г. Санкт-Петербург |
|
12 декабря 2016 г. |
Дело N А21-6789/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Несмияна С.И., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.
при участии:
от истца: представитель Алексанова Л.Н. по доверенности от 11.07.2016 г.
от ответчика: представитель Букия Е.В. по доверенности от 20.06.2015 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29248/2016) ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.09.2016 г. по делу N А21-6789/2014 (судья Педченко О.М.), принятое
по иску ООО "Атлас-Маркет"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Атлас-Маркет" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании излишне списанных денежных средств в общей сумме 1 768 540 руб. 58 коп., из которых 533 390 руб. 92 коп. платы за хранение грузов в ЗТК и 1 235 149 руб. 66 коп. платы за пользование вагонами. При этом Истец сослался на ст. 10 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 12, 10, 38, 39 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ), раздел 6 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС, Соглашение).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 19.05.2015 г., оставленным без изменения Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 г., иск удовлетворен: с ОАО "РЖД" в пользу ООО "Атлас-Маркет" взыскано 1 768 540 руб. 58 коп. необоснованно списанных с лицевого счета, из которых 533 390 руб. 92 коп. плата за хранение грузов в ЗТК и 1 235 149 руб. 66 коп. платы за пользование вагонами, и 30 685 руб. 40к оп. в возмещение расходов по госпошлине.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.02.2016 г. решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.05.2015 г. и Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 г. по делу отменены в части взыскания с ОАО "РЖД" в пользу ООО "Атлас-Маркет" 1 233 149 руб. 66 коп. платы за пользование вагонами и 21 396 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области. В остальной части указанные выше решение и постановление оставлены без изменения.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.07.2016 г. исправлена опечатка, допущенная в резолютивной и мотивировочной частях постановления: вместо "1 233 149 руб. 66 коп. платы за пользование вагонами" следует читать "1 235 149 руб. 66 коп. платы за пользование вагонами".
При новом рассмотрении ООО "Атлас-Маркет" исковые требования поддержало в части взыскания с ОАО "РЖД" суммы 1 235 149 руб. 66 коп. платы за пользование вагонами, необоснованно списанной Дорогой при нахождении вагонов в ЗТК под таможенным оформлением.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 30.09.2016 г. с ОАО "РЖД" в пользу ООО "Атлас-Маркет" взыскано 1 235 149 руб. 66 коп. платы за пользование вагонами.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "РЖД" обратилось с апелляционной жалобой, в которой указывает, что в материалах дела имеются письменные доказательства начисления платы за пользование вагонами именно за период после завершения процедуры таможенного транзита, представителями истца без замечаний подписаны акты общей формы на начало и окончание простоя вагоном в ЗТК, согласованы и подписаны электронной цифровой подписью накопительные ведомости, из которых усматривается общее время простоя вагонов в ЗТК, количество этих вагонов, размер платы за их пользование, при этом истец не доказал наличия законных оснований для его освобождения от платы за пользование вагонами в ЗТК, и не оспаривает сам факт простоя спорных вагонов и размер платы.
На основании изложенного, податель жалобы просит, обжалуемое решение отменить, в иске в указанной части отказать.
30.11.2016 г. в канцелярию апелляционного суда поступил отзыв ООО "Атлас-Маркет", в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В настоящем судебном заседании 07.12.2016 г. представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, представитель истца возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (клиент) и Дорога (перевозчик) 21.10.2010 заключили договор N 286 на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов (далее - Договор N 286), согласно которому перевозчик обязался оказывать услуги, связанные с перевозкой грузов, либо организовывать предоставление таковых. Расчеты по Договору N 286 производятся в соответствии с условиями договора на организацию расчетов (пункт 3.1 договора).
В тот же день Общество (клиент) и Дорога (перевозчик) заключили Договор N 859-КЛГ с дополнительными соглашениями.
В период с сентября по октябрь 2013 года из Литвы в адрес Общества на станцию Советск Калининградской железной дороги поступили вагоны с грузом.
Груз в вагонах следовал по процедуре таможенного транзита.
По накопительным ведомостям N 270902, 300904, 031002, 031004, 031005, 151005, 151007, 161001, 251001, 281101 Дорога начислила Обществу 1 235 146 руб. 66 коп. платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, за время нахождения их в ЗТК.
Указанная сумма была списана Дорогой с лицевого счета Общества.
Истец, считая списания необоснованным, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителей сторон, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 784 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В случае перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, применяются специальные условия перевозки с применением процедуры таможенного транзита в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.
В силу пункта 1 статьи 215 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс ТС) таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
Статьей 223 Таможенного кодекса ТС установлено, что при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан в том числе доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен.
На основании статьи 34 УЖТ РФ перевозчик обязан уведомить соответствующий таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем.
В соответствии с частями 1 - 3, 5 статьи 225 Таможенного кодекса ТС таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления.
В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля.
Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы в течение времени, установленного технологическим процессом железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, если иной срок не установлен законодательством государств - членов Таможенного союза.
Таможенный орган назначения завершает таможенную процедуру таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее двадцати четырех часов после регистрации документов путем проставления на транзитной декларации или иных документах, признаваемых в качестве транзитной декларации, отметки о завершении таможенной процедуры таможенного транзита.
В пункте 10 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27, предусмотрено, что дата уведомления получателя и таможенных органов о прибытии груза, находящегося под таможенным контролем, на железнодорожную станцию назначения является датой фактического срока доставки груза.
Порядок оформления таможенными органами завершения таможенной процедуры таможенного транзита установлен Инструкцией о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.09.2003 N 973, пунктом 28.2 которой определено, что завершение процедуры внутреннего таможенного транзита подтверждается штампом должностного лица таможенного органа о поступлении товаров.
Таким образом, обязанность перевозчика по доставке груза, находящегося под процедурой таможенного транзита, считается завершенной после уведомления таможни и грузополучателя о прибытии груза и проставления таможенным органом в дорожной ведомости штампа о поступлении товара.
Статьей 38 УЖТ РФ предусмотрено, что при своевременном уведомлении о прибытии прибывшие грузы, контейнеры, подлежащие выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранятся на железнодорожной станции назначения бесплатно в течение двадцати четырех часов после окончания срока доставки. Данный срок исчисляется с 24 часов дня обеспеченной перевозчиком выгрузки грузов, контейнеров или с 24 часов дня подачи перевозчиком вагонов, контейнеров с грузами к предусмотренному месту выгрузки для выгрузки грузов грузополучателем. Расходы перевозчика, возникающие после окончания срока доставки в связи с хранением грузов на железнодорожной станции назначения сверх указанного срока, оплачиваются грузополучателем по соглашению сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
На основании статьи 22 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-Фз "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование принадлежащими перевозчику вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.
Из актов общей формы, подтверждающих начало простоя, следует, что эти акты составлены после завершения процедуры таможенного транзита. Дата составления этих актов соответствует дате завершения перевозчиком процедуры таможенного транзита, о чем свидетельствует отметка таможенного органа "Товар поступил" на первых листах железнодорожных накладных.
Из актов общей формы, подтверждающих окончание простоя вагонов, следует, что дата окончания простоя в актах соответствует дате на штампе "Снято с учета по ЗТК", проставленной таможенным органом на первых листах железнодорожных накладных.
Кроме того, в актах общей формы указано, что после процедуры таможенного транзита вагоны на путях общего пользования находились на ответственном простое грузополучателя (Общества) на хранении и под таможенным оформлением груза.
Согласно ст.ст. 186, 188, ч. 6 ст. 225 Таможенного кодекса РФ, лицо, имеющее право распоряжаться товарами, обязано осуществить таможенное декларирование в течение 12 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита.
Акты общей формы содержат причину задержки вагонов в ЗТК - таможенное оформление груза, поступившего в адрес истца, вагоны находились на ответственном простое истца. Вагоны принадлежат РЖД.
Ответчик начислил плату за пользование вагонами за период после завершения процедуры таможенного транзита и до даты проставления штампа "снято с учета в ЗТК".
В соответствии с п. 2.1.6. дополнительного соглашения N 2 от 31.07.2013 г. к договору на организацию расчетов от 21.10.2010 г. N 859-КЛГ, ООО "Атлас-Маркет" обязано возмещать ОАО "РЖД" расходы, возникающие в связи с проведением работ по инициативе (в том числе проверок) контролирующих либо иных органов государственного контроля (надзора) при перевозках, оплату Платежей по которым осуществляет Клиент, на основании актов общей формы ГУ-23 и сведений, внесенных в перевозочные документы.
Спорная сумма списана с истца правомерно.
В силу изложенного, требования истца взыскании 1 235 149 руб. 66 коп. удовлетворению не подлежат.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.09.2016 г. следует отменить.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.09.2016 г. по делу N А21-6789/2014 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Атлас - Маркет" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
С.И. Несмиян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6789/2014
Истец: ООО "Атлас-Маркет"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице Калининградской железной дороги-Филиала ОАО "РЖД"
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1094/17
12.12.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29248/16
30.09.2016 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-6789/14
12.02.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1833/15
12.10.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17004/15
19.05.2015 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-6789/14