Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 6 февраля 2017 г. N Ф06-16827/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, о взыскании штрафа
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
15 ноября 2016 г. |
Дело N А57-13960/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, О.И. Антоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 сентября 2016 года по делу N А57-13960/2016, (судья Братченко В.В.),
по исковому заявлению акционерного общества "Каустик" (ИНН 3448003962; ОГРН 1023404355666), г. Волгоград,
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727; ОГРН 1037739877295), г. Москва,
о взыскании штрафа за задержку приемки вагона N 57094534 в размере 3.740 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16 февраля 2016 года по 16 мая 2016 года в размере 77,55 руб., законных процентов за период с 16 февраля 2016 года по 16 мая 2016 года в размере 108,85 руб.,
при участии в заседании:
от акционерного общества "Каустик" представитель Блудилина Анна Михайловна по доверенности от 19.10.2016 г., выданной сроком на 3 года,
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" представитель Бондаренко Антон Анатольевич по доверенности N 180 от 08.12.2014 г., выданной сроком до 05.08.2017 года,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось акционерное общество "Каустик" (далее - истец) с исковым заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании:
штрафа за задержку приемки вагона N 57094534 в размере 3.740 руб.,
процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16 февраля 2016 года по 16 мая 2016 года в размере 51,32 руб.,
законных процентов за период с 16 февраля 2016 года по 16 мая 2016 года в размере 69, 71 руб.
Решением от 08 сентября 2016 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-13960/2016 с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу акционерного общества "Каустик" взыскан штраф за просрочку уборки вагона в размере 3.740 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1.937 руб.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что штраф за задержку приемки вагона с железнодорожного пути необщего пользования может быть начислен при выполнении ряда условий, а именно:
направления уведомления в адрес перевозчика, оформления в установленном порядке перевозочных документов,
истечения установленного договором N 2/251 от 18 июня 2013 года срока для уборки вагона с момента уведомления.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителей, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18 июня 2013 года между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (перевозчик) и открытым акционерным обществом "Каустик" (владелец) был заключен договор N 2/251 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования открытого акционерного общества "Каустик" по станции Татьянка-Южная Приволжской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - договор N 2/251 от 18 июня 2013 года);
19 июля 2013 года между сторонами подписан протокол разногласий к договору N 2/251 от 18 июля 2013 года.
В соответствии с заключенным между перевозчиком и владельцем договором N 2/251 от 18 июня 2013 года подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего в четной горловине станции Татьянка - Южная через стрелочный перевод N 208 осуществляется локомотивом перевозчика (пункт 1).
Пунктом 5 договора N 2/251 от 18 июня 2013 года предусмотрено, что подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.
Уведомление о подаче вагонов передается круглосуточно по телефону приемосдатчиком станции ответственному лицу владельца не позднее, чем за 2 часа до предстоящей подачи вагонов с записью в книгу уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку, выгрузку (пункт 6).
Пунктом 12 договора N 2/251 от 18 июня 2013 года предусмотрено, что о готовности вагонов к уборке ответственное лицо владельца передает уведомление круглосуточно по телефону приемосдатчику станции с последующим не позднее чем через 1 час. предоставлением ему письменного уведомления.
Готовые к уборке вагоны убираются с мест погрузки, выгрузки в сроки, установленные технологическим процессом работы станции Татьянка-Южная только при наличии оформленных в установленном порядке перевозочных документов (пункт 13).
Технологические нормы на погрузку, выгрузку вагонов предусмотрены сторонами в пункте 15 договора N 2/251 от 18 июня 2013 года и составляют не более двух часов.
Согласно пункту 23 договора N 2/251 от 18 июня 2013 года по вопросам, не предусмотренным настоящим договором, стороны руководствуются Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств по договору N 2/251 от 18 июня 2013 года стороны несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Договор N 2/251 от 18 июня 2016 года заключался со сроком действия с 07 августа 2013 года по 31 марта 2014 года (пункт 25).
В соответствии с протоколом разногласий, подписанным обеими сторонами 19 июля 2013 года, настоящий договор заключается сроком с 07 августа 2013 года по 31 марта 2014 года (редакция перевозчика), с 07 августа 2013 года по 07 августа 2016 года включительно (редакция владельца).
Из искового заявления следует, что 14 января 2016 года на станцию Татьянка-Южная прибыла железнодорожная цистерна N 57094534 (далее - вагон N 57094534), груженная раствором натрия гидроксида;
17 января 2016 года данная цистерна была подана под выгрузку на ОАО "ТЭЦ-3".
Собственником цистерны N 57094534 является акционерное общество "Каустик".
18 января 2016 года в 20 час. 30 мин. железнодорожная цистерна была выгружена, что подтверждается уведомлением N 145, памяткой приемосдатчика N 145 на уборку вагонов, квитанцией о приемке груза ЭЛ606958 на повагонную отправку с грузами, ведомостью подачи и уборки вагонов N 016152.
Истец указывает на нарушение установленной нормы часов, предусмотренной для подачи и отправки вагонов, поскольку в соответствии с календарным штампом в железнодорожной накладной ЭЛ606958 и памяткой приемосдатчика N 145 на уборку вагона уборка железнодорожной цистерны была произведена позднее указанного времени: - 26 января 2016 года в 17 час. 46 мин., что зафиксировано в квитанции о приеме груза.
Таким образом, задержка приемки вагона N 57094534 имела место с 18 января 2016 года с 22 час. 30 мин. по 26 января 2016 года до 17 час. 20 мин. и составила 187 часов.
Истец ссылался на вину перевозчика (открытого акционерного общества "Российские железные дороги") за задержку приемки вагона на железнодорожных путях необщего пользования и просил суд взыскать с ответчика штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки вагона, предусмотренный Федеральным законом от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Нормы главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) содержат положения о регулировании обязательств по перевозке грузов, а также иных правоотношений, связанных с осуществлением перевозочного процесса, в соответствии с соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Федеральный закон от 10 января 2003 года N 18-ФЗ (в редакции от 03 июля 2016 года) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, Устав) регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Настоящий Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
Действие настоящего Устава распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.
Статьей 50 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусмотрено, что для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа перевозчики заключают с владельцем инфраструктуры договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры.
Согласно статье 56 Устава подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, осуществляются по договору соответственно между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком и владельцем такого железнодорожного пути необщего пользования.
Данный договор устанавливает порядок подачи и уборки вагонов, плату за пользование вагонами, взаимную ответственность сторон.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Согласно статье 100 данного Устава за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона.
Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в три раза.
Акционерное общество "Каустик" направило открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" претензию от 05 февраля 2016 года N 015/00052 с требованием уплатить штраф за задержку приемки вагона N 57094534 с железнодорожных путей необщего пользования в размере 3.740 руб.
На претензию ответчиком дан ответ исх. N 5658п/391 от 24 февраля 2016 года об отказе в ее удовлетворении.
Между сторонами возник спор о наличии вины перевозчика в задержке приемки вагона N 57094534, находящегося на железнодорожных путях необщего пользования.
Согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 016152 (станция Татьянка-Южная Приволжская железная дорога) время уборки установлено: 17 час. 20 мин., дата: 26 января 2016 года.
Истцом в материалы дела представлена памятка приемосдатчика N 145 на уборку вагонов, в которой установлено: подача /передача на выставочный путь - 17 января 2016 года в 16 час. 14 мин., уведомление о завершении грузовой операции/возврат на выставочный путь - 18 января 2016 года в 20 час. 30 мин., уборка - 26 января 2016 года в 17 час. 20 мин.
Согласно положениям пункта 3.4. Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства Путей Сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 26 (далее - Правила) подача и уборка вагонов на (с) железнодорожный путь необщего пользования производятся по уведомлению перевозчиком владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования в зависимости от того, с кем заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов.
Пунктом 5 договора N 2/251 от 18 июня 2013 года предусмотрено, что подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.
Уведомление о подаче вагонов передается круглосуточно по телефону приемосдатчиком станции ответственному лицу владельца не позднее, чем за 2 часа до предстоящей подачи вагонов с записью в книгу уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку, выгрузку (пункт 6).
В соответствии с пунктом 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования от 18 июня 2003 года N 26, условие о сроках на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливается с учетом технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и согласовывается сторонами в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
Такой срок исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
В материалы дела истцом представлена квитанция о приеме груза ЭЛ606958 на повагонную отправку с грузами, уведомление N 145, памятка приемосдатчика N 145 на уборку вагонов, ведомость подачи и уборки вагонов N 016152.
Договором N 2/251 от 18 июня 2013 года предусмотрено, что передача вагонов владельцу и возврат перевозчику удостоверяется подписями уполномоченных работников сдающей и принимающей стороны в памятке приемосдатчика в графе "вагон сдал" и "вагон принял".
В письменных объяснениях по делу N А57-13960/2016 от 02 сентября 2016 года N 015/00602 акционерное общество "Каустик" пояснило, что из ведомости подачи и уборки вагонов N 016152, памятки приемосдатчика N 145 на уборку вагонов и уведомления о завершении грузовой операции, подписанных сотрудниками истца и ответчика следует, что задержка уборки вагона N 57094534 произошла по вине открытого акционерного общества "Российские железные дороги", указывая на то, что в данных документах указана дата завершения операций по ТЭЦ-3, - 18 января 2016 года.
Памяткой приемосдатчика N 145 на уборку вагонов указано время уведомления и время уборки вагона N 57094534.
Следовательно, факт нарушения ответчиком взятых на себя обязательств подтвержден документально.
Вместе с тем, ответчик, приняв на себя обязательства по своевременной уборке вагонов, должен самостоятельно принимать меры к совершенствованию технологического процесса, позволяющее исполнить обязательства надлежащим образом.
Согласно абзацу 2 статьи 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф - 0,2 минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Согласно расчету истца штраф за задержку вагона N 57094534, принадлежащего акционерному обществу "Каустик" составляет 3.740 руб.
Расчет штрафа за задержку приемки вагона, представленный истцом, судом 1 инстанции проверен и признан верным.
Доказательств явной несоразмерности заявленной истцом неустойки ответчиком не представлено.
С учетом изложенного, исковые требования в данной части правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16 февраля 2016 года по 16 мая 2016 года в размере 51,32 руб. правомерно отказано, так как взыскание процентов является двойной мерой ответственности.
Также правомерно отказано во взыскании законных процентов в размере 69,71 руб. поскольку к спорным правоотношениям, возникшим из договора N 2/251 от 18 июня 2013 года, заключенного до дня вступления в силу закона N 42-ФЗ, положения статьи 317.1 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 сентября 2016 года по делу N А57-13960/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-13960/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 6 февраля 2017 г. N Ф06-16827/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Каустик"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД"