Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 февраля 2017 г. N Ф02-131/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Правоотношение: по договору перевозки, по договору перевозки груза в связи с железнодорожными перевозками, по уплате налогов
г. Красноярск |
|
10 ноября 2016 г. |
Дело N А33-29828/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" ноября 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Магда О.В.,
судей: Бабенко А.Н., Белан Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой Е.В.,
при участии:
от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД"): Бакань О.В., представителя по доверенности от 06.10.2015,
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Красноярскавиасервис": Шадрина Р.Р., представителя по доверенности от 11.01.2016 N 6,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "25" августа 2016 года по делу N А33-29828/2015, принятое судьёй Трубачевым И.Г.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, далее - ОАО "РЖД", истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Красноярскавиасервис" (ИНН 2466041863, ОГРН 1022402656913, далее - ООО "Красноярскавиасервис", ответчик) об изменении пункта 15 договора от 24.06.2014 N 3/2881, дополнив его подпунктом "ж" следующего содержания: "Плату за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", в размере 2 559 рублей 50 копеек в сутки без НДС, согласно пункту 68 Единого перечня работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов. В случае изменения среднесуточного числа поданных и убранных вагонов на пути необщего пользования по итогам работы за предыдущий год, или изменения количества владельцев одновременно использующих железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие ОАО "РЖД", а также изменения размера ставки договорного сбора, перевозчиком автоматически пересматривается плата за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", о чем Владелец уведомляется в письменном виде", изменении пункта 16 договора от 24.06.2014 N 3/2881, дополнив его подпунктом "д" следующего содержания: "Плата за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД" - путем списания с единого лицевого счета владельца до 15 числа каждого месяца".
Исковое заявление принято к производству суда. Определением арбитражного суда от 03.02.2016 возбуждено производство по делу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25.08.2016 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные исковые требования.
В обоснование заявленной апелляционной жалобы истец указывает, что отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов РЖД на содержание инфраструктурной составляющей и является платой за одну из оказываемых перевозчиком услуг. Поскольку услуга по предоставлению в пользование принадлежащего ОАО "РЖД" железнодорожного пути необщего пользования для подачи и уборки вагонов не включена в Перечень N 643, оплата за пользование путями необщего пользования предусматривается в рамках договорных отношений, что прямо следует из части 6 статьи 58 УЖТ России. Апеллянт полагает, что наличие такого соглашения должно однозначно следовать из условий заключенных договоров, в связи с чем, полагает необоснованным вывод суда о том, что транспортные услуги, оказываемые перевозчиком на путях необщего пользования, подлежат государственному регулированию, и самостоятельное установление тарифов на такие услуги является недопустимым.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение арбитражного суда от 25.08.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, полагает оспариваемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 24.06.2014 между истцом (перевозчиком) и ответчиком (владельцем) заключен договор N 3/2881 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Красноярскавиасервис", примыкающего к станции Бугач Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", при обслуживании локомотивом перевозчика.
Согласно пункту 1 договора, в соответствии с Федеральными законами "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях настоящего договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов для пользователя с железнодорожных путей необщего пользования ООО "Красноярскавиасервис", принадлежащего владельцу и примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования ООО "Таймерс К"/ОАО "Красноярский гортоп", который примыкает стрелочным переводом N 605 к пути необщего пользования N 1-м ОАО "РЖД" на станции Бугач Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом перевозчика. Для организации работы по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования перевозчик оказывает владельцу ежесуточную услугу по предоставлению пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", протяженностью 852,0 метра.
Согласно пункту 2 договора, границей железнодорожного пути необщего пользования является передний стык рамного рельса стрелочного перевода N 623. Сигнальный знак "Граница пути необщего пользования" установлен с правой стороны по направлению движения на расстоянии 3100 мм от оси пути.
Согласно пункту 3 договора, развернутая длина железнодорожных путей необщего пользования составляет 864,96 м., в том числе принадлежащая перевозчику - 864,96 м.
Согласно пункту 15 договора в редакции протоколов разногласий к нему, владелец уплачивает перевозчику:
а) сбор за подачу и уборку вагонов по 6 группе (по итогам за 2013 год) по ставкам, указанным в таблице N 8 Тарифного руководства N 3 "Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте";
В случае, если количество поданных и убранных вагонов составит до 15 вагонов в сутки, сбор за подачу и уборку вагонов будет взыскиваться по фактическому количеству поданных и убранных вагонов по ставкам, указанным в таблице N 10 Тарифного руководства N 3 "Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте".
В случае, если количество поданных и убранных вагонов составит свыше 1.5 вагонов в сутки, сбор за подачу и уборку вагонов будет взыскиваться по группе железнодорожного подъездного пути по ставкам, указанным в таблице N 8 Тарифного руководства N 3 "Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте".
в) плату за пользование вагонами, контейнерами принадлежащими перевозчику (на праве собственности или на ином законном основании) за все время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожном пути необщего пользования в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, по ставкам Тарифного руководства N 2, с учетом коэффициентов индексации.
Плата взыскивается за все время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожном пути необщего пользования до момента наступления обстоятельств, предусмотренных статьей 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации по взысканию штрафа.
В случае изменения ставок платы они автоматически распространяются на настоящий договор.
г) за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику (на праве собственности или на ином законном основании) по вине владельца на железнодорожном пути необщего пользования свыше 36 часов с момента подачи вагонов к местам погрузки и выгрузки уплачивает штраф в размере, установленном статьями 99 и 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, без внесения при этом платы за пользование вагонами. Списание штрафа производится с единого лицевого счета владельца.
д) за маневровую работу, не совмещенную со временем подачи и уборки вагонов по ставкам Тарифного руководства N 3.
е) другие виды сборов и платы.
Согласно пункту 16 в редакции протоколов разногласий к договору, сборы, платы и штрафы по настоящему договору производится в соответствии с условиями договора на организацию расчетов через единый лицевой счет Владельца следующим порядком:
а) расчеты за перевозки, производятся на условиях предоплаты. Право на услуги железнодорожного транспорта, полученное в результате зачисления предоплаты может быть передано (переуступлено) третьим лицам только с согласия Перевозчика;
б) плата за пользование вагонами, штрафы согласно Устава железнодорожного транспорта РФ, сборы за услуги, оказываемые перевозчиком владельцу и другие сборы, предусмотренные Правилами перевозок, производятся путем списания с единого лицевого счета владельца.
в) в случае задержки оплаты провозных платежей, сборов, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации. Перевозчик вправе задержать отправление и выдачу грузов до внесения платежей со взиманием соответствующих платежей, сборов в установленном порядке.
До внесения всех причитающихся перевозчику платежей и сборов, вагоны зачисляются на платное пользование владельца и с него взимается плата за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику (на праве собственности или на ином законном основании) и штрафы, предусмотренные Уставом.
При несвоевременных расчетах владелец несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
г) дополнительные услуги владелец уплачивает перевозчику согласно распоряжению ОАО "РЖД" от 16.11.2013 N 2466р "О едином перечне работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов", "Единого перечня работ и услуг, оказываемых Красноярской железной дорогой - филиала ОАО "РЖД" при организации перевозок" и договора на организацию расчетов через единый лицевой счет владельца с учетом коэффициентов индексации.
Согласно пункту 20 договора, изменения и дополнения в договор вносятся путем подписания дополнительного соглашения (за исключением абзаца пункта 14 и 15 п.п. "б", устанавливающего изменение ставки сбора). В случае, если стороны при подписании дополнительного соглашения о внесении изменений или дополнений в договор, по любому пункту договора не придут к соглашению, то спор о внесении изменений, дополнений в любой пункт договора передается на рассмотрение в арбитражный суд в соответствии с правилами подсудности и подведомственности.
В соответствии с пунктом 25 договора, настоящий договор заключается сроком на 5 лет с 01.08.2014 по 31.07.2019 включительно.
В письме от 25.02.2015 N 205 истец предложил ответчику подписать дополнительное соглашение от 24.02.2015 к договору N 3/2881 от 24.06.2014. Данное письмо получено ответчиком 06.03.2015, согласно уведомлению о вручении.
В ответе от 16.03.2015 исх. N 10-15 на указанное письмо ответчик отказал истцу в заключении дополнительного соглашения к договору.
Согласно представленному истцом свидетельству о государственной регистрации права от 24.08.2012 Серии 24ЕК 415709, истцу на праве собственности принадлежит подъездной путь N 1-м и переезд неохраняемый, нерегулируемый, назначение - нежилое, 0-этажный, протяженностью 1370 м., инв. N 04:401:002:001420730:0001, лит. 1, 2, Г, Г1, адрес объекта: г. Красноярск, ст. Бугач, от с.п. 44 до кп., кадастровый (или условный) номер 24:50:0000000:0:12255.
В письме от 20.04.2015 N 04-04/2202 Министерство транспорта Российской Федерации сообщило Департаменту транспортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации следующее:
- вопрос исчисления и взимания ОАО "РЖД" платы за использование железнодорожного пути необщего пользования находится в компетенции Федеральной службы по тарифам;
- по информации ФСТ России, в соответствии с Правилами применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденными постановлением ФЭК России, плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежавшего перевозчику, является составной частью сбора за подачу и уборку вагонов и определена как ежесуточная, вне зависимости от факта выхода локомотива для подачи или уборки вагонов;
- до установления ФСТ Росси нового порядка исчисления ставок сбора за подачу и уборку вагонов, в том числе учитывающего необходимость компенсации в его рамках затрат ОАО "РЖД" за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, указанные ставки могут быть определены по соглашению сторон в рамках договорных отношений, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а ставки действующего Тарифного руководства N 3 могут быть использованы в качестве экономического ориентира.
В письме от 28.05.2015 N 7С-6279/10 Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) указала ОАО РЖД" следующее:
- вступление в силу новой редакции статьи 58 Устава железнодорожного транспорта обеспечивает правовые основания для взимания ОАО "РЖД" платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", при подаче и уборке вагонов на железнодорожном пути необщего пользования;
- до установления ФСТ России нового порядка исчисления ставок сбора за подачу и уборку вагонов, в том числе учитывающего необходимость компенсации в его рамках затрат ОАО "РЖД" за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, указанные ставки могут быть определены по соглашению сторон в рамках договорных отношений, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а ставки действующего Тарифного руководства N 3 могут быть использованы в качестве экономического ориентира;
- для установления новых, экономически обоснованных ставок сборов за подачу и уборку вагонов, включающих в себя плату за пользование путем необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", в адрес ОАО "РЖД" направлен запрос от 15.05.2015 о предоставлении необходимой информации.
В материалы дела представлены Протокол заседания правления ОАО "РЖД" от 15.12.2014 N 42 "Об утверждении ставок договорных сборов за отдельные работы и услуги, предусмотренные Единым перечнем работ и услуг, оказываемых в ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов", а также Распоряжение ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р "Об утверждении временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов.
Ссылаясь на неподписание ответчиком дополнительного соглашения к договору от 24.06.2014 N 3/2881, вносящего изменения в пункты 15 и 16 договора, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим исковым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Правоотношения между сторонами вытекают из договора от 24.06.2014 N 3/2881 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и регулируются положениями главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 4 "Железнодорожные пути необщего пользования" Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частями 1-5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором
Тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных путях необщего пользования собственником этого пути, подлежат государственному регулированию.
Так, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Глава 4 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации регулирует отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры.
В соответствии с абзацами 3-6 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на не принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику.
Если подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих перевозчику, осуществляются локомотивом, принадлежащим владельцу другого железнодорожного пути необщего пользования или иному лицу, с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) и указанных владельца железнодорожных путей необщего пользования или иного лица перевозчиком взимается плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров.
При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя). При неосновательном уклонении одной из сторон от заключения этих договоров другая сторона вправе в соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2.12 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования обратиться в арбитражный суд с заявлением об обязании заключить договор. Суд принимает заявление к рассмотрению на общих основаниях.
В случае если перевозчик и владелец железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправитель (грузополучатель) не пришли к соглашению по отдельным пунктам указанных договоров, заявления о рассмотрении таких разногласий принимаются без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда.
Согласно абзацу 5 статьи 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации в статье 2 определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Согласно пункту 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643, государством регулируются тарифы на дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования (в том числе выполнение маневровой работы в пределах железнодорожных станций, подача и уборка вагонов, предоставление вагонов, контейнеров в пользование, обеспечение погрузки и выгрузки грузоотправителями, грузополучателями в местах общего пользования, необщего пользования и на путях необщего пользования).
Таким образом, порядок установления тарифа на транспортные услуги на железнодорожных путях необщего пользования поставлен законодателем в зависимость от наличия в этих транспортных услугах признаков естественной монополии. Если такие признаки имеются, то цены на услуги регулируются государством.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статьями 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте.
По смыслу раздела 2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, на железнодорожных путях необщего пользования могут оказываться 2 вида транспортных услуг: эксплуатация железнодорожных путей необщего пользования, а также подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования.
Согласно статье 3 Федерального закона "О естественных монополиях", естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно Перечню услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239, государственные органы субъектов Российской Федерации вправе вводить регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Таким образом, тарифы на услуги на путях необщего пользования, если лицо, их оказывающее, является субъектом естественной монополии, регулируются с помощью установленных законодательством тарифов.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок", к работам (услугам), цены на которые устанавливаются государством, отнесены дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего и необщего пользования, в частности подача и уборка вагонов.
Из смысла раздела 2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, такая транспортная услуга, как эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, может быть оказана лишь владельцем такого пути или по соглашению с владельцем пути. Подача и уборка вагонов оказывается перевозчиком, который может совпадать или не совпадать с владельцем пути.
Железнодорожный путь необщего пользования в соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации является недвижимым имуществом и является объектом права собственности.
Таким образом, по смыслу приведенных норм права, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, что размер платы за работу локомотива и размер платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, как составляющих сбора, взимаемого перевозчиком за подачу и уборку вагонов, осуществляемых им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, не являются договорными и должны регулироваться уполномоченным органом.
Арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что рынок услуг по подаче и уборке вагонов в случае оказания такой услуги владельцем пути находится в состоянии естественной монополии, в связи с чем тарифы на транспортные услуги, оказываемые на путях необщего пользования собственником этого пути, подлежат государственному регулированию, вследствие чего самостоятельное установление тарифов на такие услуги недопустимо.
При таком положении установление в договоре платы за использование путей необщего пользования в качестве самостоятельной платы, рассчитанной по ставке, утвержденной протоколом заседания правления ОАО "РЖД", являющимся внутренним документом истца и не обладает силой нормативного акта, с учетом монопольного положения железной дороги, противоречит действующему законодательству.
При изложенных обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства, заслушав доводы сторон, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для внесения изменений в рассматриваемый договор, в связи с чем, правомерно отклонил доводы истца и отказал в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению арбитражным апелляционным судом, поскольку истец не доказал наличие условий, необходимых для внесения изменений в спорный договор на основании статьи 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, что размер платы за работу локомотива и размер платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, как составляющих сбора, взимаемого перевозчиком за подачу и уборку вагонов, осуществляемых им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, не являются договорными и должны регулироваться уполномоченным органом.
Изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что они не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного, Третий арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 августа 2016 года по делу N А33-29828/2015 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы (ОАО "РЖД").
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 августа 2016 года по делу N А33-29828/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Магда |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-29828/2015
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 февраля 2017 г. N Ф02-131/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО РЖД в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО РЖД
Ответчик: ООО "Красноярскавиасервис", ООО Красноярскавиасервис
Третье лицо: ОАО "РЖД"