Требование: о взыскании долга
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
город Ростов-на-Дону |
|
16 ноября 2016 г. |
Дело N А32-18116/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2016 года.
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Ефимова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей N 45 города Кропоткина муниципального образования Кавказский район Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.07.2016 по делу N А32-18116/2016, принятое судьей Погореловым И.А. по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кропоткине Краснодарского края к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению лицей N 45 города Кропоткина муниципального образования Кавказский район Краснодарского края о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Кропоткине Краснодарского края (далее - управление, заявитель, пенсионный орган) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению лицей N 45 г. Кропоткина муниципального образования Кавказский район Краснодарского края (далее - лицей, учреждение, ответчик) о взыскании задолженности в сумме 22 120,78 руб.
В соответствии со статьей 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.07.2016 заявленные требования удовлетворены. С ответчика в доход федерального бюджета взыскано 2 000 рублей государственной пошлины по заявлению. Суд указал, что учреждение не представило доказательства своевременной оплаты в бюджет задолженности по страховым взносам, возникшей в связи с занижением базы для начисления страховых взносов.
Не согласившись с принятым судебным актом, лицей обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил отменить решение, сославшись на то, что сумма взысканной задолженности - это сумма страховых взносов, которые начислены пенсионным органом на суммы частичной компенсации стоимости питания педагогических работников. Между тем данные суммы компенсации согласно Закону N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
В отзыве на апелляционную жалобу пенсионный орган просил решение суда оставить без изменения.
От лицея поступили дополнительные пояснения, а также копии постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.10.2010 N 961 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае на 2011-2015 годы", главы администрации муниципального образования Кавказский район от 21.01.2011 N 28 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие образования в муниципальном образовании Кавказский район на 2011-2013 годы" и главы администрации муниципального образования Кавказский район от 21.01.2011 N 27 "О финансировании питания учащихся и педагогических работников в муниципальном образовании Кавказский район", которые приобщены к материалам дела.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, управление провело выездную проверку учреждения на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
По результатам проверки управлением составлен акт от 10.11.2015 N 033/007/24-2015, согласно которому лицей занизил базу для начисления страховых взносов, в том числе в связи с невключением в базу для обложения страховых взносов суммы частичной компенсации удорожания стоимости питания для педагогических работников за 2012, 2013 годы.
Пенсионный орган принял решение от 03.12.2015 N 033/007/20-2015 о привлечении учреждения к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"в виде 3 072,58 руб. штрафа за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, начислении 4 221,04 руб. пени за неуплату страховых взносов и 15 362,94 страховых взносов.
Управление направило учреждению требование от 21.12.2015 N 033-007-8ВП12015 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Учреждение не исполнило данное требование, что послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей с 2011 года) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Закрытый перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, содержится в статье 9 Закона N 212-ФЗ. К таким выплатам относятся, в частности, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения (подпункт "б" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ). Таким образом, в отличие от оплаты труда (вознаграждения за труд) работников, получаемой ими в соответствии с условиями заключенных трудовых договоров и системой оплаты труда, установленной у работодателя, выплаты, связанные с предоставлением питания в случаях, установленных действующим законодательством, в том числе, субъекта Российской Федерации, не подлежат обложению страховыми взносами.
В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как видно из материалов дела, лицей является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением муниципального образования Кавказского района и осуществляет свою деятельность в сфере реализации общеобразовательных программ на основании лицензии на общеобразовательную деятельность.
В ходе выездной проверки учреждение пришло к выводу, что сумма частичной компенсации стоимости питания, установленная законодательным актом субъекта Российской Федерации и решением законодательного органа местного самоуправления, облагается страховыми взносами, поскольку указанные акты не содержат ссылки на законодательство Российской Федерации.
Между тем, учреждение в ходе проверки не учло законодательный акт субъекта Российской Федерации и решение законодательного органа местного самоуправления, принятые в пределах полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации.
Так, согласно постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.10.2010 N 961 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае на 2011-2015 годы" частичная компенсация удорожания стоимости питания педагогических работников установлена из расчета 11 рублей 50 копеек в день на одного педагогического работника. Кроме того, компенсация в размере 1 рубля 15 копеек в пределах норм, установленных органом местного самоуправления, установлена постановлением главы администрации муниципального образования Кавказский район от 21.01.2011 N 28 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие образования в муниципальном образовании Кавказский район на 2011-2013 годы" и постановлением главы администрации муниципального образования Кавказский район от 21.01.2011 N 27 "О финансировании питания учащихся и педагогических работников в муниципальном образовании Кавказский район", всего 12 рублей 65 копеек в день на каждого педагогического работника.
Таким образом, на территории Краснодарского края и Кавказского района установлены законодательным актом субъекта Российской Федерации и решением законодательного органа местного самоуправления компенсационные выплаты стоимости питания педагогических работников из расчета в день на одного работника.
Такая компенсация является государственным пособием и согласно статье 9 Закона N 212-ФЗ относится к необлагаемым выплатам, поэтому у учреждения отсутствовали основания для обложения ее страховыми взносами, а также для начисления пени и штрафа.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
Предоставляемые работодателем своим работникам блага только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в фонд, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
В рассматриваемом случае выплаты на компенсацию удорожания стоимости питания не являются стимулирующими, не зависят от квалификации педагогических работников учреждения, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не призваны компенсировать расходы, вызванные осуществлением трудовых обязанностей в соответствии с конкретной трудовой функцией, поэтому не являются объектом обложения страховыми взносами.
Таким образом, в спорный период лицей обоснованно не начислял страховые взносы на сумму произведенных работникам выплат на компенсацию удорожания стоимости питания, поскольку указанные выплаты, основаны на законодательных актах субъекта Российской Федерации и решениях представительных органов местного самоуправления, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, поскольку не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не призваны компенсировать расходы, вызванные осуществлением трудовых обязанностей в соответствии с конкретной трудовой функцией.
При таких обстоятельствах, у управления отсутствовали правовые основания для доначисления учреждению страховых взносов, пени, в результате невключения страхователем в состав облагаемой базы выплат на частичную компенсацию удорожания стоимости питания педагогических работников за 2012, 2013 годы, выплачиваемые согласно постановлениям главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.10.2010 N 961 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае на 2011-2015 годы", главы администрации муниципального образования Кавказский район от 21.01.2011 N 28 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие образования в муниципальном образовании Кавказский район на 2011-2013 годы" и главы администрации муниципального образования Кавказский район от 21.01.2011 N 27 "О финансировании питания учащихся и педагогических работников в муниципальном образовании Кавказский район".
При таких обстоятельствах требование управления о взыскании задолженности в сумме 22 120,78 руб. не подлежит удовлетворению.
Доказательства того, что лицеем произведена выплата на частичную компенсацию удорожания стоимости питания педагогических работников не в соответствии с законодательным актом субъекта Российской Федерации и решением законодательного органа местного самоуправления, принятые в пределах полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.07.2016 по делу N А32-18116/2016 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18116/2016
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. КРОПОТКИНЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, ГУ УПФР РФ В ГОРОДЕ КРОПОТКИНЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, Управление пенсионного фонда РФ в городе Кропоткине КК
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ N 45 ГОРОДА КРОПОТКИН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
Третье лицо: МБОУ Лицей N 45 МО Кавказский район