г. Пермь |
|
29 ноября 2016 г. |
Дело N А60-34419/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Мартемьянова В.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Клаузер О.О.,
при участии:
от истца и ответчика, не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика индивидуального предпринимателя Фокина Максима Сергеевича
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 сентября 2016 года
принятое в порядке упрощенного производства, судьей Куклевой Е.А.,
по делу N А60-34419/2016
по иску Государственного казенного учреждения службы весового контроля Республики Башкортостан (ОГРН 1120280040286, ИНН 0276143260)
к Индивидуальному предпринимателю Фокину Максиму Сергеевичу
(ОГРНИП 305663909700013, ИНН 663901313016)
о взыскании ущерба в размере 37 113 руб.,
установил:
Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее - истец, Служба весового контроля) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя Фокина Максима Сергеевича (далее - ответчик, ИП Фокин М.С.) 37 113 руб. в возмещение ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.09.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С ответчика в пользу истца взыскано 37 113 руб. в счет возмещения ущерба, также с ответчика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и принять новый об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что выводы суда противоречат обстоятельствам дела, в том числе доказательствам которые предоставил сам истец. Указывает, что Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 06.02.2014 N 76-р установлены временные ограничения в период с 01.04.2014 по 30.04.2014, тогда как движение транспортного средства по дороге и акт N 994 имели место 07.05.2014, то есть за пределами сроков действия вышеназванного Распоряжения. Указывает, что Распоряжение N 377-р не соответствует действующему федеральному законодательству и нормативно-правовым актам Республики Башкортостан.
Также поясняет, что на пути следования транспортного средства отсутствовали какие-либо дорожные знаки, которые бы устанавливали особые требования к осевым нагрузкам транспортных средств.
В материалы дела от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность определения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 07.05.2014 сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками истца на пункте весового контроля на 214 км автодороги Уфа-Бирск-Янаул установлен факт превышения допустимых осевых нагрузок транспортных средств, принадлежащих на праве собственности ИП Фокину М.С., грузовой седельный тягач марки МЕРСЕДЕС БЕНЦ модель АКСОР, регистрационный номер Р 250 ВА 96, с полуприцепом бортовой марки ШМИТЦ модель S01, регистрационный номер АС 6603 66, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза.
Данные обстоятельства подтверждаются актом N 994 от 07.05.2014 о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось (л.д. 34).
Согласно расчету истца размер вреда, причиненного автодороге транспортным средством, составляет 37 113 руб. (л.д. 35).
03.09.2014 истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием о возмещении ущерба (л.д. 38). Данная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Не оплата ответчиком в добровольном порядке указанной суммы в счет
возмещения вреда, явилось основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании 37 113 руб. ущерба.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что факт причинения вреда, а также его размер подтверждаются материалами дела.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) принятого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (ч. 1 ст. 1079 ГК РФ).
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
Согласно п. 11 и 13 ст. 11 Закона об автомобильных дорогах, установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Порядок перевозки тяжеловесных грузов регламентирован Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, зарегистрированной в Министерстве юстиции 08.08.1996 N 1146 (далее - Инструкция), ряд положений которой были исключены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.2012 N 258 (далее - Приказ).
По смыслу п. 1, 2 Приказа перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном в настоящем Приказе.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах).
В соответствии с п.п. 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств; размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений, в том числе: а) предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
В таблице 2 Приложения к названным Правилам установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Исходя из приведенных положений, превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства наряду с превышением значения предельно допустимой массы транспортного средства является самостоятельным основанием для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
В силу п.п. 2, 3 Правил расчеты размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения осуществляются Федеральным дорожным агентством в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата агентства и бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных агентству на руководство и управление в сфере установленных функций.
В соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2013 N 166-р Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан является владельцем дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления.
В Соглашении о разделении полномочий в сфере организации перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенном между Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан и Учреждением, утвержденном председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27.11.2012, Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан приняло на себя обязанности по осуществлению полномочий владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ним на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 N 28 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения".
Согласно подп. "а" п. 1.1 указанного соглашения Учреждение принимает предусмотренные п. 2.2.1.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 27.04.2011, полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.
Таким образом, Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан является уполномоченным органом, осуществляющим управление автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения, переданными учреждению в управление, исполняющему функции балансодержателя и заказчика дорожных работ, наделенного полномочиями по выдаче специальных разрешений на провоз тяжеловесных грузов в с взиманием соответствующей платы в федеральный бюджет Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.2 Устава Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан, утвержденного Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству от 04.10.2012, предметом деятельности Учреждения является осуществление мероприятий по организации контроля перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения совместно с органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, владельцем автомобильных дорог, а также иными заинтересованными лицами.
В соответствии с п. 1.5 Устава функции и полномочия учредителя учреждения от имени Республики Башкортостан осуществляет Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Следовательно, Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан осуществляет контроль за соблюдением допустимых весовых параметров на территории Республики Башкортостан.
Принадлежность автотранспортного средства тягача марки грузовой седельный тягач марки МЕРСЕДЕС БЕНЦ модель АКСОР, регистрационный номер Р 250 ВА 96, с полуприцепом бортовой марки ШМИТЦ модель S01, регистрационный номер АС 6603 66, ответчику подтверждена материалами дела и ответчиком не оспаривается.
По смыслу ст. 9, 65 АПК РФ бремя доказывания соблюдения условий перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов возложено на перевозчика (ответчика).
Согласно акту N 994 от 07.05.2014 зафиксировано превышение предельно допустимых нагрузок на ось. Также зафиксирован факт перевозки груза без специального разрешения, предусмотренного ст. 31 Закона об автомобильных дорогах.
Взвешивание транспортного средства осуществлялось на весовом оборудовании (ВА-15С-весы автомобильные переносные) фирмы МЕТА, модификации (модель) ВА-15С-2, заводской номер N 1925 и N 1926. Данные весы признаны пригодными к применению и проверены 02.12.2013, что подтверждается отметками в паспортах весов.
Таким образом, факты осуществления перевозки ответчиком крупногабаритного (тяжеловесного) груза, нарушения положений по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
Судом первой инстанции установлено отсутствие специального разрешения на осуществление перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, полученного в установленном законом порядке. Доказательства наличия у ответчика на момент осуществления перевозки специальных разрешений, выданных в соответствующем порядке, материалы дела не содержат.
В обоснование размера причиненного ущерба истец представил расчет, согласно которому размер ущерба составил 37 113 руб. 00 коп.
В силу Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, размер, порядок исчисления и взимания платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящих неделимые тяжеловесные и крупногабаритные грузы, при проезде по территориальным автомобильным дорогам устанавливается в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам, а также определения порядка учета, поступления и использования указанных средств.
В Республике Башкортостан размер вреда определен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2010 N 59 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения".
Данным Постановлением утверждается размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Приведенный истцом расчет суммы причиненного ущерба судом проверен и признан правильным.
Таким образом, учитывая доказанность истцом совокупности условий, необходимых для привлечения лица к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения ущерба, арбитражный суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Учреждения, взыскав с предпринимателя Фокина М.С. фактически владеющего транспортным средством на момент выявления нарушения, в возмещение причиненного ущерба 37 113 руб. 00 коп.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 06.02.2014 N 76-р установлены временные ограничения в период с 01.04.2014 по 30.04.2014, тогда как движение транспортного средства по дороге и акт N 994 имели место 07.05.2014, то есть за пределами сроков действия вышеназванного Распоряжения. Данный довод судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку Распоряжением Правительства Республики Башкортостан N377-р от 28.04.2014, временные ограничения были продлены сроком до 10 мая 2014 года.
Апеллянт указывает, что Распоряжение Правительства Республики Башкортостан N 377-р в момент составления акта от 07.05.2014 не вступило в законную силу, поскольку при принятии данного Распоряжения Правительство Республики Башкортостан нарушило требования федерального законодательства и своего же постановления о необходимости информировать владельцев транспортных средств в срок за 30 дней до введения соответствующих ограничений. Данный довод судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку информация о введении продления временного ограничения движения по 10.05.2014 опубликована на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан 30.04.2014 (номер официального опубликования N 201404300003) на официальном сайте Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.
Довод апеллянта о том, что не были установлены дорожные знаки об ограничении нагрузки на ось на маршруте следования, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку само по себе отсутствие знаков не препятствует привлечению ответчика к ответственности. Более того, апеллянтом не представлено каких-либо доказательств в обоснование данного довода.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что ответчик, являющийся перевозчиком, при той минимальной степени разумности и осмотрительности, какая от него требовалась, учитывая ежегодное введение ограничений в период весенней распутицы, мог и должен был знать об установленных ограничениях.
Вместе с тем, независимо от установки специальных дорожных знаков, владелец транспорта, перевозящий тяжеловесный груз (в силу вышеизложенных норм права), должен иметь специальное разрешение на его перевозку.
В связи с изложенным, принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции находит, что доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе в соответствии со ст.110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 сентября 2016 года по делу N А60-34419/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
В.И. Мартемьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-34419/2016
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЛУЖБА ВЕСОВОГО КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: Фокин Максим Сергеевич