г. Саратов |
|
06 декабря 2016 г. |
Дело N А57-14594/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Маловым В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 сентября 2016 года по делу N А57-14594/2016 (судья Калинина А. В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК" (ОГРН 1156451007349, ИНН 6452115858)
к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402204950, ИНН 6450049166), Администрации МО "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), Администрации Волжского района МО "Город Саратов" (ОГРН 1026402204641, ИНН 6450021386),
о признании незаконным и отмене предписания от 14.04.2016 N 42 Комитета жилищно- коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Город Саратов" об устранении нарушений обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда законодательством области и муниципальными правовыми актами,
при участии в судебном заседании представителей: Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Бондаренко С.Е. по доверенности N 02-62-02/5 от 11.01.2016
без участия в судебном заседании представителей: Администрации МО "Город Саратов", Администрации Волжского района МО "Город Саратов", общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК", извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 71883 0, 71881 6. 71884 7,71880 9.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ЖЭК" (далее - ООО "ЖЭК", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет, административный орган) от 14.04.2016 N 42 об устранении нарушений обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда законодательством Российской Федерации, законодательством области и муниципальными правовыми актами.
Решением суда первой инстанции от 21 сентября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ЖЭК" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Представитель Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" поддержал свою позицию по делу.
Администрация МО "Город Саратов", Администрация Волжского района МО "Город Саратов", общество с ограниченной ответственностью "ЖЭК" явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей данных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14 апреля 2016 на основании распоряжения комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" N 110-р от 11.04.2016 по фактам, изложенным в обращении администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов", органом муниципального контроля проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "ЖЭК" обязательных требований по содержанию многоквартирного дома N 25 по ул. Московской г. Саратова.
В ходе проверки были выявлены нарушения п. 4.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации N 170 от 27.09.2003, а именно: не проведение ремонтных работ по восстановлению веранды и лестницы, которые являются выходом из жилого помещения второго этажа (кв. 5) на улицу: опоры под верандой разрушены, деревянные ограждения веранды, перила лестницы сгнили и упали, ступени на лестницы прогнили, а в некоторых местах отсутствуют.
По результатам проверки составлен акт N 87 от 14.04.2016. На директора управляющей компании ООО "ЖЭК" составлен протокол N 36 от 18.04.2016 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП Российской Федерации.
Для устранения нарушения директору управляющей организации ООО "ЖЭК" выдано предписание N 42 от 14.04.2016 со сроком исполнения работ до 01.06.2016.
07.06.2016 отделом муниципального контроля комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" проведена внеплановая выездная проверка исполнения управляющей организацией ООО "ЖЭК" выданного предписания N 42 от 14.04.2016.
В ходе проверки установлено, что управляющей организацией ООО "ЖЭК" не произведены мероприятия по восстановлению веранды, которая является лестничной площадкой и выходом из жилого помещения коммунальной квартиры N 5.
На основании чего выдано предписание от 07.06.2016 N 71 о выполнении указанных мероприятий до 20.06.2016.
08.06.2016 составлен протокол об административном правонарушении N 66. 05.07.2016 в ходе проверки исполнения предписания N 71 от 07.06.2016 установлено, что правонарушение не устранено.
Заявитель, полагая, что Комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" незаконно провёл проверку многоквартирного дома N 25 по ул. Московской г. Саратова на основании распоряжения N101-р от 11.04.2016 года и выдал предписание N42 от 14.04.2016года, обратился в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание соответствует закону, выдано уполномоченным органом и не нарушает прав заявителя.
Апелляционная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п. 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Частью 2.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Из анализа указанных норм права следует, что порядок осуществления муниципального жилищного контроля должен быть установлен муниципальным правовым актом либо законом субъекта Российской Федерации, при этом нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в указанной сфере не должны противоречить законам субъекта.
В соответствии с Законом Саратовской области от 25.09.2015 N 145-ЗСО "О муниципальном жилищном контроле" органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских поселений области в целях организации муниципального жилищного контроля должны определить уполномоченные органы муниципального жилищного контроля муниципальных районов, городских округов, городских поселений области соответственно, а также утвердить перечень должностных лиц органов муниципального контроля, являющихся муниципальными жилищными инспекторами, уполномоченными осуществлять муниципальный жилищный контроль.
Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2013 N 22-266 уполномоченным органом муниципального жилищного контроля в муниципальном образовании "Город Саратов" определен Комитет по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов".
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 06.05.2013 N 847 утвержден перечень должностных лиц, являющихся муниципальными жилищными инспекторами, уполномоченными осуществлять муниципальный жилищный контроль.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Саратовской области от 25.09.2015 N 145-ЗСО "О муниципальном Жилищном контроле" органы муниципального контроля осуществляют муниципальный жилищный контроль, в том числе, путем проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 3 Закона Саратовской области от 25.09.2015 N 145-ЗСО "О муниципальном Жилищном контроле" к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных ч. 4.1 и ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных законом способов управления многоквартирным домом.
Из материалов дела следует, ООО "ЖЭК" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Московская, д. 25. на основании открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 18.01.2016 (протокол N 33Р/16).
В реестре муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" числятся жилые помещения N N 1, 12, 2, 2, 5, 5, 9 дома N 25 по ул. Московской г. Саратова.
Согласно ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом сторонам по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.203 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила),
В пункте 10 Правил установлены требования к содержанию общего имущества, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
При таких обстоятельствах с момента принятия многоквартирного дома в управление обязанности по содержанию и ремонту указанного дома возникли у управляющей организации ООО "ЖЭК", которая с этого времени несет всю ответственность за надлежащее исполнение своих обязательств.
Согласно пункту 7 Приложения N 7 Правил, к текущему ремонту относятся работы по восстановлению или замене отдельных участков и элементов лестниц, балконов, крылец.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к обоснованию позиции заявителя, что ему предписано провести капитальный ремонт в отсутствие у него такой обязанности.
Суд апелляционной инстанции счел доводы апелляционной жалобы несостоятельными, основанными на неверном толковании обстоятельств дела.
Согласно оспоренному документу заявителю предписано принять мероприятия по восстановлению веранды (играет роль лестничной клетки) и лестницы, которые являются выходом из жилого помещения коммунальной квартиры N 5. Проведение капитального ремонта департамент не требовал.
Доказательств невозможности выполнения предписания, то есть ремонта веранды и лестницы, соблюдения ООО "ЖЭК" требований пункта 4.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда материалы дела не содержат.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Кроме того, следует принять во внимание, что обрушение лестницы носит аварийный характер и его устранение носит для управляющей компании обязательный характер.
Также судом установлено, что предписание контролирующего орган исполнено путем восстановления конструкции веранды.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 сентября 2016 года по делу N А57-14594/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-14594/2016
Истец: ООО "ЖЭК"
Ответчик: Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по ЖКХ Администрации МО "Город Саратов"
Третье лицо: Администрацию Волжского района МО "Город Саратов", Администрация Волжского района МО "Город Саратов", Администрация муниципального образования "Город Саратов"