г. Хабаровск |
|
01 декабря 2016 г. |
А73-10457/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края: Осадчая К.А., представитель по доверенности от 08.08.2016 N 1-1-17/55;
от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края: Ларионова М.Н., представитель по доверенности от 11.01.2016 N 4-2-10-14;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
на решение от 17.10.2016
по делу N А73-10457/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее - администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - комитет, административный орган) от 29.06.2016 N 102-ю, которым администрация привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).
Решением суда от 17.10.2016 требование администрации удовлетворено. Постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 29.06.2016 N 102-ю признано незаконным и отменено.
Не согласившись с судебным актом, административный орган обратился в апелляционный суд с жалобой, в обоснование которой ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель комитета на доводах жалобы настаивал, просил решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Представитель администрации в судебном заседании и в возражениях на жалобу выразил несогласие с ее доводами, просил судебный акт оставить в силе как законный и обоснованный.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, возражений, письменных пояснений, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что 18.03.2016 Администрацией города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края вынесено постановление N 678-па "О тарифах на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования, предоставляемые муниципальным унитарным предприятием "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (далее - постановления N 678-па), которым с 28.03.2016 для муниципального унитарного предприятия "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (далее - МУП "ПАТП N 1") установлены тарифы на перевозку одного пассажира и одного места багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в размере 23 рубля.
Данное Постановление опубликовано в газете Дальневосточный Комсомольск 29.03.2016 и на официальном сайте органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Вместе с тем, ранее 30.03.2015 Постановлением Комитета N 13-Ц предельные максимальные тарифы на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом на территории городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" установлены в размере 19 руб.
На основании поступившего из прокуратуры Хабаровского края обращения Тремасовой С.Н., по установленным фактам 24.05.2016 административным органом в отношении Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, в присутствии представителя, составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
29.06.2016 административным органом вынесено постановление N 102-ю, которым Администрация города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края привлечена к административной ответственности, предусмотренного частью 2 статьи 14.6. КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд, который, удовлетворяя заявленное требование, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является, в том числе нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В силу статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов, помимо прочего, обладают полномочиями на установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) предусматривает два вида регулярных перевозок, а именно, регулярные перевозки по регулируемым тарифам, под которыми в пункте 17 части 1 статьи 3 названного Федерального закона понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, и предусмотренные пунктом 18 части 1 этой же статьи регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Порядок проведения конкретных действий и мероприятий по обеспечению реализации (подготовки к введению в действие и исполнению) Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ урегулирован его статьей 39.
В силу ч. 1 ст. 39 Закона 220-ФЗ в течение 30 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления сведения о данных маршрутах.
На основании ч. 2 ст. 39 Закона 220-ФЗ по истечении 30 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
Согласно части 3 статьи 39 Закона N 220-ФЗ до истечения 270 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный орган местного самоуправления выдает юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
На основании части 4 статьи 39 Закона N 220-ФЗ уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт:
1) выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута.
Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества.
В соответствии с абз. 2 Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239, регулирование тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа, осуществляемые автомобильным транспортом в городском сообщении по регулируемым тарифам, отнесено к компетенции органа исполнительной власти субъекта РФ.
На территории Хабаровского края, в соответствии с пп. 4.3.5 Положения о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 N 142-пр, указанным органом является Комитет.
Как следует из обжалуемого постановления, в вину Администрации вменяется то, что путём принятия 18.03.2016 постановления N 678-па, последняя установила с 28.03.2016 для МУП "ПАТП N1" тарифы на перевозку одного пассажира и одного места багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в размере 23 руб., то есть фактически превысила предельный максимальный тариф, установленный постановлением органа государственной власти субъекта РФ (комитета) N 13-Ц, при отсутствии доказательств легитимности осуществления МУП "ПАТП N 1" указанных перевозок по нерегулируемым тарифам, а именно: до выдачи свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новых карт данного маршрута, нарушив тем самым установленный порядок регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), чем совершила правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, в материалы дела представлено решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 24.05.2016 по делу N 2а-3514/2016, оставленным без изменения апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 19.08.2016, по исковому заявлению Панькова О.Г. к главе Муниципального образования городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" Климову А.В., Муниципальному образованию городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о признании незаконным Постановления администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края N 678-па от 18.03.2016.
Рассматривая спор, суд общей юрисдикции исходил из того, что на основании решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 29.07.2015 N 71 "Об органе местного самоуправления муниципального образования городского округа "Город
Комсомольск-на-Амуре", администрация города Комсомольска-на-Амуре является уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на органы местного самоуправления.
На основании предоставленных Законом и местным законодательным органом полномочий Администрацией сформирован реестр перевозчиков.
Поскольку сведений о предоставлении льгот на проезд на маршрутах МУП "ПАТП-1" в судебном заседании не установлено, суд пришел к выводу о том, что МУП "ПАТП-1" осуществляет перевозку пассажиров по регулярным маршрутам перевозок по нерегулируемым тарифам, о чем имеются соответствующие записи в реестре.
Администрацией МУП "ПАТП-1" выданы карты маршрутов, предоставляющие право на осуществление регулярных перевозок в переходный период в соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ от 13.07.2015.
Рассматривая вопрос о соответствии оспариваемого акта органа местного самоуправления специальным нормам, регулирующим отношения в сфере пассажирских перевозок, суд общей юрисдикции, руководствуясь положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом в Российской Федерации", пришел к выводу о том, что МУП "ПАТП-1", осуществляя перевозку пассажиров по регулируемым маршрутам по нерегулируемым тарифам и имея соответствующие разрешительные документы, вправе самостоятельно установить тариф по осуществляемым им маршрутам.
Таким образом, порядок установления тарифа, с учетом особенности организационно правовой формы МУП "ПАТП-1", соблюден.
Кроме того, при рассмотрении спора судебная коллегия пришла к выводу, о том, что отсутствие свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, подтверждающего право на осуществление регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, не является основанием к отмене решения суда.
Таким образом, вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции, установлен факт соблюдения администрацией города Комсомольска-на-Амуре порядка установления тарифа для МУП "ПАТП N 1" путем принятия соответствующего постановления N 678-паот 18.03.2016.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Установленные обстоятельства позволили суду первой инстанции сделать правомерный вывод о незаконности оспариваемого постановления.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в настоящем случае события вмененного в вину Администрации административного правонарушения, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ исключает возможность привлечения заявителя к административной ответственности.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, комитетом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.10.2016 по делу N А73-10457/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10457/2016
Истец: Администрация города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
Ответчик: Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края