Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23 марта 2017 г. N Ф10-413/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
1 декабря 2016 г. |
Дело N А68-9411/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.12.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Грошева И.П., судей Селивончика А.Г. и Бычковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Илюхиной С.В., при участии в судебном заседании: от акционерного общества "ТНС Энерго Тула" - представителя Мартынова А.В. (доверенность от 01.07.2015), от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ваш дом" - представителя Осиповой Ю.А. (доверенность от 11.01.2016), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ваш дом" на решение Арбитражного суда Тульской области от 07.09.206 по делу N А68-9411/2015 (судья Морозов А.П.), установил следующее.
Акционерное общество "ТНС Энерго Тула" (далее - АО "ТНС Энерго Тула", истец) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ваш дом" (далее - ООО "Управляющая компания "Ваш дом", ответчик) о взыскании задолженности за поставленную электроэнергию на общедомовые нужды за период с октября 2014 г. по август 2015 г. (11 месяцев) в общей сумме 50 000 руб. 00 коп.
В ходе разбирательства по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом позиции ответчика о некорректном начислении за поставленную электроэнергию, неоднократно уточнял исковые требования. Согласно последнему уточнению просил взыскать с ответчика задолженность за поставленную электроэнергию на общедомовые нужды за период с октября 2014 г. по август 2015 г. в общей сумме 866 556 руб. 15 коп. Уточнение исковых требований принято судом к рассмотрению.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено АО "Тульские городские электрические сети".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 07.06.2016 исковые требования акционерного общества "ТНС Энерго Тула" удовлетворены частично. Суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность в сумме 697 747 руб. 93 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
ООО "Управляющая компания "Ваш дом" обратилось с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Тульской области от 07.09.206 по делу N А68-9411/2015, в которой просит отменить указанное решение и принять новый судебный акт, об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своей позиции ссылается на нарушение сроков и процедуры допуска в эксплуатацию установленных приборов учета электроэнергии, предусмотренных п. 152 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, в связи с чем полагает, что данные приборы учета нельзя признать расчетными, а их показания применять для определения объема потребления электрической энергии. Указывает на отсутствие в материалах дела технических паспортов на установленные истцом приборы учета, а также данных о проверке приборов учета.
Ссылаясь на решение Тульского областного суда от 23.05.2016 по делу N 3а-164/2016, которым признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 16.05.2013 N 46 в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах при отсутствии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета, определенных с применением расчетного метода, полагает, что расчет размера платы электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, должен производиться истцом по формуле 12 приложения N 2 Постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011.
От истца в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому он возражает по доводам апелляционной жалобы и просит отказать в ее удовлетворении.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель истца в судебном заседании по доводам апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
АО "Тульские городские электрические сети" извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направило, ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося представителя АО "Тульские городские электрические сети".
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, заслушал лиц, участвующих в судебном заседании, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при отсутствии заключенного между сторонами договора на энергоснабжение мест общего пользования, истец в период с октября 2014 г. по август 2015 г. произвел отпуск электрической энергии на электроснабжение мест общего пользования в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика на общую сумму 866 556 руб. 15 коп. (с учетом уточнения исковых требований).
Истцом в материалы дела представлены акты ввода общедомовых приборов учета в эксплуатацию.
Согласно представленному истцом расчету в октябре 2014 г. начисления ответчику не производились, за период с ноября 2014 г. по август 2015 г. ответчику было отпущено электрической энергии на общую сумму 866 556 руб. 15 коп.
Ответчик, являясь управляющей компанией в отношении многоквартирных домов, в нарушение положений п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N354) не оплачивал потребленную электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды.
Отсутствие оплаты поставленной в спорный период электрической энергии на общедомовые нужды послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
С учетом вышеизложенного, несмотря на отсутствие заключенного в письменной форме договора энергоснабжения, в спорный период между сторонами фактически сложились договорные отношения по поводу энергообеспечения многоквартирных жилых домов.
Правила N 354 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 покупателем электрической энергии может выступать и исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению.
Из положений п.3 Правил N 354 следует, что потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги, в том числе и электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. 14 Правил N 354, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014 г., в силу п. 14 Правил предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Подобное регулирование направлено, в частности, на обеспечение стабильности отношений по оказанию коммунальных услуг при смене по решению общего собрания собственников помещений одной управляющей организации на другую.
Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с п. 14 Правил N 354.
Из материалов дела следует и не оспорено ответчиком, что ответчик являлся в спорный заявленный период управляющей компанией по отношению к многоквартирным домам (перечень указан в расчете истца) для обеспечения которых Истцом поставлялась электроэнергия, в том числе и на общедомовые нужды.
Данное обстоятельство подтверждается протоколами общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, договорами управления многоквартирным домом (т.2, л.д. 14-95, т.3, л.д.9-38), не оспаривается ответчиком и в соответствии со статьями 65, 70 (часть 3.1) является доказанным.
Таким образом, поскольку ответчик не опроверг наличие статуса управляющей компании, то в силу закона он наделен правомочиями по управлению жилыми домами, и именно он обязан предоставлять коммунальные услуги жильцам и оплачивать поставленную электрическую энергию истцу, которая была потреблена для нужд жилых домов.
В силу абзаца 2 пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема, определяемого исходя из норматива потребления.
Если имеет место превышение расчетного объема над нормативным, исполнитель коммунальных услуг (кроме тех случаев, когда таковым является РСО) оплачивает образовавшуюся разницу за счет собственных средств.
Полностью распределить между собственниками помещений объем потребления на общедомовые нужды, рассчитанный исходя из показаний ОПУ, несмотря на его превышение над нормативной величиной, можно только по решению самих собственников, принятому в соответствующем порядке на общем собрании.
Методика расчета в части определения объема потребления по жилым помещениям, оборудованным индивидуальными приборами учета не противоречит положениям пункта 59 Правил N 354, в связи с чем, является обоснованной.
Согласно п. 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода).
В случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.
Из абзаца 2 п. 60 Правил N 354 следует, что по истечении указанного в подпункте "б" пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, - в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
С учетом вышеизложенного, суд области верно отметил, что норматив потребления коммунальной услуги на электроснабжение, применяется к потребителям лишь в случае, когда показания прибора учета не предоставлялись в течение шести и более расчетных периодов. До этого момента начисления в отношении указанного потребителя должны производится исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета.
Однако ответчик в контррасчете в отношении потребителей, не предоставивших показания индивидуального прибора учета за расчетный период, применил расчет по нормативу потребления коммунальной услуги на электроснабжение, что не соответствует вышеуказанным Правилам N 354.
Факт поставки электроэнергии для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика, последним не оспорен и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами (расчет на оптических дисках).
При таких обстоятельствах, представленный истцом развернутый расчет произведен в соответствии с требованиями, установленными вышеуказанными нормативными актами, все показатели подтверждены надлежащими доказательствами, является арифметически верным и в связи с чем признается судом обоснованным.
Доказательств отсутствия долга ответчик в материалы дела не представлено.
Отклоняя довод ответчика о том, что общедомовые (коллективные) приборы учета установлены с нарушением действующего законодательства в отсутствии извещения собственников помещений многоквартирных домов, либо представителей управляющей компании, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
При этом суд отмечает, что из положений п. 2 ст. 13 Федерального закона "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Ответчиком не оспорен факт того, что многоквартирные дома, по которым истцом ведется расчет задолженности на ОДН, оснащены общедомовыми (коллективными) приборами учета. В материалы дела приобщены акты ввода приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Таким образом, именно 1 июля 2012 года является той датой, с наступлением которой многоквартирные дома должны быть оснащены общедомовыми приборами учета, а расчеты осуществляться, исходя из их показаний.
Согласно ч. 9 ст. 13 Закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Таким образом, период с 1 июля 2012 по 1 июля 2013 года - период, в который должно быть завершено оснащение общедомовыми приборами учета многоквартирных домов лиц, не исполнивших свои обязанности по оснащению данных объектов приборами учета в установленный законодателем срок. Вне зависимости от воли и желания указанных лиц расчеты также должны осуществляться, исходя из показаний установленных общедомовых приборов учета, начиная с 1 июля 2012 года (в случае более поздней установки прибора учета - с момента установки).
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Пунктом 10 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491) предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно- климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
С учетом приведенных норм, действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Таким образом, с даты вступления в силу Закона N 261-ФЗ (27.11.2009) работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
Поскольку в установленный ст. 13 Закона N 261-ФЗ срок (до 1.07.2012 г.), собственники помещений в многоквартирных жилых домах не выполнили обязанности по оснащению домов коллективными (общедомовыми) приборами учета, такие мероприятия в соответствии с названной нормой права произвела сетевая организация.
Таким образом, оснастив многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика приборами учета электроэнергии и введя их в эксплуатацию, сетевая организация (АО "ТГЭС"), выполнила законодательно возложенную на нее обязанность и действовало в рамках законодательства об энергосбережении.
Поскольку находящиеся в управлении ответчика многоквартирные жилые дома оснащены приборами учета электрической энергии и Законом об энергосбережении установлено правило об обязательном учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов учета, следовательно, показания приборов учета правомерно использованы истцом при расчете взыскиваемого объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, который исполнитель коммунальной услуги оплачивает за счет собственных средств.
Довод ответчика о том, что общедомовые (коллективные) приборы учета не могут участвовать в расчетах с жильцами, поскольку нарушена процедура допуска и введения в эксплуатацию таких приборов учета, а именно имеется нарушение 30 дневного срока для их допуска в эксплуатацию с момента их фактической установки, признается судом несостоятельным.
Из пункта 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положений N 442), установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном разделом X.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
В рассматриваемом случае, допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей: сетевой организации, гарантирующего поставщика, исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации.
В соответствии с пунктом 154 Основных положений N 442 в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Документами, подтверждающими факт пригодности общедомовых приборов учета, установленных в целях определения объема потребленной многоквартирными домами, находящимися в управлении у ответчика, электрической энергии явились акты проверки приборов учета и состояния средств измерений, составленные сетевой организацией.
В ходе проверки приборов учета так же, как и в ходе процедуры допуска, проверялись место установки и схемы подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов, а также соответствие прибора учета требованиям раздела X Основных положений в части метрологических характеристик. Проверки проводились в виде инструментальной проверки, в ходе которой также проводились измерения мощностей в силовых и измерительных цепях, напряжение, производился расчет соответствия коэффициентов трансформаторов тока, проверялась правильность чередования фаз.
По результатам указанных измерений и расчетов специалистами были сделаны выводы о пригодности узла учета к коммерческим расчетам, поскольку приборы учета правильно определяли количество фактически потребляемой электроэнергии.
Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
Судом верно отмечено, что готовность прибора учета к коммерческим расчетам не зависит от соблюдения или несоблюдения установленного месячного срока для ввода его в эксплуатацию, следующего за датой его установки.
Указанный срок не является определяющим для решения вопроса о пригодности прибора учета в расчетах за поставленную электроэнергию.
Ответчик, являясь профессиональным участником рынка оказания услуг в сфере управления многоквартирными домами, в нарушение положений статей 9, 65 АПК РФ не представил доказательств недостоверности показаний приборов учета, либо их нештатной работы. Равно как и доказательств обращения к истцу с требованием проведения проверки ОДПУ, установленных в домах, находящихся в его управлении.
Таким образом, несоблюдение срока введения прибора учета в эксплуатацию с момента его фактической установки, само по себе не является основанием для отказа в иске, при условии того, что ответчиком не доказано, что установленные на многоквартирных домах приборы учета являлись не пригодными для учета.
Вместе с тем из положений п. 44 Правил N 354 (в редакции, действующей в спорный период) следует, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Таким образом, законодатель относит бремя несения расходов на общедомовые нужды, превышающие нормативное потребление либо на исполнителя коммунальных услуг (управляющие организации, ТСЖ, иные специализированные организации), либо на конечных потребителей (собственники помещений в многоквартирном доме). При этом основным фактором является наличие либо отсутствие решение собственников о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды
В материалы дела ответчиком представлены протоколы внеочередных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (10 многоквартирных домов) расположенных в г. Туле и находившихся в спорный период в управлении у ООО "Управляющая компания "Ваш дом", а именно: ул. Н. Руднева, д. 68 (протокол N 2 от 28.11.2014 г.), ул. Рязанская, д.26, корп. 1(протокол от 3 от 04.12.2014 г.), ул. Рязанская, д. 30, корп. 2 (протокол N 2 от 14.09.2014 г.), проспект Ленина, д. 143 (протокол N 5 от 27.05.2014 г.), ул. Болдина, д. 97 (протокол N 2 от 17.05.2014 г.), ул. Болдина, д. 99 (протокол N 2 от 27.09.2014 г.), ул. Рязанская, д. 28, корп. 1 (протокол N 8 от 18.09.2014 г.), ул. Рязанская, д. 34, корп. 2 (протокол N 3 от 15.07.2014 г.), ул. Рязанская, д. 34, корп. 3 (протокол N 2 от 21.05.2014 г.), ул. Металлургов, д. 80а (протокол N 3 от 26.08.2014 г.).
Из представленных протоколов следует, что расчет и распределение коммунальной услуги на ОДН будет производится в соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (решение по вопросу N8).
Истцом не представлено доказательств того, что данные решения собственников оспорены или признаны незаконными.
С учетом вышеизложенного суд считает доказанным факт того, что собственниками помещений в многоквартирных домах, по следующим адресам: ул. Н. Руднева, д. 68, ул. Рязанская, д.26, корп. 1, ул. Рязанская, д. 30, корп. 2, проспект Ленина, д. 143, ул. Болдина, д. 97, ул. Болдина, д. 99, ул. Рязанская, д. 28, корп. 1, ул. Рязанская, д. 34, корп. 2, ул. Рязанская, д. 34, корп. 3, ул. Металлургов, д. 80а принято решение о распределении объема коммунальной услуги - электроснабжение, в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Довод истца о том, что из указанных протоколов не следует, что собственники приняли решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, поскольку в решении по вопросу N 8 данных протоколов имеется лишь ссылка на п. 44 Правил N 354 и не указано каким образом осуществляется распределение, не принят арбитражным судом, исходя из того, что в соот. с п. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В п. 2 ст. 44 ЖК РФ определен перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания. При этом суд отмечает, что указанный перечень не является исчерпывающим, на что указывает подп. 5 п. 2 данной статьи.
Также суд обоснованно отметил, что форма вопроса и соответственно принятого решения, в части его изложения, также не регулируется законодателем, в силу чего формулировка решения может иметь различный характер и не обязательно должна полностью и буквально воспроизводить положения нормативного акта, если иное не установлено нормативным актом.
Пункт 44 Правил N 354 (на который имеется указание в представленных протоколах) не предусматривает принятия иного решения собственниками, кроме как решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Таким образом, сформулировав решение по вопросу N 8 со ссылкой на п. 44 Правил N 354, собственники приняли на себя обязательства по оплате коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в соответствии с указанным пунктом Правил N 354.
Доказательств обратного истец в материалы дела не представил.
Таким образом, судом верно отмечено, что у истца отсутствуют правовые основания для взимания с ответчика денежных средств за электроэнергию на общедомовые нужды по домам, где общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
С учетом изложенных обстоятельств дела и приведенных норм права суд области правомерно удовлетворил исковые требования частично, в сумме 697 747 руб. 93 коп.
Доводы ответчика о том, что спорные приборы учета не были в установленном порядке введены в эксплуатацию подлежат отклонению, поскольку не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и направлены на уклонение от оплаты электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды, в находящиеся в управлении ответчика многоквартирные дома.
Схожий правовой подход изложен в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 21.07.2016 N Ф10-2485/2016 по делу N А68-9207/2014.
Из материалов дела следует, что при вводе в эксплуатацию общедомовых приборов учета присутствовали представители ранее выбранных управляющих компаний. Доказательств неисправной работы указанных приборов учета ответчиком в материалы дела не представлено.
При этом, судебная коллегия отмечает, что ответчик, являясь профессиональным участником рынка в сфере управления многоквартирными домами, не представил доказательств неисправности приборов учета, доводов истца не опроверг.
Ссылка ответчика на то, что решением Тульского областного суда от 23.05.2016 по делу N 3а-164/2016 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 16.05.2013 N 46 в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах при отсутствии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета, не влияет на существо спорного правоотношения, поскольку указанный судебный акт не вступил в законную силу. Вышеуказанный приказ действовал в спорный период.
Таким образом, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 07.09.2016 по делу N А68-9411/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.П. Грошев |
Судьи |
А.Г. Селивончик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-9411/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23 марта 2017 г. N Ф10-413/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "ТНС Энерго Тула", ООО "УК "ВАШ ДОМ"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Ваш дом"
Третье лицо: АО "Тульские городские электрические сети"