г. Челябинск |
|
02 декабря 2016 г. |
Дело N А47-2902/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Ермолаевой Л.П., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Встреча" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.09.2016 по делу N А47-2902/2016 (судья Бочарова О.В.).
Товарищество собственников недвижимости "Встреча" (далее - истец, ТСЖ "Встреча") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Оренбургской области (далее - Ответчик, Кадастровая палата) об обязании исправить в сведениях Государственного кадастра недвижимости площадь помещения с кадастровым номером 56:44:0430003:228, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Комсомольская, д. 126, кв. 40, с 67,8 кв. м на 63,2 кв. м, приведя в соответствие с фактической площадью помещения, указанной в распоряжении Комитета по управлению имуществом города Оренбурга от 17.06.1999 N 1029 (с учетом определения суда от 30.06.2016 о замене ответчика).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено Государственное унитарное предприятие Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости"(далее - ГУП "ОЦИиОН", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.09.2016 (резолютивная часть объявлена 06.09.2016) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
По мнению апеллянта, судом не принят во внимание учредительный договор от 30.07.1997 N 22, утвержденный распоряжением Администрации города Оренбурга N 742-р от 20.04.1998, согласно которому определена спорная квартира в качестве передаваемой в общую долевую собственность ТСЖ "Встреча".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившихся лиц.
В судебном заседании 24.11.2016 объявлялся перерыв до 01.12.2016.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Распоряжением администрации города Оренбурга от 20.04.1998 N 742-р, изданным во исполнение распоряжения администрации города Оренбурга от 28.02.1997 N 632-р "О создании товарищества собственников жилья на базе вновь строящегося жилого фонда на территории г. Оренбурга", в соответствии с заявлениями инициативной группы дольщиков строящихся домов предписано зарегистрировать товарищество собственников жилья (жилых и нежилых помещений) "Встреча" с юридическим адресом: г. Оренбург, ул. Комсомольская, дом N 126, квартира 40, созданное в целях повышения качества проектирования и строительства жилья, для правильной и качественной эксплуатации с момента ввода жилого фонда в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 1.1.45 распоряжения Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга от 17.06.1999 N 1029 предписано зарегистрировать на праве частной собственности за товариществом собственников жилья "Встреча" трехкомнатную квартиру N 40 полезной площадью 63,2 кв. м, жилой площадью 39,2 кв. м в домовладении N 126 по ул. Комсомольской.
Товарищество собственников жилья "Встреча" 03.06.2015 переименовано в товарищество собственников недвижимости "Встреча" (далее - истец), что следует из листа записи Единого государственного реестра юридических лиц форма N 50007.
Между истцом и Государственным унитарным предприятием Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" 15.06.2015 заключен договор N 25233 на выполнение работ по технической инвентаризации и подготовке технического плана на квартиру N 40 по ул. Комсомольская, д. 126 г. Оренбурга.
На основании данного договора кадастровый инженер Леонова Ю.А. изготовила технический план помещения от 21.08.2015.
В соответствии с данными вышеуказанного технического плана в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) ответчиком внесены сведения о помещении с кадастровым номером 56:44:0430003:228 со следующими характеристиками:
- назначение "жилое"; вид жилого помещения - "квартира"; местоположение - Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Комсомольская, д. 126, кв. 40; площадь - 67,8 кв. м; номер этажа -1; статус сведений - "учтенный".
Истец обратился в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, в связи с выявленными противоречиями между сведениями об общей площади квартиры, содержащимися в кадастровом паспорте, и сведениями, отраженными в распоряжении Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга от 17.06.1999 N 1029.
Решением филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области от 02.11.2015 N Ф56/15-77895 в учете изменений объекта недвижимости истцу отказано со ссылкой на положения частей 1 и 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости обратилось ненадлежащее лицо.
Истец также обращался в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области с заявлением об исправлении технической ошибки.
Решением филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области от 25.02.2016 N Ф56/16-12926 в исправлении технической ошибки отказано на основании статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости, Федеральный закон N 221-ФЗ), поскольку отсутствуют противоречия между сведениями в ГКН и техническим планом помещения от 21.08.2015.
Руководствуясь ч. 4 ст. 28 Федерального закона N 221-ФЗ, ссылаясь на то, что сведения в ГКН являются неверными, товарищество использовало спорную квартиру по адресу: г. Оренбург, ул. Комсомольская, д. 126, кв. 40 с момента своего создания, истец обратился в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что государственная регистрация права ТСН "Встреча" на указанную квартиру не подтверждена.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворении требований истца.
Согласно статье 3 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
В силу пункта 3 статьи 3 Федерального акона N 221-ФЗ в целях применения установленных данным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют, в том числе, Гражданский, Градостроительный, Жилищный, Земельный кодексы Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Согласно сведениям кадастрового паспорта от 21.08.2015 N 56/15-526592 в государственный кадастр недвижимости 21.08.2015 внесены сведения о жилом помещении, квартире N 40 на первом этаже дома N 126 по ул. Комсомольской г. Оренбурга, площадью 67,8 кв. м, с кадастровым номером 56:44:0430003:228.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что на основании технического плана помещения (л.д. 17-18) в ГКН внесены неверные сведения о площади вышеуказанного жилого помещения, равной 67,8 кв. м. На самом деле площадь объекта составляет 63,2 кв.м.
Статьей 28 Закона N 221-ФЗ предусмотрена возможность исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 названной статьи ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ техническая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 данного Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Правовое регулирование, установленное названной нормой права об исправлении технических и кадастровых ошибок, направлено на обеспечение достоверности сведений, которые содержатся в государственном реестре, являющемся федеральным информационным ресурсом, доверия к этим данным со стороны третьих лиц, полагающихся на такие сведения, а также на предотвращение использования несоответствующей действительности информации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вступившего в силу на момент издания распоряжения Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга от 17.06.1999 N 1029, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - Единый государственный реестр прав).
Однако, в ходе рассмотрения настоящего дела государственная регистрация права ТСН "Встреча" на указанную квартиру не была подтверждена.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований об исправлении ошибки, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлены в материалы дела доказательства наличия зарегистрированного за ним права собственности на спорную квартиру.
Учитывая то обстоятельство, что обращение истца в суд с настоящими требованиями обусловлено невозможностью осуществления государственной регистрации в связи с расхождениями сведений о площади объекта недвижимости, содержащихся в правоустанавливающих документах и документах технического учета, апелляционный суд полагает неверным подход, при котором отсутствие государственной регистрации прав на объект недвижимости исключает возможность исправления кадастровой или технической ошибки в порядке, предусмотренном статьей 28 Федерального закона N 221-ФЗ, в том числе путем принятия судом соответствующего решения.
Заинтересованность истца обоснована представленными в материалы дела Распоряжением администрации города Оренбурга от 20.04.1998 N 742-р и распоряжением Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга от 17.06.1999 N 1029, в соответствии с которыми спорная квартира передана в собственность истца.
Из существа спорных правоотношений следует, что истец преследует цель осуществления государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, спор о правах на который отсутствует.
Из представленных в материалы дела документов следует, что принадлежащая истцу квартира поставлена на кадастровый учет 21.08.2015 на основании Технического плана помещения, в котором указаны следующие характеристики: назначение "жилое"; вид жилого помещения - "квартира"; местоположение - Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Комсомольская, д. 126, кв. 40; площадь - 67,8 кв. м; номер этажа -1; статус сведений - "учтенный".
Согласно представленным в материалы дела Плану и Экспликации из Технического паспорта жилого дома N 126, расположенного по ул. Комсомольская, в городе Оренбурге, следует, что квартира N 40 состоит из 9 помещений, общей площадь 63,2 кв.м., в том числе - жилой - 39,2 кв.м., подсобной -24,0 кв.м.(л.д.21-22).
При сопоставлении графической части Технического плана помещения, изготовленного третьим лицом по заказу истца, и Технического паспорта жилого дома, с очевидностью следует, что при учете общей площади помещения ГУП "ОЦИиОН" было учтено помещение N 10 общей площадью 4,6 кв.м., которое фактически является лоджией.
Из пояснений третьего лица, данных в суде первой инстанции и письменных пояснений, представленных в суд апелляционной инстанции, следует, что площадь лоджии (4,6 кв.м.) была включена в площадь квартиры в результате технического сбоя.
Пунктом 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), утвержденного Федеральным законом от 29.12.2004 N 188-ФЗ установлено, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно п. 6 Требований к определению площади здания, помещения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 531 (далее - Требования к определению площади) общая площадь жилого помещения, жилого дома состоит из суммы площади всех частей такого помещения, жилого дома, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Письмом от 16.08.2013 N 08-2641-КЛ Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в ответ на обращения структурных подразделений рекомендовало в отношении зданий, помещений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в рамках приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и порядке включения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости", сведения о площади в ГКН отражать без учета площадей лоджий, балконов, террас, веранд.
В случае выявления в ГКН сведений об общей площади ряда зданий и помещений, расположенных в них, с учетом балконов, лоджий, веранд и террас, с целью снижения жалоб со стороны заявителей, было признано целесообразным принимать решение об исправлении технической ошибки в силу п. 5 ст. 15 ЖК РФ и п. 6 Требований к определению площади.
Учитывая то обстоятельство, что в рассматриваемом случае у ответчика имелась достаточная информация, содержащаяся в том числе в графической части представленных документов, и позволяющая однозначно определить назначение/наименование 10-го помещения квартиры как лоджии, апелляционный суд полагает, что допущенная в ГКН техническая ошибка в сведениях о площади квартиры N 40 подлежала исправлению по заявлению истца.
Учитывая указанные обстоятельства, исковые требования истца об исправлении в ГКН сведений о площади помещения с кадастровым номером 56:44:0430003:228 с 67,8 кв. м. на 63,2 кв. м. подлежали удовлетворению.
Поскольку спор разрешен судом первой инстанции с нарушениями требований действующего законодательства, а также несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, апелляционная коллегия усматривает наличие оснований для отмены решения суда первой инстанции по приведенным в мотивировочной части выводам (пункты 3,4 части 1 ст.270 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления в суде первой инстанции и апелляционной жалобы относятся на проигравшую сторону по правилам статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.09.2016 по делу N А47-2902/2016 отменить.
Исковые требования товарищества собственников недвижимости "Встреча" -удовлетворить.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Оренбургской области в десятидневный срок с момента вынесения настоящего постановления исправить техническую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости с кадастровым номером 56:44:0430003:228, расположенном по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Комсомольская, д. 126, кв. 40, указав площадь помещения 63,2 кв. м.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Оренбургской области в пользу товарищества собственников недвижимости "Встреча" расходы по уплате государственной пошлины по исковому заявлению в сумме 6000 рублей и по апелляционной жалобе в сумме 3000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-2902/2016
Истец: Товарищество собственников недвижимости "Встреча", ТСЖ " ВСТРЕЧА"
Ответчик: ФГБУ " Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Оренбургской области, ФГБУ Филиал "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии "по Оренбургской области
Третье лицо: ГУП Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости", Леонова Юлия Александровна, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по оренбургской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадатсра и картографии"