Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 марта 2017 г. N Ф01-712/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
04 декабря 2016 г. |
Дело N А82-7100/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сысолятиной К.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Бабенко С.И., действующего на основании доверенности от 28.12.2015,
представителя ответчика - Момотюка В.В., действующего на основании доверенности от 31.12.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.08.2016 по делу N А82-7100/2015, принятое судом в составе председательствующего Украинцевой Е.П., судей Ландарь Е.В., Марусина В.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (ОГРН: 1027600788544, ИНН: 7601001107) к администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (ОГРН: 1027601599992, ИНН: 7606011902)
третье лицо: открытое акционерное общество "Жилищно-коммунальное хозяйство "Заволжье", при участии Прокуратуры Ярославской области,
о признании недействительным в части ненормативного правового акта,
установил:
открытое акционерное общество "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Славнефть-ЯНОС") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области к администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (далее - ответчик, Администрация) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило суд признать недействующим со дня принятия постановление главы администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 25.02.2015 N 994 "Об определении гарантирующих организаций для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ЯМР" в части включения ОАО "Славнефть-ЯНОС" в перечень гарантирующих организаций для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в Ярославском муниципальном районе (приложение N 1 к постановлению), а также указания на статус ОАО "Славнефть-ЯНОС" как гарантирующей организации в приложениях N 2, 3 к постановлению и возложении обязанности по устранению нарушений прав и законных интересов Общества посредством исключения указания на статус заявителя как гарантирующей организации из соответствующих приложений к постановлению.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Жилищно-коммунальное хозяйство "Заволжье" (далее - третье лицо, ОАО "ЖКХ "Заволжье"). На основании статьи 52 АПК РФ в дело вступил прокурор Ярославской области.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 22.08.2016 заявленные оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель указывает на то, что прием сточных вод от абонентов и их транспортировку с использованием централизованной системы водоотведения Общество не осуществляет, поскольку не эксплуатирует указанную систему, которая эксплуатируется ОАО "ЖКХ "Заволжье" в рамках заключенного договора аренды. Изложенные обстоятельства установлены решениями Арбитражного суда Ярославской области от 26.07.2010 N А82-3482/2010, от 26.12.2010 по делу N А82-10125/2010, от 10.06.2011 по делу N А82-13369/2010. По мнению апеллянта, Общество не является гарантирующей организацией, поскольку не осуществляет процесс водоотведения. В судебном заседании представитель третьего лица подтвердил, что именно им заключены договоры водоотведения с абонентами поселка Дубки. Кроме того, именно для ОАО "ЖКХ "Заволжье" приказом Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2015 N 471-вс/во на территории Карабихского сельского поселения установлен тариф на водоотведение с учетом передачи сточных вод на очистку ОАО "Славнефть-ЯНОС".
Податель жалобы также отмечает, что на Общество возлагаются существенные дополнительные обязанности, не относящиеся к его основной деятельности, несмотря на наличие на территории Ярославского муниципального района профессиональной организации, осуществляющей указанную деятельность; в подтверждение своей позиции ссылается на судебный акт кассационной инстанции по делу N А07-12315/2013.
Администрация представила письменный отзыв на жалобу, в котором указала, что считает решение суда законным обоснованным, а жалобу Общества не подлежащей удовлетворению.
Прокуратура Ярославской области в письменном отзыве просит оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители заявителя и прокуратуры поддержали занятые по делу позиции.
Ответчик и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Администрации от 25.02.2015 N 994 "Об определении гарантирующих организаций для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ЯРМ" определены гарантирующие организации (приложение N 1) для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах муниципального района; установлены зоны деятельности (приложение N 2) указанных гарантирующих организаций; даны рекомендации по осуществлению регулируемой деятельности и заключению с сетевыми организациями (приложение N 3) договоров оказания услуг по передаче холодной воды и (или) сточных вод по присоединенным сетям в пределах муниципального района.
Постановлением администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 31.12.2015 N 3541 утверждена схема водоснабжения и водоотведения в Ярославском муниципальном районе на период с 2015 по 2024 год, установлены зоны деятельности гарантирующей организации.
Не согласившись с постановлением администрации от 25.02.2015 N 994 в части включения ОАО "Славнефть-ЯНОС" в перечень гарантирующих организаций для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в Ярославском муниципальном районе, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования и исходил из того, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и прокуратуры, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении, Закон N416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
Согласно пункту 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ) гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
При этом водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункты 2, 4 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
В пункте 15 статьи 2 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В соответствии с частью 5 статьи 12 Закона N 416-ФЗ организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение шести месяцев с даты наделения ее гарантирующей организацией обязана направить абонентам, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и которые не имеют соответствующего договора с этой организацией предложение о заключении договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения. Абонент в течение 30 дней с момента поступления ему предложения о заключении договора (договоров) обязан заключить указанный договор (договоры) с гарантирующей организацией либо представить гарантирующей организацией письменный отказ от заключения такого договора (договоров). В случае, если по истечении этого срока абонент не подписал указанный договор (договоры) или не представил письменный отказ от заключения договора (договоров), договор (договоры) считается заключенным (пункт 8 статьи 7 Закона N 416-ФЗ).
Как обоснованно указал суд первой инстанции, по смыслу положений пунктов 2, 3, 6, 15 статьи 2, статьи 12 Закона N 416-ФЗ, предусматривающих, что для определения гарантирующей организации из числа организаций, эксплуатирующих отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, необходимо установить организацию, осуществляющую холодное водоснабжение, то есть технологический процесс водоподготовки, транспортировки и подачи воды абонентам, и (или) осуществляющую водоотведение, то есть технологический процесс приема, транспортировки и очистки сточных вод. И только в случае, если для соответствующей централизованной системы таких организаций будет несколько, следует учитывать количество присоединенных абонентов к ее сетям. При этом органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Арбитражным судом установлено, что услуги по водоотведению на территории поселка Дубки оказываются исключительно ОАО "Славнефть-ЯНОС", поскольку Общество является собственником очистных сооружений, которые обслуживают потребителей в указанном населенном пункте. Соответствующие доводы подателя жалобы о том, что прием сточных вод от абонентов и их транспортировку с использованием централизованной системы водоотведения Общество не осуществляет, поскольку не эксплуатирует указанную систему, не опровергают вышеуказанных выводов суда первой инстанции.
Следует также отменить, что приказом Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2015 N 471-вс/во (в действующей редакции) в отношении Карабихского сельского поселения установлены, как тариф на водоотведение с учетом передачи сточных вод на очистку ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (пункт 4.1.3), так и тариф на водоотведение с учетом транспортировки сточных вод по сетям ОАО "ЖКХ "Заволжье".
Ссылки Общества на судебные акты по делам N А82-3482/2010, N А82-10125/2010, N А82-13369/2010 отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку вынесены судами до начала действия Закона N 416-ФЗ, а также ссылка Общества на судебный акт по делу NА07-12315/2013 не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, поскольку все указанные судебные акты какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеют.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в дело доказательства в порядке, установленном в статье 71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое постановление не противоречит Закону N 416-ФЗ и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
Решение Арбитражного суда Ярославской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1 500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
При подаче апелляционной жалобы ОАО "Славнефть-ЯНОС" по платежному поручению от 31.08.2016 N 922 уплатило государственную пошлину в размере 3 000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.08.2016 по делу N А82-7100/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Возвратить открытому акционерному обществу "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек, излишне уплаченную по платежному поручению от 31.08.2016 N 922.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-7100/2015
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 марта 2017 г. N Ф01-712/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "СЛАВНЕФТЬ-ЯРОСЛАВНЕФТЕОРГСИНТЕЗ"
Ответчик: Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области
Третье лицо: ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство "Заволжье", Прокуратура Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-712/17
04.12.2016 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9271/16
22.08.2016 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-7100/15
03.11.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4731/15
26.08.2015 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-7100/15