Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Воронеж |
|
07 ноября 2016 г. |
Дело N А48-2979/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 ноября 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Протасова А.И.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
от Муниципального унитарного производственного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Орелводоканал": Кузьмина Н.В., представитель по доверенности от 23.09.2016 N 3744/09-02, выдана до 31.12.2016;
от Управления по тарифам Орловской области: Фролов А.К., представитель по доверенности от 14.04.2015 N 01-10/1527, выдана сроком на 3 года;
рассмотрев апелляционную жалобу Муниципального унитарного производственного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Орелводоканал" на решение Арбитражного суда Орловской области от 15.09.2016 по делу N А48-2979/2016 (судья Клименко Е.В.) по заявлению Муниципального унитарного производственного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Орелводоканал" о признании незаконным и отмене постановления Управления по тарифам Орловской области о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное производственное предприятие водопроводно- канализационного хозяйства "Орелводоканал" (далее заявитель, предприятие, МУПП ВКХ "Орелводоканал") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 05 апреля 2016 года по делу N 01-17-186 Управления по тарифам Орловской области (далее - Управление) о назначении административного наказания в виде административного штрафа в сумме 100 000 руб по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 15.09.2016 постановление от 05.04.2016 по делу N 01-17-186 было изменено - размер штрафа снижен до 50 000 рублей.
Не согласившись с решением, Предприятие обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что в его действиях отсутствуют состав и событие вменяемого административного правонарушения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до "09" часов "30" минут "28" октября 2016 года.
Представитель Муниципального унитарного производственного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Орелводоканал" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления по тарифам Орловской области доводы апелляционной жалобы отклонил по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В адрес Управления по тарифам Орловской области поступило обращение гражданки Сергеевой И.А. по вопросу правомерности взимания платы за услуги, оказанные МУПП ВКХ "Орелводоканал" по заявлениям Сергеевой И.А. от 25.12.2014 и Тулинова И.А. от 02.07.2015.
В связи с поступившим обращением, на основании приказа от 14.03.2016 N 215-т в отношении предприятия, проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам составлен акт от 12.04.215 N 0182 и выдано предписание N 01-12-012 от 12.04.02016.
Управлением установлено, что гражданами Сергеевой И.А. 25.12.2014 внесено в кассу 208,74 руб., Тулиновым И.А. 02.07.2015 488,41 руб. за услугу - выдача справок и ответов на запросы (с выполнением выборки и архивных документов).
Согласно Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения от 13.02.2006 N 83 (далее Правила) технические условия подключения должны предоставляться без взимания платы.
Управление посчитало, что выдача предприятием гражданам платных справок, содержание которых аналогично содержанию технических условий подключения является нарушением порядка ценообразования. Управлением посчитало, что это привело к необоснованному изменению стоимости подключения.
26.04.2016 должностным лицом управления в отношении МУПП ВКХ "Орелводоканал" составлен протокол об административном правонарушении. Протокол составлен административным органом в присутствии защитника предприятия.
Согласно протоколу, предприятию вменено деяние, выразившееся в выдаче технических условий за плату, что является нарушением установленного порядка регулирования цен, которое квалифицировано по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
05.04.2016 должностным лицом Управления было вынесено постановление о назначении МУПП ВКХ "Орелводоканал" административного наказания в виде штрафа 100000 рублей за совершение административного правонарушения, по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в части взимания платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям водоснабжения и водоотведения.
Оспариваемое постановление вынесено в присутствии защитника предприятия.
Не согласившись с указанным постановлением, Предприятие обратилось в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 ст. 14.6 КоАП РФ предусмотрено что занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности иных нарушений установленного порядка ценообразования.
Субъектами административного правонарушения являются юридические лица, руководители и иные работники организаций, а также иные граждане и должностные лица, виновные в нарушении государственной дисциплины цен.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Одним из главных условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Ценообразование - это процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам и услугам.
Статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Согласно статье 31 Закон N 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения относятся: подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения (п.2 ч.1 ст.31) и подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения (ч. 8 ст.31).
Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения: 1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); 2) тариф на техническую воду; 3) тариф на транспортировку воды; 4) тариф на подвоз воды; 5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения (п. 5 ч. 2 ст. 31).
Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения: 1) тариф на водоотведение; 2) тариф на транспортировку сточных вод; 3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения (п.3 ч.8 ст.31).
В соответствии со статьей 18 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" плата за подключение может взиматься только по установленным тарифам, размер такой платы является существенным условием договора о подключении.
В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона N 416-ФЗ регулированию подлежит также плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, устанавливаемая в индивидуальном порядке. Порядок расчета такой платы определяется основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
При этом согласно пункту 10 названной статьи Перечень подлежащих регулированию тарифов и платы в сфере водоснабжения и водоотведения, указанных в частях 2, 5, 6, 8 и 9 статьи является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, работ и услуг в этой сфере определяются по соглашению сторон и регулированию не подлежат.
Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 определено, что выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.
Согласно приведенным нормам законодатель возлагает на организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязанность предоставить технические условия. Предприятие как организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана предоставлять технические условия без взимания платы.
Подготовленные справки и ответы на обращение Сергеевой И.А. и Тулинова И.А. хотя и аналогичны по своему содержанию техническим условиям подключения к сетям, но по юридической силе им не тождественны, не явились основанием технологического присоединения.
Таких фактов административным органом не установлено.
Фактов технологического присоединения объектов упомянутых физических лиц из материалов дела не усматривается.
Данные справки и ответы, являются информацией, предоставляемой предприятием и входят в перечень платных услуг, оказываемых предприятием всем заявителям.
Таким образом, вывод о том, что получение платных справок обуславливает подключение и по сути является получением технических условий за плату в нарушение Правил, апелляционная коллегия считает необоснованным.
В связи с изложенным, апелляционный суд приходит к выводу о том, что действия предприятия, выразившиеся во взимании платы за выдачу справок, не образуют объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Факт взимания предприятием платы за выдачу технических условий на присоединение в нарушение действующего законодательства административным органом не доказан.
Основанием для привлечения к административной ответственности является протокол об административном правонарушении. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном в качестве нарушения при рассмотрении дела не может быть вменено какое-либо иное нарушение.
В связи с чем, в данном случае подлежала установлению объективная сторона правонарушения, выразившегося, как указано в протоколе в выдаче технических условий за плату.
Поскольку фактов выдачи таких документов либо фактов подключения на основании выданных платных справок собранными доказательствами к моменту вынесения оспариваемого постановления доказано не было, то отсутствовали и основания для привлечения к административной ответственности.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 15.09.2016 по делу N А48-2979/2016 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления по тарифам Орловской области от 05.04.2016 по делу N 01-17-186 о назначении административного наказания.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок в порядке ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-2979/2016
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА "ОРЕЛВОДОКАНАЛ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ