в результате неправомерных действий лиц, получивших пособия, но не имевших законного права на их получение. Суд также пришел к выводу об отсутствии доказательств осведомленности Министерства на момент перечисления спорных сумм об утрате указанными лицами права на получение социального пособия по уходу за ребенком. Сделан вывод, что Министерство действовало в соответствии с социальным законодательством, заключенным договором и не имело право отказать в предоставлении социальных выплат, так как не обладало информацией о необоснованности получения пособий этими лицами.
Суд апелляционной инстанции считает, что эти выводы не влияют на обязанность Министерства вернуть денежные средства, использованные не в соответствии с целевым назначением, установленную бюджетным законодательством. Министерство обеспечивало целевое использование средств федерального бюджета, направляя денежные средства по заявкам государственных учреждений социальной защиты на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, осуществляющим уход за детьми и не подлежащими обязательному социальному страхованию и отвечает за исполнение этой обязанности. Обязанность возвратить денежные средства вытекает из норм бюджетного законодательства, не является ответственностью и наступает вне зависимости от вины.
Понесенные Министерством расходы могут им быть компенсированы за счет лиц незаконно получивших пособия в ходе исполнительных производств. Сведения о дополнительно произведенных выплатах долга не поступили.
Суд апелляционной инстанции учитывает сложившуюся практику рассмотрения данной категории дел.
По ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В связи с этим судебное решение следует отменить, заявленные фондом требования удовлетворить.
Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.08.2016 по делу N А47-13947/2015 отменить, требования Государственного учреждения - Оренбургского региональное отделения Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить.
Взыскать с Министерства социального развития Оренбургской области в пользу Государственного учреждения - Оренбургского региональное отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 65 713 руб. 13 коп.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
А.П.Скобелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-13947/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 10 января 2017 г. N Ф09-11547/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГУ - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Ответчик: Министерство социального развития Оренбургской области
Третье лицо: ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения"