Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 апреля 2017 г. N Ф05-2611/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
08 декабря 2016 г. |
Дело N А40-36789/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Попова В.И., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "МОЭСК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2016 по делу N А40-36789/16, принятое судьей Н.В. Дейна (147-316),
по заявлению ПАО "МОЭСК"
к Московскому областному УФАС,
третьи лица: 1) АО "Мособлэнерго", 2) Ростехнадзор,
о признании незаконным решения, предписания
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Мусаев В.Р. по доверенности от 11.10.2016; |
от третьего лица: |
1)Орехов О.К. по доверенности от 08.02.2016; 2) не явился, извещен |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "МОЭСК" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Московскому областному УФАС о признании незаконным решения, предписания по делу N 05-15/14-15.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 08.08.2016 по делу N А40-36789/16, требования ПАО "МОЭСК" об оспаривании решения и предписания от 26.08.15 N 05-15/14-15 Московского областного УФАС России - оставлены без удовлетворения.
С решением не согласился заявитель ПАО "МОЭСК", подал апелляционную жалобу в которой просит, решение отменить.
Представитель ответчика возражал на доводы жалобы.
Представитель третьего лица возражал на доводы жалобы, представил письменные пояснения на доводы жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей присутствующих сторон, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 08.08.2016 по делу N А40-36789/16 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, в адрес Московского областного УФАС России поступило заявление АО "Московская областная энергосетевая компания" АО "Мособлэнерго") с жалобой на действия ПАО "МОЭСК" в части навязывания невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Лосино-Петровский, в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов но производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее -Правила технологического присоединения).
На основании изложенных в заявлении фактов и изучения приложенных документов, Московским областным УФАС России было принято решение о направлении предупреждения в адрес ПАО "МОЭСК" N 05-10/82-14 от 30.12.2014 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившегося в ущемлении интересов АО "Мособлэнерго", путем навязывания невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
ПАО "МОЭСК" в адрес Московского областного УФАС России направило ответ (вх. от 02.02.2015 N 916) о невозможности выполнения предупреждения от 30.12.2014 N 05-10/82-14.
На основании изложенного, в соответствии с ч. 8 ст. 39, ч. 1 ст. 40 и ч. 12 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношений ПАО "МОЭСК" возбуждено дело N 05-15/14-15 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям в границах Московской области, выразившегося в ущемлении интересов АО "Мособлэнерго", путем навязывания невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Лосино-Петровский.
Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия по рассмотрению дела N 05-15/14-15 о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.
ПАО "МОЭСК" является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением годового общего собрания акционеров ПАО "МОЭСК" (протокол N 17 от 29.06.2015).
ПАО "МОЭСК" внесено в Единый государственный реестр юридических лиц от 01.04.2005 за основным государственным регистрационным номером 1057746555811 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве. В соответствии с Уставом ПАО "МОЭСК" место нахождения Общества: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий проезд, д. 3, стр. 2.
В соответствии с п. 3.2. Устава Общества, основным видом деятельности ПАО "МОЭСК" является оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии, а также оказание услуг по присоединению к электрическим сетям.
Согласно п. 2 Правил технологического присоединения организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, являются сетевыми организациями.
Таким образом, ПАО "МОЭСК" является электросетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя, а возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка, в соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда от 08.09.2009 N 6057/09.
Таким образом, Московским областным УФАС России установлено, что ПАО "МОЭСК" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, а также по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ПАО "МОЭСК".
Согласно материалам дела N 05-15/14-15 о нарушении антимонопольного законодательства, 12.09.2014 АО "Мособлэнерго" направило в адрес ПАО "МОЭСК" заявку (исх. от 12.09.2014 N 7715) на технологическое присоединение с запрашиваемой максимальной мощностью 2985,09 кВт по распределительным сетям 10 кВ от ПС-26 "Монино". В качестве энергопринимающих устройств указаны две новые проектируемые КЛ-10 кВ. предназначенные для присоединения реконструируемой существующей ТП-10/0,4кВ N 40.
Согласно принятой заявке от 12.092014 N И-14-00-944292/107) ПАО "МОЭСК" 13.11.2014 направило в адрес АО "Мособлэнерго" договор N ИА-14-302-1059(944292) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия N И-14-00-944292/107 на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МОЭСК" энергопринимающих устройств АО "Мособлэнерго"
В технических условиях указана вторая категория надежности и четыре уже существующие и используемые точки присоединения N 303, 304, 601, 605 секции РУ ЮкВ ПС-10 кВ "Монино" (ПС-26).
АО "Мособлэнерго", рассмотрев проект договора N ПА-14-302-1059(944292) и технические условия N И-14-00-944292/107, направило мотивированный отказ от подписания договора N ИА-14-302-1059 (944292) в адрес ПАО "МОЭСК". В своем отказе АО "Мособлэнерго" указывает на несоответствие поданной заявке (вх. N И-14-00-944292/100) на технологическое присоединение двух проектируемых КЛ-10 кВ от ПС-26 Монино с двумя новыми точками присоединения и техническим условиям N И-14-00-944292/107, в которых указанны уже существующие четырех точки присоединения.
По мнению АО "Мособлэнерго", выполнение технических условий N И-14-00-944292/107 ухудшит надежность электроснабжения как присоединенных объектов в г. Лосино-Петровск Московской области так и вновь присоединяемых.
Согласно материалам дела N 05-15/14-15 о нарушении антимонопольного законодательства, АО "Мособлэнерго" в своем мотивированном отказе от подписания (исх. от 08.12.2014 N 11151) указало на необходимость выделения двух новых точек присоединения согласно поданной заявке (вх. от 12.092014 N И-14-00-944292/107).
Дополнительно АО "Мособлэнерго" в адрес ПАО "МОЭСК" направило информационное письмо (исх. от 11.12.2014 N 1 1357), в котором сообщило, что между АО "Мособлэнерго" и заявителями заключено 9 договоров технологического присоединения, а также 2 договора находятся на рассмотрении у заявителей, присоединение которых также планируется от ПС-26 по существующим сетям 10 кВ, общей мощностью 7420 кВт (438 А). Кроме того, имеются заявки на технологическое присоединение (дополнительно 314 А), которые также невозможно удовлетворить в отсутствие новых ячеек на питающем центре.
В ответ на мотивированный отказ и информационное письмо ПАО "МОЭСК" направило в адрес АО "Мособлэнерго" новый проект договора N ИА-15-302-45(944292) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и Технические условия N И-14-00-944292/107 на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МОЭСК" энергопринимающих устройства АО "Мособлэнерго".
Каких либо изменений, согласно мотивированному отказу, в Технические условия N И-14-00-944292/107 на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МОЭСК" энергопринимающих устройства АО "Мособлэнерго" внесено не было.
Согласно материалам дела N 05-15/14-15 о нарушении антимонопольного законодательства ПАО "МОЭСК" считает, что выделение дополнительных двух ячеек на шинах ПС "Монино", приведет к тому, что на данной подстанции появится еще две ячейки, загрузка которых также не будет превышать 10% от номинального значения. Учитывая, что на данной подстанции нет свободных ячеек, для их установки ПАО "МОЭСК" будет вынужденно затратить дополнительные средства, целесообразность вложения которых экономически и технически абсолютно необоснованна.
Комиссией по рассмотрению дела N 05-15/14-15 о нарушении антимонопольного законодательства определением об отложении дела от 27.04.2015 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве лица располагающего сведениями, привлечено к участию в рассмотрении дела Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также затребованы документы, материалы и сведения, имеющие важное значение для рассмотрения дела по существу.
Согласно представленным Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сведениям, при исполнении Технических условий N И-14-00-944292/107 на присоединение максимальной мощности 2985 кВт к фидерам 303,605 РУ-10 кВ ПС-26 "Монино" присоединенная нагрузка составит 5578,09 кВт (362 А), что превышает допустимые нагрузки по установленному оборудованию в РУ-10 кВ ПС-26 "Монино" (200 А) и допустимый длительный ток по отходящим кабельным линиям (355 А).
Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) подтверждает, что в случае реализации Технических условий N И-14-00-944292/107 на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МОЭСК" энергопринимающих устройств АО "Мособолэнерго" при возникновении аварийной ситуации имеются предпосылки снижения надежности электроснабжения потребителей второй категории.
В разъяснении от 26.11.2015 N 01-24/22389, на которые ссылается заявитель, Ростехнадзор сообщает, что присоединение мощности, заявленной АО "Мособлэнерго" по техническим условиям N И-14-00-944292/107 допустимо без выделения дополнительных ячеек ПРИ УСЛОВИИ РЕКОНСТРУКЦИИ ЯЧЕЕК NN 303, 304, 601, 604 РУ-10 кВ ПС-26 "Монино". При этом Ростехнадзор обращает внимание ПАО "МОЭСК" на то, что при условии выполнения технических условий N И-14-00-944292/107 возможна перегрузка в аварийном режиме по допустимому длительному току кабельных линий фидеров NN 303, 304, 601, 605 от РУ-10 кВ ПС-26 "Монино.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в п. 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно п. 19 Правил технологического присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
На основании изложенного, ПАО "МОЭСК" нарушило ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению потребителей к распредели тельным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ПАО "МОЭСК", выразившегося в ущемлении интересов АО "Мособлэнерго" путем навязывания невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств расположенных по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Лосино-Петровск, в соответствии с Правилами технологического присоединения.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных указанным Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.
В соответствии с п. 2 Правил технологического присоединения, Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Таким образом, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Решением Арбитражного суда города Москвы отказано ПАО "МОЭСК" о признании незаконным решения Московского областного УФАС по делу N 05-15/14-15 и предписания от 26.08.2015.
26.08.2015 Московским областным УФАС вынесено решение по антимонопольному делу N 05-15/14-15 о нарушении антимонопольного законодательства ПАО "МОЭСК".
Московский областной УФАС пришел к выводу о нарушении ПАО "МОЭСК" антимонопольного законодательства и вынес решение.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на ответ Ростехнадзора N 01-24/18146 от 02.10.2015, в котором сообщается, что при условии замены трансформаторов тока на больший номинальный ток в ячейках N 303,605,304,601 от РУ-10 кВ ПС-26 "Монино" пропускная способность ячеек может быть увеличена до величины, не препятствующей присоединению мощности по техническим условиямN ИА-14-00-944292/107, отклоняется апелляционной коллегией, поскольку в письме от 02.10.2015 N 01-24/18146 Ростехнадзор подтвердил, что при условии выполнения технических условий N ИА-14-00-944292/107 возможна перегрузка в аварийном режиме по допустимому длительному току кабельных линий фидеров N 303,605,304, 601 от РУ-10 кВ ПС-26 "Монино", которые принадлежат АО "Мособлэнерго".
На основании вышеизложенного, нарушений судом первой инстанции положений норм материального и процессуального права, способных повлечь принятие неправильного судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит бесспорных, предусмотренных законом оснований для переоценки оспариваемых выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.08.2016 по делу N А40-36789/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-36789/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 апреля 2017 г. N Ф05-2611/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "МОЭСК", ПАО Московская объединенная электросетевая компания
Ответчик: Московское областное УФАС России, Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области
Третье лицо: АО "МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЭНЕРГОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ", АО "Мособлэнерго", Ростехнадзор, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)