Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2016 г. N 11АП-14284/16
Требование: о взыскании денежных средств, о взыскании долга
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Самара |
|
17 ноября 2016 г. |
Дело N А55-10637/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от государственного казенного учреждения Самарской области "Центр занятости населения городского округа Самара" - представителя Осиной Е.А. (доверенность от 20.01.2016),
индивидуального предпринимателя Булгаковой Ю.П. (паспорт), представителя Булгакова А.С. (доверенность от 23.08.2016),
от третьего лица: министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 ноября 2016 года апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Самарской области "Центр занятости населения городского округа Самара"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 августа 2016 года по делу N А55-10637/2016 (судья Матюхина Т.М.), принятое по исковому заявлению государственного казенного учреждения Самарской области "Центр занятости населения городского округа Самара", г.Самара, к индивидуальному предпринимателю Булгаковой Юлии Павловне (ОГРН 315631300049326), г.Самара, третье лицо: министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области, г.Самара,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Самарской области "Центр занятости населения городского округа Самара" (далее - ГКУСО ЦЗН г.о.Самара, Центр, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Булгаковой Юлии Павловне (далее - предприниматель, ответчик, ИП Булгакова Ю.П.) о взыскании социальной выплаты в размере 300 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 августа 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ГКУСО ЦЗН г.о.Самара просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на выявленные в ходе проверки нарушения при расходовании средств субсидии, которые не были устранены предпринимателем, в частности приобретенные товары не соответствовали бизнес-плану, кассовые чеки не содержат наименования товара, товарные чеки не содержат ИНН, отсутствует информация о работе индивидуального предпринимателя без печати. Договор аренды заключен с лицом, не включенным в ЕРИП и ЕГРЮЛ. Представлен документ на транспортный заказ на сумму 290 руб., тогда как транспортные расходы оплачиваются за счет собственных средств.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Предприниматель и его представитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ГКУСО ЦЗН г.о.Самара 13 августа 2015 года заключило договор N 08-13-2/07 о предоставлении социальной выплаты на организацию предпринимательской деятельности в рамках реализации социальных проектов в части приобретения основных средств и осуществления текущих расходов, предусмотренных бизнес-планом, с гражданкой Булгаковой Юлией Павловной.
На основании договора истец предоставил Булгаковой Ю.П. социальную выплату на организацию предпринимательской деятельности в размере 300 000 руб.
Договор заключен в соответствии с Порядком предоставления в 2015 году социальных выплат на организацию предпринимательской деятельности гражданам из числа молодежи в возрасте от 22 до 30 лет, реализующие социальные проекты, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 17 марта 2015 года N 120 "Об установлении отдельных расходных обязательств Самарской области" (далее - Порядок).
Согласно Порядку социальная выплата предоставляется на приобретения основных средств и осуществления текущих расходов, предусмотренных бизнес-планом. Получателями социальных выплат являются граждане из числа молодежи в возрасте от 22 до 30 лет, реализующие социальные проекты, не являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя и не признанные в установленном законом порядке безработными на момент подачи заявления на получение социальной выплаты. Социальная выплата предоставляется получателю в размере не более 300 000 рублей.
В целях получения социальной выплаты получатели представляют в ГКУСО ЦЗН г.о.Самара: 1) заявление о предоставлении социальной выплаты; 2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством РФ и его копию; 3) бизнес-план.
Представленный бизнес-план рассматривает комиссия, создаваемая Центром. По результатам рассмотрения выносится одно из следующих решений: о предоставлении социальной выплаты либо отказе от предоставления. Социальная выплата перечисляется получателям заключившим договор с ГКУСО ЦЗН г.о.Самара и зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Комиссия ГКУСО ЦЗН г.о.Самара одобрила бизнес-план Булгаковой Ю.П. (т.1, л.д.11-45) об открытии развивающего клуба для детей от 3 до 7 лет и приняла решение о предоставлении социальной выплаты. Булгакова Ю.П. 19 августа 2015 года согласно листу записи в ЕГРИП зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. ГКУСО ЦЗН г.о.Самара 24 августа 2015 года платежным поручением N 3359 (из областного бюджета) и 25 августа 2015 года платежным поручением N 392657 (из федерального бюджета) перечислило Булгаковой Ю.П. социальную выплату на организацию предпринимательской деятельности в размере 300 000 руб.
В соответствии с п.3.1.2, 3.1.3, 3.1.4 договора N 08-13-2/07 от 13 августа 2015 года Булгакова Ю.П. обязалась осуществлять деятельность индивидуального предпринимателя не менее 12 месяцев со дня регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и предоставить в ГКУСО ЦЗН г.о.Самара в течение 3-х месяцев со дня перечисления социальной выплаты на счет, документы, подтверждающие целевое использование социальной выплаты в соответствии с целями, предусмотренными бизнес-планом: квитанции, товарно-транспортные накладные, чеки, закупочные акты и другие документы.
В целях заблаговременного предоставления отчетных документов, подтверждающих целевое использование социальной выплаты, Булгаковой Ю.П. 03 ноября 2015 года было направлено заказное письмо-напоминание N 3442 о необходимости предоставления отчетных документов, срок предоставления которых истекает 23 ноября 2015 года.
По утверждению истца, Булгакова Ю.П. своевременно не выполнила обязанность по предоставлению документов.
В ходе проверки документов выявлены следующие нарушения:
1. Приобретенный товар не соответствует бизнес-плану по отдельным позициям: товарный чек N 6109987 от 07.10.2015 - чайник; товарный чек от 07.10.2015 на сумму 4180 руб. - крепление для проектора; товарный чек от 28.09.2015 - бизнес-блокнот; товарная накладная N 97 от 27.08.2015 - сухой бассейн на сумму 6840 руб. и шары для сухого бассейна на сумму 2000 руб.; кассовые чеки ООО Икея Дом N 256 на сумму 7295 руб., N 274 на сумму 34281 руб., N 389 на сумму 2428 руб., N 78 на сумму 4792 руб. не содержат наименование приобретенного товара.
2. Документы, подтверждающие расходы оформлены с нарушением ст.2 п.2.1 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт": товарные чеки предоставлены без указания идентификационного номера налогоплательщика, отсутствует информация о работе индивидуального предпринимателя без печати, не указаны фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя: продавец ИП Носов С.А. - товарный чек на сумму 11500 руб., продавец ИП Кузнецов - товарный чек от 04.09.2015 и товарный чек от 20.09.2015.
3. Представлен документ, на транспортный заказ от 25.09.2015 на сумму 390 руб., однако согласно Порядку транспортные расходы оплачиваются за счет собственных средств.
4. В нарушении п.15 Порядка договор аренды от 01.09.2015 заключен с контрагентом физическим лицом, не внесенным в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Отсутствует акт приема-передачи в аренду нежилого помещения, не представлено свидетельство о праве собственности владельца нежилого помещения.
ГКУСО ЦЗН г.о. Самара по результатам проверки представленных документов и выявленным нарушениям требований законодательства 27 ноября 2015 года направило в адрес Булгаковой Ю.П. заказное письмо N 3767 о необходимости в соответствии п.3.1.6 и 3.1.7 договора N 08-13-2/07 от 13 августа 2015 года возвратить в доход областного бюджета представленную социальную выплату в связи с нецелевым использованием.
Неисполнение данного требования Булгаковой Ю.П. добровольно послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд. В обоснование своих требования истец ссылается на несоответствие бизнес-плану приобретенных товаров.
ИП Булгаковой Ю.П. в судебном заседании представлены оригиналы квитанции к приходному кассовому ордеру N 6 от 04 сентября 2015 года на сумму 13800 руб., договор перевозки с ИП Поповым М.М., транспортная накладная N ЕКЗСАМ0013832131 от 28 августа 2015 года, товарная накладная N 97 от 27 августа 2015 года на поставку сухого бассейна и шара для сухого бассейна на сумму 8840 руб.
В качестве возражений ИП Булгаковой Ю.П. приведены следующие обстоятельства: диван и пуф приобретенный за 13 800 руб., располагаются в прихожей для удобства ожидания; по чекам на общую сумму 48 796 руб., выданным ООО ИКЕЯ ДОМ, приобретена мебель, в которую входят: 5 стеллажей (3 из которых предназначены для расстановки пособий, 1 в родительскую комнату, для демонстрации материалов, используемых на занятиях, а также 1 для канц. товаров в творческую комнату), 2 полки, стулья (в том числе стулья для детей, родителей и педагогов), 3 стола для детского творчества, а также вешалка для одежды; по чеку на сумму 670 руб. (Ситилинк) приобретен чайник, используемый в клубе для детей, а также педагогов и родителей, так как ожидание детей с занятий может составить несколько часов; по чеку на сумму 25 890 руб. (Ситилинк) приобретен проектор, используемый для демонстрации видеоматериала; по чеку на сумму 4 180 руб. (ДНС Волга) приобретены экран и кронштейн к проектору.
Данные позиции были куплены, так как без них невозможно полноценное функционирование проектора; по чеку, выданному ИП Кан В.В., были приобретены: 1) ноутбук на сумму 26 000 руб., необходимый для работы проектора; 2) кондиционер - на сумму 15 760 руб. для создания благоприятного климата в летний период, 3) пылесос на сумму 5 470 руб. - для уборки ковровых покрытий, 70 процентов пола в детском клубе застелено ковролином, 4) МФУ HP на сумму 10 350 руб. - для распечатки и копирования различных заданий к урокам; по чеку на сумму 11 375 руб., приобретены пособия "Умница" 2 комплекта, куда включены карточки, плакаты, игрушки, а также диски с видеоматериалами; по чеку на сумму 2 900 руб. приобретены 2 магнитные доски, необходимые для демонстрации учебного материала, так как в клубе 2 комнаты, по 1 доске в каждую; по чеку ООО Квинта (магазин Закона) 390 руб. приобретены учебные пособия по изучению английского языка для младшего возраста; по товарному чеку N 5307 на сумму 16 400 руб. изготовлены учебные пособия для изучения английского языка в виде ламинированных плакатов, в этот чек также входит кинетический песок, магнитный конструктор MAGFORMERS, используемый для развития детской моторики и изучения форм и цветов, на сумму 2 350 руб. товарный чек N 5492. У него были приобретены детские настольные игры марки Orchard Toys на сумму 12 628 руб. товарный чек N 5508; по чеку на сумму 8 840 руб. - сухой бассейн, используемый как сенсорное пособия для знакомства с цветами и формами, а также для досуга детей на переменках; по чекам на 5 377 руб., 4 356 руб., 2 526 руб. приобретены ковролин, который постелен на полу в клубе по присмотру за детьми.
Таким образом, из представленных документов и пояснений ИП Булгаковой Ю.П. следует, что полученная предпринимателем субсидия использована на приобретение инвентаря, механизмов, бытовой техники, необходимых для осуществления деятельности клуба для детей. Фактов направления средств субсидии на иные цели, которые бы не были связаны с функционированием детского клуба, не установлено. При этом недостатки в оформлении документации на приобретенные товары носят формальный характер и не свидетельствуют о нецелевом использовании денежных средств и применении таких мер ответственности, как возврат субсидии. Такого рода ответственности за нарушение требований по оформлению и предоставлению документов об использовании средств субсидии, ни договором, ни приведенными выше положениями нормативных актов правовых актов не предусмотрено.
Также само по себе заключение договора аренды нежилого помещения с физическим лицом, сведения о котором отсутствуют в ЕГРИП или ЕГРЮЛ, не может свидетельствовать о нецелевом расходовании субсидии.
Положениями статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено понятие бюджетного нарушения, согласно которому бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Под нецелевым использованием бюджетных средств, согласно статье 306.4 БК РФ понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Довод заявителя относительно несвоевременного предоставления документов ИП Булгаковой Ю.П. отклонен судом как необоснованный.
Согласно условиям договора ИП Булгакова Ю.П. обязана предоставить в ГКУСО ЦЗН г.о.Самара в течение 3-х месяцев со дня перечисления социальной выплаты на счет, документы, подтверждающие целевое использование социальной выплаты в соответствии с целями, предусмотренными бизнес-планом: квитанции, товарно-транспортные накладные, чеки, закупочные акты и другие документы.
Как видно из материалов дела, социальная выплата перечислена платежными поручениями от 19 августа 2015 года и от 24 августа 2015 года. документы представлены в Центр предпринимателем 25 ноября 2015 года, что не отрицается сторонами.
Таким образом, представив документы в ГКУСО ЦЗН г.о.Самара 25 ноября 2015 года, предприниматель не нарушил трехмесячный срок, установленный договором.
Возражая против заявленных требований, ИП Булгакова Ю.П. указывает, что выполнила условия договора, полученная субсидия использована по целевому назначению, развивающий клуб для детей от 3 до 7 лет открыт и функционирует, а поэтому оснований для возврата субсидии не имеется.
Указанные доводы ответчика суд первой инстанции признал обоснованными, ответчик их не опроверг в соответствии с положениями ст.65 АПК РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 года N 120 "Об установлении отдельных расходных обязательств Самарской области" утверждена Программа дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области, на 2015 год. Целью указанной программы является стимулирование сохранения и создания рабочих мест, предупреждение значительного роста безработицы в Самарской области; повышение профессиональной конкурентоспособности и мобильности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения (проведение мероприятий по высвобождению работников, введение режима неполного рабочего времени, простой, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей), и граждан, ищущих работу, в целях их трудоустройства.
Согласно п.18 Порядка социальная выплата подлежит возврату в доход областного бюджета в следующих случаях: нецелевого ее использования (использования социальной выплаты на цели, не предусмотренные бизнес-планом); непредставления получателем документов, предусмотренных абзацем первым пункта 15, пунктом 17 настоящего Порядка; представления документов (копий), содержащих недостоверные (заведомо ложные) сведения и данные; прекращения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя до истечения 12 месяцев со дня государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица; неосуществление в качестве основного вида деятельности, предусмотренного пунктом 6 настоящего Порядка.
Между тем заявитель не предоставил суду доказательств нарушения индивидуальным предпринимателем постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 года N 120 "Об установлении отдельных расходных обязательств Самарской области", а также утвержденными им порядка предоставления в 2015 году социальных выплат.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Доказательств того, что средства, полученные ИП Булгаковой Ю.П. в размере 300 000 руб., использованы не в соответствии с условиями, предусмотренными перечисленными правовыми актами и договором N 08-13-2/07 от 13 августа 2015 года, либо направлены на иные, не предусмотренные для этого цели, ГКУСО ЦЗН г.о.Самара не представлены.
С учетом изложенного в удовлетворении заявленного требования суд отказал.
Доводы апелляционной жалобы о выявленных в ходе проверки нарушениях при расходовании средств субсидии, которые не были устранены предпринимателем, отклоняются, поскольку приведенные истцом обстоятельства не свидетельствуют о нецелевом использовании предпринимателем субсидии и не могут служить основанием для ее возврата в бюджет.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 26 августа 2016 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ГКУСО ЦЗН г.о.Самара, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 августа 2016 года по делу N А55-10637/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10637/2016
Истец: Государственное казенное учреждение Самарской области "Центр занятости населения городского округа Самара"
Ответчик: ИП Булгакова Юлия Павловна
Третье лицо: Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области