Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 февраля 2017 г. N Ф03-243/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
11 ноября 2016 г. |
А04-9193/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу: Самойлова О.А., представитель по доверенности от 02.11.2016 N 38;
от общества с ограниченной ответственностью "ГранТорг": Вязанкина Р.Н., представитель по доверенности от 13.10.2015 N 28 АА 0692865;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГранТорг"
на решение от 07.09.2016
по делу N А04-9193/2015
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Белоусовой Ю.К.
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
к обществу с ограниченной ответственностью "ГранТорг"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее - заявитель, МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ГранТорг" (далее - Общество, ООО "ГранТорг") к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Решением суда от 26.11.2015, оставленным в силе постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016 N 06 АП-7199/2015, в удовлетворении заявленного требования отказано по мотиву того, что суды пришли к выводу о том, что проверка легальности закупаемой алкогольной продукции является правом, а не обязанностью общества.
Постановлением суда Дальневосточного округа от 02.06.2016 N ФОЗ-2192/2016, оставленным в силе Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2016 N 303-АД16-9874, судебные акты нижестоящих инстанций отменены с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 07.09.2016 заявленное требование удовлетворено. ООО "ГранТорг" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с судебным актом, Общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, фактическим обстоятельства дела. Кроме того указывает на то, что на момент вынесения решения о привлечении Общества к ответственности (07.09.2016) истек годичный срок давности для привлечения последнего к административной ответственности.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Общества на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить.
Административный орган в своих возражениях, представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просили оставить решение суда в силе как законное и обоснованное.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзыва на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, Общество на основании лицензии от 13.08.2013 N 283АП0002030, выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, осуществляет деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции.
В период с 01.09.2015 по 04.09.2015 должностными лицами Управления в отношении Общества проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований Закона РФ от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
В ходе проверки было выявлено, что Общество осуществляет оборот алкогольной продукции с нарушением, а именно: выявленные (ТТН) с разделами "А" и "Б" справки к ТТН на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию на закупку у ООО "Росресурс" алкогольной продукции в 4 квартале 2014 производства ООО "Родник и К", в которых за номерами подтверждения фиксации в Единой государственной автоматизированной системе учета объемов производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), указанными в разделах "А" справок к этим ТТН, в ЕГАИС зафиксированы документы на отгрузку алкогольной продукции, не соответствующие номерам документов на отгрузку алкогольной продукции, указанным в разделе "А" справки к вышепоименованным ТТН; так же были выявлены несоответствия в части объема закупленного товара и наименования компании покупателя; при анализе ТТН по которым ООО "ГранТорг" закупило у ООО "Ресурс" алкогольную продукцию установлено, что ООО "Ресурс" на момент закупки алкогольной продукции (30.05.2014) производства ООО "Родник и К" не имело соответствующей лицензии.
Указанное является нарушением статей 10.2, 26 Закона РФ от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон РФ N 171-ФЗ).
По результатам проверки 04.09.2015 составлен акт N у7-а134/10.
Товаросопроводительная документация на алкогольную продукцию по протоколу изъятия вещей и документов N у7-ап518/10-1 была изъята и помещена на хранение в Управление.
03.09.2015 уполномоченным должностным лицом Управления вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования по факту оборота алкогольной продукции без товаросопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, копия которого в этот же день (03.09.2015) вручена директору общества.
22.09.2016 Управлением в отношении Общества, в отсутствие законного представителя, составлен протокол об административном правонарушении, по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, и в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении лицензиата к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляет отсутствие у лица, осуществляющего поставку товара, документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции определены Федеральным законом " 171-ФЗ.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Федерального закона N 171-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
- товарно-транспортная накладная;
-справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
- справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
- уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции);
- заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
Пунктом 2 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Как следует из положений пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями данного Федерального закона.
Таким образом, из указанных норм в их системном толковании следует, что при осуществлении закупки, хранения и (или) розничной торговли спиртосодержащей продукцией хозяйствующий субъект (лицензиат) должен в обязательном порядке располагать товарно-транспортными накладными и прилагаемыми к ним надлежащим образом оформленными справками (разделы "А" и "Б").
Кроме того, Общество, осуществляя деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, несет ответственность за соответствие реализуемой им алкогольной продукции требованиям законодательства Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Приобретая алкогольную продукцию, ООО "ГранТорг" (с целью недопущения ее незаконного оборота) обязано проверить не только наличие сопроводительных документов, но отражение необходимой информации о продукции в ЕГАИС.
Доказательств того, что общество со своей стороны предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения в сфере оборота алкогольной продукции, обществом не представлено.
При этом общество имело возможность не допустить совершения административного правонарушения, однако, при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для предотвращения правонарушения.
Выявленные административным органом нарушения свидетельствуют об отсутствии со стороны лицензиата надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, пренебрежительном отношении к выполнению требований законодательства.
Имеющиеся в материалах дела доказательства коллегия в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ и статьей 71 АПК РФ находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, факт правонарушения и вина Общества являются доказанными.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Оснований для применения положений статей 4.1.1, части 3.5 статьи 4.1, части 3 статьи 3.4 КоАП РФ не имеется.
Всесторонне изучив материалы дела, суд не нашел оснований для освобождения общества от административной ответственности в соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью содеянного.
Указанные выводы сделаны на основании верно установленных обстоятельств рассматриваемого дела и в пределах дискреционных полномочий суда первой инстанции, в связи с чем, коллегия находит их обоснованными и не подлежащими пересмотру.
Учитывая, что Общество ранее к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекалось, суд первой инстанции правомерно с учетом данного обстоятельства назначил Обществу наказание в виде административного штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы об истечении срока привлечения Общества к административной ответственности судом отклоняется, в связи со следующим
В силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, установленные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, то есть со дня выявления факта его совершения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.
Правонарушение, совершенное ООО "ГранТорг", ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, носит характер длящегося, поскольку заключается в длительном непрекращающемся осуществление оборота алкогольной продукции в отсутствие документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота.
Как указано в пункте 19 Постановления N 2, при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Таким образом, в данном конкретном случае, днем обнаружения административного правонарушения является дата оставления протокола - 22.09.2015, соответственно, срок привлечения к административной ответственности истекает 22.09.2016, решение, в свою очередь, вынесено судом 07.09.2016, то есть в пределах срока.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 07.09.2016 по делу N А04-9193/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-9193/2015
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 февраля 2017 г. N Ф03-243/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
Ответчик: ООО "ГранТорг"
Третье лицо: ООО "ГранТорг"
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-243/17
11.11.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5812/16
07.09.2016 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-9193/15
18.08.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4484/16
02.06.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2192/16
11.03.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7199/15
26.11.2015 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-9193/15