Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 марта 2017 г. N Ф05-1638/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
24 ноября 2016 г. |
Дело N А40-125963/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Добыш Д.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ПАО "Нижнекамскнефтехим"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.08.2016 г.
по делу N А40-125963/16
принятое судьей Аксеновой Е.А.
по заявлению ПАО "Нижнекамскнефтехим" (ОГРН 1021602502316, ИНН 1651000010, дата регистрации 05.11.2002, 423570, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, территория ОАО "Нижнекамскнефтехим")
к 1).Федеральной таможенной службе (ОГРН 1047730023703, ИНН 7730176610, дата регистрации 09.09.2004, 121087, Москва, ул. Новозаводская, 11/5), 2).Татарстанской таможне (ОГРН 1021603150150, ИНН 1653021311, дата регистрации 17.12.2002, 420094, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Короленко, д. 56)
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Ахмадиева Г.М. по доверенности от 15.11.2014, Шайхутдинов Р.Р. по доверенности от 13.11.2016; |
от ответчиков: |
1) Уварова А.В. по доверенности от 09.11.2015; 2) Салахов А.Р. по доверенности от 04.05.2016, Павлова М.В. по доверенности от 25.01.2016; |
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Нижнекамскнефтехим" (далее также - ПАО "Нижнекамскнефтехим"Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, с учетом изменений в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительными решения Татарстанской таможни от 26.11.2015 г. о классификации товаров, решения Федеральной таможенной службы (далее - также ФТС) от 26.02.2016 г. N 15-67/18, в соответствии с которым, жалоба Заявителя на решения Татарстанской таможни оставлены без изменения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.08.2016 г. в удовлетворении заявления ПАО "Нижнекамскнефтехим" отказано.
ПАО "Нижнекамскнефтехим" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представители ПАО "Нижнекамскнефтехим" доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.
Представители Татарстанской таможни в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель ФТС в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представителями Заявителя в суде апелляционной инстанции заявлено письменное ходатайство о назначении экспертизы. Судом апелляционной инстанции данное ходатайство оставлено без удовлетворения, так как вопреки требованиям статьи 82 АПК РФ не имеется необходимости в разъяснении возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний; в материалах дела имеются экспертные заключения по тем же вопросам, что указаны Заявителем.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что в период с января 2013 года по сентябрь 2014 года Обществом, с целью помещения товаров "оксид алюминия, белые шарики окиси алюминия высокой степени чистоты, с гладкой поверхностью, CAS N 1344-28-1... Состав: оксид алюминия... и оксид натрия 2....используется для: очистки и осушки паров хлорметила рабочей атмосферы на заводе бутилкаучука; очистки этилена, пропилена и изопрена от ацетилена и С02 на заводе этилена; для технологии multibed, для осушки на заводе этилена; для 1 защиты катализаторов процесса селективной очистки фракции С6-С8 от загрязнений под действием непредельных, сероорганических соединений и других примесей, не применяются для изготовления фильтров, не содержат этилового спирта... Изготовитель: AXENS, Франция, товарный знак: AXORB, торговые марки: AxSorb 980 2-5, AxSorb D 4-8, AxSorb D 2-5, AxSorb 510" под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на Нижнекамский таможенный пост Татарстанской таможни были поданы декларации на товары (далее - ДТ) NN 10404070/140613/0009996, 10404070/310113/0001649, 10404070/300413/007088, 10404070/240314/0005 597, 10404070/250614/0012181, 10404070/180914/0018476, 10404070/271213/0023654, 10404070/200214/0003288,10404070/210613/0010556,10404070/310714/0014811,1 0404070/060913/0016060.
Декларантом в графе 33 указанных ДТ заявлен классификационный код вышеуказанных товаров 2818 20 000 0 по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС, с 01.01.2015 г. - единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза).
Согласно тексту субпозиции 2818 20 ООО 0 ТН ВЭД ТС к ней относится "Искусственный корунд определённого или неопределённого химического состава; оксид алюминия; гидроксид алюминия: - оксид алюминия, отличный от искусственного корунда" (ставка ввозной таможенной пошлины - 0%).
Таможенным органом в ходе проведения контроля правильности определения классификационного кода по ТН ВЭД ТС обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленный при таможенном декларировании классификационный код товаров по ТН ВЭД ТС может быть неверным, в связи с чем, отобраны пробы и образцы товаров, заявленных в вышеуказанных ДТ, приняты решения о назначении первичных идентификационных таможенных экспертиз.
Рассматриваемые товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой в связи с предоставлением обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. По результатам проведенного исследования таможенными экспертами Экспертно- криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно- криминалистического таможенного управления г. Нижний Новгород (далее - ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г. Нижний Новгород) составлены заключения от 14.10.2013 г. N 1668-2013, от 15.04.2014 г. N589-2014, от 01.10.2014 г. N 1503-2014.
На основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) Татарстанской таможней проведена камеральная таможенная проверка, в ходе которой принято решение от 05.06.2015 г. N 10404000/050615/ПВ/000002 о назначении дополнительной таможенной экспертизы. По результатам проведённого исследования таможенными экспертами ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г. Нижний Новгород составлено заключение от 10.07.2015 г. N 018700-2015.
На основании вышеуказанных заключений, по результатам анализа выводов таможенных экспертов ЭКС - региональных филиалов ЦЭКТУ г. Нижний Новгород Татарстанской таможней приняты решения от 26.112015 г.: - N N РКТ-10404000-15/000244, РКТ-10404000-15/000245, РКТ-10404000-15/000246, РКТ-10404000-15/000252 по классификации товаров в субпозиции 6815 99 000 0 ТН ВЭД ТС, к которой относятся "Изделия из камня или других минеральных веществ (включая углеродные волокна, изделия из углеродных волокон и изделия из торфа), в другом месте не поименованные или не включённые: - прочие изделия: -прочие" (ставка ввозной таможенной пошлины - 15%); - NN РКТ-10404000-15/000247, РКТ-10404000-15/000248, РКТ-10404000-15/000249, РКТ-10404000-15/000250, РКТ-10404000-15/000251, РКТ-10404000-15/000255, РКТ- 3 10404000-15/000257 по классификации товаров в подсубпозиции 6815 99 000 9 ТН ВЭД ТС, к которой относятся "Изделия из камня или других минеральных веществ (включая углеродные волокна, изделия из углеродных волокон и изделия из торфа), в другом месте не поименованные или не включённые: - прочие изделия: ~ прочие: - прочие" (ставка ввозной таможенной пошлины -14,4%, в редакции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 мая 2014 г. N 77 ставка ввозной таможенной пошлины - 13,8%).
Общество обжаловало вынесенные Татарстанской таможней решения по классификации товаров в порядке ведомственного контроля в Федеральную таможенную службу России. По результатам рассмотрения, решением ФТС от 26.02.2016 г. N 15-67/18, жалоба Общества была оставлена без удовлетворения, решения по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС были оставлены в силе.
Признавая оспариваемые решения законными, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД ТС.
Таможенные органы осуществляют проверку правильности классификации товаров и в случае выявления неверной классификации товаров самостоятельно осуществляют классификацию товаров и принимают решение по классификации товаров по форме, определённой законодательством государств - членов Таможенного союза. Согласно положениям статьи 51 ТК ТС ТН ВЭД ТС утверждается Комиссией Таможенного союза и основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2014 г. N 112 "О внесении изменений в решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 4 июля 2012 г. N 54" установлено, что для целей применения решений Комиссии Таможенного союза, решений и рекомендаций Евразийской экономической комиссии, принятых до вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., под используемым в них понятием "единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" понимается "единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза". ТН ВЭД ЕАЭС и ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 в редакции, действовавшей на момент подачи ДТ.
Классификация товаров по ТН ВЭД ТС осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ), применяемыми последовательно, исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов, из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки. Положением о порядке применения единой ТН ВЭД ТС при классификации товаров, утверждённым Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 522, определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определённой классификационной группировке, кодируемой на определённом уровне.
Согласно ОПИ 1 и 6 названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; классификация товаров для юридических целей осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. При этом классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей ОПИ 6 также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Кроме того, при классификации товара по ТН ВЭД ТС применяются Пояснения к ТН ВЭД ТС (приложение к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 марта 2013 г. N 4), содержащие толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определённой позиции ТН ВЭД ТС.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ТС последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать Пояснения к ТН ВЭД ТС.
Как следует из материалов дела, Общество заявило в ДТ N N 10404070/140613/0009996, 10404070/310113/0001649, 10404070/300413/007088, 10404070/240314/0005597, 10404070/250614/0012181, 10404070/180914/0018476, 10404070/271213/0023654, 10404070/200214/0003288, 10404070/210613/0010556, 10404070/310714/0014811, 10404070/060913/0016060 классификационный код товаров 2818 20 000 0 по ТН-ВЭД ТС. К группе 28 ТН ВЭД ТС, входящей в раздел VI "Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности", относятся продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов.
В товарную позицию 2818 ТН ВЭД ТС включаются "Искусственный корунд определённого или неопределённого химического состава; оксид алюминия; гидроксид алюминия". Таможенный орган пришел к выводу о том, что спорные товары должны быть отнесены к группе 68 ТН ВЭД ТС раздела XIII ТН ВЭД ТС, к которой относятся изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов. В товарную позицию 6815 ТН ВЭД ТС включаются "Изделия из камня или других минеральных веществ (включая углеродные волокна, изделия из углеродных волокон и изделия из торфа), в другом месте не поименованные или не включённые".
Право таможенного органа на проведение дополнительной проверки при обнаружении до выпуска товаров признаков, указывающих на то, что классификация товаров является неверной либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, в том числе, на назначение таможенной экспертизы, установлены частью 9 статьи 106 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В рассматриваемом случае в ходе проведения дополнительной проверки, таможенным органом были приняты решения о назначении первичных и дополнительных таможенных экспертиз, по результатам которых таможенными экспертами были составлены заключения, послужившие основанием для принятия обжалуемых решений по классификации товаров по ТН ВЭД ТС.
По результатам первичных экспертиз установлено, что все пробы товаров "оксид алюминия марок AxSorb 980 2-5, AxSorb D 4-8, AxSorb D 2-5, AxSorb 510" представляют собой сферические гранулы, готовые к использованию по заданному назначению без какой-либо дополнительной обработки, изготовленные из оксида алюминия, находящегося в у-А1203 и П-А1203 кристаллических формах, устойчивых при температурах ниже 800°С, химико-термической обработкой гиббсита. При температурах выше 800°С у-А1203 и Л-А1203 кристаллические формы оксида алюминия начинают превращаться в а-кристаллическую форму оксида алюминия. Во всех исследуемых пробах а-кристаллическая форма оксида алюминия рентгенофазовым методом не обнаружена.
Таким образом, данные пробы товаров не относятся к керамическим изделиям, являются необожжёнными изделиями из оксида алюминия, полученного из гидроксида алюминия, то есть из продуктов группы 28 ТН ВЭД ТС.
Пробы товаров "оксид алюминия марок AxSorb 980 2-5, AxSorb D 4-8, AxSorb D 2-5, AxSorb 510" получены в результате термической обработки порошка гидроксида алюминия при температурах выше 400°С, но ниже 800°С, в результате которой получают оксид алюминия в у-А1203 и П-А1203 кристаллических формах в % виде порошка. Термообработку на этой стадии проводят с целью осуществления химического превращения гидрооксида алюминия в оксид алюминия. Далее из порошка оксида алюминия получают сферические гранулы соответствующих размеров методом грануляции (окатывание) (операция формовки) с помощью вращающейся чаши, вероятно с последующей термообработкой с целью сушки при температурах выше 400°С, но ниже 800°С.
Как следует из заключения таможенных экспертов от 10 июля 2015 г. N 018700-2015, под термином "формовка" понимается специальная операция, посредством которой из исходного материала изготавливают изделие, обладающее заданной формой и измеряемыми геометрическими размерами. Придание формы исходному сырьевому материалу может быть осуществлено различными методами, например, прессованием в форме, заливкой специально приготовленной массы в форму с последующей сушкой или затвердевания связующих веществ в результате химического превращения, придание пластическому материалу требуемой формы различными механическими методами. В случае исследуемых проб товаров "AxSorb 980 2-5, AxSorb D 4-8, AxSorb D 2-5, AxSorb 510" порошкообразный оксид алюминия превращают в гранулы сферической формы методом гранулирования (окатывания) во вращающейся чаше.
Таможенные эксперты со ссылкой на ГОСТ 2.101-68 указали, что "изделием называется любой предмет или набор предметов производства, подлежащих изготовлению на предприятии".
Сведения, установленные в результате таможенной экспертизы, соотносятся с информацией, представленной фирмой "AXENS", согласно которой спорные товары изготовлены из синтетического сырья - гидроксида алюминия, полученного в результате химической переработки минеральных алюминиевых руд бокситов.
В технической спецификации от 14 ноября 2013 г. (Приложение 5) на продукт "AxSorb 980" товар описан как регенерируемый промотированный адсорбент, специально разработанный для активированной окиси алюминия с высокой адсорбционной ёмкостью по воде благодаря своей высокой степени удаления вышеуказанных примесей при их очень низкой концентрации. При очень низкой адсорбционной ёмкости по олефинам "AxSorb 980" обладает очень низкой реакционной способностью по отношению к сырью и не требует процедуры подготовки перед загрузкой. "AxSorb 980" поставляется с разной гранулометрией: 1,5-3 мм и 2-5 мм. Белые шарики окиси алюминия высокой степени чистоты, с гладкой поверхностью. Содержание А1203 не менее 93,5 масс. %, Na207 - 7 масс. %.
В паспорте безопасности от 15 сентября 2014 г. в разделе 1.2 содержаться сведения о применении продукта: абсорбент для газа и жидкости. В разделе 3.1 приводится содержание оксида алюминия в %: 50 <= х % < 100.
В сертификате безопасности от 14 ноября 2013 г. (Приложение 7) в разделе 1 указано, что "AxSorb D", применяется как абсорбент для обработки газов и жидкостей. Является окисью алюминия с добавками моноокиси натрия. В информации о составе, приведённом в 3 разделе сертификата, указано следующее содержание оксида алюминия в %: 50 <= х % < 100.
Согласно сведениям, содержащимся в письмах производителя товара фирмы "AXENS" от 19 февраля 2015 г., товар марки "AxSorb 980 2-5" представляет собой белые шарики оксида алюминия (диаметр: 2-5 мм). Получение: порошкообразное сырье (гиббсит) подвергается высокотемпературному дегидрированию при очень кратком времени воздействия с получением оксида алюминия. Затем порошок агломерируется во вращающейся чаше для получения шариков. После этого шарики пропитываются гидроксидом натрия. На различных стадиях термообработки, осуществляемой при температуре выше 400°С, происходит отбор конечного продукта. Содержание оксида алюминия (А1203) 93 масс. %, оксида натрия (Na20) - 7 масс. %. Товары марок "AxSorb D 4-8", "AxSorb D 2-5" представляют собой белые шарики оксида алюминия (диаметр: 4-8 мм, 2-5 мм). Получение: порошкообразное сырье (гиббсит) подвергается высокотемпературному дегидрированию при очень кратком времени воздействия с получением оксида алюмидая. Затем порошок агломерируется во вращающейся чаше для получения шариков. На различных стадиях термообработки, осуществляемой при температуре выше 400°С, происходит отбор конечного продукта. Содержание оксида алюминия (А1203) 99,5 масс. %, оксида натрия (Na20) - 0,5 масс. %. Товар марки "AxSorb 510" представляет собой белые шарики оксида алюминия (диаметр: 3,15-6,30 мм). Получение: быстрое дегидрирование порошкообразного сырья (гиббсит) при высокой температуре (выше 500°С) в течение долей секунды. Гранулирование полученного порошка в шарики оксида алюминия. Прокаливание осуществляется при температуре выше 400°С. Содержание оксида алюминия (А 1203) 100 масс. %. Таким образом, при производстве сферических гранул определённых размеров присутствуют стадии дегидрирования при температуре выше 400°С, но ниже 800°С порошка гиббсита, формовки (грануляции) образовавшегося порошка оксида алюминия, термическая обработка с отбором проб конечного продукта и с дополнительной пропиткой раствором гидроксида натрия (товар "оксид алюминия AxSorb 980 2-5").
Кроме того, Декларант представил письмо от 30 марта 2015 г. N 12539, в котором указывает, что согласно ответу производителя в качестве сырья используется порошкообразное сырье (гиббсит). Гиббсит - минерал, образующийся главным образом при экзогенных процессах выветривания алюмосодержащих силикатов, является одним из разновидностей бокситов, в природе содержится в смеси с гидроокислами железа и оксидом кремния. Поскольку конечный продукт состоит в основном из оксида алюминия, очевидно, что в качестве сырья используется очищенный (обогащенный) гиббсит, подвергающийся высокотемпературному дегидрированию.
Письмом от 6 марта 2015 г. компания AXENS, извещает о том, что "продукты компании AXENS: оксид алюминия AxSorb 980 2-5, AxSorb D 4-8, AxSorb D 2-5, AxSorb 510", поставляемые в адрес ПАО "Нижнекамскнефтехим" в рамках контрактов от 20 января 2012 г. N 2006777/4600017945, от 28 декабря 2012 г. N 2008859/4600020768, от 9 октября 2013 г. N 2010688/4600022563 идентичны по физическим и химическим свойствам, а также по технологии изготовления вне зависимости от даты и номера поставки".
В соответствии с примечанием 1 а) к группе 28 ТН ВЭД ТС, если в контексте не оговорено иное, в товарные позиции этой группы включаются: отдельные химические элементы и отдельные соединения определённого химического состава, содержащие или не содержащие примеси, а не готовые изделия из них.
Таможенными экспертами в ходе проведённых исследований установлено, что пробы товаров "оксид алюминия марок AxSorb 980 2-5, AxSorb D 4-8, AxSorb D 2-5, AxSorb 510" представляют собой искусственно полученные изделия из оксида алюминия (как основного компонента) в виде сферических гранул (шариков) с заданными размерами, которые готовы к использованию по своему заданному назначению без какой-либо дополнительной обработки. Они не являются отдельными химическими элементами и отдельными соединениями определённого химического состава, а представляют собой изделия.
Согласно пункту 5 части Г Пояснений к группе 28 ТН ВЭД ТС, некоторые отдельные химические элементы и некоторые отдельные неорганические соединения определённого химического состава не включаются в группу 28, даже если они чистые, например: драгоценные металлы и недрагоценные металлы, включая сплавы таких металлов, раздела XIV или XV. Некоторые другие отдельные элементы или отдельные соединения определённого химического состава, которые могли бы быть отнесены к группе 28, могут не включаться в неё, когда поставляются в некоторых формах или если они были подвергнуты некоторым видам обработки, в результате чего, однако, их химический состав остался неизменным.
Оксид алюминия, отличный от искусственного корунда и классифицируемый в товарной подсубпозиции 2818 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС ("Оксид алюминия, отличный от искусственного корунда") в соответствии с Пояснениями к товарной позиции 2818 ТН ВЭД ЕАЭС должен представлять собой легкий белый порошок, не растворимый в воде с удельным весом около 3,7.
В соответствии с пунктом Г Общих положений Пояснений к группе 68 ТН ВЭД ТС, в данную группу включают изделия, изготовленные из некоторых материалов группы 28 ТН ВЭД ТС. Некоторые из перечисленных в пункте (В) или (Г) изделий могут быть агломерированы с помощью связующих веществ, содержать наполнители, могут быть армированы. Большая часть этих продуктов и законченных изделий получена различными способами (например, пластической обработкой, формовкой), в результате чего претерпевает изменения форма, а не природа исходного материала. Некоторые изделия получены агломерацией; другие изделия получают путем закаливания в автоклавах. В данной группе также рассматриваются некоторые изделия, изготовленные в результате процессов, связанных с более радикальной трансформацией исходного сырья (например, плавление).
На основании установленного химического состава и физико-химических свойств следует, что товары получают в результате химической обработки природных пород - алюминиевых руд бокситов, в ходе которого получают очищенный гидроксид алюминия. Затем путем термической обработки при температурах не выше 800°С из гидроксида алюминия был получен оксид алюминия в форме, отличный от корунда в 8 виде порошка. Далее из порошка оксида алюминия получены сферические шарики соответствующих размеров методом грануляции (возможно с дополнительной пропиткой) с целью получения заданных свойств товарам.
Таким образом, исследуемые товары представляют собой искусственно полученные изделия из оксида алюминия (как основного компонента) в виде сферических гранул с заданными размерами. Следовательно, исходным сырьем для изготовления изделий (гранул) является оксид алюминия, получаемый синтетическим путем из минерала гиббсита. Последовательность получения гранулированного (активированного) оксида алюминия включает несколько стадий дополнительной обработки с приданием продукту определенной формы и размеров, что является не характерным для товаров группы 28 ТН ВЭД. Кроме того, он включает не только переработку порошка в гранулят, но и химическое превращение - дегидратацию гидроксида алюминия.
Из приведенных доводов следует, что товары "оксид алюминия марок AxSorb 980 2- 5, AxSorb D 4-8, AxSorb D 2-5, AxSorb 510" представляют собой изделия на основе оксида алюминия в виде сферических гранул с заданными размерами, готовые к использованию без какой-либо дополнительной обработки, изготовленные синтетическим способом химико-термической обработкой гиббсита (гидроксида алюминия), являются готовыми изделиями в форме не соответствующей форме оксида алюминия, указанному в Пояснениях к товарной позиции 2818 ТН ВЭД ТС (лёгкий белый порошок).
Таким образом, в связи с тем, что спорные товары являются готовыми изделиями, полученными за несколько операций, исключая обжиг более 800°С, и сырьём для их получения служит минерал гиббсит, то классифицироваться они должны в товарной позиции 6815 ТН ВЭД ТС, к которой относятся "Изделия из камня или других минеральных веществ (включая углеродные волокна, изделия из углеродных волокон и изделия из торфа), в другом месте не поименованные или не включённые".
Как правильно указал суд первой инстанции, информация, дополнительно подтверждающая правомерность позиции таможенных органов, изложена в письме Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления от 2 сентября 2015 г. N 01-25/7194, содержащем мнение специалистов о классификации оспариваемого товара.
Принимая во внимание, что в соответствии с заключениями экспертов и информацией от производителя основным компонентом товаров "оксид алюминия марок AxSorb 980 2-5, AxSorb D 4-8, AxSorb D 2-5, AxSorb 510" является оксид алюминия, и в их составе не содержатся магнезит, доломит и хромит, а также связующие вещества, в соответствии с ОПИ 1 и 6 спорные товары подлежат классификации в субпозиции/подсубпозиции 6815 99 000 0/6815 99 000 9 ТН ВЭД ТС.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о соответствии решения Татарстанской таможни от 26.11.2015 г. о классификации товаров действующему законодательству.
ФТС России при вынесении оспариваемого Заявителем Решения от 26.02.2016 г. N 15-67/18 также не допущено нарушений; кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что указанное решение само по себе не нарушает прав и законных интересов Общества, так как нарушения не устанавливает, никаких властно-распорядительных распоряжений Обществу в нем не указано; данным решением проверена законность вынесенного Татарстанской таможней решения от 26.11.2015 г. о классификации товаров.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемые Заявителем решения Татарстанской таможни от 26.11.2015 г. о классификации товаров, Федеральной таможенной службы от 26.02.2016 г. N 15-67/18 являются законными и обоснованными.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.08.2016 по делу N А40-125963/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-125963/2016
Истец: ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
Ответчик: Татарская таможня, Татарстанская таможня, Федеральная таможенная служба РФ, ФТС России
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10008/18
13.03.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1638/17
24.11.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-49975/16
11.08.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-125963/16