Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 апреля 2017 г. N Ф08-946/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
22 ноября 2016 г. |
дело N А32-22779/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смородиной Ю.А.,
при участии:
от Прокурора Краснодарского края: старший прокурор отдела Прокуратуры Ростовской области Борсук Н.Н., удостоверение;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Администрации муниципального образования город Новороссийск: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Новороссийск: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ЗАО "РегионЭксперт": представитель по доверенности от 25.12.2014 N 14 Гордейчик А.С., паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования город Новороссийск, Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Новороссийск и закрытого акционерного общества "РегионЭксперт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.03.2016 г. по делу N А32-22779/2015, принятое судьей Данько М.М., по заявлению Заместителя Прокурора Краснодарского края в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае к Администрации муниципального образования город Новороссийск;
к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Новороссийск;
к закрытому акционерному обществу "РегионЭксперт" ;
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края;
к Министерству регионального развития Российской Федерации;
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании недействительными постановления и разрешений на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Краснодарского края в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае к Администрации муниципального образования город Новороссийск;
к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Новороссийск; к закрытому акционерному обществу "РегионЭксперт"; к Министерству природных ресурсов Краснодарского края;
к Министерству регионального развития Российской Федерации;
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обратился в Арбитражный суд Краснодарского края о признании недействительными: постановление главы администрации муниципального образования город Новороссийск от 21.05.2013 N 3466 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка в Новороссийске, Новороссийском лесничестве, Абраусском участковом лесничестве, квартале 61 А, части выделов 28, 29, 32 с кадастровым номером 23:47:0116010:57,предоставленного для осуществления рекреационной деятельности"; разрешений на строительство от 30.04.2014: N Ru 23308000-1100-14 на устройство проезда, трассировку инженерных коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о "Спутник" в урочище "Сухая щель" г. Новороссийске. Апартаменты N 5; N Ru 23308000-1099-14 на устройство проезда, трассировку инженерных коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о "Спутник" в урочище "Сухая щель" г. Новороссийске. Апартаменты N 6; N Ru 23308000-1098-14 на устройство проезда, трассировку инженерных коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о "Спутник" в урочище "Сухая щель" г. Новороссийске. Апартаменты N 7; N Ru 23308000-1097-14 на устройство проезда, трассировку инженерных коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о "Спутник" в урочище "Сухая щель" г. Новороссийске. Апартаменты N 7; N Ru 23308000-1096-14 на устройство проезда, трассировку инженерных коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о "Спутник" в урочище "Сухая щель" г. Новороссийске. Апартаменты N 9; N Ru 23308000-1095-14 на устройство проезда, трассировку инженерных коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о "Спутник" в урочище "Сухая щель" г. Новороссийске. Апартаменты N 10; N Ru 23308000-1093-14 на устройство проезда, трассировку инженерных коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о "Спутник" в урочище "Сухая щель" г. Новороссийске. Апартаменты N 11; N Ru 23308000-1094-14 на устройство проезда, трассировку инженерных коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о "Спутник" в урочище "Сухая щель" г. Новороссийске. Апартаменты N 12, выданные Управлением архитектуры и градостроительства муниципального образования город Новороссийск ЗАО "РегионЭксперт", от 20.10.2014 Ru 23308000-1442-14 на устройство проезда, трассировку инженерных коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о "Спутник" в урочище "Сухая щель г. Новороссийске". Подпорная стена вдоль апартаментов NN 5-12, выданное Управлением архитектуры и градостроительства муниципального образования город Новороссийск ЗАО "РегионЭксперт".
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ указать в резолютивной части решения, что решение по настоящему делу является основанием для внесения ФГБУ "ФКП Росреестр" по Краснодарскому краю изменений в государственный кадастр недвижимости, а именно записи об отнесении земельного участка, расположенного в Краснодарском крае, в Новороссийске, Новороссийском лесничестве, Абраусском участковом лесничестве, квартале 61 А, части выделов 28, 29,32 с кадастровым номером 23:47:0116010:57 к землям "населенных пунктов" на запись "земли лесного фонда".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.03.2016 суд прекратил производство по делу в части требований к Министерству регионального развития Российской Федерации, г. Москва. Признал недействительными разрешения на строительство от 30.04.2014:
- N Ru 23308000-1100-14 на устройство проезда, трассировку инженерных коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о "Спутник" в урочище "Сухая щель" г. Новороссийске. Апартаменты N 5;
- N Ru 23308000-1099-14 на устройство проезда, трассировку инженерных коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о "Спутник" в урочище "Сухая щель" г. Новороссийске. Апартаменты N 6;
- N Ru 23308000-1098-14 на устройство проезда, трассировку инженерных коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о "Спутник" в урочище "Сухая щель" г. Новороссийске. Апартаменты N 7; 1
N Ru 23308000-1097-14 на устройство проезда, трассировку инженерных 74 коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о 1 "Спутник" в урочище "Сухая щель" г. Новороссийске. Апартаменты N 7; /
N Ru 23308000-1096-14 на устройство проезда, трассировку инженерных коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о "Спутник" в урочище "Сухая щель" г. Новороссийске. Апартаменты N 9;
N Ru 23308000-1095-14 на устройство проезда, трассировку инженерных коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о "Спутник" в урочище "Сухая щель" г. Новороссийске. Апартаменты N 10;
N Ru 23308000-1093-14 на устройство проезда, трассировку инженерных коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о "Спутник" в урочище "Сухая щель" г. Новороссийске. Апартаменты N11;
N Ru 23308000-1094-14 на устройство проезда, трассировку инженерных коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о "Спутник" в урочище "Сухая щель" г. Новороссийске. Апартаменты N 12, выданные Управлением архитектуры и градостроительства муниципального образования город Новороссийск ЗАО "РегионЭксперт".
Признал недействительным разрешение на строительство от 20.10.2014 N Ru 23308000-1442-14 на устройство проезда, трассировку инженерных коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о "Спутник" в урочище "Сухая щель г. Новороссийске". Подпорная стена вдоль апартаментов NN 5-12, выданное Управлением архитектуры и градостроительства муниципального образования город Новороссийск ЗАО "РегионЭксперт".
В удовлетворении остальной части требований отказал.
Взыскал с ООО "Регион-Эксперт", г. Москва 18 000 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация МО г. Новороссийск, Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Новороссийск и ЗАО "РегионЭксперт" обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Администрация МО г. Новороссийск и Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Новороссийск просят отменить решение от 01.03.2016 в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивированна тем, что включение спорного участка в границы города осуществлено в соответствии с законом. Материалами генерального плана городского округа муниципального образования город Новороссийск предусмотрено расширение границ х. Дюрсо. На основании утвержденного генерального плана городского округа МО г. Новороссийск осуществлена постановка на государственный кадастровый учет откорректированных границ 24 населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования город Новороссийск и города Новороссийска. Согласно схеме функционального зонирования территории Генерального плана городского округа, утверждённого решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 22.11.11г. N 158, территория, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 23:47:0116011:226 относится в зоне курортных учреждений с нормативной плотностью 75-140 м2/чел.
ЗАО "РегионЭксперт" просит изменить решение 01.03.2016 в части признания недействительными девяти разрешений на строительство и вынести по делу новый судебный акт - в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивированна тем, что девять разрешений на строительство не могут быть признаны недействительными, поскольку при их получении арендатор обладал правом возводить на земельном участке объекты капитального строительства рекреационного назначения, что подтверждается указанным в свидетельстве о праве собственности на земельный участок видом разрешенного использования и наличием согласия собственника в лице ТУ Росимущества в Краснодарском крае на возведение этих объектов.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела определением от 15.06.2016 производство по апелляционной жалобе приостановлено до принятия Арбитражным судом Северо-Кавказского округа постановления по делу N А32-5363/2014.
При проверке вопроса о наличии оснований для возобновления производства по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции установлено, что 22.07.2016 Арбитражным судом Северо-Кавказского округа рассмотрены кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Территория Абрау-Дюрсо", администрации муниципального образования город Новороссийск и Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Новороссийск на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2015 и постановление Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 03.06.2015 по делу N А32-5363/2014. Судебные акты изменены, суд исключил из резолютивной части решения Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2015 абзац шестой. В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2015 и постановление Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 03.06.2015 по делу N А32-5363/2014 оставлены без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
После возобновления производства по апелляционной жалобе 16.11.2016 лица, участвующие в деле, какие-либо пояснения в обоснование своей правовой позиции не представляли.
В судебном заседании, представитель ЗАО "РегионЭксперт" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, указал, что обжалует решение в части, просил решение суда отменить в части.
Представитель прокуратуры возражал по доводам апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Остальные участники процесса своих представителей в судебное заседание не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Из системного толкования пункта 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" следует, что апелляционный суд в случае подачи двух апелляционной жалоб, одна из которых подана на часть судебного акта, а в другой обжалуется весь судебный акт, то апелляционная коллегия должна осуществить проверку судебного акта в полном объеме.
В рассматриваемом деле поданы две апелляционной жалобы Администрации муниципального образования город Новороссийск, Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Новороссийск и закрытого акционерного общества "РегионЭксперт", при этом Администрация и Управление в своей апелляционной жалобе просят отменить решение, в связи с чем суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в полном объеме.
Изучив материалы дела, апелляционные жалобы, проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 01.03.2016 г, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение подлежит изменению в силу следующего.
Как следует из материалов дела на основании заявления ЗАО "РегионЭксперт" главой администрации муниципального образования город Новороссийск 21.05.2013 вынесено постановление N 3466 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка в Новороссийске, Новороссийском лесничестве, Абраусском участковом лесничестве, квартале 61 А, части выделов 28, 29, 32 с кадастровым номером 23:47:0116010:57, предоставленного для осуществления рекреационной деятельности".
30.04.2014 Управлением архитектуры и градостроительства муниципального образования город Новороссийск ЗАО "РегионЭксперт" выданы разрешения на строительство, законность которых оспаривается заместителем прокурора. Срок действия разрешения установлен до 15.03.2015.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
Статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч. 4 ст. 51 ГрадК РФ).
Часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ содержит перечень документов, которые застройщику необходимо приложить к заявлению о выдаче разрешения на строительство, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок.
Из материалов дела видно, что к заявлению о получении разрешения на строительство ЗАО "РегионЭксперт" приложило копию договора N 16/02-08 от 29.07.2008, заключенного с департаментом лесного хозяйства Краснодарского края, которым обществу в пользование передан лесной участок площадью 6,7 га местоположением: Краснодарский край, Новороссийское лесничество, Абраусское участковое лесничество, квартал 61 А, части выделов 28, 29, 32, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 23-13-01-08-00016 (п.п. 1.2 договора от 29.07.2008).
Согласно генеральному плану городского округа муниципального образования город Новороссийск, утвержденному решением городской Думы N 158 от 22.11.2011, земельный участок с кадастровым номером 23:47:0116011:226 включен в границы земель населенного пункта.
Прокурор указывает, что при утверждении генерального плана органами муниципального образования в нарушение требований земельного (ст. ст. 8, 83 ЗК РФ) и градостроительного (ст. 25 ГрадК РФ) законодательства, Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" нарушен порядок перевода земель лесного фонда, являющихся федеральной собственностью, в земли населенных пунктов. Генеральный план с уполномоченным органом - Рослесхозом администрацией не согласован.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения относится к документам территориального планирования.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проект генерального плана поселения подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Министерством регионального развития Российской Федерации) в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства до 1 января 2015 года согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда.
Следовательно, действующим законодательством установлена возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации в лице Рослесхоза.
Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов подтверждается правовой позицией, отраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1 -П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 Положения "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В связи с ликвидацией Федеральным агентством лесного хозяйства своих территориальных органов (приказ N 202 от 30.10.2006), отдельные полномочия Российской Федерации в сфере лесных отношений были переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Письмом Рослесхоза от 20.11.2014 N ИВ-11-54/13774 "О согласовании проектов документов территориального планирования" установлено, что в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, в целях недопущения незаконного изъятия участков земель лесного фонда при утверждении генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений Федеральное агентство лесного хозяйства просит обеспечить участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в соответствующих Комиссиях по рассмотрению и согласованию проектов генеральных планов.
На обращение администрации Федеральное агентство лесного хозяйства письмом от 27.01.2011 N ЮДЖЖ-11-27/392 рекомендовало направить
откорректированный проект генерального плата в Министерство регионального развития РФ.
Выполняя возложенные на него Рослесхозом функции, департамент лесного хозяйства Краснодарского края письмами от 21.01.2011 и от 05.03.3011 согласовал включение в границы населенных пунктов земельных участков лесного фонда, в том числе и спорного земельного участка.
В соответствии с ч. 8 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти,
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
В соответствии с п. 5 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.03.2007 N 178, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства в случаях, указанных в части 1 статьи 16, части 1 статьи 21 и части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.09.2004 N 501 "Вопросы Министерства регионального развития Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) Министерство регионального развития Российской Федерации являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства).
Во исполнение обязанности по согласованию генерального плана с уполномоченным органом администрация муниципального образования город Новороссийск обратилась в Министерство регионального развития с заявлением о согласовании проекта генерального плана городского округа, которое поступило в Министерство 21.09.2010 вх. N 78078.
В соответствии с подпунктами 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
В случае непоступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана от указанных в части 7 настоящей статьи органов данный проект считается согласованным с такими органами.
Из указанного следует, что проект генерального плана считается (является) согласованным всеми уполномоченными на совершение указанного действия органами.
Вместе с тем прокурор в своем заявлении просил признать недействительным постановление главы администрации муниципального образования город Новороссийск от 21.05.2013 N 3466 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка в Новороссийске, Новороссийском лесничестве, Абраусском участковом лесничестве, квартале 61 А, части выделов 28, 29, 32 с кадастровым номером 23:47:0116010:57, предоставленного для осуществления рекреационной деятельности", мотивируя требование исключительно незаконностью принятия генерального плана городского округа.
Также прокурор просил признать недействительными разрешения на строительство от 30.04.2014:
- N Ru 23308000-1100-14 на устройство проезда, трассировку инженерных коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о "Спутник" в урочище "Сухая щель" г. Новороссийске. Апартаменты N 5;
- N Ru 23308000-1099-14 на устройство проезда, трассировку инженерных коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о "Спутник" в урочище "Сухая щель" г. Новороссийске. Апартаменты N 6;
- N Ru 23308000-1098-14 на устройство проезда, трассировку инженерных коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о "Спутник" в урочище "Сухая щель" г. Новороссийске. Апартаменты N 7; 1
N Ru 23308000-1097-14 на устройство проезда, трассировку инженерных 74 коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о 1 "Спутник" в урочище "Сухая щель" г. Новороссийске. Апартаменты N 7; /
N Ru 23308000-1096-14 на устройство проезда, трассировку инженерных коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о "Спутник" в урочище "Сухая щель" г. Новороссийске. Апартаменты N 9;
N Ru 23308000-1095-14 на устройство проезда, трассировку инженерных коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о "Спутник" в урочище "Сухая щель" г. Новороссийске. Апартаменты N 10;
N Ru 23308000-1093-14 на устройство проезда, трассировку инженерных коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о "Спутник" в урочище "Сухая щель" г. Новороссийске. Апартаменты N11;
N Ru 23308000-1094-14 на устройство проезда, трассировку инженерных коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о "Спутник" в урочище "Сухая щель" г. Новороссийске. Апартаменты N 12, выданные Управлением архитектуры и градостроительства муниципального образования город Новороссийск ЗАО "РегионЭксперт".
Признать недействительным разрешение на строительство от 20.10.2014 N Ru 23308000-1442-14 на устройство проезда, трассировку инженерных коммуникаций и размещение зданий апартаментов Тип 1 в границах участка б/о "Спутник" в урочище "Сухая щель г. Новороссийске". Подпорная стена вдоль апартаментов NN 5-12, выданное Управлением архитектуры и градостроительства муниципального образования город Новороссийск ЗАО "РегионЭксперт".
Из материалов дела видно, что между ЗАО "РегионЭксперт" и департаментом лесного хозяйства Краснодарского края заключен договор N 16/02-08 от 29.07.2008, которым обществу в пользование передан лесной участок площадью 6,7 га, для осуществления рекреационной деятельности местоположением: Краснодарский край, Новороссийское лесничество, Абраусское участковое лесничество, квартал 61 А, части выделов 28, 29, 32, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 23-13-01-08-00016 (п.п. 1.2 договора от 29.07.2008).
В соответствии с положениями статей 421, 450, 451 Гражданского кодекса, условия договора определяются по усмотрению сторон, договор может быть изменен по соглашению сторон либо по требованию одной из сторон в судебном порядке, а изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях. Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса, арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества. Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса допускалось использование земельных участков их арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Применительно к названным нормам Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.06.2013 N 1756/13 указал на следующее. Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка. Арендатор не вправе изменять договор в одностороннем порядке и не может обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования арендованного земельного участка по своему выбору. Воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установленный в договоре, в том числе и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Иное толкование названных положений противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права. Равным образом арендодатель не имеет права в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка, переданного в аренду, в рамках действующего договора аренды. Арендодатель при решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка по договору связан установленным порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей использования. Земельным кодексом установлены различный порядок и процедуры для предоставления в аренду земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей строительства, в том числе жилищного строительства, и для целей, не связанных со строительством. Недопустимо обращение с требованием об изменении вида разрешенного использования земельного участка с целью обхода процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей строительства объектов недвижимости, в том числе процедуры торгов для ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков.
Пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса застройщик определен как физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства.
Подготовка проектной документации, в силу части 11 статьи 48 Градостроительного кодекса, осуществляется на основании, в том числе задания застройщика и градостроительного плана земельного участка. Право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информацию. Отказ в выдаче градостроительного плана со всей очевидностью создает препятствия к осуществлению строительства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016 N 78-АПГ16-2).
Градостроительный план земельного участка необходим для получения разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 7 статьи 51, часть 3 статьи 55 Градостроительного кодекса), а также для проведения государственной экспертизы проектной документации (пункты 10 и 11 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87). В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса, подготовка градостроительных планов осуществляется применительно к предназначенным для строительства капитальных объектов земельным участкам.
Часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса определяет разрешение на строительство как документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.
Согласно частям 11, 13 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (1), проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а также красным линиям (2), выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (3). Уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган отказывает в выдаче разрешения при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, в числе которых значатся правоустанавливающие документы на земельный участок и градостроительный план земельного участка.
Таким образом, правом на обращение в уполномоченный орган с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство обладает лицо, являющееся титульным владельцем земельного участка, на котором допускается строительство. В отсутствие у общества правоустанавливающего документа на земельный участок у администрации и управления архитектуры отсутствовали законные основания как для утверждения по заявлению общества градостроительного плана земельного участка, так и для выдачи ему разрешения на возведение на земельном участке объекта капитального строительства. Договор аренды лесного участка для рекреационных целей не мог служить правоустанавливающим документом на землю, необходимым для подготовки по заявлению общества градостроительного плана земельного участка, оформления проектной документации и получения разрешения на строительство.
Внесение в договор аренды лесного участка каких-либо изменений, связанных с утверждением генерального плана городского округа и переводом лесного участка в категорию земель населенных пунктов, не повлекло придание ему статуса правоустанавливающего документа на земельный участок в целях строительства, а изменение разрешенного использования земельного участка с рекреационных целей на строительство противоречило бы установленному земельным законодательством порядку предоставления публичных земель для строительства. Лесной (земельный) участок по договору аренды был предоставлен обществу для рекреационной деятельности. Доказательства его предоставления обществу для строительства с соблюдением вышеназванных публичных процедур в материалах дела отсутствуют.
Не принимаются доводы апелляционной жалобы общества о том, что было согласовано с собственником земельного участка в лице ТУ Росимущества в Краснодарском крае вопрос возведения на земельном участке объектов рекреационной деятельности, что подтверждается письмом от 29.07.2014 N 09/7775.
С апелляционной жалобой общество представило указанное письмо, из которого следует, что ТУ Росимущества были представлены копии разрешений на строительство от 30.04.2014 N Ru 23308000-1100-14, N Ru 23308000-1099-14, N Ru 23308000-1098-14, N Ru 23308000-1097-14, N Ru 23308000-1096-14, N Ru 23308000-1095-14 N Ru 23308000-1093-14, N Ru 23308000-1094-14, выданные Управлением архитектуры и градостроительства муниципального образования город Новороссийск на размещение 8 зданий апартаментов площадью 212 кв.м. каждый, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116010:57.
ТУ Росимущества указало, что принимая во внимание вышеуказанные разрешения на размещение 8 зданий апартаментов типа 1, в случае их соответствия разрешенному использованию земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116010:57, Территориальное управление считает возможным размещение данных апартаментов на федеральном земельном участке.
Следовательно, общество фактически уведомило собственника земельного участка в лице ТУ Росимущества в Краснодарском крае о получении 30.04.2014 разрешений на строительство капитальных объектов.
Общество также представило письмо ТУ Росимущества в Краснодарском крае от 16.04.2014 N 09/3923, из которого следует, что территориальным управлением ведется работа по подготовке новых договоров аренды земельных участков, в связи с состоявшимся переводом арендуемых участков лесного фонда в категорию земель населенных пунктов.
Общество не представило доказательства внесения изменения в договор аренда лесного участка N 16/02-09 от 29.07.2008 ТУ Росимущества в Краснодарском крае.
Согласно статье 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых выделяются земли лесного фонда. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Как следует из материалов дела, спорный лесной участок предоставлен в аренду для осуществления рекреационной деятельности, что соответствует виду использования, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Пункт 2 названной статьи устанавливает, что при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение только лишь временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства.
Пунктом 7 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации (действовавших в спорный период) установлено, что при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках (беседок, пунктов хранения инвентаря и др.) и осуществление благоустройства лесных участков (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов и аншлагов по природоохранной тематике, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.).
После того, как отпадет надобность в объектах лесной инфраструктуры, они подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации (часть 2 статьи 13 Лесного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на таких принципах, как сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду (часть 2), использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека (часть 8).
Таким образом, лесное законодательство не предусматривает право возводить на земельном участке лесного фонда капитальные строения и сооружения.
Данные выводы подтверждаются Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.07.2016 по делу N А32-5363/2014.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2016 по делу N А32-5363/2014 отказано в передаче обществу с ограниченной ответственностью "Территория Абрау-Дюрсо" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2016 указано, что признание судами недействительным постановления Администрации об утверждении градостроительного плана земельного участка, необходимого для получения разрешения на строительство, не может нарушать прав и законных интересов Общества с учетом правильных выводов судов об отсутствии доказательств предоставления Обществу спорного участка в аренду для строительства и незаконности выданного ему разрешения на строительство.
Доводы апелляционной жалобы Администрации и Управления сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции.
На основании вышеизложенного апелляционная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции надлежит изменить, дополнить абзацем, в котором признать недействительным постановление главы администрации муниципального образования город Новороссийск от 21.05.2013 N 3466 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка в Новороссийске, Новороссийском лесничестве, Абраусском участковом лесничестве, квартале 61 А, части выделов 28, 29, 32 с кадастровым номером 23:47:0116010:57, предоставленного для осуществления рекреационной деятельности".
Государственная пошлина по заявлению прокурора в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 20 000 руб., по апелляционной жалобе - 1 500 руб.
Поскольку заявленные требования удовлетворены в том числе в части признания недействительным постановление главы администрации муниципального образования город Новороссийск от 21.05.2013 N 3466 с ЗАО "РегионЭксперт" в доход федерального бюджета подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 20 000 руб.
При подаче апелляционной жалобы ЗАО "РегионЭксперт" была представлена электронная копия квитанции от 29.03.2016 подтверждающая уплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
При этом все документы об уплате госпошлины представляются в суд только в подлинном экземпляре, поскольку платёжный документ относится к конкретному делу, подлежащему рассмотрению.
В ходе рассмотрения дела общество представило подлинную квитанцию подтверждающую уплату государственной пошлины за рассмотрение жалобы.
В соответствии со ст. 333.21 НК РФ размер государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы установлен в сумме 1500,00 руб., в связи с чем, излишне уплаченная госпошлина в размере 1500,00 руб. по квитанции от 29.03.2016 подлежит возврату из федерального бюджета.
Судебная коллегия считает необходимым выдать обществу справку на возврат излишне уплаченной госпошлины из федерального бюджета в сумме 1500,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.03.2016 г. по делу N А32-22779/2015 изменить.
Дополнить резолютивную часть решения абзацем следующего содержания:
"Признать недействительным постановление главы администрации муниципального образования город Новороссийск от 21.05.2013 N 3466 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка в Новороссийске, Новороссийском лесничестве, Абраусском участковом лесничестве, квартале 61 А, части выделов 28, 29, 32 с кадастровым номером 23:47:0116010:57, предоставленного для осуществления рекреационной деятельности".
Абзац шестой резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
"Взыскать с ООО "РегионЭксперт", г. Москва 20 000 (двадцать тысяч) рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.
В остальной части решение оставить без изменения.
Возвратить Гордейчик Алексею Станиславовичу за ЗАО "РегионЭксперт" из федерального бюджета 1500 (одну тысячу пятьсот) рублей излишне уплаченной по квитанции от 29.03.2016 государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22779/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 апреля 2017 г. N Ф08-946/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Прокуратура, Прокуратура Краснодарского края, Прокуратура Краснодарского края в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
Ответчик: Администрация муниципального образования город Новороссийск, ЗАО "РЕГИОНЭКСПЕРТ", министерство природных ресурсов Краснодарского края, Министерство регионального развития Российской Федерации, УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВОРОССИЙСК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Администрация МО г Новороссийск, ЗАО Регион Эксперт, Министерство природных ресурсов Краснодарского края, Министерство регионального развития РФ, Управление архитектуры и градостроительства МО г. Новороссийск, Управление Федеральной службы гос. регситрации кадастра и картографии (Росреестр), Управление Фекдеральной службы гос. регситрации кадастра и картографии (Росреестр)