Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
07 декабря 2016 г. |
Дело N А71-5688/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.,
судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Уточкиной О.Н.,
при участии:
от заявителя ООО "Управляющая компания "Жилфонд" (ИНН 1831156190, ОГРН 1121831007540) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ИНН 1833046562, ОГРН 1071840007909) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "Управляющая компания "Жилфонд"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 августа 2016 года по делу N А71-5688/2016, принятое судьей Кудрявцевым М.Н.
по заявлению ООО "Управляющая компания "Жилфонд"
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска
о признании недействительным предписания,
установил:
ООО "Управляющая компания "Жилфонд" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации гор. Ижевска (далее - заинтересованное лицо, Управление ЖКХ) от 01.04.2016 N 201 по результатам проведения мероприятий по государственному контролю.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что решение суда незаконно и необоснованно, принято при неполном исследовании доказательств по делу. Так, отмечает, что право требования долга за потребленные коммунальные услуги к собственнику квартиры N 111 многоквартирного дома N 65 по ул. Баранова г. Ижевска по договору уступки ООО "УК "Жилфонд" передало ООО "ЦКБ", спор о взыскании задолженности рассматривается в Можгинском районном суде, в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования привлечено ООО "УК "Жилфонд", в связи с чем предписание неисполнимо. Также указывает на отсутствие полномочий у заинтересованного лица на осуществление жилищного контроля.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения материалов дела без участия их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 19.02.2016 в Управление ЖКХ Администрации города Ижевска, через Управление Роспотребнадзора по УР, поступило обращение собственника квартиры N 111 по ул. Баранова, 65 города Ижевска по вопросу необоснованного предъявления ООО "УК "Жилфонд" за период с 01.11.2013 по 31.01.2015 платы за коммунальные услуги из расчета проживающих в количестве 5 человек, при том, что по данному адресу зарегистрировано 0 человек.
На основании приказа от 29.02.2016 N 201/06-02 заместителя начальника Управления ЖКХ проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "УК "Жилфонд", по результатам которой Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска составлен акт от 01.04.2016 N 201/06-02.
В акте проверки на основании документов, представленных ООО "УК "Жилфонд" в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, зафиксировано следующее нарушение: начисление размера платы на индивидуальное потребление коммунальных услуг ООО "УК "Жилфонд" при отсутствии заявления от собственника жилого помещения, находящегося по адресу: город Ижевск, улица Баранова, дом N 65 квартира N 111, о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями и при отсутствии протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составленного уполномоченными органами, на основании акта о выявлении количества проживающих в данном жилом помещении за временно проживающих граждан является неправомерным.
По результатам проведения мероприятия по государственному контролю Управлением ЖКХ вынесено предписание от 01.04.2016 N 201/06-02, согласно которому ООО "УК "Жилфонд" в связи с нарушением порядка расчета размера платы за коммунальные услуги, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предписывается сторнировать начисление размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на индивидуальное потребление по квартире N 111 многоквартирного дома N 65 по улице Баранова города Ижевска, с 01.11.2013 (уведомление от 16.05.2016 N201Н/06-02 об исправлении опечатки в дате). Предоставить копию платежного документа с подтверждением выполненного перерасчета.
Полагая, что предписание не соответствует требованиям законодательства, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности оснований, необходимых для признания предписания недействительным.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав представленные в материалы дела доказательства, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Исходя из ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении арбитражным судом дела об оспаривании предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) предусмотрено право должностных лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющихся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Оспариваемое предписание вынесено Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска, так как Управление, согласно части 5 статьи 20 Жилищного кодекса, Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесение изменения в статью 35 Закона Удмуртской республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее - Закон УР от 30.06.2014 N 40-РЗ), является уполномоченным органом исполнительной власти, наделенным государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору, в том числе наделены полномочиями по организации и проведению проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (п. 4 ч. 1 Закон УР от 30.06.2014 N 40-РЗ)
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, предписание вынесено уполномоченным органом, внеплановая документарная проверка проведена с соблюдений требований Федерального закона N 294-ФЗ и ст. 20 ЖК РФ. Грубых нарушений, указанных в ст. 20 Закона N 294-ФЗ, влекущих недействительность результатов проверки не допущено.
Принимая решение, обжалуемое заявителем, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 155 и 157 ЖК РФ, пунктов 42, 56, 56(1), 57, 58 Правил N 354, указал на то, что в деле нет доказательств поступления в адрес общества в установленном пунктом 58 Правил N 354 порядке сведений, подтверждающих фактическое количество проживающих лиц в указанной квартире, равно как и доказательств установления их фактического количества в порядке пункта 56(1) Правил N 354.
Как признал суд, у общества не имелось оснований для начисления по указанной выше квартире платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, исходя из расчета на пять человек, следовательно, предписание от 01.04.2016 N 201/06-02 является законным и обоснованным.
Указанные выводы признаются судом апелляционной инстанции верными.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Как указано в части 11 статьи 155 ЖК РФ, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В рамках спорных правоотношений упомянутый порядок установлен применительно к разделу VIII Правил N 354 ("Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета"; пункты 86 - 97).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
По общему правилу собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации (часть 7 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к названным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к названным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Согласно пункту 56 Правил N 354, если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
В силу п. 56 (1) Правил N 354 в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю).
Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем. Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем (подп. "б" п. 57 Правил N 354).
Пункт 58 Правил N 354, предусматривает возможность определять число временно проживающих потребителей не только на основании заявления собственника помещения, но и на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данная норма направлена на недопущение заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав, полностью согласуется с положениями пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и не нарушает прав потребителей, управляющей организации и иных лиц. При этом федеральное законодательство не содержит запрета на использование сведений, полученных при производстве по делу об административном правонарушении.
Толкование норм Жилищного кодекса РФ и Правил N 354, применимых в данном споре дано Верховным Судом РФ в решении ВС РФ от 11.06.2013 N АКПИ13-205.
"Обязанность нанимателя, собственников, арендаторов своевременно оплачивать коммунальные услуги в полном объеме, а также информировать о наличии временных жильцов непосредственно вытекает из статей 39, 67, 80 и 126, части 12 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 680 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Предписания подпункта "б" пункта 57 Правил N 354 о прекращении расчета размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям исходя из срока проживания таких потребителей, который указан в соответствующем заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя, основаны на презумпции добросовестности и разумности действий участников данных отношений и не противоречат действующему законодательству.
Пункт 58 Правил N 354, предусматривает возможность определять число временно проживающих потребителей не только на основании заявления собственника помещения, но и на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данная норма направлена на недопущение заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав, полностью согласуется с положениями пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и не нарушает прав потребителей, управляющей организации и иных лиц. При этом федеральное законодательство не содержит запрета на использование сведений, полученных при производстве по делу об административном правонарушении.
Доводы заявителей о том, что правило данного пункта не позволяет определять количество временно проживающих лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, не может являться основанием для признания оспариваемой нормы недействующей. В силу положений пункта 56.1 Правил N 354 исполнителю предоставлено право в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, составить соответствующий акт и направить его в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, для принятия соответствующих мер.
Согласно части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Конкретизируя указанную норму, высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации был вправе установить в пункте 93 Правил N 354 перечень документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, и отнести к ним документы, перечисленные в подпунктах "ж" и "и" данного пункта.
Правительство Российской Федерации, предусматривая в подпункте "к" этого же пункта Правил N 354 и иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность его временного отсутствия в жилом помещении, не вышло за пределы правового регулирования, установленного частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанный подпункт фактически закрепляет необходимость предоставления потребителями таких сведений, которые должны подтверждать обстоятельства, с которыми закон связывает возможность перерасчета платежей за период их временного отсутствия, что исключает вывод о неопределенности указанной нормы.
Следует также учитывать, что подпункты пункта 93 Правил N 354 применяются в системном единстве и взаимной связи с пунктами 94 и 95, устанавливающими требования к содержанию и реквизитам документов, перечисленных в том числе в оспариваемых подпунктах пункта 93 и предоставляющих исполнителю право снимать копии с предъявляемых потребителем документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.
При этом в силу пункта 88 Правил N 354 перерасчеты, осуществляемые на основании указанных документов, не влияют на размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежащие оплате как проживающими, так и отсутствовавшими потребителями".
Как следует из поквартирной карточки по квартире N 111 многоквартирного дома N 65 по улице Баранова города Ижевска зарегистрированных (прописанных) по данному адресу ноль человек.
При этом, в силу п. 58 Правил N 354 количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 данных Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Иной порядок действующим законодательством не предусмотрен.
Между тем, ООО "УК "Жилфонд" не предоставило запрашиваемые для проведения проверки правильности начисления платы за коммунальные услуги копии вышеназванных документов, не представило надлежащих доказательств проживания в спорной квартире 5 человек и наличия оснований для начисления платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведения исходя из норматива потребления на 5 человек. Указанные документы не представлены ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предписание от 01.04.2016 N 201/06-02 о перерасчете (сторнирования) платы по квартире N 111 дома N 65 является законным и обоснованным.
При этом, вопреки доводам жалобы, в предписании заинтересованное лицо указало конкретные действия, которые необходимо произвести заявителю. Каких-либо невыполнимых требований, а также неопределенности в способе исполнения предписания от 01.04.2016 N 201/06-02 не усматривается.
Как верно отметил суд первой инстанции, ООО "УК "Жилфонд" является исполнителем коммунальных услуг и выставляет счета за эти услуги собственникам жилых помещений, следовательно, имеет возможность исполнить законное предписание органа жилищного надзора.
Таким образом, судом не установлено несоответствие оспариваемого предписания требованиям законодательства, предписание является исполнимым, не нарушает права и законные интересы заявителя и направлено на соблюдение им требований жилищного законодательства.
Установив все фактические обстоятельства дела, правильно применив нормы материального права, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ООО "УК "Жилфонд" требований.
Учитывая изложенное, вынесенное судом первой инстанции решение по делу коллегия апелляционного суда считает законным, обоснованным. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена заявителем в излишнем размере, обществу в силу ст. 104 АПК РФ следует вернуть из федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 августа 2016 года по делу N А71-5688/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Управляющая компания "Жилфонд" (ИНН 1831156190, ОГРН 1121831007540) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 04.10.2016 N 2039.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.Ю.Муравьева |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5688/2016
Истец: ООО "Управляющая компания "Жилфонд"
Ответчик: Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска