Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным бездействия, о признании незаконными действий
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Киров |
|
17 ноября 2016 г. |
Дело N А29-8417/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сысолятиной К.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Калининой Н.Н., действующей на основании доверенности от 13.08.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.06.2016 по делу N А29-8417/2015, принятое судом в составе судьи Князевой А.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Воркуты" (ОГРН 1081103001033, ИНН 1103043512)
к администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ОГРН 1021100807716, ИНН 1103023523), Управлению городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ОГРН 1091103000010, ИНН 1103043696)
о признании незаконным действий, бездействия
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Воркуты" (далее - заявитель, Общество, ООО "ТСВ") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Администрация), выразившегося в ненадлежащем контроле за исполнение принятых ею нормативных правовых актов, о признании незаконными действий Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Управление, УГХиБ), выразившихся в неисполнении принятых администрацией муниципального образования городского округа "Воркута" нормативных правовых актов, в отказе от заключения с ООО "ТСВ" договора на компенсацию выпадающих доходов; о возложении на ответчиков обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем заключения с ООО "ТСВ" договора на компенсацию выпадающих расходов, возникающих в результате оказания услуг по централизованному отоплению пустующего муниципального жилищного фонда.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.06.2016 заявленные требования удовлетворены в части; действия (бездействие) УГХиБ по отказу в заключении договоров на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате оказания услуг по централизованному отоплению пустующего жилого фонда признаны незаконными, на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с Постановлением муниципального образования городского округа "Воркута" от 29.01.2015 N 147.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что заявитель утратил статус единой теплоснабжающей организации в связи с вынесением постановления Администрации от 11.03.2016 N 442, поскольку в постановлении от 21.08.2012 N 1782 определён на территории МО ГО "Воркута" статус единой теплоснабжающей организации в системах водоснабжения, но без имеющейся утвержденной схемы, а только с возложением на Управление обязанности разработать и представить на утверждение схему теплоснабжения муниципального образования городского округа "Воркута", что является нарушением действующего порядка присвоения статуса единой теплоснабжающей организации. Апеллянт, ссылаясь на положения постановления Администрации МО ГО "Воркута" от 29.01.2015 N 147 "Об утверждении порядка финансирования расходов бюджета муниципального образования городского округа "Воркута" на 2015 год на реализацию муниципальной программы МО ГО "Воркута" "Содержание и развитие муниципального хозяйства" (вместе с "Порядком финансирования в 2015 году мероприятий подпрограммы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение степени благоустройства" муниципальной программы муниципального образования городского округа "Воркута" "Содержание и развитие муниципального хозяйства"), отмечает, что требования Общества в части признания действия (бездействие) Управления незаконными не подлежат удовлетворению.
Общество представило письменный отзыв на жалобу, в котором опровергает заявленные в ней доводы, просит оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела откладывалось на 14.11.2016.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ, пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, в связи с невозможностью дальнейшего участия судьи Буториной Г.Г. в рассмотрении дела N А29-8417/2015 в составе суда произведена замена ее на судью Кононова П.И.
В судебном заседании 14.11.2016 представитель Общества поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Администрации от 29.01.2015 N 147 утвержден порядок финансирования в 2015 году мероприятий подпрограммы 1 "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение степени благоустройства" муниципальной программы муниципального образования городского округа "Воркута" "Содержание и развитие муниципального хозяйства".
ООО "ТСВ", являясь теплоснабжающей организацией, в целях получения субсидии на возмещение фактически недополученных доходов от предоставления услуг по централизованному отоплению пустующего муниципального жилищного фонда 23.06.2015 обратилось с заявлением в Управление, приложив договор на компенсацию выпадающих доходов.
Письмом от 02.07.2015 N 05-10/4211 УГХиБ отказано заявителю в заключении договора на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате оказания услуг по централизованному отоплению со ссылкой на отсутствие лимитов по данной статье расходов на 2015 год.
Полагая, что действия (бездействие) ответчиков неправомерны, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Коми с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворил заявленные требования в части признания незаконными действий (бездействия) Управления по отказу в заключении договоров на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате оказания услуг по централизованному отоплению пустующего жилого фонда, в остальной части требования Общества оставлены без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 3 статьи 153 ЖК РФ, до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Постановлением Администрации от 29.01.2015 N 147 утвержден порядок финансирования в 2015 году мероприятий подпрограммы 1 "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение степени благоустройства" муниципальной программы муниципального образования городского округа "Воркута" "Содержание и развитие муниципального хозяйства", который является приложением к названному постановлению.
Раздел 1 приложения к постановлению от 29.01.2015 включает в себя порядок предоставления в 2015 году субсидий на финансирование расходов, предусмотренных в бюджете муниципального образования городского округа "Воркута" на компенсацию выпадающих доходов организациям, осуществляющим расходы по централизованному отоплению пустующего муниципального жилищного фонда (далее - Порядок предоставления субсидий).
Согласно пункту 2.1 названного Порядка главным распорядителем средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования городского округа "Воркута" на 2015 год в форме субсидий, является Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута".
Субсидии на возмещение фактически недополученных доходов от предоставления услуг по централизованному отоплению пустующего муниципального жилищного фонда предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе (пункт 3.1 Порядка предоставления субсидий).
Пунктом 3.2 Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что получателями субсидий являются исполнители коммунальных услуг:
управляющие организации, выбранные в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, а также заключившие договоры управления с товариществами собственников жилья, предоставляющие услуги по централизованному отоплению, содержанию и ремонту пустующего муниципального жилищного фонда и товарищества собственников жилья, созданные на основании решений собственников и зарегистрированные в установленном законодательством порядке.
Основанием для заключения договора с управляющими организациями на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате оказания услуг по централизованному отоплению пустующего муниципального жилищного фонда, являются договоры управления многоквартирными домами, заключенные на основании решений собственников помещений многоквартирного дома, а также по результатам открытых конкурсов по выбору управляющей организации, проводимых администрацией городского округа "Воркута" (или уполномоченным лицом) в установленном законодательством порядке.
Условиями договора управления должно быть предусмотрено предоставление управляющей организацией собственникам помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по централизованному отоплению путем заключения управляющей организацией от своего имени договоров с ресурсоснабжающими организациями (пункт 3.2.1 Порядка);
ресурсоснабжающие организации, осуществляющие поставку тепловой энергии в многоквартирные дома до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом собственников жилья по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией (товариществом собственников жилья) с ресурсоснабжающей организацией, а также при непосредственном способе управления многоквартирным домом.
Основанием для заключения договора с ресурсоснабжающими организациями на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате оказания услуг по централизованному отоплению пустующего муниципального жилищного фонда, являются статус единой теплоснабжающей организации для данного жилищного фонда и данные управляющих организаций о наличии (отсутствии) заключенных договоров ресурсоснабжения (пункт 3.2.2 Порядка).
Пунктом 5.1 Порядка установлено, что главный распорядитель заключает с получателями субсидий договор на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате оказания услуг по централизованному отоплению пустующего муниципального жилищного фонда в пределах средств, предусмотренных в бюджете 2015 года на данный вид расходов.
Финансирование расходов осуществляется путем перечисления денежных средств с лицевого счета главного распорядителя, открытого в финансовом органе, осуществляющем исполнение бюджета (далее - Финансовый орган), на расчетный счет получателя субсидии, в соответствии с бюджетной росписью бюджета муниципального образования городского округа "Воркута" на текущий финансовый год, но не выше суммы фактически образовавшихся расходов за отчетный период в соответствии с действующим порядком санкционирования оплаты денежных обязательств.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на основании пункта 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ приняли решение о внесении платы за коммунальные услуги по отоплению ресурсоснабжающим организациям, перечисление средств субсидии производится на расчетный счет ресурсоснабжающей организации. При этом реквизиты для перечисления средств субсидии в адрес ресурсоснабжающей организации указываются получателем субсидии в договоре на компенсацию выпадающих доходов в соответствии с заключенным договором ресурсоснабжения (пункт 5.2 Порядка предоставления субсидий).
Постановлением Администрации от 21.08.2012 N 1782 "О разработке схемы теплоснабжения городского округа "Воркута" Общество определено на территории МОГО "Воркута" в качестве единой теплоснабжающей организации (пункт 2 названного постановления).
Из материалов дела следует, что заявитель, руководствуясь Порядком предоставления субсидий и являясь единой теплоснабжающей организацией, в целях получения субсидии на возмещение фактически недополученных доходов от предоставления услуг по централизованному отоплению пустующего муниципального жилищного фонда 23.06.2015 обратился с заявлением в Управление, приложив договор на компенсацию выпадающих доходов.
Вместе с тем, Управлением отказано заявителю в заключении договора на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате оказания услуг по централизованному отоплению со ссылкой на отсутствие лимитов по данной статье расходов на 2015 год (письмо от 02.07.2015 N 05-10/4211).
При этом судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривалось ответчиками, что в бюджете 2015 МОГО "Воркута" соответствующий вид расходов предусматривался.
Кроме того, Управлением также отказано в согласовании Обществу перечня жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах за июнь 2015, в связи с отсутствием договора на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате оказания услуг по централизованному отоплению (письмо от 31.07.2015 N 05-10/4770).
Таким образом, повторно оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Общество наделенное в 2015 году статусом единой теплоснабжающей организации, и являющееся исполнителем коммунальных услуг по отоплению помещений, собственником которых является Администрация имеет основания для получения субсидий, предусмотренных постановлением от 29.01.2015 N 147. В этой связи суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действия (бездействие) УГХиБ по отказу в заключении договоров на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате оказания услуг по централизованному отоплению пустующего жилого фонда являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем в данном случае имеются в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК.
Доводы апелляционной жалобы Управления, что Порядком предоставления субсидий не предусмотрено предоставление субсидии ресурсоснабжающим организациям, а также, что заявитель утратил статус единой теплоснабжающей организации в связи с вынесением постановления Администрации от 11.03.2016 N 442, не влияют на соответствующие выводы суда первой инстанции, поскольку указанный Порядок не исключает возможность предоставления субсидий ресурсоснабжающим организациям, а постановление Администрации от 11.03.2016 N 442 не может свидетельствовать об отсутствии у заявителя статуса единой теплоснабжающей организации в 2015 году.
В силу пункта 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного следует признать, что суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, правомерно удовлетворил требование заявителя в части признания действий (бездействия) УГХиБ по отказу в заключении договоров на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате оказания услуг по централизованному отоплению пустующего жилого фонда незаконными. В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно обязал УГХиБ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с постановлением Администрации от 29.01.2015 N 147.
В удовлетворении требований Общества в остальной части отказано обоснованно, поскольку заявителем не доказано нарушение прав и законных интересов Общества, что свидетельствует об отсутствии совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не могут быть положены в основу законно принятого судебного акта, поскольку не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
В этой связи решение Арбитражного суда Республики Коми следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управление - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.06.2016 по делу N А29-8417/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-8417/2015
Истец: ООО Тепловые сети Воркуты
Ответчик: Администрация МО ГО Воркута, УГХиБ администрации МО ГО Воркута
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3811/19
21.05.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2940/19
17.11.2016 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7773/16
14.11.2016 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-8417/15
27.06.2016 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-8417/15