Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 марта 2017 г. N Ф02-499/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
24 ноября 2016 г. |
Дело N А19-8131/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей Скажутиной Е.Н., Капустиной Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сукач Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Четверочка" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16.12.2015 по делу N А19-8131/2014 по иску товарищества собственников жилья "Четверочка" (ОГРН 1143850015770, ИНН 3812154659, адрес: г. Иркутск, ул. Лермонтова, д.136/4, кв.5) к товариществу собственников жилья "Айсберг" (ОГРН 1113850020338, ИНН 3812134003, адрес: г. Иркутск, ул. Лермонтова, д.136, к.5, кв.27) об обязании совершить определенные действия (суд первой инстанции: судья Кулик Е.Н.),
установил:
товарищество собственников жилья "Четверочка" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к товариществу собственников жилья "Айсберг" с требованиями об обязании передать ключи от подвальных помещений для изготовления дубликатов и подлинники технической документации, касающиеся дома N 136/4, подписать акты разграничения ответственности по электро- и водосетям, установить правила пользования и содержания подвальных помещений в местах расположения приборов учета (тепло, вода и электроэнергия).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28.01.2015, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2015, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.08.2015 решение суда первой инстанции от 28.01.2015 и постановление суда апелляционной инстанции от 15.05.2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение. Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на необходимость исследования вопроса о возможности подключения отдельных приборов учета (тепло, вода и электроэнергия) для снятия показаний по жилому дому N 136/4, расположенному в городе Иркутске по улице Лермонтова.
При новом рассмотрении дела истец уточнил исковые требования, заявив об обязании ответчика передать подлинники технической документации, касающейся дома N 136/4; подписать акты разграничения ответственности по водосетям горячего и холодного водоснабжения; не чинить препятствия в доступе к общедомовому имуществу (элеваторный узел) блок-секции домов N 136/4, N 136/5 и N 136/6, расположенных по адресу г. Иркутск, ул. Лермонтова; передать дубликаты ключей от элеваторного узла блок-секций домов N 136/4, N 136/5 и N 136/6, расположенных по адресу г. Иркутск, ул.Лермонтова; не чинить препятствия в установке индивидуальных приборов учёта тепла, ГВС, ХВС для блок-секции 136/4. Уточнения приняты арбитражным судом.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16.12.2015 в удовлетворении исковых требований отказано. В обоснование суд указал, что у истца фактически отсутствует объект управления - многоквартирный жилой дом, у него нет и права требовать от ответчика совершения последним действий по передаче документации и иных действий, необходимых для осуществления деятельности по управлению и содержанию общего имущества жилого дома N 136, состоящего в данном случае из трех блок секций. Суд с выездом на место установил, что блок-секция N 4 не имеет своего самостоятельного технического этажа или технического подвала, в которых бы располагались системы обслуживания и жизнеобеспечения только данной блок-секции (подвальное помещение находится в частной собственности). Соответственно блок-секция N 4 не имеет самостоятельных систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения с узлами их управления и общедомовыми приборами учета, подключенными непосредственно к сетям ресурсоснабжающих организаций. При данных обстоятельствах, установить приборы учета (тепло, вода и электроэнергия) для снятия показаний по жилому дому N 136/4, не совершив определенных действий по созданию соответствующей инфраструктуры, в настоящее время не представляется возможным. В подвальное помещение блок-секции N 5 осуществлены вводы от централизованных систем ресурсоснабжающих организаций, в частности для энергоснабжения тепловой энергией и горячей водой, для энергоснабжения холодной водой, для энергоснабжения электрической энергией, водоотведения. В данном подвальном помещении расположены элеваторный узел и общедомовой прибор учёта тепловой энергии, водомерный узел и общедомовой прибор учёта холодной воды, электрощитовая и общедомовой прибор учёта электроэнергии. Здесь же расположены все первичные отключающие устройства систем жизнеобеспечения жилого дома. С данного подвального помещения через соответствующие коммуникационные системы производится подача энергоресурсов во все три блок-секции - N 4, N 5 и N 6, жилого дома N 136. В подвальном помещении блок-секции N 6 расположены только лишь технические помещения без какого-либо механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, предназначенного для жизнеобеспечения всего жилого дома. Блок-секция N4 не может самостоятельно существовать и быть признана объектом гражданских и жилищных правоотношений, поскольку для самостоятельного существования у блок-секции N4 отсутствуют все необходимые системы жизнеобеспечения жилого дома (теплоснабжение, водоснабжения, водоотведения).
ТСЖ "Четверочка", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование указывает, что ТСЖ "Четверочка" создано для управления домом N 136/4 по ул. Лермонтова г. Иркутска, Жильцы дома по указанному адресу приобретали свое имущество на основании договора долевого участия в строительстве. Согласно имеющейся в материалах дела справке ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" объект - жилой дом, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 136/4 (кад. N 38:36:000029:1038) является отдельно стоящим зданием. При этом элеваторный узел, являющийся объектом общего имущества, расположен в блок- секции N 5. Исключать часть собственников общедомового имущества к доступу указанного имущества незаконно. В силу статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, с момента создания ТСЖ "Четверочка" у последней возникло право требовать у прежней организации - ТСЖ "Айсберг" передачу документации, совершения действий, необходимых для осуществления деятельности по управлению и содержанию общего имущества дома N 136/4. К таким действиям относится осуществление доступа к общедомовому имуществу. Фактически ТСЖ "Айсберг" до настоящего момента препятствует ТСЖ "Четверочка" в доступе к общедомовому имуществу - элеваторному узлу. При этом суд не принял во внимание указанную статью и не применил ее при рассмотрении дела. Суд кассационной инстанции указал на необходимость дополнительного исследования этих фактов, а именно: установить существование фактической возможности самостоятельной эксплуатации и технического содержания мест подключения к ресурсоснабжению, оборудования инженерно-технических сетей, предназначенных для эксплуатации жилого дома по ул. Лермонтова, 136/4, мест общего пользования. Для выяснения данных обстоятельств сторонами было заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы, однако суд отказал в удовлетворении указанного ходатайства сославшись на то, что эти обстоятельства установлены при выездном судебном заседании. Истец считает, что для управления блок-секцией 4 нет необходимости отдельно подключать блок-секцию 4 напрямую к ресурсоснабжающей организации, т.к. соответствующие узлы подключения есть в блок - секции 5 и они находятся в общем распоряжении собственников жилья. До настоящего времени собственники блок-секции N 4 так и не имеют возможности установить индивидуальные приборы учета в элеваторном узле для расчета и оплаты общедомовых потерь исключительно за свою блок-секцию. В настоящее время собственники ТСЖ "Четверочка" вынуждены оплачивать коммунальные платежи исходя из средних тарифов распределенных на все три блок секции т.к. контроля учета расхода нет. В данной части права собственников жилья блок-секции 4 существенно нарушаются.
Согласно статье 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд возобновляет производство по делу по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, либо до их устранения по заявлению лица, по ходатайству которого производство по делу было приостановлено.
Определением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2016 назначено судебное заседание для рассмотрения вопроса о возобновлении производства по апелляционной жалобе товарищества собственников жилья "Четверочка". Суд указал, при наличии возражений о рассмотрении апелляционной жалобы по существу в том же судебном заседании, в котором будет рассмотрен вопрос о возобновления производства по делу, направить в суд соответствующие ходатайства либо заявления.
Поскольку возражений не поступило, суд возобновил производство по делу и посчитал возможным рассмотреть дело в этом же судебном заседании. Кроме того, стороны представили пояснения в связи с поступившим заключением экспертов.
Представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, сведениями сайта Почты России. Кроме того, их представители извещались и участвовали в судебных заседаниях по данному делу, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 2 части 4 статьи 123, пунктом 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом указаний Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, которые в силу части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В управлении ТСЖ "Айсберг" с 2011 года находятся блок-секции 4, 5, 6 многоквартирного дома по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, дом 136.
Для жизнеобеспечения квартир в данных блок-секциях ТСЖ "Айсберг" с ресурсоснабжающими организациями заключены договор на отпуск и прием сточных вод от 31.10.2011 N 1477, договор энергоснабжения (поставки) электрической энергии потребителя с присоединенной мощностью до 750 кВА от 01.08.2011 N 3427, договор теплоснабжения и горячего водоснабжения от 01.04.2014 N 8938.
Основанием для предъявления настоящего иска послужило принятие в марте 2014 года собственниками блок-секции N 4 многоквартирного жилого дома N 136 решения о создании ТСЖ "Четверочка" для управления блок-секцией N 4 многоквартирного дома по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, дом 136, государственной регистрации в апреле 2014 года ТСЖ "Четверочка" и отказа ТСЖ "Айсберг" признать легитимность ТСЖ "Четверочка". ТСЖ "Айсберг" не признает создание ТСЖ "Четверочка", удерживает техническую документацию и препятствует попаданию собственников в подвалы, где находится общедомовое имущество и общедомовые приборы учёта.
Из положений статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом.
В силу пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Пунктом 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договором (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пункт 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, измененный Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в новой редакции позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность управляющей организации в случае прекращения договора управления многоквартирным домом передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
Собственники спорного многоквартирного дома N 136/4 на общем собрании приняли решение о создании товарищества собственников жилья "Четверочка" для управления многоквартирным домом.
Решением Свердловского районного суда города Иркутска от 20 августа 2014 года по делу N 2-3570/2014 отказано в иске Гадееву Марату Анваровичу к ТСЖ "Четверочка" и иным лицам о признании решения собрания собственников, оформленное протоколом от 20.03.2014, недействительным. Данным решением установлено, что общее собрание, проведенное в форме очного голосования 20.03.2014 года, является легитимным, собственники помещений многоквартирного дома были извещены надлежащим образом о проведении общего собрания, кворум для проведения общего собрания и принятия решений по вопросам повестки дня имелся, допущенные нарушения являются несущественными, доказательства причинения убытков собственникам помещений суду не представлено, тем самым основания, предусмотренные ч.6 ст. 46 ЖК РФ, для признания данного решения общего собрания недействительным отсутствуют.
При этом названным решением не устанавливались обстоятельства о возможности признания самостоятельным объектом гражданских прав и жилищных отношений "блок-секции N 4, 5, 6 многоквартирного дома N 136", о возможности подключения отдельных приборов учета (тепло, вода и электроэнергия) для снятия показаний по жилому дому N 136/4, о существовании фактической возможности самостоятельной эксплуатации и технического содержания мест подключения к ресурсоснабжению, оборудования инженерно-технических сетей, предназначенных для эксплуатации жилого дома по улице Лермонтова, 136/4, мест общего пользования.
Исходя из указаний суда кассационной инстанции, данные обстоятельства имеют существенное значение для рассмотрения настоящего спора.
Под многоквартирным домом, согласно пункту 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, следует понимать совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Исходя из положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании. В состав общего имущества включаются:
- помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования);
- технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
- механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
- земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
- иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;
- внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях;
- внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе;
- внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях;
- внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного 5 дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Из приведенных правовых норм следует, что критерием для отнесения того или иного инженерного оборудования дома к общему имуществу является его функциональное назначение, предполагающее его использование для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме. Общеизвестно, что многоквартирные дома по своим техническим и конструктивным элементам могут состоять как из одного подъезда или одной блок- секции, так и из нескольких подъездов либо нескольких блок-секций
Таким образом, хотя блок-секции N 4, 5, 6 многоквартирного дома N 136 по своим конструктивным характеристикам могут быть признаны отдельно стоящими зданиями (между торцами зданий имеются температурные швы (зазоры)), о чем сообщает ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в своем заключении от 06.06.2014, они не могут быть признаны в отдельности самостоятельными объектами гражданских прав и жилищных правоотношений, поскольку соединены между собой единой инженерной инфраструктурой.
Суд с выездом на место установил, что блок-секция N 4 не имеет своего самостоятельного технического этажа или технического подвала, в которых бы располагались системы обслуживания и жизнеобеспечения только данной блок-секции (подвальное помещение находится в частной собственности). Соответственно блок-секция N 4 не имеет самостоятельных систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения с узлами их управления и общедомовыми приборами учета, подключенными непосредственно к сетям ресурсоснабжающих организаций. При данных обстоятельствах, установить приборы учета (тепло, вода и электроэнергия) для снятия показаний по жилому дому N 136/4, не совершив определенных действий по созданию соответствующей инфраструктуры, в настоящее время не представляется возможным. В подвальное помещение блок-секции N 5 осуществлены вводы от централизованных систем ресурсоснабжающих организаций, в частности для энергоснабжения тепловой энергией и горячей водой, для энергоснабжения холодной водой, для энергоснабжения электрической энергией, водоотведения. В данном подвальном помещении расположены элеваторный узел и общедомовой прибор учёта тепловой энергии, водомерный узел и общедомовой прибор учёта холодной воды, электрощитовая и общедомовой прибор учёта электроэнергии. Здесь же расположены все первичные отключающие устройства систем жизнеобеспечения жилого дома. С данного подвального помещения через соответствующие коммуникационные системы производится подача энергоресурсов во все три блок-секции - N 4, N 5 и N 6, жилого дома N 136. В подвальном помещении блок-секции N 6 расположены только лишь технические помещения без какого-либо механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, предназначенного для жизнеобеспечения всего жилого дома. Блок-секция N4 не может самостоятельно существовать и быть признана объектом гражданских и жилищных правоотношений, поскольку для самостоятельного существования у блок-секции N4 отсутствуют все необходимые системы жизнеобеспечения жилого дома (теплоснабжение, водоснабжения, водоотведения).
Полагая, что выводы суда в этой части являются преждевременными, поскольку для установления указанных обстоятельств нужны специальные знания, суд апелляционной инстанции по ходатайству лиц, участвующих в деле, назначил экспертизу.
При оценке доводов истца о том, что возможность установления приборов учета подтверждается техническими условиями, выданными ресурсоснабжающими организациями ООО "Иркутская энергосбытовая компания" N 5120 от 28.09.2015 и МУП "Водоканал" N 74 от 24.03.2015, суд апелляционной инстанции учитывал, что технические условия, выданные ООО "Иркутская энергосбытовая компания" и МУП "Водоканал", не могут быть признаны безусловным согласием для установки приборов учета и доказательством наличия фактической возможности самостоятельной эксплуатации и технического содержания сетей блок-секции N 4. Данные технические условия содержат общие, стандартные требования для подключения приборов учета, без учета инженерной системы дома в целом. Для подключения приборов учета ТСЖ "Четверочка" предлагается оборудовать узлы учета в месте максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов с учетом реальных возможностей на объекте. Доказательств, что такие узлы учета оборудованы в месте максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, не представлено.
Таким образом, с целью установления фактической возможности самостоятельной эксплуатации и технического содержания мест подключения к ресурсоснабжению, оборудованию инженерно-технических сетей, предназначенных для эксплуатации жилого дома по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, 136 блок секция 4 мест общего пользования, необходимо было провести экспертизу.
На разрешение экспертов апелляционный суд поставил следующие вопросы:
1.Возможна ли организация независимого ресурсоснабжения блок секции N 4 многоквартирного жилого дома по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова 136 отдельно от других блок секций?
2.Возможна ли установка оборудования приборов коммерческого учета в местах ответвления трубопроводов горячей, холодной воды и отопления к блок-секции N 4, в частности в элеваторном узле по адресу: ул. Лермонтова, 136/5 и подвальном помещении по адресу: ул. Лермонтова 136/6 (ХВС), а также возможность эксплуатации и технического содержания мест подключения к ресурсоснабжению в долевом участии, согласно данным технических паспортов?
Согласно заключению экспертов по первому вопросу 1 - Площади помещений блок секции N 4 позволяют размещение теплового пункта и водомерного узла, однако есть объективные юридические, технико-экономические и технологические факторы, которые не дают возможность организовать независимое ресурсоснабжение блок секции N 4 многоквартирного жилого дома по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова 136 отдельно от других блок секций:
1. Подвальные помещения блок секции N 4 находятся в частной собственности.
2. Не определена граница балансовой ответственности внутриквартирных тепловых сетей, МУП "Водоканал" и потребителя б/с N 4, без изменения границ балансовой ответственности б/с 5, 6.
3. Не имеется архитектурно-планировочного проекта размещения теплового пункта и водомерного узла в подвале б/с N 4.
4. Не имеется технико-экономического и технологического проекта по проектированию теплового пункта и водомерного узла б/с N 4, а также не заключены договора на монтажные работы по их осуществлению.
5. Не имеются технико-экономический и технологический проекты по реконструкции теплового пункта и водомерного узла б/с N 5, 6, а также не заключены договора на монтажные работы по их осуществлению.
6. Не имеется разграничение балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с организацией ООО "Компания Строй-Гарант" и б/с N 4, с уточнением технических характеристик потребляемой энергии.
По второму вопросу - В данном случае установить в тепловом пункте блок секции N 5 узла учета теплоносителя на нужды ГВС блок секции N 4 не представляется возможным вследствие подачи ГВС на две блок секции N 4 и N 5 одновременно. Разделение по подачи ГВС на каждую блок секцию не предусмотрено проектом теплового пункта многоквартирного жилого дома N 136 блок секций 4, 5, 6 по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова 136. Оборудование учета тепловой энергии устанавливается на подающем и обратном трубопроводе. В данном случае установка оборудования на обратном трубопроводе б/с N4 не даст реальных показателей параметров по давлению, температуре и расходу теплоносителя, так как в трубопровод поступает вода из системы отопления и циркуляционной трубы снабженной полотенцесушителями системы ГВС.
Следовательно, установка оборудования приборов коммерческого учета в местах ответвления трубопроводов горячей воды и отопления к блок секции N 4, в частности в элеваторном узле по адресу: ул. Лермонтова, 136/5 не возможна.
Из предоставленного документа копии технического паспорта не нежилое помещение (N 136/6), следует, что в подвале б/с N 6 отсутствует водомерный узел холодного водоснабжения.
Водоснабжение многоквартирного жилого дома N 136 блок секций N4, 5, 6 по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова 136 осуществляется от внутриквартальных сетей МУП "Водоканал" г. Иркутска с единым вводом холодной воды в водомерный узел, расположенный в блок секции N5. В техническом паспорте на жилой дом и земельный участок (N136/5), на поэтажном плане подвала N6, в экспликации о назначении помещений указан - водомерный узел.
В результате проведенного исследования установка оборудования приборов коммерческого учета в местах ответвления трубопроводов холодной воды к блок секции N 4 в водомерном узле по адресу: ул. Лермонтова, 136/5 не возможна, по технико-технологическим причинам:
- нет возможности учесть количество холодной воды б/с N 4, которая будет задействована в элеваторном узле;
- система распределения внутреннего противопожарного водопровода общая трех б/с 4, 5, 6;
- схема распределения холодной воды на хозяйственно-бытовые нужды нежилых и жилых помещений имеет сложную распределительную систему.
Кроме того у каждого потребителя имеется индивидуальный счетчик учета холодной воды, так как система ХВС б/с 4, 5,6 тупиковая.
Следовательно, эксплуатация и техническое содержание мест подключения к ресурсоснабжению в долевом участии блок секции N 4 не возможна.
Истец заявлял ходатайство о вызове свидетеля Королевой О.Г. с целью дачи пояснений по технической стороне вопроса. Учитывая, что для разрешения этих вопросов суд назначил экспертизу, истец не обеспечил явку свидетеля, оснований для удовлетворения этого ходатайства не имеется.
С учетом заключения экспертов в совокупности с иными материалами дела суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
По требованию об обязании ответчика передать подлинники технической документации, касающейся дома N 136/4,суд также отмечает, что истцом не представлено доказательств, что на дом N 136/4 составлялась отдельная документация по его эксплуатации и ресурсоснабжению и этой документацией располагает ответчик, не представлено доказательств, что передача оригиналов документов на "блок-секции N 4, 5, 6 многоквартирного дома N 136" не будет препятствовать ответчику выполнять функции управляющей компании. Исходя из принципа исполнимости судебного акта, оснований для удовлетворения этого требования не имелось.
В части требований подписать акты разграничения ответственности по водосетям горячего и холодного водоснабжения; не чинить препятствия в установке индивидуальных приборов учёта тепла, ГВС, ХВС для блок-секции 136/4, оснований для удовлетворения не имеется, поскольку, как было указано выше, суд пришел к выводам о невозможности эксплуатации и технического содержания мест подключения к ресурсоснабжению в долевом участии блок секции N 4.
Также не могут быть удовлетворены требования - не чинить препятствия в доступе к общедомовому имуществу (элеваторный узел) блок-секции домов N 136/4, N 136/5 и N 136/6, расположенных по адресу г. Иркутск, ул. Лермонтова; передать дубликаты ключей от элеваторного узла блок-секций домов N 136/4, N 136/5 и N 136/6, расположенных по адресу г. Иркутск, ул.Лермонтова.
Из постановления "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170) техническая эксплуатация зданий - использование здания по функциональному назначению с проведением необходимых мероприятий по сохранению состояния конструкций здания и его оборудования, при котором они способны выполнять заданные функции с параметрами, установленными требованиями технической документации.
Эксплуатация технических подполий и подвалов в домах должна осуществляться единой организацией по обслуживанию жилищного фонда.
Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий:
а) техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное;
б) осмотры;
в) подготовка к сезонной эксплуатации;
г) текущий ремонт;
д) капитальный ремонт
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
3.4. Содержание подвалов и технических подполий
3.4.1.Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
Температурно-влажный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций;
чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья;
защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак
3.4.5. Входные двери в техническое подполье, подвал должны быть закрыты на замок, о месте хранения делается специальная надпись на двери.
Доступ к транзитным инженерным коммуникациям, проходящим через помещения, представителей соответствующих организаций по обслуживанию жилищного фонда и городского коммунального хозяйства должен быть обеспечен в любое время суток. Доступ посторонних лиц "ЗАПРЕЩЕН".
Отказывая в этой части заявленных требований, суд исходит из того, что для доступа в эти помещения истец должен мотивировать и определить цель своей просьбы доступа в эти помещения. Управляющая компания, обслуживающая данные помещения, не вправе обеспечить доступ произвольно, только на основании одного лишь желания, поскольку эти вопросы связаны с обеспечением безопасности, жизнедеятельности граждан, проживающих в доме.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
При назначении экспертизы и истец и ответчик перечислили на депозитный счет суда по 15 000 руб. На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по проведению экспертизы относятся на истца, ответчику перечисленная сумма подлежит возврату.
Руководствуясь статьей 268, статьей 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
1.Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16.12.2015 года по делу N А19-8131/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
2.Перечислить с депозитного счета Четвертого арбитражного апелляционного суда обществу с ограниченной ответственностью "СибРегионЭксперт" (ОГРН 1093850025400, ИНН 3808210406) 15 000 руб. по счету N 93 от 11.10.2016 за проведенную экспертизу, назначенную определением от 16.05.2016.
3. Возвратить Товариществу собственников жилья "Айсберг" (ОГРН 1113850020338, ИНН 3812134003) перечисленные на депозитный счет Четвертого арбитражного апелляционного суда 15 000 руб.
4.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
5.Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Судья |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Е.Н. Скажутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8131/2014
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 марта 2017 г. N Ф02-499/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ТСЖ "ЧЕТВЕРОЧКА"
Ответчик: ТСЖ "Айсберг"
Хронология рассмотрения дела:
01.03.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-499/17
24.11.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1045/15
16.12.2015 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-8131/14
28.08.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4377/15
15.05.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1045/15
04.03.2015 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1045/15
28.01.2015 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-8131/14