г. Киров |
|
05 декабря 2016 г. |
Дело N А31-6577/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 12.09.2016 по делу N А31-6577/2016, принятое судом в составе судьи Максименко Л.А.,
по заявлению областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Костромская областная стоматологическая поликлиника"
(ИНН: 4401016541, ОГРН: 1024400515810)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Костромской области (ИНН: 4401017094, ОГРН: 1024400519330),
о признании недействительными в части акта от 28.04.2016 и требования от 25.05.2016 N 31, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Костромская областная стоматологическая поликлиника" (далее - Учреждение, страхователь) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Костромской области к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Костромской области (далее - Фонд) о признании недействительными акта комплексной проверки использования средств, направленных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования Учреждения от 28.04.2016 в части установления факта нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на общую сумму 40 824,92 руб. и начисления штрафа в сумме 4 082,49 руб., а также требования об уплате нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и штрафа от 25.05.2016 N 31.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 12.09.2016 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, поскольку:
- вывод суда о том, что спорное имущество является необходимым для эксплуатации медицинской организации, поэтому уплата налога на имущество входит в состав затрат на его содержание и включаемого в расчет тарифов на ОМС, не соответствует действующему законодательству.
- Средства обязательного медицинского страхования ошибочно воспринимаются судом первой инстанции как источник содержания медицинской организации и закрепленного за ним имущества, что также не соответствует действующему законодательству, поскольку средства обязательного медицинского страхования по своей правовой природе не являются средством содержания медицинской организации, а являются источником возмещения расходов, понесенных медицинской организацией при оказании медицинской помощи.
- Согласно части 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения (в отношении налога на имущество) для российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. При этом в акте проверки Фонд указал, что жилые помещения, в отношении которых произведены спорные расходы, отражены на балансе Учреждения по коду финансового обеспечения "4" - "Средства областного бюджета".
Таким образом, заявитель жалобы считает, что решение от 12.09.2016 подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Учреждение ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 12.09.2016 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, полагая, что им не было допущено нарушений при исчислении страховых взносов за 2014 и 2015, Учреждение обратилось с заявлением в суд.
Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь статьями 10, 13, 38, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), положениями Федеральных законов от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Методика), требования страхователя признал обоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу положений статей 10, 13 БК РФ бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 306.4 БК РФ предусмотрено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно статье 19 Закона N 165-ФЗ денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается.
Закон N 326-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с частью 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями. Права и обязанности медицинских организаций в области медицинского страхования установлены статьей 20 Федерального закона N 326-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частями 1 и 9 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, которая устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии со статьями 16, 81 Закона N 323-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Согласно частям 1 и 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования и устанавливаются тарифным соглашением.
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию установлена Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Методика).
Согласно подпункту 1 пункта 157 Методики тариф на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона.
Пунктом 158 Методики предусмотрено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
При этом к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158.2 Методики).
В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются, в том числе, затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества) (пункт 158.3 Методики).
Затраты на содержание объектов недвижимого имущества могут быть детализированы и включать в себя, в том числе, затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое имущество, закрепленное за медицинской организацией или приобретенное медицинской организацией за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки (пункт 158.11 Методики).
Департаментом здравоохранения Костромской области, ТФОМС Костромской области, страховыми медицинскими организациями в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования Костромской области на 2014 и на 2015 заключили Тарифное соглашение о реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования Костромской области на 2014 (от 27.12.2013) и на 2015 (от 25.12.2014).
Согласно пункту 3.2 указанных Тарифных соглашений тарифы, установленные настоящим Тарифным соглашением, рассчитаны с учетом затрат медицинских организаций, связанных с оказанием медицинской помощи и потребляемых в процессе ее предоставления, и затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемых непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), мощности медицинских организаций, территориальной удаленности, фактически оказанных объемов медицинской помощи и плановых (прогнозных) показателей на 2014 (2015) в пределах средств, предусмотренных в бюджете ТОФМС на выполнение территориальной программы ОМС.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фондом была проведена комплексная проверка использования средств, направленных на финансовое обеспечение территориальной обязательной программы, по результатам которой был выявлен факт нецелевого использования страхователем средств ОМС на общую сумму 40 824,92 руб., что отражено в акте от 28.04.2016, на основании которого Фонд выставил Учреждению требование от 25.05.2016 N 31 об уплате средств ОМС и штрафа по акту комплексной проверки от 28.04.2016 в срок в течение 10 рабочих дней с даты получения требования.
Спорная сумма нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленная в ходе проверки, складывается из уплаченного Учреждением налога на имущество с двух квартир N 5 и N 10, расположенных по адресу: г. Кострома, ул. Малышковская, д. 55в, которые в 2014 Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области были переданы в оперативное управление Учреждению из специализированного жилищного фонда Костромской области для проживания в них по договорам найма служебного жилого помещения врачей с целью привлечения медицинских кадров. Данные квартиры предоставлялись по договорам найма служебного жилого помещения для проживания врачам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, поскольку две квартиры, предоставленные по договору служебного найма врачам-специалистам, являются имуществом, необходимым для ведения медицинской организацией своей деятельности, что подразумевает наличие в организации врачей, то, как правильно указал суд первой инстанции, уплата налога на имущество в отношении двух квартир относится к затратам на его содержание и включается в расчет тарифов на ОМС.
Довод Фонда о неверном выводе суда первой инстанции о том, что уплата налога на имущество входит в состав затрат на его содержание и включаемого в расчет тарифов на ОМС, апелляционный суд признает несостоятельным, поскольку позиция Фонда об обратном основана на неверной трактовке норм права, при том, что заявителем жалобы в материалы дела не представлено доказательств, опровергающих сделанные судом первой инстанции выводы по делу по результатам исследования фактических обстоятельств и представленных в материалы дела документов, поэтому оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Довод Фонда о нецелевом использовании средств ОМС, в обоснование которого он ссылается отражение в балансе Учреждения спорных сумм по коду финансового обеспечения "4" ("Средства областного бюджета") подлежит отклонению, так как имевший место учет квартир в соотношении с приведенными выше положениями Методики не изменяет правовую природу самого имущества и уплаченного налога.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Костромской области от 12.09.2016 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также исходя из фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Фонда по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 12.09.2016 по делу N А31-6577/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области (ИНН: 4401017094, ОГРН: 1024400519330) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-6577/2016
Истец: ОГБУ здравоохранения "Костромская областная стоматологическая поликлиника"
Ответчик: Фонд Территориальный обязательного медицинского страхования Костромской области
Третье лицо: территориальный фонд обязательного медицинского страхования Костромской области