Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 апреля 2017 г. N Ф08-1503/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
07 декабря 2016 г. |
дело N А32-12339/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы КФХ "Аграрник" Куцурова В.Г. на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2016 по делу N А32-12339/2016
по иску главы КФХ "Аграрник" Куцурова В.Г.
к ответчикам - Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, администрации муниципального образования Успенский район
о признании возникновения права аренды, об установлении выкупной стоимости на земельные участки
принятое в составе судьи Савина Р.Ю.
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского фермерского хозяйства Куцуров Виктор Георгиевич обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования Абинский район со следующими требованиями:
признать возникновение права аренды на земельный участок для сельхозпроизводства с кадастровым номером 23:43:0701000:739 за КФХ "Аграрник" более 15 лет назад;
признать возникновение права аренды на земельные участки для сельхозпроизводства с кадастровыми номерами 23:43:0701000:730, 23:43:0701000:114, 23:43:0701000:728 за КФХ "Аграрник" более 12 лет назад;
установить выкупную стоимость на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0701000:739 за главой КФХ Куцуровым В.Г. в размере 20 % от кадастровой стоимости;
установить выкупную стоимость на земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0701000:730, 23:43:0701000:114, 23:43:0701000:728 за главой КФХ Куцуровым В.Г. в размере 40% от кадастровой стоимости (с учетом изменения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 1 л.д. 150, т. 1 л.д. 155-156).
Определением от 17.08.2016 по ходатайству истца в качестве соответчика привлечен Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением от 23.09.2016 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что вопрос о дате возникновения права аренды на земельные участки и определение выкупной стоимости подлежит рассмотрению Департаментом имущественных отношений Краснодарского края при рассмотрении заявления о выкупе участков. Истцом не доказано нарушение его прав и охраняемых законом интересов, в Департамент имущественных отношений Краснодарского края истец с заявлением о выкупе земельных участков до подачи настоящего иска не обращался.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что после заключения 29.11.2003 предварительного договора аренды земельных участков проводились торги на заключение договора аренды участков. Победителем торгов признано КФХ "Аграрник", договоры аренды земельных участков заключены только в 2009 году, в связи с уклонением администрации от подписания договоров. При этом оплата за пользование земельными участками вносится крестьянско-фермерским хозяйством производилась с 2003 года. Необоснованное уклонение администрации от подписания договора повлекло установление выкупной цены в размере 80 % от кадастровой стоимости.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель главы КФХ "Аграрник" Куцуров В.Г. не явился. Куцуров В.Г. о рассмотрении апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о приобщении дополнительных доказательств.
Представитель администрации муниципального образования Абинский район в заседание не явился, отзыв не представил. Администрация извещена о судебном заседании надлежащим образом.
Представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края в судебное заседание не явился, отзыв не представил. Департамент о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 20.08.1992 постановлением главы администрации Успенского района Краснодарского края N 465 "О выделении земельного участка под расширение крестьянского хозяйства "Аграрник" индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства "Аграрник" Куцурову В.Г. предоставлен в аренду земельный участок площадью 67,7 га сроком на 10 лет (т. 1 л.д. 11-12).
На основании постановления 29.11.2003 между администрацией муниципального образования Успенский район и КФХ "Аграрник" Куцурова В.Г. заключен договор аренды N 3400000369.
Земельный участок, являющийся объектом аренды по названному договору, расположенный по адресу: Краснодарский край, Успенский район, в границах СПК "Колхоз Дружба", 10.12.2008 поставлен на кадастровый учет под номером 23:43:0701000:739 (площадь 672701 кв.м).
Между администрацией муниципального образования Успенский район и КФХ "Аграрник" Куцурова В.Г. 02.11.2010 заключен договор аренды N 8834000164 земельного участка с кадастровым номером 23:43:0701000:739 на срок до 26.10.2020.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Главой администрации Успенского района Краснодарского края 28.11.2003 принято постановление N 710 "О расторжении договора аренды и предоставлении земельных участков в аренду", в соответствии с пунктом 3.2 которого принято решение о предоставлении в аренду КФХ "Аграрник" земельного участка площадью 429,6 га, в том числе пашни 429,6 га сроком на девять лет и одиннадцать месяцев на основании протокола заседания комиссии по проведению торгов по продаже права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, от 20.11.2003.
Между Администрацией Успенского района и КФХ "Аграрник" 29.11.2003 заключен предварительный договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 3400000414, в соответствии с пунктом 1.1 которого стороны обязались заключить в будущем договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, основные условия которого стороны определили в настоящем предварительном договоре.
Указанные обстоятельства установлены при рассмотрении дела N А32-20956/2006 о признании предварительного договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 3400000414 от 29.11.2003 действительным по иску главы КФХ "Аграрник" Куцурова В.Г. к администрации Успенского района Краснодарского края (т. 1 л.д. 13-15).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2006 по делу N А32-20956/2006 предварительный договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 3400000414 от 29.11.2003 признан действительным. Кроме того суд обязал администрацию Успенского района заключить с КФХ "Аграрник" договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 429,6 га, расположенного в границах плана земель СПК "Колхоз Дружба", для сельскохозяйственных нужд, сроком на 9 лет 11 месяцев.
Во исполнение условий предварительного договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 3400000414 от 29.11.2003 и решения Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2006 на кадастровый учет поставлены три земельных участка:
с кадастровым номером 23:34:0701000:114 площадью 447266 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Успенский район, с/о Трехсельский, в границах земель СПК "Колхоз Дружба", участок N 5;
с кадастровым номером 23:34:0701000:728 площадью 2055001 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Успенский район, с/о Трехсельский в границах земель СПК "Колхоз Дружба";
с кадастровым номером 23:34:0701000:730 площадью 2029008 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Успенский район, с/о Трехсельский в границах земель СПК "Колхоз Дружба".
Между администрацией муниципального образования Успенский район и КФХ "Аграрник" Куцурова В.Г. 10 марта 2009 года заключен договор аренды N 8834000064 земельного участка с кадастровым номером 23:43:0701000:730 сроком на 9 лет 11 месяцев (т. 1 л.д.64-73).
Между администрацией муниципального образования Успенский район и КФХ "Аграрник" Куцурова В.Г. 22.06.2009 заключен договор аренды N 8834000062 земельного участка с кадастровым номером 23:43:0701000:728 сроком на 9 лет 11 месяцев (т. 1 л.д. 112-121).
Между администрацией муниципального образования Успенский район и КФХ "Аграрник" Куцуровым В.Г. 26.10.2009 заключен договор аренды N 8834000063 земельного участка с кадастровым номером 23:43:0701000:114 сроком на 9 лет 11 месяцев (т. 1 л.д. 95-104).
Договоры зарегистрированы в установленном законом порядке.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу статьи 39.1 Кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (статья 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 9 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Таким образом, истец, как арендатор, имеет право на приобретение в собственность спорных земельных участков при наличии следующих условий: истец пользуется участками на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; земельный участок предназначен для ведения сельскохозяйственного производства и используется надлежащим образом в рамках действующего договора аренды.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, регулируется статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что осуществление последовательности определенных действий как со стороны претендента на выкуп земельного участка (обращение в уполномоченный орган с заявлением о выкупе в соответствующей форме с приложением прилагаются документов, предусмотренных подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15), так и со стороны уполномоченного органа, каковым в настоящем случае является департамент.
Так, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Иного порядка предоставления спорных земельных участков в собственность законом не предусмотрено.
Таким образом, вопрос о дате, с которой следует считать возникшим право аренды истца на спорные земельные участки и о выкупной стоимости, должен быть разрешен департаментом при рассмотрении заявления о выкупе земельных участков.
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что не может подменять компетентный орган и предрешать вопрос об определении возможности выкупа земельных участков истцом и установления их выкупной стоимости.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (статья 10 Кодекса).
На спорные земельные участки зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.
На основании Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345, департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Следовательно, полномочиями по распоряжению спорными земельными участками обладает департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Орган местного самоуправления - администрация муниципального образования Успенский район, департаментом полномочиями по распоряжению спорными земельными участками в настоящее время не наделена.
Куцуров В.Г. в установленном порядке в департамент с заявлением о выкупе спорных земельных участков до подачи искового заявления в суд не обращался, заявление подано 16.08.2016, до принятия обжалуемого решения заявление не было рассмотрено.
Договоры аренды всех спорных земельных участков являются действующими.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Истец не доказал, что на момент обращения в суд были нарушены его права и охраняемые законом интересы, которые подлежат восстановлению в судебном порядке, избранный способ защиты права является надлежащим.
Иск о признании права с учетом положений части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть подан в случае, если истец докажет факт восстановления его нарушенных прав в результате удовлетворения такого иска.
Доказательств нарушения прав и охраняемых законом интересов истца, а также указаний на реальное восстановление каких-либо прав истца в случае удовлетворения иска в деле не имеется.
Истец в случае несогласия с решением департамента по его заявлению о выкупе земельных участков вправе его обжаловать в установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке.
В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд поступило ходатайство Куцурова В.Г. о приобщении дополнительных доказательств - проектов договоров купли-продажи спорных земельных участков, подписанных со стороны продавца Департаментом имущественных отношений Краснодарского края.
Суд апелляционной инстанции не принимает указанные документы во внимание ввиду следующего.
Согласно части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 Кодекса повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам. К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) ввиду отсутствия права на иск, пропуска срока исковой давности или срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса, без рассмотрения по существу заявленных требований; наличие в материалах дела протокола судебного заседания, оспариваемого лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в нем сведений о ходатайствах или иных заявлениях, касающихся оценки доказательств. Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия судом апелляционной инстанции.
По смыслу указанных разъяснений следует, что суд апелляционной инстанции не вправе принимать во внимание новые доводы лиц, участвующих в деле, и новые доказательства в случае отсутствия оснований, предусмотренных частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из ходатайства о приобщении дополнительных доказательств, указанные проекты договоров купли-продажи получены истцом 14.10.2016, то есть после принятия обжалуемого решения.
Таким образом, названные документы являются новыми доказательствами и не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2016 по делу N А32-12339/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Баранова Ю.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12339/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 апреля 2017 г. N Ф08-1503/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Куцуров В Г, КУЦУРОВ ВИКТОР ГЕОРГИЕВИЧ
Ответчик: Администрация муниципального образования Успенский район, Департамент Имущественных отношений КК, департамент имущественных отношений Краснодарского края