Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17 февраля 2017 г. N Ф06-17733/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
21 ноября 2016 г. |
Дело N А49-5365/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Т Плюс Теплосеть Пенза" - Козлов А.Н.(доверенность от 29.04.2016 г.), Овчаров П.А.(доверенность от 28.04.2016 г.),
от Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области - Клак Н.В.(Распоряжение Губернатора Пензенской области от 22.09.2015 г.N 230-р/к), Сагайдачный Д.И.(доверенность от 11.01.2016 г.),
от ТСЖ "Энергетик" - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Т Плюс Теплосеть Пенза"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 22 сентября 2016 года по делу N А49-5365/2016 (судья Столяр Е.Л.),
по заявлению открытого акционерного общества "Т Плюс Теплосеть Пенза" (ОГРН 1145835003203; ИНН 5835108130),
к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (ОГРН 1095836002470; ИНН 5836013668),
третье лицо - товарищество собственников жилья "Энергетик" (ИНН 5836132111), г. Пенза,
об оспаривании постановления и представления,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Т Плюс Теплосеть Пенза" (далее - ОАО "ТПТ Пенза") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением, в котором просило признать незаконным постановление Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее - Управление тарифов) от 11.04.2016 N АП 01-23-2-14.6 и представление от 11.04.2016 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а также прекратить производство по делу.
Определением от 21.07.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечено товарищество собственников жилья "Энергетик" (далее - ТСЖ "Энергетик").
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 22.09.2016 г. суд признал незаконным и изменил постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 11.04.2016 N АП 01-23-2-14.6 Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (г.Пенза, 2-й Виноградный проезд, 30), вынесенное в отношении открытого акционерного общества "Т плюс Теплосеть Пенза" (г.Пенза, ул.Строителей, 5), в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере сто тысяч рублей.
Назначил открытому акционерному обществу "Т Плюс Теплосеть Пенза" административное наказание в виде административного штрафа в размере пятьдесят тысяч рублей, в удовлетворении требований в части признания незаконным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 11.04.2016 отказал.
Не согласившись с выводами суда, ОАО "Т Плюс Теплосеть Пенза" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить полностью решение Арбитражный суд Пензенской области от 22.09.2016 г. о признании незаконным и изменении постановления о назначении наказания в виде административного штрафа в размере сто тысяч рублей и назначении ОАО "Т Плюс теплосеть Пенза" административного наказания в виде административного штрафа в размере пятьдесят тысяч рублей, а также представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 11.04.2016 года, прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "Т плюс Теплосеть Пенза".
В апелляционной жалобе указывает, что решение является не законным и не обоснованным и вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению подателя жалобы, суд применил закон, не подлежащие применению.
Податель жалобы указывает, что ни Правила N 354, ни Требования N 253 не регламентируют отношения по поставке ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг.
По мнению подателя жалобы, расчет платы за горячую воду, поставленную в декабре 2015 г. ТСЖ "Энергетик", был произведен ОАО "Т Плюс Теплосеть Пенза" в полном соответствии с нормами действующего законодательства (Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодексов РФ, Федерального закона "О теплоснабжении", Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124), т.е. исходя из факта потребления воды и тепловой энергии на подогрев воды.
Кроме того податель жалобы считает, что в действиях ОАО "Т Плюс Теплосеть Пенза" отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
В судебном заседании представители ОАО "Т Плюс Теплосеть Пенза" доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель ТСЖ "Энергетик" в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, в соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проведено в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании обращения ТСЖ "Энергетик" определением от 24.02.2016 Управление тарифов возбудило дело об административном правонарушении и проведении административного расследования N АП 01-23-2-14.6 по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении ОАО "ТПТ Пенза".
Определениями от 24.02.2016 Управление тарифов истребовало у ОАО "ТПТ Пенза" копию договора горячего водоснабжения, заключенного между ОАО "ТПТ Пенза" и ТСЖ "Энергетик" и копию счета-фактуры за декабрь 2015 г.
Уведомлением от 16.03.2016 N 30/1052/01 руководитель ОАО "ТПТ Пенза" извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении - на 18.03.2016. Данное уведомление направлено ОАО "ТПТ Пенза" по факсу.
18.03.2016 должностным лицом Управления тарифов в присутствии представителя ОАО "ТПТ Пенза" Козлова А.Н., действующего по доверенности от 18.05.2015, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Определением от 28.03.2016 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 29.03.2016, потом отложено сначала на 06.04.2016, а затем - на 11.04.2016. Данные определения направлены ОАО "ТПТ Пенза" по электронной почте.
11.04.2016 должностным лицом Управления тарифов в отсутствие представителя надлежащим образом извещенного ОАО "ТПТ Пенза" рассмотрены материалы административного производства и вынесено постановление по делу об административном правонарушении N АП 01-23-2-14.6, в соответствии с которым ОАО "ТПТ Пенза" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
11.04.2016 должностным лицом Управления тарифов вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым руководителю ОАО "ТПТ Пенза" предложено рассмотреть настоящее представление и принять меры к устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а также сообщить в Управление тарифов об его исполнении в месячный срок со дня получения.
Не согласившись с указанным постановлением и предписанием, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
При принятии решения об изменении размера штрафа и отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным предписания суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее -Правила N 354), предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных услуг в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованным индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показателей такого прибора за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Согласно формуле 23, приведенной в Приложении N 2 к Правилам N 354, объем потребленной за расчетный период в жилом и нежилом помещении горячей воды определяется по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом и нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется: в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 129) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2018 г.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации N 129 Приказом Управления тарифов от 02.12.2015 N 122 утверждены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, которые для ОАО "ТПТ Пенза" составляют для неизолированных стояков и полотенцесушителей с 13.12.2015 по 30.06.2016 0,06700 Гкал, для неизолированных стояков и при отсутствии полотенцесушителей с 13.12.2015 по 30.06.2016 - 0,06200 Гкал (вступил в силу 13.12.2015).
Требования, предъявляемые управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищно-строительному, жилищному кооперативу и иному специализированному потребительскому кооперативу (далее - исполнитель) при осуществлении ими расчетов с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, поставляемые по заключенным указанными лицами договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (далее - договор ресурсоснабжения), установлены в Требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 (далее - Требования N 253).
В пункте 5 Требований N 253 указано, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, в общем размере платежей потребителя (далее -платеж потребителя) определяется в следующем порядке:
- при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу в полном размере - в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами N 354;
- при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу не в полном объеме - в размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.
С учетом этого судом верно отмечено в решении, что размер платежа исполнителя в пользу ресурсоснабжающей организации должен соответствовать размеру платежа за коммунальный ресурс, предъявленного к уплате потребителю, который должен быть рассчитан с учетом утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемого на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Как следует из материалов дела, 30.12.2013 между ОАО "Территориальная генерирующая компания N 6" (правопредшественник заявителя) (далее - организация, осуществляющая горячее водоснабжение) и ТСЖ "Энергетик" (далее - абонент) заключен договор горячего водоснабжения N 3864 (далее - договор), в соответствии с которым организация, осуществляющая горячее водоснабжение обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме, а абонент - оплачивать принятую горячую воду.
В договоре также указано, что абонент является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов и приобретает горячую воду в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений домов коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Пунктом 8 договора предусмотрено, что оплата по договору осуществляется абонентом по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Тариф на горячую воду (горячее водоснабжение), установленный на момент заключения договора, составлял - 87,57 руб. за 1 м3: компонент на холодную воду - 17,73 (руб./м3 и (или) руб./м3/час.); компонент на тепловую энергию - 1056,37 (руб./Гкал и (или) руб./Гкал/час.).
В соответствии с пунктом 10 договора абонент оплачивает полученную горячую воду в объеме потребленной горячей воды до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании счетов-фактур, отражающих информацию о состоянии задолженности абонента по оплате горячей воды за расчетный период по состоянию на 1 -е число месяца, следующего за расчетным, и выставляемых к оплате организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным.
В счете-фактуре от 31.12.2015 N 820050000000000055 ОАО "ТПТ Пенза", исходя из стоимости компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, выставило к оплате ТСЖ "Энергетик" за декабрь 2015 г. стоимость услуги по горячему водоснабжению в сумме 53410 руб. 08 коп.
Судом правильно указано, что поскольку ОАО "ТПТ Пенза" не использовало при образовании цены на коммунальный ресурс - горячую воду установленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления услуги по горячему водоснабжению, Управление тарифов правомерно установило в действиях (бездействии) заявителя состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Судом правомерно отклонен довод заявителя о том, что Правила N 354 и Требования N 253 на него не распространяются, а при определении стоимости ресурса исходил из двухкомпонентного тарифа на горячую воду - компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, рассчитанного на основании приказа Управления тарифов от 19.12.2014 N 147, без учета норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды.
Согласно пункту 21 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642 (далее - Правила горячего водоснабжения), которое распространяется, в том числе, на организации, осуществляющие горячее водоснабжение, оплата абонентом горячей воды по договору горячего водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду, устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования).
Объем полученной горячей воды определяется исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям измерений (приборов учета) за определенный период времени (пункт 22 Правил горячего водоснабжения).
Согласно пункту 88 Основ ценообразования органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Основы ценообразования используют следующие понятия:
- "компонент на холодную воду" - составная часть тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочный или двухставочный) на холодную воду;
- "компонент на тепловую энергию" - составная часть тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочный или двухставочный) на тепловую энергию.
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), согласно которым под нормативом потребления коммунальной услуги в жилых помещениях понимается норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении.
Согласно пункту 10 Правил N 306 норматив потребления устанавливается в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, к которым, в том числе, относится горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также помещения, входящие в общий состав общего имущества в многоквартирном доме, по каждому виду предоставленных коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 306 норматив коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду (далее - норматив потребления горячей воды) определяется исходя из норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными правилами предоставления коммунальных услуг, то есть Правилами N 354.
Вышеуказанные правовые нормы, в том числе и Правила горячего водоснабжения, которые, как считает заявитель, на него распространяются, исходят из того, что установленный тариф на горячую воду, который состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, применяется в том случае, если имеются соответствующие приборы учета коммунального ресурса (горячей воды), а при отсутствии приборов учета коммунального ресурса (горячей воды) установленный тариф должен применяться с учетом норматива расхода тепловой энергии на подогрев.
Материалами дела установлено, что прибор учета горячей воды у ТСЖ "Энергетик" отсутствует, а размер потребленной тепловой энергии определяется на основании показаний вычислителя теплоты ВКТ-7.
Довод заявителя о том, что данный прибор измеряет объем горячей воды, материалами дела не подтверждается, поскольку в соответствии с руководством по эксплуатации данного прибора он предназначен для измерения выходных сигналов измерительных преобразователей параметров теплоносителя и вычислений, по результатам измерений, количества теплоты (тепловой энергии).
Суд первой инстанции правильно посчитал, что вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Пензенской области от 01.07.2016 по делу N А49-3247/2016 не имеет преюдициального значения для рассмотрения данного дела.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что административный орган правомерно установил в действиях ОАО "ТПТ Пенза" состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, а именно - нарушение установленного порядка ценообразования.
Суд правильно не нашел признаков малозначительности совершенного заявителем правонарушения.
Судом также правильно указано на то, что обжалуемое представление вынесено в связи с нарушением заявителем вышеуказанных правовых норм, вынесено полномочным лицом, и что оснований для признания незаконным представления Управления тарифов от 11.04.2016 у суда не имеется.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
ОАО "Т плюс теплосеть Пенза" при проведении расчетов с ТСЖ "Энергетик" (далее - Исполнитель) за поставленную в расчетном периоде - декабрь 2015 года горячую воду выставило счет-фактуру отдельно за каждый компонент горячей воды - тепловую энергию и холодную воду, не применяя норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, утвержденный приказом Управления от 02.12.2015 года N 122 "Об утверждении норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению".
В соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Таким образом, холодная вода и тепловая энергия, используемая на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не являются самостоятельными коммунальными ресурсами, а представляют собой компоненты, используемые для приготовления горячей воды в целях предоставления указанными организациями коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно формуле N 23 Правил N354 объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в одном жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в одном жилом или нежилом помещении горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории г. Пенза, как указывалось выше, утвержден приказом Управления от 02.12.2015 N 122. Для ОАО "Т плюс теплосеть Пенза" данный норматив утвержден в размере 0,067 Гкал.
В соответствии с пунктом 5 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" (далее - Требования N 253), размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса за расчетные периоды, следующие за датой вступления в силу указанного постановления Правительства РФ, в общем размере платежей потребителя (далее - платеж исполнителя) определяется в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Исходя из вышеизложенного, ОАО "Т Плюс теплосеть Пенза" при определении стоимости поставленной исполнителю в расчетном периоде - декабрь 2015 года горячей воды обязано было руководствоваться нормами Правил N 354 (пункт 13, пункт 42, формула 23 приложения N 2 к Правилам N354), Требований N253 (пункт 5), приказа Управления от 02.12.2015 N122. Однако указанную обязанность ОАО "Т плюс теплосеть Пенза" не исполнило и в выставленных счетах-фактурах определило объем тепловой энергии, затраченной на подогрев воды, исходя из показаний приборов учета.
В результате, ОАО "Т плюс теплосеть Пенза" размер платежа за поставленный в декабре 2015 года коммунальный ресурс при расчетах с исполнителем завышен.
Податель жалобы считает, что указанное выше нарушение нарушением установленного порядка ценообразования не является и не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов РФ должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2018 г.
Учитывая, что одним из компонентов формулы расчета платы за горячую воду является утвержденный норматив на подогрев, суд первой инстанции при разрешении спора исследовал факт наличия норматива на подогрев на территории Пензенской области, объяснения Ответчика о том, что нормативы на подогрев утверждены приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 02.12.2015 N 122.
Пунктом 13 Правил N 354 предусмотрено, что условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Поскольку Правилами предоставления коммунальных услуг предусмотрен особый порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду (п. 42 Правил N 354), указанный порядок подлежит учету при осуществлении расчетов между исполнителями коммунальных услуг и ОАО "Т Плюс Теплосеть Пенза".
Суд первой инстанции правильно истолковал и применил Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в 5 многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.
В решении суд указывает, что Требованиями N 253 установлены требования, предъявляемые управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищно-строительному, жилищному кооперативу и иному специализированному потребительскому кооперативу при осуществлении ими расчетов с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, поставляемые по заключенным указанными лицами договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа.
Из смысла п.5 Требований N 253 следует, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги в пользу ресурсоснабжающей организации должен соответствовать размеру платежа конечного потребителя, который должен быть рассчитан в соответствии с Правилами N 354, императивно предписывающими порядок расчета за коммунальный ресурс. Указанное согласуется с позицией суда, отраженной в решении по делу, и не опровергнуто Истцом.
Судом сделан правильный вывод о том, что тариф на горячую воду, состоящий из компонента на холодную воду и тепловую энергию, применяется в том случае, если имеются соответствующие приборы учета коммунального ресурса (горячей воды), а при отсутствии приборов учета коммунального ресурса (горячей воды) установленный тариф должен применяться с учетом норматива расхода тепловой энергии на подогрев.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что прибор учета горячей воды у ТСЖ "Энергетик" отсутствует, а размер потребленной тепловой энергии определяется на основании показаний вычислителя теплоты ВКТ-7, предназначенному для измерения выходных сигналов измерительных преобразователей параметров теплоносителя и вычислений, по результатам измерений количества теплоты (тепловой энергии).
Приложенная к апелляционной жалобе судебная практика (Постановление Семнадцатого арбитражного суда N 17АП-17379/2015-ГК от 20.01.2016; Определение Верховного суда РФ N 310-ЭС 15-12629 от 29.10.2015; решение N А41-53344/2015 от 03.08.2016; решение N А41-69768/2015 от 08.08.2016, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А49-3247/2016), на которую ссылается Истец в жалобе в обоснование своей позиции, не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего дела. Указанные судебные акты приняты судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Кроме того, необходимость и правомерность применения утвержденного норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению при установленном двухкомпонентном тарифе на горячую воду подтверждается сложившейся судебной практикой, в частности постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.07.2016 по делу N А04-8153/2015.
Управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающих соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на управляющую компанию оплату коммунальных ресурсов в большем объеме, не имеется. Указанная позиция нашла свое отражение в Определении Верховного суда РФ от 18.08.2016 N305-ЭС16-3833.
Другие доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 22 сентября 2016 года по делу N А49-5365/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-5365/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17 февраля 2017 г. N Ф06-17733/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Т плюс Теплосеть Пенза"
Ответчик: Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области
Третье лицо: ТСЖ "Энергетик"