Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 25 декабря 2003 г. N КА-А40/10704-03
(извлечение)
Префектура ЮЗАО г. Москвы обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения ИМНС РФ N 27 по ЮЗАО г. Москвы от 29.04.2003 г. N 18/03-35 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, взыскании не полностью уплаченных сумм налога и пени, а также требования от 29.04.2003 г. N 08/03-35 об уплате налоговой санкции.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 02.07.2003 г. по ходатайству Префектуры ЮЗАО г. Москвы к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент финансов г. Москвы.
Решением от 05.08.2003 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.10.2003 г. Арбитражного суда г. Москвы, требования Префектуры ЮЗАО г. Москвы удовлетворены.
Применив ст.ст. 7, 111, 238 НК РФ, судебные инстанции указали, что налогообложению не подлежат все виды установленных законодательством РФ и законодательными актами субъектов РФ компенсационных выплат, перечень которых не является закрытым и подлежит применению с учетом Закона РФ "Об основах государственной службы" от 31.07.1995 г. N 119-ФЗ и Закона г. Москвы "О государственной службе г. Москвы".
В кассационной жалобе ИМНС РФ N 27 по ЮЗАО г. Москвы просит отменить судебные акты в части удовлетворенных требований заявителя, посчитав их вынесенными с нарушением норм материального права.
Отзывов на кассационную жалобу от заявителя - Префектуры ЮЗАО г. Москвы и от третьего лица - Департамента финансов г. Москвы не представлено.
Выслушав представителя Инспекции, поддержавшего доводы жалобы, представителя Префектуры ЮЗАО г. Москвы, возражавшего против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах, проверив материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, оспариваемые требование и решение вынесены на основании акта выездной налоговой проверки от 07.04.2003 г. N 18/03-35 ДПС, в соответствии с которым установлено, что налогоплательщиком не начислен единый социальный налог с сумм компенсаций за неиспользованный отпуск работающим физическим лицам, а также с сумм компенсационных выплат за санаторно-курортные путевки и компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Как видно из содержания кассационной жалобы и уточнено представителем налогового органа, судебные акты обжалуются в части начисления единого социального налога с сумм компенсаций за неиспользованный отпуск работающим физическим лицам
В кассационной жалобе приводится довод о том, что ст. 238 НК РФ предусмотрен строго определенный перечень сумм, не подлежащих налогообложению, поэтому любые суммы, не поименованные в Налоговом кодексе РФ в качестве не подлежащих налогообложению, включаются в налоговую базу единого социального налога в общеустановленном порядке.
Данный довод противоречит буквальному содержанию приведенной статьи, поскольку в ней установлен не строго определенный перечень сумм, а "все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ)". При этом в статье перечисляется, с чем именно связаны эти компенсационные выплаты.
Приводя довод о необоснованности освобождения от обложения единым социальным налогом, налоговый орган ссылается на неправильное применение абзаца 6 подпункта 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, в котором установлены компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск.
Однако, как следует из заявления налогоплательщика, и как пояснил в заседании суда кассационной инстанции его представитель, выплата работникам компенсации за неиспользованный отпуск связана с выполнением работающими физическими лицами трудовых обязанностей, а не с увольнением работников. Освобождение от налогообложения такого вида компенсационных выплат предусмотрено абзацем 9 подпункта 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.
Кроме того, как указано в решении суда со ссылкой на письма УМНС РФ, ст. 238 НК РФ допускает разное толкование по вопросу обложения налогом компенсационных выплат, установленных трудовым законодательством и законодательством РФ о государственной службе.
Поскольку в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что налогоплательщик вправе не облагать единым социальным налогом компенсационные выплаты работникам за неиспользованный отпуск, и о необоснованном его привлечении к налоговой ответственности.
Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального права соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 АПК РФ, суд постановил:
решение от 05.08.03 и постановление апелляционной инстанции от 09.10.03 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу ИМНС РФ N 27 по ЮАО г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 декабря 2003 г. N КА-А40/10704-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании