Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 января 2017 г. N Ф02-8036/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании пени по государственному контракту в связи с просрочкой исполнения обязательств
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Красноярск |
|
16 ноября 2016 г. |
Дело N А33-6494/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Споткай Л.Е.,
судей: Белан Н.Н., Магда О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии: от истца - департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу: Горбатовой Е.Е., представителя по доверенности от 17.03.2016 N 05-01/1208, паспорт; Яхина Р.Р., представителя по доверенности от 12.08.2016 N 05-01/3730, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (ИНН 2466121318, ОГРН 1042402960709)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 23 сентября 2016 года по делу N А33-6494/2016, принятое судьёй Лапиной М.В.,
установил:
департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (ИНН 2466121318, ОГРН 1042402960709) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к акционерному обществу "Росгеология" (ИНН 7724294887, ОГРН 1047724014040) о взыскании 3 561 030 рублей пени за просрочку исполнения обязательства по государственному контракту от 30.06.2015 N 141.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23.09.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что суд необоснованно отказал во взыскании неустойки, поскольку имеются достаточные доказательства вины ответчика в просрочке исполнения обязательств. Суд неверно истолковал пункт 5.3 контракта.
Ответчик представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Определением Третьего Арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 09.11.2016.
В судебном заседании представитель истца поддержал требования апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Учитывая, что иные лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб в разделе Картотека арбитражных дел официального сайта Арбитражные суды Российской Федерации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/) и в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без участия представителей ответчика, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 30.06.2015 между истцом и ответчиком заключен государственный контракт N 141, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить в соответствии с условиями настоящего контракта работы по объекту "Поисковые работы на кварцевое сырье в пределах Мало-Чипикетской площади в Иркутской области с геолого-технологической оценкой кварца для использования в высокотехнологичных отраслях промышленности (Иркутская область)".
Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что работы выполняются в соответствии с техническим (геологическим) заданием (приложение N 1), календарным планом выполнения работ (приложение N 2) и проектно-сметной документацией.
Пунктом 2.1. контракта установлена стоимость работ в размере 196 200 000 рублей.
Согласно пункту 11.4 контракта в течение 5 месяцев со дня подписания настоящего контракта подрядчик предоставляет заказчику на утверждение проектно-сметную документацию, прошедшую экспертизу в установленном порядке.
Пунктом 5.3 контракта установлено, что в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, заказчик обязан потребовать от подрядчика уплату пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим контрактом срока исполнения обязательства. Размер пени оставляет не менее чем одна трехсотая действующий на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком, и определяется по формуле: П = (Ц - В) х С, где: Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок подрядчиком обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке результатов выполнения работ, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле: С = Сцб х ДП, где: Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле: К=(ДП /ДК) х 100%, где: ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К равном 0-50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Стороны предусмотрели претензионный порядок урегулирования споров, срок рассмотрения претензии в течение 10 рабочих дней (пункты 10.2, 10.3, 10.4).
Согласно пункту 10.6 контракта все споры, связанные с настоящим контрактом, рассматриваются Арбитражным судом по месту нахождения заказчика.
В подтверждение факта несвоевременного предоставления проектно-сметной документации, истец представил в материалы дела сопроводительное письмо от 22.12.2015 N 1118-01, согласно которому ответчик 23.12.2015 вручил истцу для утверждения проектно-сметную документацию по государственному контракту от 30.06.2015 N141.
Истец в адрес ответчика направил требование от 25.12.2015 (исх. N 05-03/5275) об уплате неустойки в размере 3 561 030 рублей в связи с несвоевременным предоставлением заказчику на утверждение проектно-сметной документации.
В ответ на вышеуказанное требование ответчик сообщил истцу о необоснованности претензий и необходимости заключения дополнительного соглашения об изменении срока предоставления проектно-сметной документации.
Ссылаясь на нарушение ответчиком срока представления проектно-сметной документации, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском о взыскании неустойки в размере 3 561 030 рублей.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции государственный контракт, заключенный между истцом и ответчиком, верно квалифицирован как договор подряда, регулируемый главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (пункт 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Факт выполнения ответчиком работ по составлению, утверждению проектно-сметной документации подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, сторонами не оспаривается.
Истец полагая, что указанные работы были выполнены подрядчиком с нарушением срока, предусмотренного контрактом от 30.06.2015 N 141, начислил ответчику договорную неустойку в размере 3 561 030 рублей.
В обоснование своих требований истец ссылался на нарушение подрядчиком пункта 11.4 контракта от 30.06.2015 N 141, согласно которому подрядчик предоставляет заказчику на утверждение проектно-сметную документацию в течение 5 месяцев со дня подписания настоящего контракта.
В соответствии со статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, возникшие из договоров, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от обязательств не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В части 6 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
По условиям государственного контракта (пункт 5.3) установлено, что в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, заказчик обязан потребовать от подрядчика уплату пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим Контрактом срока исполнения обязательства. Размер пени оставляет не менее чем одна трехсотая действующий на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком, и определяется по формуле: П = (Ц - В) х С, где: Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок подрядчиком обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке результатов выполнения работ, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки.
Пунктом 1.2 контракта определено, что работы по нему выполняются в соответствии с техническим (геологическим) заданием (приложением N 1), календарным планом выполнения работ (приложением N 2) и проектно-сметной документацией.
Календарным планом предусмотрено выполнение работ в три этапа, работы по составлению и утверждению проектно-сметной документации включены в 1 этап работ, срок выполнения которого установлен в течение II квартала 2015 - IV квартала 2015 года, стоимость 46 000 000 рублей.
При этом к 1 этапу согласно календарному плану относится и ряд иных работ (оформление лицензии, сбор, систематизация, обобщение и анализ материалов ранее проведенных работ, проведение комплекса полевых поисковых работ ч отбором проб, проведение ревизионных работ на перспективных кварцевых объектах, проведение аналитических работ по изучению состава свойств и оценке качества кварцевого сырья и т.д.).
Из пункта 11.4 контракта следует, что подрядчик предоставляет заказчику на утверждение проектно-сметную документацию, прошедшую экспертизу в установленном порядке, в течение 5 месяцев со дня подписания контракта, то есть до 30.11.2015.
Как верно указал суд первой инстанции, в данном случае условие о сроках выполнения работ определено в нем путем отсылки к календарному плану, являющемуся приложением к контракту и его неотъемлемой частью.
Как следует из пункта 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для наступления ответственности за просрочку выполнения работ является нарушение подрядчиком сроков выполнения комплекса работ, представляющих собой предмет договора, или совокупность нескольких видов работ, выделенных сторонами в самостоятельный этап.
Пункт 11.4 контракта от 30.06.2015 N 141 не является условием о сроке выполнения работ применительно к пункту 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку представление заказчику на утверждение проектно-сметной документации с учетом иных условий контракта не является самостоятельным этапом выполнения работ. При этом закрепление в контракте указанного срока не изменяет срока выполнения работ, установленного календарным планом для выполнения работ по первому этапу.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представление заказчику на утверждение проектно-сметной документации являлось не отдельным этапом выполнения работ, а лишь его частью, а также принимая во внимание, что фактически нарушение подрядчиком срока, предусмотренного пунктом 11.4 контракта, не привело к срыву срока, определенного контрактом (проектная документация была представлена 23.12.2015, акт подписан сторонами 30.12.2015), основания для начисления подрядчику пени на основании пункта 5.3 контракта отсутствовали.
Исходя из буквального толкования положений пункта 5.3 контракта от 30.06.2015 N 141 суд первой инстанции также пришел к верному выводу о том, что данные положения не применимы к случаю нарушения срока, определенного пунктом 11.4 контракта, поскольку его условиями не предусмотрена передача проектно-сметной документации путем составления сторонами отдельного акта приемки-сдачи работ, в то время как в силу пункта 5.3 контракта штраф исчисляется с учетом стоимости фактически исполненного подрядчиком в установленный срок обязательства, которая определяется на основании документа о приемке результатов выполнения работ.
С учетом изложенного, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с ответчика неустойки.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 сентября 2016 года по делу N А33-6494/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-6494/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 января 2017 г. N Ф02-8036/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу
Ответчик: АО "Росгеология"