Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23 марта 2017 г. N Ф06-19094/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
12 декабря 2016 г. |
Дело N А65-13908/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Меликян О.В., с участием:
Носенко Павла Юрьевича не явился, извещен,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представителя Шигабетдинова Р.Р. (доверенность от 15.04.2016 N 20),
общества с ограниченной ответственностью "МОНОЛИТ" - представитель не явился, извещено,
Новиков Сергей Викторович - не явился, извещен,
общества с ограниченной ответственностью "0116" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 декабря 2016 года апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 сентября 2016 года по делу N А65-13908/2016 (судья Ситдиков Б.Ш.), принятое по заявлению Носенко Павла Юрьевича, Республика Татарстан, г.Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, общество с ограниченной ответственностью "МОНОЛИТ", Республика Татарстан, г.Казань, Новиков Сергей Викторович, Республика Татарстан, г.Казань, общество с ограниченной ответственностью "0116", Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Директор общества с ограниченной ответственностью "Монолит" Носенко Павел Юрьевич (далее - заявитель, Носенко П.Ю.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, регистрирующий орган) о признании незаконным решения 17076 А от 05.04.2016 об отказе в государственной регистрации.
Определением суда первой инстанции в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан), общество с ограниченной ответственностью "МОНОЛИТ", Новикова С.В., общество с ограниченной ответственностью "0116" (далее - ООО "0116").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.09.2016 по делу N А65-13908/2016 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан N 17076А от 05 апреля 2016 года. Взыскал с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, зарегистрированной по адресу: 420054, г.Казань, РТ, ул.Кулагина, д.1, ОГРН 1061684102204, ИНН 1659068482, дата регистрации - 25.12.2006, в пользу Носенко Павла Юрьевича, 21.10.1979 года рождения, место рождения: г. Казань, зарегистрированного по адресу: 420012, г.Казань, РТ, ул.Маяковского, д.4А, кв.31, ИНН 166007979958 расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 коп.(т.2 л.д.46-52).
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.64-65), ссылаясь на то, что выход Новикова С.В. 29.12.2015 недопустим в соответствии с пунктом 2 статьи Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), согласно которому выход единственного участника общества из общества не допускается, что является основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с пп. "е" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ. Документы в связи с увеличением уставного капитала общества "МОНОЛИТ" до 11 000 рублей за счет вклада третьего лица - ООО "0116" (ОГРН 1151690103872) были представлены в регистрирующий орган 19.03.2016. При этом в листе Е (Сведения об участнике - физическом лице) заявления по форме N Р13001, представленного в регистрирующий орган 19.03.2016, на Новикова СВ. указано цифровое значение "3" - "внесение изменений в сведения об участнике". Заявитель - Носенко Павел Юрьевич в листе "М" заявления страница 3 соей подписью подтверждает, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, заявлении, достоверны. Таким образом, заявитель Носенко Павел Юрьевич (директор ООО "МОНОЛИТ") сам подтвердил, что 19.03.2016 Новиков С.В. еще являлся участником ООО "МОНОЛИТ".
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо УФНС России по Республике Татарстан поддержало апелляционную жалобу инспекции.
Определением председателя третьего судебного состава от 07 декабря 2016 года дело N А65-13908/2016 перераспределено от судьи Кувшинова В.Е. в связи с его болезнью судье Филипповой Е.Г.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя и представителей регистрирующего органа, третьих лиц ООО "0116", ООО "МОНОЛИТ", Новикова С.В., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель УФНС России по Республике Татарстан поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя УФНС России по Республике Татарстан, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, от ООО "Монолит" в регистрирующий орган 29.03.2016 поступили документы, предусмотренные п.2 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ, для внесения в ЕГРЮЛ сведений о выходе из состава участников общества Новикова С.В. По результатам рассмотрения представленных документов 05.04.2016 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 18 по РТ вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица за N 17076А, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ в связи с непредставлением заявителем определенных Федеральным законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
Документы признаны не представленными в связи с тем, что неправомерно представлено заявление о выходе из общества Новикова С.В. от 29.12.2015, поскольку изменения касающиеся увеличения уставного капитала путем внесения вклада третьего лица в уставной капитал общества представленные заявлением по форме Р13001, на момент принятия решения о выходе Новикова С.В. из общества, не были внесены в ЕГРЮЛ.
Как следует из пояснений заявителя со ссылкой на пункт 16 постановления Пленума Верховного суда РФ N 90, Пленума ВАС РФ N 14 от 09.12.1999 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", "исходя из пункта 2 статьи 26 Закона подача заявления участником общества порождает правовые последствия, предусмотренные этой нормой", а не акт фиксации в ЕГРЮЛ, поскольку выход из общества - это односторонняя сделка. Единственно допустимым доказательством недействительности сделки - заявления о выходе - может являться вступившее в законную силу решение компетентного суда, а не смелые предположения регистрирующего органа.
По мнению заявителя, обжалуемым решением нарушены не только права неопределенного круга лиц, до сих пор полагающихся на недостоверные сведения об обществе, но и имущественные права Носенки Павла Юрьевича, в протоколе N 220 об административном правонарушении от 26.05.2016 налоговым органом утверждается, что им совершено административное правонарушение - предоставление недостоверных сведений, за которое частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность в виде штрафа.
Заявитель также считает, что обжалуемое решение противоречит общей практике применения регистрирующим органом законодательства о государственной регистрации, нарушает конституционные принципы правового государства и вытекающие из них требования определенности, непротиворечивости, недвусмысленности и полноты регламентации регистрационных процедур и установленного порядка деятельности публично-властных субъектов.
Согласно статье 2 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Согласно пункту 2 статьи Федерального закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
Пунктом 1 статьи 8, пункт 3 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что решение о государственной регистрации либо решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Перечень оснований для отказа в государственной регистрации закреплен статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа явилось непредставление заявителем определенных Федеральным законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
В регистрирующий орган от Носенко Павла Юрьевича 29.03.2016 в отношении ООО "Монолит" поступили документы, предусмотренные п.2 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ, а именно:
1) заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц по форме Р14001 (вх.N 17076А), подписанное заявителем Носенко Павлом Юрьевичем. К представленному заявлению были приложены лист "Д" (сведения об участнике - физическом лице) заявления на Новикова Сергея Викторовича с указанием в разделе 1 (причина внесения сведения) цифрового значения 2 (внесение сведений о прекращении участия);
2) заявление о выходе из общества от Новикова С.В. от 29.12.2015 с отметкой получения его обществом в лице директора Носенко П.Ю. от 29.12.2015.
По результатам рассмотрения представленных документов налоговый орган посчитал, что заявление о выходе из общества Новикова С.В. от 29.12.2015 представлено неправомерно, поскольку изменения, касающиеся увеличения уставного капитала путем внесения вклада третьего лица, в уставной капитал общества, представленные с заявлением по форме Р13001, на момент принятия решения о выходе Новикова С.В. из Общества, не были внесены в ЕГРЮЛ.
В Инспекцию 19.03.2016 (вх.N 14638А) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО "Монолит", были представлены документы, предусмотренные п.1 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ.
Документы были представлены, в том числе, в связи с увеличением уставного капитала общества до 11 000 руб. за счет вклада третьего лица - ООО "0116". На момент подачи документов - 19.03.2016 - ООО "Монолит" состояло из одного участника - Новикова С.В.
По результатам рассмотрения представленных документов и при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ, 25.03.2016 инспекцией в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о внесении изменений в сведения о юридическом лице, вносимых в учредительные документы юридического лица, за государственным регистрационным номером записи 2161690521848.
Таким образом, с 25.03.2016, ООО "Монолит" состоит из двух участников: 1) ООО "0116" - доля в уставном капитале 1 000 руб. (1/11); 2) Новикова С.В. - доля в уставном капитале 10 000 руб. (10/11).
В соответствии с абз.2 п.4 ст. 12 Федерального закона N 14-ФЗ от 08.02.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ) изменения, внесенные в устав общества, подлежат государственной регистрации.
Согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 12 Федерального закона N 14-ФЗ изменения, внесенные в устав общества, приобретают силу для третьих лиц (в том числе и для регистрирующих налоговых органов) с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию.
Федеральным законом N 14-ФЗ (абз.3 п.п.2.1 п.2 ст. 19) установлено, что изменения, связанные с увеличением уставного капитала приобретают силу с момента их государственной регистрации.
По мнению регистрирующего органа, изменения состава участников общества приобретают силу с момента их государственной регистрации, то есть с 25.03.2016, в связи с чем именно с 25.03.2016 общество состоит из двух участников: ООО "0116" и Новикова С.В.
По состоянию на 29.12.2015, Новиков С.В. являлся единственным участником ООО "Монолит". Поэтому регистрирующий орган считает, что выход Новикова С.В. 29.12.2015 недопустим в соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона N 14-ФЗ, согласно которому выход единственного участника общества из общества не допускается, что является основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с подп. "е" п.1 ст.23 Федерального закона N 129-ФЗ.
В соответствии со ст.1 Федерального закона N 14-ФЗ настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.
Решение о создании юридического лица сопровождается утверждением устава общества. Устав общества - зарегистрированный и утвержденный в установленном законом порядке документ, свод положений, правил деятельности юридического лица, определяющий его структуру, устройство, виды деятельности, отношения с другими лицами и государственными органами, права и обязанности.
Согласно ст.21 Федерального закона N 14-ФЗ переход доли или части доли в уставном капитале общества к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам осуществляется на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании. Участник общества вправе продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или части доли в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества. Согласие других участников общества или общества на совершение такой сделки не требуется, если иное не предусмотрено уставом общества.
Продажа либо отчуждение иным образом доли или части доли в уставном капитале общества третьим лицам допускается с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, если это не запрещено уставом общества. Доля участника общества может быть отчуждена до полной ее оплаты только в части, в которой она оплачена. При этом сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение нотариальной формы указанной сделки влечет за собой ее недействительность. Доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, либо в случаях, не требующих нотариального удостоверения, с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующих изменений на основании правоустанавливающих документов.
В соответствии с п.1 ст.94 ГК РФ, п.1 ст.26 Федерального закона N 14-ФЗ участник общества вправе выйти из него путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников, если это предусмотрено уставом общества.
В рассматриваемом случае уставом общества предусмотрено право участника общества выйти из общества в любое время независимо от согласия других его участников.
Согласно п.16 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 09.12.1999 N 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Пленум N 90/14) основанием для перехода доли участника, который намерен выйти из общества, является заявление о выходе из общества.
На основании положений п.2 ст.154 ГК РФ и ст.26 Федерального закона N 14-ФЗ участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества, заявление участника о выходе из общества представляет собой одностороннюю сделку, направленную на прекращение прав участия в этом обществе, и для ее совершения достаточно воли одного лица - участника общества. Следовательно, это односторонняя сделка, совершенная физическим лицом.
Согласно разъяснениям, изложенным в пп. "б" п.16 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 09.12.1999 N 90/14, выход участника из общества осуществляется на основании его заявления, с момента подачи которого его доля переходит к обществу. Заявление о выходе из общества должно подаваться в письменной форме. При этом временем подачи такого заявления следует рассматривать день передачи его участником как совету директоров (наблюдательному совету) либо исполнительному органу общества (единоличному или коллегиальному), так и работнику общества, в обязанности которого входит передача заявления надлежащему лицу, а в случае направления заявления по почте - день поступления его в экспедицию либо к работнику общества, выполняющему эти функции. Причем подача заявления участником общества порождает правовые последствия, предусмотренные этой нормой, которые не могут быть изменены в одностороннем порядке.
Согласно ст.153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Исходя из вышеприведенных положений законодательства, правовые последствия заявления о выходе участника из общества наступают исключительно в силу волеизъявления участника, направленного на прекращение прав участия в обществе. Такое волеизъявление является односторонней сделкой, поскольку для ее совершения в соответствии с законом необходимо и достаточно воли одной стороны (п.2 ст.154 ГК РФ).
В соответствии с п.7 ст.23 Федерального закона N 14-ФЗ именно с даты получения обществом заявления участника о выходе из общества он перестает быть его участником.
Как видно из материалов дела, заявление Новикова С.В. о выходе из ООО "Монолит" датировано 29.12.2015, получено обществом 29.12.2015. Следовательно, с 29.12.2015 заявитель считается вышедшим из состава участников общества с момента принятия обществом соответствующего заявления, а, следовательно, принятие каких либо решений о его исключении обществом не требуется.
Приняв во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что порядок выхода участника из общества, предусмотренный Федеральным законом N 14-ФЗ, соблюден, поскольку заявление о выходе из общества подано Новиковым С.В. Проанализировав содержание заявления о выходе из общества, первой инстанции посчитал, что воля Новикова С.В. при подписании заявления о выходе была направлена на выход из состава участников общества и передаче доли обществу, о чем свидетельствует его буквальное толкование. Заявление Новикова С.В. не нарушило требования закона или иного правового акта, не посягает на публичные интересы.
Вместе с тем отказ налогового органа мотивирован тем, что на момент принятия решения о выходе Новикова С.В. из общества, не были внесены в ЕГРЮЛ изменения касающиеся увеличения уставного капитала путем внесения вклада третьего лица в уставной капитал общества.
Согласно п.2 ст. 19 Федерального закона N 14-ФЗ общее собрание участников общества большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества, может принять решение об увеличении уставного капитала общества за счет внесения дополнительных вкладов участниками общества. Таким решением должна быть определена общая стоимость дополнительных вкладов, а также установлено единое для всех участников общества соотношение между стоимостью дополнительного вклада участника общества и суммой, на которую увеличивается номинальная стоимость его Общее собрание участников общества может принять решение об увеличении его уставного капитала на основании заявления участника общества (заявлений участников общества) о внесении дополнительного вклада и (или), если это не запрещено уставом общества, заявления третьего лица (заявлений третьих лиц) о принятии его в общество и внесении вклада. Такое решение принимается всеми участниками общества единогласно.
В заявлении участника общества и в заявлении третьего лица должны быть указаны размер и состав вклада, порядок и срок его внесения, а также размер доли, которую участник общества или третье лицо хотели бы иметь в уставном капитале общества. В заявлении могут быть указаны и иные условия внесения вкладов и вступления в общество.
Одновременно с решением об увеличении уставного капитала общества на основании заявления участника общества или заявлений участников общества о внесении им или ими дополнительного вклада должно быть принято решение о внесении в устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества, изменений в связи с увеличением уставного капитала общества, а также решение об увеличении номинальной стоимости доли участника общества или долей участников общества, подавших заявления о внесении дополнительного вклада, и в случае необходимости решение об изменении размеров долей участников общества. Такие решения принимаются всеми участниками общества единогласно. При этом номинальная стоимость доли каждого участника общества, подавшего заявление о внесении дополнительного вклада, увеличивается на сумму, равную или меньшую стоимости его дополнительного вклада.
Одновременно с решением об увеличении уставного капитала общества на основании заявления третьего лица или заявлений третьих лиц о принятии его или их в общество и внесении вклада должны быть приняты решения о принятии его или их в общество, о внесении в устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества, изменений в связи с увеличением уставного капитала общества, об определении номинальной стоимости и размера доли или долей третьего лица или третьих лиц, а также об изменении размеров долей участников общества. Такие решения принимаются всеми участниками общества единогласно. Номинальная стоимость доли, приобретаемой каждым третьим лицом, принимаемым в общество, не должна быть больше стоимости его вклада.
В материалах дела имеется решение от 21.12.2015 единоличного участника ООО "Монолит" Новикова Сергея Викторовича, согласно которому:
1. Удовлетворить заявление третьего лица - ООО "0116" - о принятии в общество и внесении денежного вклада, принять его в общество.
2. Увеличить уставный капитал общества на основании заявления третьего лица.
3. Установить, что одновременно с единоличным исполнительным органом общества его полномочия могут быть переданы полностью или частично управляющей организации и т.д.
В соответствии с п. 2.1 ст. 19 Федерального закона N 14-ФЗ заявление о государственной регистрации предусмотренных настоящей статьей изменений в уставе общества, утвержденном учредителями (участниками) общества, должно быть подписано лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества. В заявлении подтверждается внесение в полном объеме участниками общества дополнительных вкладов или вкладов третьими лицами. В течение трех лет с момента государственной регистрации соответствующих изменений в уставе общества, утвержденном учредителями (участниками) общества, участники общества солидарно несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере стоимости невнесенных дополнительных вкладов.
Указанное заявление и иные документы для государственной регистрации предусмотренных настоящей статьей изменений в связи с увеличением уставного капитала общества, увеличением номинальной стоимости долей участников общества, внесших дополнительные вклады, принятием третьих лиц в общество, определением номинальной стоимости и размера их долей и в случае необходимости с изменением размеров долей участников общества, а также документы, подтверждающие внесение в полном объеме участниками общества дополнительных вкладов или вкладов третьими лицами, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня принятия решения об утверждении итогов внесения дополнительных вкладов участниками общества в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи либо внесения дополнительных вкладов участниками общества или третьими лицами на основании их заявлений.
Налоговый орган в своем отзыве, в своих пояснениях ссылается на то обстоятельство, что согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 12 Федерального закона N 14-ФЗ изменения, внесенные в устав общества, приобретают силу для третьих лиц (в том числе и для регистрирующих налоговых органов) с момента их государственной регистрации.
Федеральным законом N 14-ФЗ (абз.3 п.п.2.1 п.2 ст. 19) установлено, что изменения, связанные с увеличением уставного капитала приобретают силу с момента их государственной регистрации.
Таким образом, изменения состава участников в отношении ООО "Монолит", по мнению налогового органа, приобретают силу с момента их государственной регистрации, т.е. с 25.03.2016, с даты внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Между тем, как было отмечено ранее, единоличным решением участника ООО "Монолит" 21.12.2015 было принято решение об удовлетворении заявления третьего лица ООО "0116" о принятии в общество и внесении денежного вклада и принятии его в Общество, об увеличении уставного капитала общества на основании заявления третьего лица.
Таким образом, на дату подачи Новиковым С.В. заявления о выходе из Общества, ООО "0116" не являлось третьим лицом по отношению к ООО "Монолит", поскольку по состоянию на 29.12.2015 имелось решение единоличного участника ООО "Монолит" о принятии ООО "0116" в общество и увеличении уставного капитала Общества.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации закреплен статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ, согласно которой основанием для отказа является: непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Налоговый орган посчитал, что заявление от 29.12.2015 о выходе из общества Новикова С.В., представлено неправомерно, поскольку изменения касающиеся увеличения уставного капитала путем внесения вклада третьего лица, в уставной капитал общества представленные заявлением по форме Р13001, на момент принятия решения о выходе Новикова С.В. из Общества, не были внесены в ЕГРЮЛ. При этом налоговый орган сослался на то обстоятельство, что изменения, связанные с увеличением уставного капитала, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.
Между тем, как было установлено судом, на дату подачи Новиковым С.В. заявления о выходе из общества ООО "0116" не являлось третьим лицом по отношению к ООО "Монолит". Отсутствие в ЕГРЮЛ записи об увеличении уставного капитала его прав не затрагивает.
Законодательством предусмотрен месячный срок для подачи заявления и иных документов для государственной регистрации предусмотренных настоящей статьей изменений в связи с увеличением уставного капитала общества, увеличением номинальной стоимости долей участников общества, внесших дополнительные вклады, принятием третьих лиц в общество, определением номинальной стоимости и размера их долей и в случае необходимости с изменением размеров долей участников общества, а также документы, подтверждающие внесение в полном объеме участниками общества дополнительных вкладов или вкладов третьими лицами.
В случае установления факта несвоевременного представления документов, регистрирующий орган должен был принять меры в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако регистрирующим органом соответствующие меры не были приняты.
Несоблюдение заявителем вышеуказанного срока не является основанием для отказа в государственной регистрации изменений, связанных с выходом Новикова С.В. из Общества.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение регистрирующего органа N 17076А от 05.04.2016 об отказе в государственной регистрации не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем заявление Носенко П.Ю. суд первой инстанции удовлетворил.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Поскольку судом требования удовлетворены, понесенные заявителем судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 300 рублей взысканы с ответчика.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выход Новикова С.В. 29.12.2015 недопустим в соответствии с пунктом 2 статьи Федерального закона N 129-ФЗ, согласно которому выход единственного участника общества из общества не допускается, что является основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с пп. "е" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ, отклоняются. По состоянию на 29.12.2015 в составе ООО "МОНОЛИТ" имелось 2 участника: Новиков С.В. и ООО "0016", поскольку решением от 21.12.2015 единоличного участника ООО "Монолит" Новикова Сергея Викторовича удовлетворено заявление ООО "0116" о принятии в общество и внесении денежного вклада, данное общество принято в ООО "Монолит". Позиция инспекции о необходимости государственной регистрации данных изменений в ЕГРЮЛ для придания им юридической силы ошибочна, так как не основана на нормах права. Законодательством не установлено требований о необходимости государственной регистрации для вступления в действие решений о принятии новых участников общества, принимаемых общим собранием общества с ограниченной ответственностью, а также для реализации права участников общества на выход из его состава.
Ссылка регистрирующего органа на то, что документы в связи с увеличением уставного капитала ООО "МОНОЛИТ" до 11 000 рублей за счет вклада третьего лица - ООО "0116" (ОГРН 1151690103872) были представлены в регистрирующий орган 19.03.2016, тем самым заявитель Носенко Павел Юрьевич (директор ООО "МОНОЛИТ") сам подтвердил, что 19.03.2016 Новиков С.В. еще являлся участником ООО "МОНОЛИТ", не принимается. Само по себе указание Новикова С.В. в составе участников ООО "Монолит" в документах, поданных в регистрирующий орган 19.03.2016, не может отменить самого факта выхода Новикова С.В. из состава указанного общества 29.12.2015, что подтверждается подачей Новиковым С.В. 29.12.2015 заявления о выходе из ООО "МОНОЛИТ".
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина инспекцией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 сентября 2016 года по делу N А65-13908/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13908/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23 марта 2017 г. N Ф06-19094/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Носенко Павел Юрьевич, г.Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Новиков С.В., ООО "0116", ООО "Монолит", г.Казань, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан ,г.Казань