Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 марта 2017 г. N Ф08-861/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
22 ноября 2016 г. |
Дело N А63-15441/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Цигельникова И.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Макаровым О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край,
апелляционную жалобу Фонда безопасности дорожного движения и реабилитации пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях на дорогах Ставропольского края "Ставропольдорбезопасность" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.09.2016 по делу N А63-15441/2015 (судья Аксенов В.А.)
по заявлению Фонда безопасности дорожного движения и реабилитации пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях на дорогах Ставропольского края "Ставропольдорбезопасность" (ОГРН 1022601941911, ИНН 2635048496)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Ставропольскому краю (ОГРН 1042600589998, ИНН 2615012580),
Управлению Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (ОГРН 1042600329991, ИНН 2635329994)
о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности от 14.09.2015 N 10249 в части привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ и решения УФНС России по СК от 13.11.2015 N06-45/019038,
при участии в судебном заседании:
от Фонда безопасности дорожного движения и реабилитации пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях на дорогах Ставропольского края "Ставропольдорбезопасность" - представитель Есипов Р.А. по доверенности от 06.04.2016 N 1-АС,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Ставропольскому краю (ОГРН 1042600589998, ИНН 2615012580) - представители: Лысенко А.А. по доверенности от 04.04.2016 N02-29/002686, Мырадов А.А. по доверенности от 08.04.2016 N02-29/002918,
от Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю - представители: Лысенко А.А. по доверенности от 04.04.2016 N 06-35/14, Мырадов А.А. по доверенности от 20.07.2016 N 06-35/26,
УСТАНОВИЛ:
Фонд безопасности дорожного движения и реабилитации пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях на дорогах Ставропольского края "Ставропольдорбезопасность" (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Ставропольскому краю (далее - Инспекция) о привлечении к налоговой ответственности от 14.09.2015 N 10249 и об обязании произвести перерасчет по земельному налогу на земельный участок с кадастровым номером 26:06:122317:21 за налоговый период 2014 год, исходя из налоговой базы в размере 4574000,00р.
Решением суда от 16.09.2016 в удовлетворении требований Фонда отказано. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью принятого Инспекцией решения и отсутствием оснований для перерасчета земельного налога.
Фонд обжаловал решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзывах на апелляционную жалобу Инспекция и Управление возражают по существу доводов Фонда.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, возразил по существу доводов Инспекции Управления.
Представители Инспекции и Управления поддержали позицию, изложенную в отзывах на апелляционную жалобу, считают решение суда законным и обоснованным, просят в удовлетворении апелляционной жалобы Фонда отказать.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи земельного участка от 25.07.2014 N 82 Фонд является собственником земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21, расположенного по адресу: г. Изобильный, ул. 50 лет Октября, в районе АЗС "ЛУКОЙЛ", выезд на г. Ставрополь, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.09.2014. Ранее, на основании постановления администрации города Изобильный Ставропольский края от 17.10.2012 N 1588 и договора аренды от 17.10.2012 N 317, Фонд являлся арендатором названного земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21.
Согласно результатам государственной кадастровой оценки земельный участок оценен по состоянию на 01.01.2012 в размере 12183025,38р.
16.09.2013 Фонд обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с иском о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21, об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
На основании решения Арбитражного суда Ставропольского края от 15.04.2015 по делу N А63-9856/2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21 определена в размере рыночной, эквивалентной 4574000р. Решение вступило в законную силу 16.05.2015.
02.06.2015 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю во исполнение решения Арбитражного суда Ставропольского края от 15.04.2015 по делу N А63-9856/2013, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21 определена в размере рыночной, эквивалентной 4574000р, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой
стоимости земельного участка, равной 4574000р.
07.04.2015 Фонд представил в Инспекцию первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год на земельный участок с кадастровым номером 26:06:122317:21.
Инспекцией, при проведении камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по земельному налогу Фонда установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21 по состоянию на 01.01.2014, в соответствии с представленными сведениями из Росреестра, составила 12183025р. Данная кадастровая стоимость утверждена в результате государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2012 приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 г. N 203 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае".
Установление Инспекцией на 1 января 2014 года, являющегося налоговым периодом, кадастровой стоимости в размере 12183025р, послужило основанием для доначисления Фонду земельного налога, а также соответствующих сумм пени и штрафов.
Не согласившись с решением Инспекции от 14.09.2015 N 10249 в оспариваемой части, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований Фонда, исходил из следующего.
На основании пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 ст. 393 НК РФ).
Согласно пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и допускается возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Законом.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) предусмотрено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость. В таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В соответствии со статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное непредусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных вышеназванной статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, определенном статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В абзаце 6 пункта 1 статьи 391 НК РФ указано, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке,
установленном статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку установленная судом по делу N А63-9856/2013 кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, вступившее в силу решение суда об уменьшении кадастровой стоимости и внесение новой измененной стоимости в государственный кадастр недвижимости не дает права на корректировку базы по соответствующему налогу за годы, предшествующие году внесения в кадастр недвижимости новой (уменьшенной) кадастровой стоимости на земельный участок.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что сведения о новой кадастровой стоимости на данный земельный участок (4574000,00р) внесены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю 02.06.2015, для целей налогообложения новая кадастровая стоимость земельного участка в размере 4574000р, подлежит применению не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений, то есть с 2015 года.
Таким образом, выводы Инспекции в части доначисления земельного налога в сумме 38041р, соответствующих сумм пени и штрафов от кадастровой стоимости на земельный участок с кадастровым номером 26:06:122317:21 по состоянию на 01.01.2014 в размере 12183025р обоснованы.
Оснований признать недействительным решение Инспекции от 14.09.2015 N 10249 в оспариваемой части у суда первой инстанции не имелось.
Судом первой инстанции правильно определен предмет спора по делу N А63-9856/2013, с указанием на кадастровую стоимость в размере 12183025р. Ошибочное указание в решение суда (страница 8) кадастровой стоимости в размере 4574000р, как на предмет спора по делу N А63-9856/2013, не повлияло на принятие судом правильного решения по делу.
Основания для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, отсутствуют.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.09.2016 по делу N А63-15441/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-15441/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 марта 2017 г. N Ф08-861/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Фонд безопасности дорожного движения и реабилитации пострадавших при дорожно- транспортных проишествиях на дорогах СК " Ставропольдорбезопасность"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 4 по СК, Управление Федеральной налоговой службы России по СК
Третье лицо: Есипов Роман Андреевич, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 4 по Ставропольскому краю, Управление Федеральной налоговой службы России по Ставропольскому краю