Требование: о признании незаконными действий по договору аренды в отношении земельного участка
Вывод суда: решение суда первой инстанции изменено
город Ростов-на-Дону |
|
05 декабря 2016 г. |
дело N А32-8125/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смородиной Ю.А.,
при участии:
от АО "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева: представитель по доверенности от 09.11.2016 Литвинова А.В., паспорт;
от Администрации муниципального образования Староминский район: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Департамента имущественных отношений Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2016 по делу N А32-8125/2016, принятое судьей Боровик А.М., по заявлению акционерного общества фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева к Администрации муниципального образования Староминский район, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании действий незаконными, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действие администрации муниципального образования Староминский район выразившееся в отказе в предоставлении в аренду и заключении нового договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения кадастровый номер 23:28:0403000:7 и 23:28:0403000:8 площадью 2 956 763 кв.м. и площадью 944 227 кв.м. расположенные по адресу: Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Новоясенское" по основанию п.15 ст.39.8 ЗК РФ, и обязать администрацию муниципального образования Староминский район устранить допущенные нарушения прав АО фирма "Агрокомплекс" им.Н.И. Ткачева, путем предоставления в аренду и заключения нового договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения кадастровый номер 23:28:0403000:7 и 23:28:0403000:8 площадью 29596763 кв.м. и площадью 944227 кв.м расположенные по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Новоясенское";
Об обязании департамента имущественных отношений Краснодарского края исполнить решение суда и предоставить в аренду и заключить с АО "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева новый договор аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения кадастровый номер 23:28:0403000:7 и 23:28:0403000:8 площадью 29596763 кв.м. и площадью 944227 кв.м расположенные по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Новоясенское" (принятые уточненные требования в порядке ст.49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что у АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева не возникло право на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, так как с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов согласно подпункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что общество продолжает использовать спорные земельные участки, каких-либо возражений до истечения срока действия договора от арендодателя не поступало, в связи с чем договор считается возобновленным на неопределенный срок. Также общество указало, что действия Администрации и Департамента по передаче земельных участков по акту приема-передачи от 17.02.2016 имеют признаки злоупотребления правом, поскольку преследуют цель лишить общество возможности заключить договоры аренды земельных участков на новый срок.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В канцелярию Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от Администрации муниципального образования Староминский район поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель АО "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представил на обозрение суда письмо.
Администрация муниципального образования Староминский район, Департамент имущественных отношений Краснодарского края представителей в судебное заседание не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей Администрации и Департамента.
Администрация муниципального образования Староминский район заявила ходатайство во исполнение определения апелляционного суда о приобщении протоколов об административном правонарушении в отношении ЗАО "Староминский".
Судебная коллегия, совещаясь на месте, определила: приобщить дополнительные доказательства к материалам дела как непосредственно связанные с предметом исследования по настоящему спору.
Суд первой инстанции при вынесении решения основывался на факте привлечения к административной ответственности ЗАО "Староминский" за ненадлежащие использование земельных участков, однако, административные материалы в материалы представлены не были.
Судебная коллегия приобщила указанные документы к материалам дела, также учитывая разъяснения п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 г. N 36, согласно которому принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств, при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела ЗАО "Староминское" от 18.10.2010 года приобрело права и обязанности Арендатора по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения кадастровый номер 23:28:0403000:7, площадью 29596763 кв.м., расположенного по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Новоясенское" и земельный участок сельскохозяйственного назначения кадастровый номер 23:28:0403000:8, площадью 944227 кв.м., расположенного по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Новоясенское".
02 октября 2014 года ЗАО "Староминское" прекратило свою деятельность путем присоединения к АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева.
До истечения срока договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения от 18.10.2010 г. кадастровый номер 23:28:0403000:7 и 23:28:0403000:8, АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева 14 октября 2015 года обратилась в Администрацию муниципального образования Староминский район с заявлениями N 564 и N 565 о предоставлении в аренду земельных участков и заключении нового договора аренды данных земельных участков с АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева сроком на 49 лет.
21 декабря 2015 года исх. N 138-3022/15-01-02 администрация муниципального образования Староминский район уведомила о том, что в заключение договора аренды отказано.
Не согласившись с данными выводами, АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти (местного самоуправления) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Пунктом 31 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Физические и юридические лица, а также лица, имеющие право в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо в силу наделения их заявителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочиями выступать от их имени в целях предоставления в аренду земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, находящегося в государственной собственности Краснодарского края обращаются в уполномоченный орган с заявлениями о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусмотренными пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно Закону Краснодарского края от 10 октября 2006 года N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края" департаментом имущественных отношений Краснодарского края полномочия по распоряжению земельными участками с кадастровыми номерами 23:28:0403000:7, 23:28:0403000:8 переданы администрации муниципального образования Староминский район.
В соответствии с подпунктом 3 статьи 1 Закона Краснодарского края от 10 октября 2006 года N 1101 -КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края" органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований наделяются государственными полномочиями в том числе, и по заключению договоров аренды земельных участков и осуществлению контроля за их исполнением.
На основании пункта 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в случае подачи заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации к этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие надлежащее использование такого земельного участка и предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2001 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
В соответствии со статьей 21 Закона Краснодарского края 05 от ноября 2002 года N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" установлено, что при надлежащем исполнении договорных обязательств и отсутствии нарушений земельного законодательства документом, подтверждающим надлежащее использование земельного участка, является копия финансового документа за предшествующий календарный год о получении за счет средств краевого бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, а в случае его отсутствия для юридических лиц - отчет за предшествующий календарный год о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства по форме N 9-АПК и (или) о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства по форме N 13-АПК, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, для крестьянских (фермерских) хозяйств - информация за предшествующий календарный год о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств по форме N 1 -КФХ и (или) о наличии ресурсов в крестьянских (фермерских) хозяйствах по форме N 2-КФХ, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, если иное не установлено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Кроме того, надлежащее использование земельных участков обусловлено целями использования земель сельскохозяйственного назначения, указанными в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Также в пп.60 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, перечислены документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и прилагаемые к заявлению о приобретении прав на земельный участок:
- документы, подтверждающие использование земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
- кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке
- выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок
- выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.
Из материалов дела видно, что 02 октября 2014 года ЗАО "Староминское" прекратило свою деятельность путем присоединения к АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
К заявлению АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева о заключении нового договора аренды земельного участка N N 564, 565 от 14.10.2015 года были приложены следующие документы, подтверждающие надлежащее использование земельных участков:
- кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка;
- выписка из ЕГРП о правах на испрашиваемый земельный участок;
- копия выписки из ЕГРЮЛ заявителя;
- Копия договора аренды N 8828000054 от 18.10.2010 года;
- Копия отчета о средствах целевого финансирования за 2014 год (форма 10-АПК) ЗАО "Староминское";
- Копия отчета о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства за 2014 год (форма 9-АПК) ЗАО "Староминское";
Копия отчета о средствах целевого финансирования за 2014 год (форма 10-АПК) ЗАО фирма "Агрокомплекс";
- Копия отчета о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства за 2014 год (форма 9-АПК) ЗАО фирма "Агрокомплекс";
- Копия письма Россельхознадзора N 20-18/1378 от 09.09.2015 года;
- Копия письма Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю N 52-15/3765 от 11.09.2015 года;
- Копия письма администрации Новоясенского сельского поселения Староминского района Краснодарского края N 525 от 16.09.2015.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении требования о признании незаконными действий администрации, выразившихся в отказе в предоставлении в аренду и заключении нового договора аренды спорных земельных участков сослался на информацию, представленную из Департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Согласно, представленной Департаментом имущественных отношений Краснодарского края в письме от 04.12.2015 N 52-24083/15-32.12, ЗАО "Староминское" привлекалось к административной ответственности по статье 7.6 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" на основании протокола об административном правонарушении от 15.06.2011 N 6865, протокола об административном правонарушении от 19.06.2012 N 7302, протокола об административном правонарушении от 05.07.2013 N 7762 за несоблюдение требований статьи 7 Закона Краснодарского края от 07.06.2004 N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края", а именно, за несоблюдение обязанности арендатора земельного участка не допускать выращивания подсолнечника на поле более одного раза в восемь лет.
Привлечение лица к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.6 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" за невыполнение обязанностей по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения и несоблюдению требований статьи 7 Закона Краснодарского края от 07.06.2004 N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края", является признаком ненадлежащего использования земельного участка.
Апелляционная коллегия не соглашается с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст.4.6. КоАП РФ, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. То есть, после истечения этого срока, лицо считается не подвергавшимся административному наказанию.
В материалы дела представлены протоколы, об административном правонарушении составленные в отношении ЗАО "Староминское", а именно от 15.06.2011 N 6865, от 19.06.2012 N 7302, от 05.07.2013 N 7762. В 2014 году ЗАО "Староминское" было реорганизовано в форме присоединения к АО фирма "Агрокомплекс им.Н.И.Ткачева", заявления о заключении новых договоров аренды земельных участков сроком на 49 лет были направлены на имя главы администрации МО Староминского района 24.11.2015 года.
Однако постановления о привлечении ЗАО "Староминское" к административной ответственности в материалы дела Администрацией и Департаментом не представлены, при этом лицо считается подвергнутым административному наказанию с момента вынесения Постановления о привлечении к ответственности.
Таким образом, Департамент, представляя информацию Администрации о невозможности заключения договора аренды земельного участка, не располагал достоверными сведениями о привлечении общества ЗАО "Староминское" к административной ответственности.
Кроме того, Департаментом не учитывался тот факт, что по истечении одного года со дня окончания исполнения постановления о привлечении к административной ответственности, лицо считается не подвергнутым административному наказанию.
Также необходимо отметить, что представленные в материалы дела протоколы об административном правонарушении составлены в отношении одного из двух земельных участков, а именно земельного участка с кадастровым номером 23:28:0403000:7, доказательств наличия какого-либо административного материала в отношении второго земельного участка с кадастровым номером 23:28:0403000:8 в материалах дела нет.
Из представленных протоколов об административном правонарушении в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:28:0403000:7 следует, что подсолнечником засевалась не вся площадь земельного участка, а только ее часть.
Таким образом, представленными в материалы дела документами невозможно установить факт привлечения ЗАО "Староминское" к административной ответственности, который явился основанием для вывода о ненадлежащим использовании обществом спорных земельных участков.
Вместе с тем обществом были представлены доказательства надлежащего соблюдения всех условий договора, проведения необходимых мероприятий, направленных на улучшение качества, плодородия почвы, внесения арендной платы за земельные участки, что подтверждается:
-Актом N 143 Государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" от 19.07.2016
-Актом N 144 Государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" от 19.07.2016
-Заключением о надлежащем использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения заместителя главы муниципального образования Староминского района начальника управления сельского хозяйства от 14.10.2015 г.
- Сообщением заместителя главы муниципального образования Староминского района начальника управления сельского хозяйства от 18.05.2016 г N 333 о показателях средней районной урожайности. По сравнению с 2014 годом, в 2015 году АО фирма "Агрокомплекс имени Н. И. Ткачева" улучшила свои показатели по уборке урожая, что возможно только при проведении мероприятий по улучшению плодородия почвы.
Данные документы, оформленные полномочными государственными органами, осуществляющими государственный контроль, подтверждают надлежащее использование земельных участков в 2014-2015 годах.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Администрацией и Департаментом не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие факт ненадлежащего использования спорных земельных участков обществом, что послужило основанием для отказа в заключение договоров аренды на новый срок.
При таких обстоятельствах требования общества о признании незаконным действий администрации муниципального образования Староминский район выразившееся в отказе в предоставлении в аренду и заключении нового договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения кадастровый номер 23:28:0403000:7 и 23:28:0403000:8 площадью 2 956 763 кв.м. и площадью 944 227 кв.м. расположенные по адресу: Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Новоясенское" по основанию п.15 ст.39.8 ЗК РФ, являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Также общество просит обязать администрацию муниципального образования Староминский район устранить допущенные нарушения прав АО фирма "Агрокомплекс" им.Н.И. Ткачева, путем предоставления в аренду и заключения нового договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения кадастровый номер 23:28:0403000:7 и 23:28:0403000:8 площадью 29596763 кв.м. и площадью 944227 кв.м. расположенные по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Новоясенское".
Данное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 10 октября 2006 года N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края", на основании акта приема-передачи земельных участков государственной собственности, расположенных в Староминском районе, от 17.02.2016 года, администрация муниципального образования Староминский район передала, а департамент имущественных отношений Краснодарского края принял:
-земельный участок сельскохозяйственного назначения кадастровый номер 23:28:0403000:7, площадью 29596763 кв.м., расположенный по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Новоясенское"
-земельный участок сельскохозяйственного назначения кадастровый номер 23:28:0403000:8, площадью 944227 кв.м., расположенного по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Новоясенское".
АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева 14 октября 2015 года обратилась в Администрацию муниципального образования Староминский район с заявлениями N 564 и N 565 о предоставлении в аренду земельных участков и заключении нового договора аренды данных земельных участков с АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева сроком на 49 лет.
Администрация муниципального образования Староминский район, в целях исключения возможности неправомерного предоставления, Администрацией муниципального образования Староминский район спорных земельных участков в аренду был направлен запрос в Департамент о даче разъяснений о возможности заключения АО фирма Агрокомплекс им Н.И Ткачева с администрацией муниципального образования Староминский район нового договора аренды на земельные участки, находящиеся в собственности Краснодарского края.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края письмом от 04.12.2015 г. N 52-24083/15-3219 сообщил, что привлечения лица к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.6 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" за невыполнение обязанностей по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения и несоблюдению требований статьи 7 Закона Краснодарского края от 07.06.2004 N725- КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края", является признаком ненадлежащего использования земельного участка.
На основании данной информации Администрация отказала обществу в заключение договоров аренды земельных участков на новый срок.
Общество в своем заявлении просит в порядке п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ указать на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
17.02.2016 по акту приема-передачи земельные участки возвращены департаменту имущественных отношений Краснодарского края.
На момент вынесения постановления судом апелляционной инстанции у администрации района отсутствуют полномочия по распоряжению ими.
Таким образом, у апелляционной коллегии отсутствуют основания для обязания администрации района заключить новый договор аренды в силу того, что полномочия по распоряжению спорными земельными участками в настоящий момент возвращены в департамент имущественных отношений края.
Также, в уточненных требованиях заявитель просит обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края исполнить решение суда и предоставить в аренду и заключить с АО "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева новый договор аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения кадастровый номер 23:28:0403000:7 и 23:28:0403000:8 площадью 29596763 кв.м. и площадью 944227 кв.м. расположенные по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Новоясенское".
Исходя из общей направленности воли заявителя, данное требование заявлено в порядке п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ.
Однако, данная норма применима лишь в том случае, когда судом установлено, что совершенные действия (принятые) решения не соответствуют закону и нарушают права заявителя.
Общество в своих пояснения к апелляционной жалобе указывает, что 24.11.2015 обществом были поданы в Департамент два заявления о заключении новых договоров земельных участков сроком на 49 лет. Однако в рассматриваемом деле требования о признании незаконными действий (бездействия) департамента не заявлялись.
Кроме того, общество в своей апелляционной жалобе указало, что на дату подачи заявления от 24.11.2015 о предоставлении земельных участков в аренду на новый срок, Департамент не обладал полномочиями по распоряжению данными земельными участками, на что и сослался в своем ответе от 04.12.2015.
На основании изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения данного требования общества.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что апелляционным судом признано незаконным действие администрации муниципального образования Староминский район выразившееся в отказе в предоставлении в аренду и заключении нового договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения кадастровый номер 23:28:0403000:7 и 23:28:0403000:8 площадью 2 956 763 кв.м. и площадью 944 227 кв.м. расположенные по адресу: Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Новоясенское" по основанию п.15 ст.39.8 ЗК РФ, на основании выводов, изложенных в письме Департамента Имущественных отношений Краснодарского Края от 04.12.2015, следовательно, были нарушены права общества, которое не лишено возможности обжаловать действия Департамента имущественных отношений Краснодарского края.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит изменить в части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2016 по делу N А32-8125/2016 - изменить.
Признать незаконным действие администрации муниципального образования Староминский район выразившееся в отказе в предоставлении в аренду и заключении нового договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения кадастровый номер 23:28:0403000:7 и 23:28:0403000:8 площадью 2 956 763 кв.м. и площадью 944 227 кв.м. расположенные по адресу: Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Новоясенское" по основанию п. 15 ст. 39.8 ЗК РФ, как не соответствующие п.п. 31 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.
В остальной части решение оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8125/2016
Истец: АО фирма "Агрокомплекс" им. Н. И. Ткачева, АО ФИРМА "АГРОКОМПЛЕКС" ИМ.Н.И.ТКАЧЕВА
Ответчик: Администрация МО Староминский р-он, Администрация муниципального образования Староминский район, Департамент Имущественных Отношений Краснодарского Края