Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 марта 2017 г. N Ф05-4173/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
09 декабря 2016 г. |
Дело N А41-76810/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Коновалова С.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Селезневым М.И.,
в судебном заседании участвуют представители:
от Комитета лесного хозяйства (Истринский филиал Государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес") (ИНН: 5024129468 ОГРН: 1125024004918) - Каплина О.В., представитель по доверенности от 22.12.2015 г
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области (ИНН: 7716642273 ОГРН: 1097746296977) Переплетова К.Ю., представитель по доверенности N Д107-622 от 02.12.2015,
от Администрации Истринского муниципального района Московской области -представитель не явился, извещен надлежащим образом,
Комитета по управлению имуществом Истринского муниципального района Московской области- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
ДНП "Пшеничный колосок+"(ИНН 5024092419,ОГРН:1075000011646) - Королёва М.А., представитель по доверенности от 15.02.2016 г.,
третьи лица:
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области,
Правительство Московской области- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
ДНП "Мансурово" (ИНН 5017085509,ОГРН:1105017000351) - Прохоров А.Е., представитель по доверенности от 01.07.2016,
Федеральное агентство лесного хозяйства (ИНН 7705598840)- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ИНН 7710256289) Смолина О.С., представитель по доверенности N 01-08-35/21989 от 11.09.2015,
Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (ИНН 7705782230) -представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Комитета лесного хозяйства (Истринский филиал Государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес"), Дачного некоммерческого партнерства "Мансурово" на решение Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2016 года по делу N А41-76810/14 принятое судьей Т.Ш.Кулматовым,
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области к Администрации Истринского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом Истринского муниципального района Московской области, дачному некоммерческому партнерству "Пшеничный колосок+" о признании договора аренды земельного участка недействительным, применении последствий недействительности ничтожной сделки,
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Правительство Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее -Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации Истринского муниципального района Московской области (далее - Администрация), Комитету по управлению имуществом Истринского муниципального района Московской области (далее-КУИ Истринского муниципального района), дачному некоммерческому партнерству "Пшеничный колосок+" (далее - ДНТ "Пшеничный колосок+") с требованиями о признании недействительным договора аренды земельного участка площадью 60 000 кв.м. с кадастровым номером 50:08:0060430:22, заключенный 24.04.2012 года между ДНП "Пшеничный колосок+" и Комитетом по управлению имуществом Истринского муниципального района Московской области и применении последствий недействительности ничтожной сделки, путем обязания ДНП "Пшеничный колосок+" передать земельный участок с кадастровым номером 50:08:0060630:22 в собственность Российской Федерации.
В качестве третьих лиц в деле принимали участие Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Правительство Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.03.2015 в удовлетворении иска было отказано.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А41-76810/14 по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции в порядке ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ.
Апелляционным судом были приняты к рассмотрению уточненные требования истцов:
- признать постановление Главы Истринского муниципального района Московской области от 09.12.2008 г. N 4473/12 "О предварительном согласовании места размещения объектов дачного строительства на земельном участке, находящемся в 1000 м северо-восточнее относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, сельское поселение Костровское, д. Мансурово, дом 31, недействительным;
- признать постановление Главы Истринского муниципального района от 16.12.2011 г. N 4478/12 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 60 000 кв.м. с кадастровым номером 50:08:0060430:22, местоположением примерно в 1000 м по направлению на северо-восток от ориентира - жилого здания, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Истринский район, сельское поселение Костровское, д. Мансурово, дом 31, недействительным;
- признать постановление Главы Истринского муниципального района Московской области от 09.03.2012 г. N 826/3 "О предоставлении дачному некоммерческому партнерству "Пшеничный колосок+" в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 60 000 кв.м. с кадастровым номером 50:08:0060430:22, местоположением примерно в 1000 м по направлению на северо-восток от ориентира - жилого здания, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Истринский район, сельское поселение Костровское, д. Мансурово, дом 31, недействительным;
- признать договор аренды земельного участка площадью 60 000 кв.м. с кадастровым номером 50:08:0060630:22 заключенный 24.04.2012 года между ДНП "Пшеничный колосок+" и Комитетом по управлению имуществом Истринского муниципального района Московской области недействительным;
- применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав ДНП "Пшеничный колосок+" передать земельный участок с КН 50:08:0060630:22 в собственность Российской Федерации;
- исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах и площади земельного участка площадью 60 000 кв.м. с кадастровым номером 50:08:0060430:22, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного строительства, находящемся в 1000 м северо-восточнее относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, сельское поселение Костровское, д. Мансурово, дом 31;
- истребовать из незаконного владения у ДНП "Пшеничный колосок+" часть земельного участка с кадастровым номером 50:08:0060630:22, расположенную на землях лесного фонда Истринского сельского участкового лесничества квартал 26 выдел 4, площадью 41 649 кв.м. в следующих координатах:
N |
X |
Y |
1. |
481869.22 |
1321021.23 |
2. |
481861.15 |
1321054.07 |
3. |
481788.43 |
1321104.76 |
4. |
481755.85 |
1321113.00 |
5. |
481735.18 |
1321117.21 |
6. |
481709.22 |
1321130.45 |
7. |
481698.41 |
1321137.99 |
8. |
481654.56 |
1321090.86 |
9. |
481645.04 |
1321086.30 |
10. |
481634.32 |
1321083.95 |
11. |
481613.23 |
1321111.03 |
12. |
481608.11 |
1321108.89 |
13. |
481523.58 |
1321027.00 |
14. |
481617.13 |
1320921.37 |
15. |
481622.54 |
1320922.12 |
16. |
481624.37 |
1320922.38 |
17. |
481656.01 |
1320968.71 |
18. |
481664.43 |
1320966.68 |
19. |
481665.10 |
1320967.01 |
20. |
481677.96 |
1320966.14 |
21. |
481689.96 |
1320962.26 |
22. |
481701.33 |
1320962.37 |
23. |
481712.18 |
1320965.37 |
24. |
481728.15 |
1320984.09 |
25. |
481750.42 |
1320968.79 |
26. |
481758.36 |
1320968.94 |
27. |
481782.60 |
1320994.98 |
28. |
481809.38 |
1320974.28 |
29. |
481815.47 |
1320971.77 |
30. |
481827.18 |
1320966.95 |
31. |
481856.39 |
1320986.95 |
32. |
481858.38 |
1320992.27 |
33. |
481857.95 |
1320993.34 |
34. |
481861.82 |
1321001.47 |
35 |
4811869.22 |
1321021.23 |
Апелляционный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица ДНП "Мансурово", в качестве соистца ТУ ФАУГИ в Московской области.
На основании определения апелляционного суда была проведена судебная землеустроительная экспертиза, выводы которой были положены в основу вынесенного постановления.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016 решение суда от 03.03.2015 было отменено, договор аренды признан недействительным, частично удовлетворено требование о применении последствий недействительности договора путем передачи ответчиком ДНП "Пшеничный колосок+" части земельного участка с КН 50:08:0060630:22 в определенных координатах.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 06.05.2016 решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
При новом рассмотрении дела судом первой инстанции истцы уточнили заявленные требования и просили:
- признать постановление Главы Истринского муниципального района Московской области от 09.12.2008 г. N 4473/12 "О предварительном согласовании места размещения объектов дачного строительства на земельном участке, находящемся в 1000 м северо-восточнее относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, сельское поселение Костровское, д. Мансурово, дом 31, недействительным;
- признать постановление Главы Истринского муниципального района от 16.12.2011 г. N 4478/12 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 60 000 кв.м. с кадастровым номером 50:08:0060430:22, местоположением примерно в 1000 м по направлению на северо-восток от ориентира - жилого здания, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Истринский район, сельское поселение Костровское, д. Мансурово, дом 31, недействительным;
- признать постановление Главы Истринского муниципального района Московской области от 09.03.2012 г. N 826/3 "О предоставлении дачному некоммерческому партнерству "Пшеничный колосок+" в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 60 000 кв.м. с кадастровым номером 50:08:0060430:22, местоположением примерно в 1000 м по направлению на северо-восток от ориентира - жилого здания, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Истринский район, сельское поселение Костровское, д. Мансурово, дом 31, недействительным;
- признать договор аренды земельного участка площадью 60 000 кв.м. с кадастровым номером 50:08:0060630:22 заключенный 24.04.2012 года между ДНП "Пшеничный колосок+" и Комитетом по управлению имуществом Истринского муниципального района Московской области недействительным;
- исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах и площади земельного участка площадью 60 000 кв.м. с кадастровым номером 50:08:0060430:22, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного строительства, находящемся в 1000 м северо-восточнее относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, сельское поселение Костровское, д. Мансурово, дом 31,
- истребовать из незаконного владения у ДНП "Пшеничный колосок+" часть земельного участка с кадастровым номером 50:08:0060630:22, расположенную на землях лесного фонда Истринского сельского участкового лесничества квартал 26 выдел 4, площадью 41 649 кв.м. в следующих координатах:
N |
X |
Y |
1. |
481869.22 |
1321021.23 |
2. |
481861.15 |
1321054.07 |
3. |
481788.43 |
1321104.76 |
4. |
481755.85 |
1321113.00 |
5. |
481735.18 |
1321117.21 |
6. |
481709.22 |
1321130.45 |
7. |
481698.41 |
1321137.99 |
8. |
481654.56 |
1321090.86 |
9. |
481645.04 |
1321086.30 |
10. |
481634.32 |
1321083.95 |
11. |
481613.23 |
1321111.03 |
12. |
481608.11 |
1321108.89 |
13. |
481523.58 |
1321027.00 |
14. |
481617.13 |
1320921.37 |
15. |
481622.54 |
1320922.12 |
16. |
481624.37 |
1320922.38 |
17. |
481656.01 |
1320968.71 |
18. |
481664.43 |
1320966.68 |
19. |
481665.10 |
1320967.01 |
20. |
481677.96 |
1320966.14 |
21. |
481689.96 |
1320962.26 |
22. |
481701.33 |
1320962.37 |
23. |
481712.18 |
1320965.37 |
24. |
481728.15 |
1320984.09 |
25. |
481750.42 |
1320968.79 |
26. |
481758.36 |
1320968.94 |
27. |
481782.60 |
1320994.98 |
28. |
481809.38 |
1320974.28 |
29. |
481815.47 |
1320971.77 |
30. |
481827.18 |
1320966.95 |
31. |
481856.39 |
1320986.95 |
32. |
481858.38 |
1320992.27 |
33. |
481857.95 |
1320993.34 |
34. |
481861.82 |
1321001.47 |
35 |
4811869.22 |
1321021.23 |
- установить границы земельного участка лесного фонда квартал 26 выдел 4 Истринского сельского участкового лесничества общей площадью 83 055 кв.м. в следующих координатах:
N |
X |
Y |
1 |
481869.22 |
1321021.23 |
2 |
481861.15 |
1321054.07 |
3. |
481776.28 |
1321113.23 |
4. |
481776.74 |
1321124.67 |
5. |
481780.73 |
1321138.01 |
6. |
481742.82 |
1321158.94 |
7. |
481717.68 |
1321158.71 |
8. |
481654.56 |
1321090.86 |
9. |
481645.04 |
1321086.30 |
10. |
481634.32 |
1321083.95 |
11 |
481613.23 |
1321111.03 |
12 |
481608.11 |
1321108.89 |
13. |
481414.99 |
1320921.81 |
14 |
481383.38 |
1320934.50 |
15. |
481380.75 |
1320938.19 |
16. |
481357.46 |
1320973.23 |
17. |
481261.60 |
1320946.04 |
18. |
4811279.84 |
1320919.82 |
19. |
481308.33 |
1320900.06 |
20. |
481315.36 |
1320900.52 |
21. |
481318.75 |
1320880.82 |
22. |
481338.88 |
1320869.60 |
23. |
481368.31 |
1320864.59 |
24. |
481479.26 |
1320766.60 |
25. |
481486.58 |
1320766.32 |
26. |
481494.01 |
1320773.28 |
27. |
481541.64 |
1320875.39 |
28. |
481567.19 |
1320909.20 |
29. |
481588.24 |
1320929.24 |
30. |
481596.57 |
1320929.46 |
31. |
481608.27 |
1320922.75 |
32. |
481614.82 |
1320921.03 |
33 |
481630.26 |
1320923.21 |
34 |
481641.75 |
1320931.85 |
35. |
481652.51 |
1320956.11 |
36 |
481656.35 |
1320962.71 |
37. |
481665.10 |
1320967.01 |
38 |
481677.96 |
1320966.14 |
39 |
481689.96 |
1320962.26 |
40 |
481701.33 |
1320962.37 |
41 |
481720.65 |
1320967.71 |
42 |
481752.33 |
1320968.86 |
43 |
481771.43 |
1320969.11 |
44 |
481794.08 |
1320976.61 |
45 |
481803.76 |
1320976.59 |
46 |
481827.18 |
1320966.95 |
47 |
481856.39 |
1320986.95 |
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2016 года по делу N А41-76810/14 в удовлетворении исковых требований отказано (т. 9 л.д. 211-219).
Не согласившись с указанным судебным актом, ТУ ФАУГИ в Московской области, Комитет, ДНП "Мансурово" обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители истца и ДНП "Мансурово" доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители ДНП "Пшеничный колосок+" и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации против удовлетворения апелляционных жалоб возражали, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Апелляционные жалобы рассмотрены в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Администрации Истринского муниципального района Московской области, Комитета по управлению имуществом Истринского муниципального района Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Правительства Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства, Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 09 декабря 2008 года Постановлением Главы Истринского района N 4473/12 на основании обращения ДНП "Пшеничный колосок+" была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 60 000 кв.м., находящегося в 1000 м северо-восточнее относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, с.п. Костровское, д. Мансурово, д. 31; было предварительно согласовано место размещения объектов дачного строительства в соответствии с актом комиссии по выбору и схемой расположения данного земельного участка, из земель государственной собственности, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" (том 1 л.д.12).
В целях постановки участка на кадастровый учет кадастровым инженером МУП "ЛИМБ" был подготовлен межевой план с описанием и чертежом земельных участков, описанием границ, абрисами узловых и поворотных точек границ, Актом установления и согласования границ земельного участка
Образованный земельный участок 07 апреля 2009 года был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:08:0060430:22 (том 1 л.д.18).
Согласно кадастровой выписке на данный участок, он имеет местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилое здание, участок находится примерно в 1000 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: Московская область, Истринский район, с.п. Костровское, д.Мансурово, д. 31; площадь 60000 кв.метров.
Постановлением Главы Истринского района от 16.12.2011 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка категории "земли сельскохозяйственного назначения" - "для ведения дачного строительства".
09 марта 2012 года Главой Истринского района принято постановление N 826/3 о предоставлении земельного участка с КН 50:08:0060430:22 в аренду ДНП "Пшеничный колосок+". 24.04.2012 между КУИ Истринского района (арендодатель) и ДНП "Пшеничный колосок+" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка с КН 50:08:0060430:22 площадью 60000 кв.м. категории "земли сельскохозяйственного назначения", для ведения дачного строительства, сроком с 24.04.2012 по 23.04.2061.
На основании постановления Главы Истринского района от 09.03.2012 N 826/3 между КУИ Истринского района (арендодатель) и ДНП "Пшеничный колосок+" (арендатор) был заключен договор аренды от 24.04.2012 земельного участка с КН 50:08:0060430:22 площадью 60000 кв.м. категории "земли сельскохозяйственного назначения", для ведения дачного строительства, сроком с 24.04.2012 по 23.04.2061 (том 1 л.д.16).
Как указывает Комитет, в рамках проверки соблюдения лесного законодательства, путем изучения картографических материалов лесоустройства, было установлено, что спорный земельный участок занимает собой часть квартала 26 выдел 4 Истринского сельского участкового лесничества.
Согласно справке Московского филиала государственной инвентаризации лесов ФГУП "Рослесинфорг" (филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект") Федерального агентства лесного хозяйства по вопросу пространственного размещения 12 А41-76810/14 и внешних границ земельного участка площадью 60000 кв.м. с КН 50:08:0060430:22, установлено, что часть площади данного участка, а именно 4,1144 га, накладывается на земли лесного фонда, квартал 26 Истринского сельского участкового лесничества Истринского лесничества ГКУ МО "Мособллес" Комитета лесного хозяйства Московской области (том 1 л.д.31).
Права на лесной участок категории "земли лесного фонда" по адресу: Истринский район, Истринское лесничество, Истринское сельское участковое лесничество, включающий в себя квартал 26, 19 марта 2009 года зарегистрированы за Российской Федерации, условный номер участка 50-50-98/001/2009-242 (том 1 л.д.17).
Кроме того, Комитетом представлены чертеж лесного участка, План лесных участков Истринского района по состоянию на 2005-2008 годы, Таксационное описание по состоянию на 01.01.2007, выписка из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах, из которых, по его мнению, следует нахождение на спорной территории (частично) земель лесного фонда (защитных лесов) (том 1 л.д.33-38).
Ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 50:08:0060430:22 имеет наложения на земли лесного фонда, Комитет лесного хозяйства Московской области и ТУ ФАУГИ в Московской области обратились в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ТУ Росимущества в Московской области и Комитетом был нарушен срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для оспаривания постановлений N 4473/12 от 09.12.2008, N 4478 от 16.12.2011 и N 826/3 от 09.03.2012.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что при постановке спорного земельного на кадастровый учет его границы были согласованы со смежными землепользователями, границы земельного участка являются установленными, право собственности на земельный участок зарегистрировано за ответчиком в установленном порядке.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционных жалобах ТУ Росимущества в Московской области и Комитет лесного хозяйства, и ДНП "Мансурово" указывают на то, что представленные доказательства подтверждают отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции обоснованными в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями. Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Истцами заявлены требования о признании недействительными постановлений Главы Истринского муниципального района Московской области от 09.12.2008 N 4473/12 "О предварительном согласовании места размещения объектов дачного строительства на земельном участке, находящемся в 1000 м. северо-восточнее относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, сельское поселение Костровское, д. Мансурово, дом 31, недействительным, от 16.12.2011 N 4478/12 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 60000 кв.м. с кадастровым номером 50:08:0060430:22, местоположением примерно в 1000 м. по направлению на северо-восток от ориентира - жилого здания, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Истринский район, сельское поселение Костровское, д. Мансурово, дом 31 и от 09.03.2012 N 826/3 "О предоставлении дачному некоммерческому партнерству "Пшеничный колосок+" в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 60000 кв.м. с кадастровым номером 50:08:0060430:22, местоположением примерно в 1000 м по направлению на северо-восток от ориентира - жилого здания, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Истринский район, сельское поселение Костровское, д. Мансурово, дом 31.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Оспариваемые ненормативные правовые акты были приняты 09.12.2008, 16.12.2011 и 09.03.2012.
Комитет обратился за судебной защитой 04.12.2014. Как указал Комитет, о нарушении своих прав вышеуказанными постановлениями он узнал из письма филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект" от 03.06.2014. Таким образом, Комитет обратился в арбитражный суд с требованиями о признании постановлений Администрации недействительными с нарушением трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Теруправление Росимущества в Московской области было привлечено к участию в деле в качестве соистца (созаявителя) 01.12.2015, предъявив соответствующие требования лишь 12.01.2016.
В тоже время Теруправление Росимущества в Московской области было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, 05.12.2014. Об обжалуемых ненормативных правовых актах ТУ Росимущества в Московской области могло узнать, получив 12.01.2015 исковое заявление Комитета.
Следовательно, ТУ Росимущества в Московской области также был нарушен срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пропуск указанного срока является самостоятельным основанием доля отказа в требованиях.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что требования Комитета и Теруправления Росимущества в Московской области о признании незаконным постановлений N 4473/12 от 09.12.2008, N 4478 от 16.12.2011 и N 826/3 от 09.03.2012 заявлены с пропуском срока на их обжалование
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В пункте 32 Постановления N 10/22 разъяснено, что, применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности (или иного вещного права) на истребуемую вещь, утрата фактического владения вещью, возможность выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическое нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора. Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков.
В соответствии с пунктом 36 Пленума, лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Объектом виндикации во всех случаях может быть только индивидуально-определенная вещь, существующая в натуре, поскольку истребование имущества в натуре означает возвращение того же имущества собственнику, при этом по правилам ст. 65 АПК РФ бремя доказывания обстоятельств, подтверждающих нахождение индивидуально-определенного имущества в чужом незаконном владении, возлагается на лицо, заявившее виндикационный иск.
Ответчиком по виндикационному требованию является незаконный владелец, фактически обладающий имуществом (вещью) на момент предъявления требования без надлежащего правового основания либо по порочному основанию приобретения.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2011 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП.
При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Согласно ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) объектами земельных отношений являются земельные участки. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ст. 11.1 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок), кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.
В соответствии со ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Так, в силу ст. 22, ст. 38 закона N 221-ФЗ, необходимым для кадастрового учета документами является межевой план, представляющий собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии со ст.ст. 5,7 закона N 221-ФЗ, сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, государственный кадастровый номер, описание местоположения границ, сведения о лесах, водных объектах, природных объектах, категория земель и вид его разрешенного использования, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату подачи иска) закреплено, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В соответствии со статьей 7 закона N 221-ФЗ, одной из уникальных характеристик земельного участка является описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно статье 35 закона N 221-ФЗ кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании договора подряда, а в случаях, предусмотренных законодательством, на основании определения суда. В соответствии со статьей 38 закона N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно- правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 7). Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (часть 8).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 9).
Согласно статье 39 Закона о кадастре недвижимости местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для предоставления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ. Как установлено в частях 4 и 5 статьи 40 названного закона, если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 06.09.2011 N 4275/11, если кадастровые работы уже выполнены и их результаты представлены в суд в виде межевого плана с актом согласования местоположения внутренних границ земельных участков, образуемых в границах ранее поставленного на кадастровый учет исходного земельного участка, подписанным всеми собственниками объектов недвижимости, суд принимает решение в соответствии с результатами таких кадастровых работ.
Если кадастровые работы не проводились, либо проводились по инициативе одного или нескольких собственников объектов недвижимости, но границы между образуемыми земельными участками не были согласованы, суд вправе сам назначить проведение кадастровых работ применительно к правилам, предусмотренным статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для назначения экспертизы.
Если по результатам кадастровых работ, проведенных по инициативе сторон или назначенных судом, акт согласования местоположения границ подписан не всеми собственниками объектов недвижимости, в том числе по причине их ненадлежащего извещения, или подписан с возражениями, суд при рассмотрении этого же дела должен разрешить возникший земельный спор по границам (статья 40 Закона о кадастре недвижимости).
Резолютивная часть решения суда по любому делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков (раздел, выдел, недействительность сделки) должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в кадастр недвижимости в силу пункта 1 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости: площадь и текстовое описание местоположения границ вновь образуемых в результате раздела (выдела) земельных участков, а также указание на соответствующий межевой план как неотъемлемую часть решения.
Таким образом, в случае невозможности определить часть наложения границ земельных участков, суд вправе ее определить по результатам проведения компетентным лицом в установленном порядке кадастровых работ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, требование об установлении границ земельного участка является спором о праве. Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
По таким искам ответчиком является смежный землепользователь, поскольку в рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.
Неразрешенные споры относительно границ земельного участка подлежат рассмотрению в установленном законом порядке.
Порядок проведения кадастрового учета образованных земельных участков предусмотрен законом N 221-ФЗ. В статье 22 названного закона установлен перечень представляемых на кадастровый учет документов. В числе документов указан межевой план, с приложением акта согласования границ земельного участка. Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета.
Согласно материалам дела, (кадастровое дело, кадастровая выписка) на земельный участок с КН 50:08:0060430:22, он обладает следующими характеристиками: площадь 60000 кв.метров, местоположение в 1000 м северо-восточнее относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, с.п. Костровское, д. Мансурово, д. 31, категория "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для дачного строительства".
Границы участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судом проверены обстоятельства постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:08:0060430:22, согласования границ между смежными землепользователями, и установлено, что данный участок поставлен на кадастровый учет надлежащим образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В кадастровом деле на данный участок имеется Акт установления и согласования его границ. Согласно указанному акту и приложенной к нему Схеме границ земельного участка, спорный участок граничит с земельным участком с КН 50:08:0060430:17, относящимся к землям сельскохозяйственного производства и в находящимся в неразграниченной государственной собственности, поставленным на кадастровый учет 20.08.2007, и с землями перераспределения.
В Акте имеются подписи руководителей органов местного самоуправления - Главы с.п.Костровское и зам.главы администрации Истринского района. В акте указано, что споров по границам участка нет
Судом установлено, что комиссией при Администрации Истринского района был произведен выбор земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения под дачное строительство членов ДНП "Пшеничный колосок+" на основании обращения партнерства, составлен акт выбора земельного участка. Постановлением администрации от 09.12.2008 N 4473/12 (л.д.12) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовано место размещение объектов дачного строительства на участке площадью 60000 кв.метров.
В установленном законом порядке участок был поставлен на кадастровый учет, ему был присвоен кадастровый номер 50:08:0060430:22.
При этом, кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:08:0060430:22 не оспорен, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
09 марта 2012 года Администрацией Истринского района вынесено постановление о предоставлении ДНП "Пшеничный колосок+" указанного земельного участка в аренду, и 24 апреля 2012 года заключен оспариваемый договор аренды сроком на 49 лет, зарегистрирован 10 августа 2012 года. Ненормативные правовые акты Администрации Истринского района и кадастрового органа о формировании, постановке на кадастровый учет и предоставлении спорного земельного участка, в соответствии с законодательством Российской Федерации незаконным не признаны.
Права на лесной участок категории "земли лесного фонда" по адресу: Истринский район, Истринское лесничество, Истринское сельское участковое лесничество, включающий в себя квартал 26, были зарегистрированы 19.03.2009 за Российской Федерацией, условный номер участка 50-50- 98/001/2009-242.
Участок лесного фонда (квартал 26 Истринского сельского участкового лесничества), с которым, по мнению истцов, имеется пересечение земельного участка с КН 50:08:0060430:22, на кадастровый учет не поставлен, границы его не определены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что земельный участок с условным номером 50-50-98/001/2009- 242, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, является ранее учтенным, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем, невозможно сделать вывод о наложении части указанного земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0060430:22.
ДНП "Пшеничный колосок+" в материалы дела представлены доказательства в подтверждение того факта, что территория, из которой в 2008 году был образован земельный участок с кадастровым номером 50:08:0060430:22, не граничит с землями Гослесфонда. Указанное подтверждается приложенной к Акту согласования границ образуемого земельного участка Схемой границ земельного участка, содержащейся в межевом плане Схемой расположения земельного участка (том 8), составленными в 2007 году, а также Кадастровым планом территории кадастрового квартала 50:08:0060430 от 01 сентября 2016 года (далее также кадастровый план от 01.09.2016), выданным ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области.
В соответствии со схемой, приложенной к кадастровому плану от 01.09.2016, спорный участок с КН 50:08:0060430:22 окружен с одной стороны дорогой, с других сторон - землей, не состоящей на кадастровом учете. Через дорогу от участка находится земельный участок с КН :74, через земли, не состоящие на кадастровом учете, находится поставленный на кадастровый учет земельный массив с КН :325.
В кадастровом плане от 01.09.2016 перечислены кадастровые номера земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 50:08:0060430.
В графе номера по порядку за N 13 в данном плане указан спорный земельный участок с КН 50:08:0060430:22, а в графе за N 100 земельный участок с КН 50:08:0000000:325, относящийся к участкам лесного фонда и имеющий адрес Московская область, Истринский район, Истринское лесничество, Новоирусалимское участковое лесничество, Чеховский л/т участок, квартал 23.
При сопоставлении указанных официальных схем (2007 года и 2016 года) усматривается, что между спорным земельным участком и землями лесного фонда имеется земля, не поставленная на кадастровый учет. Т.е. не только не имеется пересечения их границ, но они и не соприкасаются между собой, не имеют общих границ, не являются смежными участками.
Согласно Техническим заключениям ГЛП "Московское государственное лесоустроительное предприятие "Мослеспроект" (прежнее название филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект") от 01.12.2006 N N 288, 289 по натурному обследованию двух земельных участков площадью по 3,0 га, на территории которых образован спорный земельный участок, и согласно которым, вся площадь указанных участков находится в ведении администрации Истринского района и входит в состав земель сельскохозяйственного назначения, обследуемая территория граничит со всех сторон с землями сельскохозяйственного назначения, общих границ с землями лесного фонда участки не имеют, а также Актам натурного технического обследования земельных участков от 01.12.2006, составленным ФГУП "Мослеспроект", где указано, что данные участки расположены на землях сельскохозяйственного назначения, входящих в фонд перераспределения, находящегося в ведении администрации Истринского района Московской области, участки граничат со всех сторон с землями сельскохозяйственного назначения, чертежам ФГУП "Мослеспроект", подготовленным в 2006 году, где отмечено, что данные земельные участки относятся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения".
Из представленных в материалы дела документов (Почвенная карта совхоза "Костровский" Истринского района Московской области, подготовленная в 1979 году институтом Центргипрозем Министерства сельского хозяйства РСФСР, Проект внутрихозяйственного землеустройства совхоза "Костровский" Истринского района Московской области, подготовленный объединением Росземпроект институтом Центргипрозем Министерства сельского хозяйства РСФСР и утвержденный исполкомом Истринского городского Совета народных депутатов (Решение N 97-3 от 12.02.1980), Планшет ВИСХАГИ Р-47-82-А-Г-3 (2726) на земли совхоза "Костровский" Истринского района Московской области, 1993) следует, что ранее спорный земельный участок входил в состав земель совхоза "Костровский" Истринского района Московской области с категорией земли сельскохозяйственного назначения".
В соответствии со статьей 4 Земельного кодекса РСФСР вся земля в РСФСР входила в состав единого государственного земельного фонда, который в соответствии с основным целевым назначением земель состоял из: земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных в пользование колхозам, совхозам и другим землепользователям для сельскохозяйственных целей; земель населенных пунктов; земель государственного лесного фонда и др.
Перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства или осуществлением лесного пользования производится в исключительных случаях исполнительным органом власти Российской Федерации (статья 37 Лесного кодекса РСФСР).
Доказательств того, что в соответствии с требованиями статьи 116 Лесного кодекса РСФСР территория, из которой образован спорный земельный участок или ее часть в период действия названного Закона находилась на учете государственного лесного кадастра, принятия уполномоченным государственным органом решения о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда в материалах дела не имеется.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель из одной категорию в другую, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 172- ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Поскольку спорный земельный участок до проведения лесоустроительных работ относился к категории земель сельскохозяйственного назначения, исследованию подлежали обстоятельства его перевода в категорию "земли лесного фонда" в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (статья 2, часть 4 статьи 3), законность/незаконность в связи с этим оснований приобретения Российской Федерации права собственности на часть земельного участка с условным номером 50-50-98/001/2009-242 площадью 4,1144 га, на которую, по утверждению истца, имеется наложение границ земельного участка ответчика. Доказательств такого перевода на спорной территории земель лесного фонда в нелесные или нелесных земель в земли лесного фонда - не представлено.
Комитет и ТУ ФАУГИ, ставя вопрос о незаконном образовании спорных земельных участках на землях лесного фонда, ссылаются на свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, в т.ч. квартал 26 Истринского сельского участкового лесничества в Истринском лесничестве Истринском районе Московской области, План лесных участков Истринского района Московской области по состоянию на 2005- 2008 гг., подготовленный Центральным филиалом ФГУП "Рослесинфорг" "Центрлеспроект", Таксационное описание по состоянию на 01.01.2007, выписку из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах от 27.11.2015, письмо Рослесинфорга о фактическом наложении части спорного земельного участка (4,1144 га) на земли лесного фонда, и заключение судебной землеустроительной экспертизы от 01.08.2015.
Истцы считают, что указанные документы являются доказательствами того, что участок лесного фонда существовал еще в 2005 году, в то время как спорный земельный участок сформирован на его территории позже, в 2008-2009 годах.
Представленные в дело экспертное экспертное заключение (том 5 л.д. 4-33), выполненное ООО "ПИП "ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ" а также указанные выше документы, оценены судом первой инстанции как ненадлежащие доказательства, поскольку в настоящее время отсутствуют необходимые первичные документы, которыми можно подтвердить изменение категории спорных земель с сельскохозяйственного назначения на земли лесного фонда.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истцами не доказаны обстоятельства, на которые они ссылаются, а именно, что спорный земельный участок сформирован на землях лесного фонда и имеется пересечение границ участка лесного фонда и спорного земельного участка.
Доводы изложенные в апелляционных жалобах, отклоняются по следующим основаниям.
В силу статьи 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 ЛК РФ).
В соответствии со статьями 67, 68, 69 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В случае если допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (статья 4.4 Федерального закона N 201-ФЗ).
Таким образом, в силу статей 4.2 и 4.4 закона о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, с помощью которых можно произвести их идентификацию.
Между тем сами по себе материалы лесоустройства не являются достаточными доказательствами принадлежности спорного земельного участка именно к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Указанный правовой вывод следует из названных норм лесного законодательства и подтверждается судебной практикой, в частности постановлением Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 N 10520/09 по делу N А55-11287/2008.
Отсутствие наложений границ спорного земельного участка, принадлежащего на праве собственности обществу, на земли лесного фонда подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, согласно которому границы участка были установлены и согласованы с участием собственников, владельцев и пользователей смежных земельных участков.
Кроме того, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Данный вывод подтверждается позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 22.05.2012 N 16576/11 по делу N А55-19694/2010.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 50:08:0060630:22 отнесен к категории "земли сельскохозяйственного назначения" и не является земельным участком лесного фонда.
Доводы заявителей, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Доводы заявителей апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2016 года по делу N А41-76810/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-76810/2014
Истец: Комитет лесного хозяйства (Истринский филиал Государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес")
Ответчик: ДНП "Пшеничный колосок+"
Третье лицо: Правительство Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Администрация Истринского муниципального района в Московской области, Дачное некоммерческое партнерство "Мансурово", ДНП "Пшеничный колосок ", ДНП "Пшеничный колосок+", Комитет по управлению имуществом Истринского муниципального района Московской области
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4173/16
09.12.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16844/16
13.10.2016 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-76810/14
06.05.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4173/16
19.01.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2672/15
03.03.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-76810/14