Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 марта 2017 г. N Ф01-153/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
09 ноября 2016 г. |
Дело N А11-7967/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2016 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Фединской Е.Н., судей Долговой Ж.А., Богуновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фокеевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СпецТехАвто" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.04.2016 по делу N А11-7967/2015,
принятое судьей Поповой З.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "СпецТехАвто", 600016, г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, д. 79, ИНН 3329040732, ОГРН 1063340023757, к обществу с ограниченной ответственностью "УНР-17", 600031, г. Владимир, ул. Добросельская, д. 210, ИНН 3328433667, ОГРН 1043302016438, о взыскании задолженности в сумме 756 280 руб. 70 коп. и по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "УНР-17" к обществу с ограниченной ответственностью "Спецтехавто" о признании недействительным пункта 1.2 договора на оказание услуг по размещению (захоронению) отходов от 01.01.2014 N 278/З в части установления коэффициента перерасчета массы отходов (в килограммах) в объем (в кубических метрах),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации города Владимира (600000, г. Владимир, ул. Горького, д.36, ОГРН 1033302009146), администрации Ленинского района города Владимира (600000, г. Владимир, ул. Никитская, д.4А, ОГРН 1033301812807), администрации Октябрьского района города Владимира, Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области, г. Владимир, Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, г. Владимир,
о взыскании 1 335 422 руб. 13 коп.,
В судебном заседании до объявления перерыва приняли участие:
от истца - Куимова И.И. по доверенности от 25.07.2016 сроком действия по 31.12.2016, Шубина С.В. по доверенности от 15.12.2015 сроком действия по 16.12.2016;
от ответчика - Румянцев С.А. по доверенности от 01.12.2015 сроком действия на 1 год;
от третьих лиц- не явились, извещены.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Общество с ограниченной ответственностью "СпецТехАвто" (далее -ООО "СпецТехАвто") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "УНР-17" (далее - ООО "УНР-17") о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по размещению (захоронению) отходов от 01.01.2014 N 278/3 в сумме 756 280 руб. 70 коп.
ООО "УНР-17" обратилось со встречным иском к ООО "СпецТехАвто" о признании недействительным подпункта 1.2 договора на оказание услуг по размещению (захоронению) отходов от 01.01.2014 N 278/З - в части установления коэффициента перерасчета массы отходов (в килограммах) в объем (в кубический метр), которое принято судом к рассмотрению одновременно с первоначальным в порядке статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация города Владимира, администрация Ленинского района города Владимира, администрация Октябрьского района города Владимира, департамент цен и тарифов администрации Владимирской области, департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области.
Решением от 21.04.2016 Арбитражный суд Владимирской области в удовлетворении искового заявления ООО "СпецТехАвто" к ООО "УНР-17" отказал. Требование ООО "УНР-17" к ООО "СпецТехАвто" удовлетворил. Признал недействительным подпункт 1.2 договора от 01.01.2014 N 278/З, заключенного между ООО "СпецТехАвто" и ООО "УНР-17" в части установления коэффициента перерасчета массы отходов (в килограммах) в объем (в кубических метрах).
Не согласившись с принятым по делу решением, ООО "СпецТехАвто" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что в связи с тем, что прием и утилизация (захоронение) отходов является регулируемым видом деятельности, прием осуществляется с их переводом в кубические метры с применением коэффициента. Коэффициент расчета 1 куб.м = 170 кг. установлен приказом по предприятию от 31.12.2013 N 50 и является усредненным коэффициентом, действующим во Владимирской области. Исходными данными для установления стали методики расчетов, произведенные рядом организаций на основании справочной литературы и морфологических исследований. Кроме того АО "Корпорацией развития Владимирской области" для определения коэффициента плотности отходов создана комиссия, которая провела замеры и зафиксировала полученные данные в протоколе от 17.12.2014.
Заявитель поясняет, что действующим законодательством не установлен запрет на применение расчетного метода определения объема отходов. В настоящее время ООО "СпецТехАвто" имеет более двухсот договоров на размещение (захоронение) отходов. Доставка отходов контрагентами осуществляется различным транспортом, только 4 организации, в том числе ООО "УНР-17", имеют транспорт с прессокомпактом 1:7. Фактический объем кузова транспорта может составлять 16-17 куб.м, 24 куб.м, с учетом применения коэффициента - 7 объем уплотненных отходов составит 17 куб.м х 7 = 119 куб.м.; 24 куб. м х 7 = 168 куб.м. Произведен расчет объемов отходов, доставленных в феврале 2016 года, установлено, что в среднем машина доставляет 8540 кг, с применением коэффициента 1 куб.м = 170 кг, - 50 023 куб.м, что в 2,2 и в 3,2 раза меньше фактически привезенных отходов.
В подтверждение обоснованности применения коэффициента ООО "СпецТехАвто" ссылается на рабочий проект (общая пояснительная записка 02/89-МВ-00.00-ПЗ "Комплекс по переработке и захоронению твердых бытовых отходов у д. Марьинка Камешковского района Владимирской области), разработанный и утвержденный в 2003 году Федеральным государственным унитарным предприятием "Комплексный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт водоснабжения, канализации, гидротехнических сооружений и инженерной гидрогеологии". Также отмечает, что ООО "УНР-17" коэффициент не опровергло.
ООО "УНР-17" в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнениях к нему указало, что обжалуемый судебный акт является законным, обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области в отзыве на апелляционную жалобу согласился с доводами жалобы, просил обжалуемое решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в ходе судебного заседания 25.10.2016, объявлен перерыв до 01.11.2016.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, пунктом 3.7.6. Регламента Первого арбитражного апелляционного суда, в связи с пребыванием судьи Долговой Ж.А. в отпуске, произведена замена судьи Долговой Ж.А. на судью Вечканова А.И. (определение от 25.10.2016).
В соответствии с частью 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, пунктом 3.7.6. Регламента Первого арбитражного апелляционного суда, в связи с нахождением в служебной командировке судьи Вечканова А.И. на судью Долгову Ж.А. (определение о замене судьи от 31.10.2016).
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение подлежащим отмене исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, основным видом деятельности ООО "УНР-17" является сбор, транспортировка и передача на утилизацию (захоронение) отходов производства и потребления на полигон, эксплуатируемый ООО "СпецТехАвто".
01.01.2014 между ООО "СпецТехАвто" (исполнитель) и ООО "УНР-17" (заказчик) заключен договор N 278/З на оказание услуг по размещению (захоронению) отходов производства и потребления, а также крупногабаритных отходов, на полигоне у д. Марьинка, Камешковского района Владимирской области.
В соответствии с пунктом 1.1 договора, исполнитель обязуется оказывать услуги по размещению (захоронению) отходов производства и потребления, а также крупногабаритных отходов (КГМ) на полигоне ТБО у д. Марьинка Камешковского района, а заказчик обязуется их оплачивать по действующему, утвержденному постановлением департамента цен и тарифов Владимирской области, тарифу, на условиях, определенных договором.
В соответствии с пунктом 1.2 договора фактически объем, принимаемых к захоронению отходов, определяется исполнителем расчетным путем на основании показаний автовесов с коэффициентом перерасчета 1 куб.м = 170 кг. В случае отсутствия автовесов или поломки применяемых автовесов, объем ввозимых отходов определяется исходя из объема кузова транспортного средства в соответствии с ее транспортными техническими характеристиками, с учетом коэффициента уплотнения. По результатам любой из сторон может быть сделан перерасчет по результатам совместно проведенных контрольных замеров.
Заказчик применяет для доставки отходов транспортные средства, которые используют бункер, геометрический объем которого равен 36 куб.м (открытого и закрытого типа) (размеры бункера 6800 х 2300 х 2300), а также транспортные средства с геометрическим объемом кузова равным 24 куб.м (закрытого типа), с геометрическим объемом кузова равным 16 куб.м (закрытого типа), с геометрическим объемом кузова равным 27 куб.м (открытого типа), бункер (кузов), с геометрическим объемом кузова равным 10 куб.м (закрытого типа), с геометрическим объемом кузова равным 22 куб.м (закрытого типа), а для доставки крупногабаритных отходов (КГМ) транспортные средства с бункером - накопителем объемом 8 куб. м (открытого типа) (пункт 2.2 договора).
В соответствии с пунктом 4.1 договора, услуги оказываются по действующему тарифу, утвержденному постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области, на объект размещения отходов, указанный в пункте 1.1 договора.
Оплата услуг осуществляется в следующем порядке (пункт 4.2):
предоплата в размере 50%, определяемая количеством отходов производства и потребления, принятых и захороненных в течение предыдущего месяца, не позднее последнего числа текущего месяца;
оставшиеся 50% не позднее 20-ого числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя.
По окончании месяца, в котором оказывались услуги, стороны осуществляют сверку взаиморасчетов путем подписания двухстороннего акта. Акт оказанных услуг ежемесячно направляется заказчику в срок до пятого числа месяца, следующего за расчетным. В акте указываются объемы, которые согласовываются сторонами еженедельно. Подписанный заказчиком акт оказанных услуг в обязательном порядке передается исполнителю в течение трех дней с момента получения его заказчиком (пункт 4.4 договора).
05.11.2014 между сторонами подписано дополнительное соглашение к договору, в котором указано, что в связи с изменением тарифа на утилизацию ТБО на период 2015-2016 годов (постановление департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 30.09.2014 N 38/1) внести в договор от 01.01.2014 изменения пункт 4.1: услуги оказываются по действующему, утвержденному постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области тарифу, который с 01.01.2015 по 30.06.2015 будет составлять 106 руб. за 1 куб.м с учетом НДС 18%; с 01.07.2015 по 31.12.2015 будет составлять 110 руб. 28 коп. за 1 куб.м с учетом НДС 18%; с 01.01.2016 по 30.06.2016 будет составлять 110 руб. 28 коп. за 1 куб.м с учетом НДС 18%; с 01.07.2016 по 31.12.2016 будет составлять 109 руб. 67 коп. за 1 куб.м с учетом НДС 18%.
19.12.2014 между сторонами подписано соглашение, в соответствии с которым договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует по 31.12.2015. Если ни одна из сторон письменно не заявит своего намерения расторгнуть договор путем направления уведомления другой стороне за пятнадцать дней до даты его окончания, то настоящий договор считается пролонгированным на один год.
В соответствии с постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 29.11.2013 N 31/1 установлены и введены в действие тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов для ООО "СпецТехАвто" (комплекс по переработке и захоронению твердых бытовых отходов у д. Марьинка) с календарной разбивкой:
- с 01.01.2014 по 30.06.2014 для потребителей в размере 88 руб. 89 коп. за 1 куб.м (без учета НДС);
- с 01.07.2014 по 31.12.2014 - 91 руб. 02 коп. за 1 куб.м (без учета НДС);
- с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 91 руб. 02 коп. за 1 куб.м (без учета НДС);
- с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 93 руб. 26 коп. за 1 куб.м (без учета НДС).
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "СпецТехАвто" и ООО "УНР-17" с настоящими исками.
Арбитражный суд, рассматривая заявленные требования, руководствуясь статьями 422, 424 ГК РФ, Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства" (далее - Закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Постановление N 520), постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 29.11.2013 N 31/1 по установлению и введению в действие тарифов для потребителей на услуги по утилизации твердых бытовых отходов для ООО "СпецТехАвто" комплекс по переработке и захоронению твердых бытовых отходов у д. Марьинка) пришел к выводу, что поскольку тариф утвержден на утилизацию 1 куб.м отходов, то применение при расчете стоимости за принимаемые отходы формулы, согласно которой 1 куб.м равен 170 кг. является противозаконным. По мнению суда, в данном случае, для определения стоимости оказываемых услуг необходимость взвешивания отходов отсутствует, поскольку тариф установлен за 1 куб.м., положениями постановления департамента цен и тарифов администрации Владимирской области не предусмотрена зависимость величины тарифа за складирование одного кубического метра отходов от соотношения веса к объему, тариф установлен для фактически утилизируемых отходов, что соответствует фактически принимаемому на полигон объему отходов. Арбитражный суд также указал на то, что постановление департамента цен и тарифов администрации Владимирской области не предусматривает зависимость величины тарифа за утилизацию одного кубического метра отходов от соотношения веса к объему и от технических характеристик транспортных средств, доставляющих ТБО на полигон, а значит, тариф на утилизацию установлен без фактически утилизируемых (захораниваемых) отходов. В связи с чем применение в договорных отношениях с контрагентами какой-либо массы при определении объема твердых бытовых отходов, подлежащего захоронению на полигоне, неправомерно. Исходя из вышеизложенного встречные требования ООО "УНР-17" о признании недействительным подпункт 1.2 договора от 01.01.2014 N 278/З в части установления коэффициента перерасчета массы отходов (в килограммах) в объем (в кубических метрах) удовлетворил на основании статей 166, 180 ГК РФ. В удовлетворении исковых требований ООО "СпецтТехАвто" о взыскании задолженности за оказанные услуги отказал.
Указанные выводы послужили основанием для подачи апелляционной жалобы ООО "СпецтТехАвто".
Проанализировав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что между сторонами сложились фактические отношения по оказанию услуг, для урегулирования которых подлежат применению нормы главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, указанные в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Разногласия между сторонами возникли относительно порядка определения объемов оказанных услуг.
ООО "СпецтТехАвто" определяло объем ТБО исходя из массы отходов в тоннах и в последующем переводило массы в кубические метры с применением коэффициента перерасчета 1 куб.м = 170 кг. ООО "УНР-17" полагало, что применение указанного коэффициента является незаконным и объем фактически принимаемых отходов должен определяться исходя из технических характеристик автомобилей (полезного объема).
Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" закреплены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) ТБО, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (часть 1 статьи 1).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона N 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) ТБО подлежат регулированию.
В пункте 6 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" также указано, что тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО относится к регулируемым тарифам.
Согласно пункту 8 названного постановления тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО (тарифы на услуги по утилизации) устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за осуществление утилизации, обезвреживания и захоронения 1 куб. метра или 1 тонны ТБО.
Объем принимаемых твердых бытовых отходов лежит в основе проектирования, эксплуатации полигонов, разработки производственных программ и формирования соответствующих тарифов.
Деятельность по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов является регулируемой деятельностью, тарифы устанавливаются департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области.
Постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 29.11.2013 N 31/1 установлены и введены в действие тарифы для потребителей на услуги по утилизации твердых бытовых отходов для ООО "СпецТехАвто" (комплекс по переработке и захоронению твердых бытовых отходов у д. Марьинка) (л.д. 130 том 2).
Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области в письменных пояснениях указал на то, что тариф для ООО "СпецТехАвто" установлен без учета уплотнения мусора в процессе перевозки. Указал на то, что ООО "СпецТехАвто" при применении установленных Департаментом цен и тарифов на услуги по утилизации ТБО с использованием условий пункта 1.2 договора не нарушает порядок ценообразования, так как установленный тариф применяется к объемным показателям 1 куб.м ТБО. Примененный коэффициент перерасчета ООО "СпецТехАвто" не превышает среднюю плотность разнородного мусора в диапазоне от 80 до 500 кг/куб.м.
Следовательно, тариф на услуги оператора полигона на размещение (захоронение) ТБО не зависит от воли сторон и определен вышеназванным постановлением.
При расчете тарифов учитываются объем твердых бытовых отходов, подлежащий утилизации (захоронению), в соответствии с представленной организацией рабочего проекта, который прямо предусматривает учет неуплотненных отходов исходя из нормативов накопления.
В подтверждение обоснованности применения коэффициента перерасчета ООО "СпецтТехАвто" представлен рабочий проект, разработанный и утвержденный в 2003 году федеральным государственным унитарным предприятием "Комплексный научно-исследовательский институт водоснабжения, канализации, гидротехнических сооружений и инженерной гидрогеологии"; общая пояснительная записка Рабочего проекта 02/89-МВ-00.00-ПЗ Комплекс по переработке и захоронению твердых бытовых отходов у д. Марьинка Камешковского района Владимирской области содержит сведения о том, что изначальная плотность отходов составляет 150 кг/м3 или 0,15 куб. м. (л.д. 120-125 том 2). Данный проект, разработанный научным институтом, прошел две экспертизы.
Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Владимирской области 01.04.2004 N 237п утверждено заключение государственной экологической экспертизы по материалам Рабочего проекта строительства Комплекса по переработке и захоронению твердых бытовых отходов у д. Марьинка Камешковского района Владимирской области.
Согласно ст. 33 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьям 1,3,18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды на основе экспертных научно и методически обоснованных выводов.
Рабочий проект строительства полигона являлся предметом вневедомственной экспертизы государственным учреждением Владимирской области "Владимирское территориальное управление государственной вневедомственной экспертизы", о чем 30.07.2004 составлено сводное экспертное заключение N 104.2004.
Следовательно, Рабочий проект на полигон, а также экспертные заключения по нему являются обязательными документами, подтверждающими обоснованность и соответствие требованиям в области охраны окружающей среды коэффициента плотности отходов.
Постановлением департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 03.12.2015 N 48/01-25 "Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, размещении отходов" установлено, что отходы, передаваемые и принимаемые к размещению определяются массой в тоннах.
Приказом Росстата от 28.01.2011 N 17 утвержденная отчетность в сфере обращения с отходами по форме 2-тп отходы, а именно пункт 7 раздела 1 Указаний по её заполнению, предусматривает учет отходов в тоннах.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается и вносится в соответствии со статьей 16.2 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в виде расчета платы, форма которого утверждена приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду". Единицей измерения в расчете платы в части размещения отходов также является тонна.
В соответствии с пунктом 2.4 Методических рекомендаций по определению тарифов на захоронение твердых бытовых отходов", утвержденных центром муниципальной экономики и права Академии коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова следует, что при учете фактического объема принимаемых ТБО на полигонах используются средства измерения - весы. Показания автовесов заносятся в документы первичного учета - Журналы учета спецтранспорта и объема поступающих на полигон отходов.
В соответствии с п. 2.1 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ 02.11.1996 учет принимаемых на полигон ТБО ведется по объему в неуплотненном состоянии. Отметка о принятом количестве ТБО делается в журнале приема твердых бытовых отходов" (л.д. 14-17 том 1).
ООО "СпецТехАвто" представлены в материалы дела ведомости для первичных записей определения массы и объема ТБО в контейнерах (л.д.22-23 том 1).
В целях установления коэффициента перерасчета отходов ООО "СпецТехАвто" издало приказ N 50 от 31.12.2013, согласно которому с 01.01.2014 фактический объем принимаемых для утилизации (захоронения) отходов определяется расчетным путем на основании показаний автовесов с коэффициентом перерасчета 1 куб.м = 170 кг (л.д.25 том 1).
Для определения коэффициента плотности ТБО АО "Корпорацией развития Владимирской области" была создана комиссия, которая 17.12.2014 провела замеры на территории Юго-Западного района г. Владимира, согласно которым на 15.12.2014 количество собранных контейнеров - 92, объем отходов - 101,2 м3, вес отходов равен 108000, коэффициент - 106,719; на 16.12.2014 количество собранных контейнера - 99, объем отходов - 108,9 м3, вес отходов - 9740, коэффициент - 89,439; на 17.12.2014 количество собранных контейнеров - 86, объем отходов - 94,6 м3, вес отходов - 8660, коэффициент - 91,543 (л.д. 18 том 1).
ООО "УНР-17" осуществляет свою деятельность специализированным транспорт с пресскомпактором 1:7. Отличительные особенности данной спецтехники - низкие эксплуатационные расходы, экономичное потребление топлива, высокая производительность, которая в 3 раза выше, чем у аналогичной техники, то есть на полигон доставляется ТБО в уплотненном состоянии 1:7, в то время как остальные контрагенты осуществляют доставку отходов различным не специализированным транспортом.
С учетом уплотнения отходов с помощью специализированной техники ООО "УНР-17", данная величина значительно меньше объема ТБО до уплотнения. Таким образом, расчет платы исходя из геометрических размеров кузова автомобиля приведет к недополучению тарифной выручки ООО "СпецТехАвто".
В настоящее время отсутствует нормативная регламентация по определению количественного показателя коэффициента уплотнения. Вместе с тем, отсутствие нормативной регламентации отношений по определению объема отходов, поступающих для утилизации, само по себе не означает наличие запрета на применение коэффициента уплотнения ТБО по соглашению сторон.
Геометрический объем кузова мусоровоза не является средством измерения твердых бытовых отходов при их сдаче на полигон хранения отходов; объем кузова мусоровоза всегда остается неизменным и не зависит от оборудования мусоровоза устройством для сжатия отходов, в то время как объем мусора, находящегося в кузове, оборудованном специальными устройствами-уплотнителями, в уплотненном состоянии и объем мусора, находящегося в кузове в неуплотненном состоянии, различны.
Коэффициент уплотнения прямо влияет на объем загружаемых в транспортное средство твердых бытовых отходов. Тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов устанавливается из расчета объема твердых бытовых отходов, размещаемых на объекте без учета их уплотнения. Учет объемов твердых бытовых отходов ведется по объему принятых ТБО от населения. Мусоровоз является лишь средством транспортировки твердых бытовых отходов и не может служить средством измерения размещаемого на полигоне объема твердых бытовых отходов.
Применение коэффициента уплотнения позволяет объективно подойти к определению объема передаваемых на хранение отходов и их учета при хранении на полигоне, что соответствует Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996. На обоснованность применения коэффициента уплотнения указано и в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.12.2015 N 44005-ОГ/04.
Иное приведет к нарушению прав других контрагентов, заключивших договоры на представление услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, доставляемых на полигон иными видами мусоровозов (транспортных средств). И при отсутствии на транспортном средстве пресса, уплотняющего отходы, такие хозяйствующие субъекты будут вынуждены платить больше, чем те, мусоровозы которых оборудованы прессом.
Следовательно, тариф на утилизацию устанавливается для фактически утилизируемых (захороняемых) ТБО, исходя из их объема, фактически принимаемого на полигон, вне зависимости от их веса.
Стоимость на услуги по утилизации ТБО отходов от населения установлена для ООО "СпецТехАвто" на комплекс по переработке и захоронению ТБО у д. Марьинки соответствует постановлению департамента цен и тарифов администрации Владимирской области о 29.11.2013 N 31/1.
Кроме того, договор N 278/3 от 01.01.2014 не содержит условия о том, что объем привезенных ООО "УНР-17" ТБО в спрессованном состоянии определяется по объему кузова.
При заключении договора стороны согласовали применение установленного тарифа. Дальнейшие расчеты, приведенные в пункте 1.2 договора, фактически являются расчетным методом определения объема оказываемых услуг, что не противоречит действующему законодательству.
Из статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 2 статьи 1 Кодекса).
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Гражданское законодательство, закрепляя принцип свободы договора и автономии воли хозяйствующих субъектов, исходя из природы предпринимательской деятельности, предполагает возможность ограничения такой свободы со стороны государства, в частности, с целью защиты интересов общества.
Законом предусмотрен государственный контроль ценообразования в области жилищно-коммунального хозяйства посредством утверждения соответствующих тарифов, следовательно, свобода воли ответчика на установление платы за захоронение ТБО ограничена законом.
В основе установления тарифа лежит его экономическая обоснованность, то есть размер тарифа должен покрывать все расходы ООО "СпецТехАвто", а также предусматривать соответствующую величину прибыли. Объем принимаемых ТБО лежит в основе проектирования, эксплуатации полигона, разработки производственной программы и формирования тарифа. Учет отходов в уплотненном или неуплотненном виде, как следует из материалов дела, напрямую влияет на формирование тарифа, поэтому имеет принципиальное значение. Поскольку при расчете тарифа принималось во внимание неуплотненное количество отходов, ООО "УНР-17" принимает от населения также неуплотненное количество отходов, то и расчет объема принимаемых на полигон ТБО должен производиться исходя из неуплотненного количества отходов.
Оценив указанные обстоятельства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает, что основания, предусмотренные статьями 166, 168 ГК РФ для признания пункта 2.1 договора недействительным, отсутствовали.
Кроме того, решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 30.12.2015 по заявлению ООО "МПС" о наличии в действиях ООО "СпецТехАвто" признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно неправомерности применения коэффициента перерасчета 1 куб. м. = 170 кг. производство по делу N К-302-02/2015 прекращено в связи с отсутствием в действиях ООО "СпецТехАвто" нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных нормативных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статей 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации
по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить данные услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в
порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Факт оказания ООО "СпецТехАвто" услуг ООО "УНР-17" подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Доказательств оплаты в нарушение статьи 65 АПК РФ ООО "УНР-17" не представлено.
При указанных обстоятельствах требование ООО "СпецТехАвто" о взыскании задолженности в сумме 756 280 руб. 70 коп. за оказанные услуги подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене на основании подпунктов 2, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска и за подачу апелляционной жалобы относятся на ООО "УНР-17".
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
1. Решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.04.2016 по делу N А11-7967/2015 отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СпецТехАвто" удовлетворить.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УНР-17" в пользу общества с ограниченной ответственностью "СпецТехАвто" 756 280 руб. 70 коп. долга.
3. В удовлетворении встречных исковых требований общества с ограниченной ответственностью "УНР-17" о признании подпункта 1.2 договора от 01.01.2014 N 278/3 на оказание услуг по размещению (захоронению) отходов в части установления коэффициента перерасчета массы отходов (в килограммах) в объеме (в кубический метр), отказать.
4. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УНР-17" 18 126 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления, 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
5. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СпецТехАвто" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 8208 руб., уплаченную по платежному поручению от 22.07.2015 N 549.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Н. Фединская |
Судьи |
Ж.А. Долгова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-7967/2015
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 марта 2017 г. N Ф01-153/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "СПЕЦТЕХАВТО"
Ответчик: ООО "УНР-17"
Третье лицо: Администрация города Владимира, Администрация Ленинского района г. Владимира, ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, ДЕПАРТАМЕНТ ЦЕН И ТАРИФОВ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, Администрация Октябрьского района г. Владимира