Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 января 2017 г. N Ф01-5919/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти по договору оказания услуг по обслуживанию многоквартирного дома в отношении жилья
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Владимир |
|
06 октября 2016 г. |
Дело N А43-16199/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 06.10.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудяк Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания "Наш дом" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.07.2016 по делу N А43-16199/2016, принятое судьей Соколовой Л.В. по заявлению открытого акционерного общества "Управляющая компания "Наш дом" (ИНН 5243027162, ОГРН 1095243001083) к Государственной жилищной инспекции Нижегородской области о признании недействительным предписания от 02.06.2016 N 515-07-190/2016.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Государственная жилищная инспекция Нижегородской области в поступившем ходатайстве (входящий N 01АП-6340/16 от 21.09.2016) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
Открытое акционерное общество "Управляющая компания "Наш дом" в поступившем ходатайстве (входящий N 01АП-6340/16(1) от 29.09.2016) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 29.09.2016 в 14 час. 45 мин.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
02.06.2016 на основании приказа заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция, контролирующий орган) от 01.06.2016 N 515-07-190/2016 проведена внеплановая документарная проверка открытого акционерного общества "Управляющая компания "Наш дом" (далее - ОАО "УК Наш Дом", Общество, заявитель) с целью проверки фактов, изложенных в обращении гражданки Учкиной И.В. в адрес Президента Российской Федерации по вопросу информации о домоуправляющей компании, обслуживающей многоквартирный дом N 3 по ул. Мира г. Арзамаса и оплаты услуг ЖКХ по выставляемым квитанциям. Из обращения Учкиной И.В. следует, что квитанции за коммунальные услуги поступают от двух компаний - ООО "Жилсервис-2" и ОАО "УК Наш Дом" (л.д.32).
Проверкой, проведенной ранее (03.02.2016) по заявлению Общества о включении спорного жилого дома в реестр лицензий Нижегородской области, данный дом не был включен ввиду невыполнения требований, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 193 и части 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации о размещении на официальном сайте для раскрытия информации сведений о многоквартирном доме в связи с заключением договора управления многоквартирным домом.
По результатам проверки составлен акт от 02.06.2016 N 515-07-190/2016.
В ходе проверки установлено, что решением собственников помещений указанного многоквартирного дома 11.11.2015 ОАО "УК "Наш дом" выбрано управляющей организацией и заключен договор управления от 14.01.2016 N 289. С 01.03.2016 ОАО "УК "Наш дом" начало выставлять плату за жилищно-коммунальные услуги жителям данного многоквартирного дома. Между тем, изменения в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Нижегородской области в отношении ОАО "УК "Наш дом" не были внесены.
По состоянию на 02.06.2016 согласно реестру лицензий Нижегородской области вышеназванный многоквартирный жилой дом находится в управлении ООО "Жилсервис-2".
02.06.2016 ОАО "УК "Наш дом" Инспекцией выдано предписание N 515-07-190/2016 согласно которому Обществу предписано прекратить выставление платежных документов на оплату за жилищно-коммунальные услуги жителям многоквартирного дома N 3 по ул. Мира г. Арзамаса до устранения нарушений.
Не согласившись с данным предписанием, ОАО "УК "Наш дом" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.07.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель указывает, что договор управления, заключенный с управляющей компанией ООО "Жилсервис-2", прекратил действие с 01.01.2016 и деятельность по управлению данным многоквартирным домом осуществляет ОАО "УК "Наш дом".
Общество обращает внимание на то, что решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23.05.2016 по делу N 21810/2016, вступившим в законную силу 19.07.2016, отказано в признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 3 по ул. Мира г. Арзамаса от 11.11.2015, в соответствии с которым собственниками было избрано в качестве управляющей компании ОАО "УК "Наш дом".
Таким образом, по мнению Общества, факт наличия у ОАО "УК "Наш дом" правовых оснований для осуществления с 01.01.2016 деятельности по управлению многоквартирным домом является установленным и не подлежит доказыванию.
Заявитель указывает, что Инспекцией отказано во включении в реестр лицензий в связи с наличием в реестре сведений об управлении спорным жилым домом прежней управляющей компанией - ООО "Жилсервис-2", а также судебного спора по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление спорным многоквартирным домом.
По мнению заявителя, исполнение им требований по внесению изменений в реестр лицензий обусловлено вступлением в силу решения Арзамасского городского суда и выполнением ООО "Жилсервис-2" требований об исключении данного дома из реестра лицензий.
Общество обращает внимание на то, что требования части 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации по размещению сведений на официальном сайте раскрытия информации были выполнены, что подтверждается материалами повторной проверки и контролирующим органом не оспаривается.
Кроме того, ОАО "УК "Наш дом" полагает, что осуществление деятельности по управлению спорным многоквартирным домом до момента внесения сведений в реестр лицензий в связи с отсутствием сведений о вступлении в силу решения суда и неправомерных действий третьих лиц, не может являться основанием для прекращения начисления платы за фактически оказанные им жилищно-коммунальные услуги.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Общество в возражениях на дополнение к отзыву Инспекции указывает на то, что оспариваемое предписание не отвечает требованиям закона и создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, поскольку обязывает прекратить взимание платы за содержание спорного дома при фактически оказываемых жильцам услугах.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, дополнении к отзыву и возражениях на дополнение к отзыву, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Инспекция является органом, осуществляющим надзор за соблюдением жилищного законодательства, вправе проводить соответствующие проверки и по их результатам выдавать предписания о прекращении выявленных нарушений в силу части 1, 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493.
Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами предусмотрено пунктом 4 части 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьей 192 ЖК РФ.
Согласно статьи 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. В приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии и в лицензию включаются сведения о лицензируемом виде деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (статья 15 Закона).
В связи с этим в лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами не отражаются сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
При этом согласно части 4 статьи 192 ЖК РФ лицензия действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В соответствии с частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания (часть 7 статьи 162 ЖК РФ).
Статьей 198 ЖК РФ установлен порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат; основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра.
Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт для раскрытия информации).
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Из содержания части 4 статьи 198 ЖК РФ следует, что лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок), которым определены условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр.
Пункт 5 Порядка устанавливает, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Инспекцией было установлено наличие противоречий в сведениях, представленных лицензиатом, сведениям, содержащимся в реестре; в заявлении отсутствуют сведения о лицензии, выданной лицензиату; имеется судебный спор по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управлением многоквартирным домом.
Поэтому по результатам рассмотрения повторного заявления Общества принято решение об отказе во внесении в реестр лицензий изменений и возврате заявления.
Таким образом, изменения в реестр лицензий Нижегородской области ОАО "УК "Наш дом" по управлению многоквартирным домом N 3 по ул. Мира г. Арзамаса не были внесены в установленном порядке по причинам, находившимся в пределах контроля заявителя, и не было обусловлено действиями третьих лиц, как утверждает Общество.
По состоянию на 02.06.2016 (согласно реестру лицензий Нижегородской области) вышеназванный многоквартирный жилой дом находится в управлении ООО "Жилсервис-2".
Кроме того, заявителем не представлено доказательств соблюдения требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 ЖК РФ до вынесения оспариваемого предписания.
Оспариваемое предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения.
Решение Арзамасского городского суда от 23.05.2016 об отказе в признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в спорном многоквартирном жилом доме о выборе ОАО "УК "Наш дом" в качестве управляющей организации вступило в законную силу 19.07.2016.
Судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный довод заявителя о том, что им фактически оказываются коммунальные услуги на основании договоров, заключенных с ресурсоснабжающими организациями.
Соответствующих доказательств, Обществом в материалы дела не представлено.
Кроме того, согласно пункту 32 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" договор ресурсоснабжения прекращается одновременно с прекращением договора управления многоквартирным домом в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого предписания ООО "Жилсервис", сведения о котором внесены в реестр лицензий Нижегородской области, на законных основаниях осуществляет хозяйственную деятельность по управлению спорным домом и выставляет жителям квитанции на оплату коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах правильным является вывод суда первой инстанции о том, что у Общества до соблюдения всех требований, предусмотренных частью 4 статьи 198 ЖК РФ, отсутствовали основания для начала оказания услуг по управлению многоквартирным домом N 3 по ул. Мира г. Арзамаса и, соответственно, для выставления жителям платежных документов.
Таким образом, совокупность двух условий, необходимых для признания обжалуемого заявителем предписания контролирующего органа недействительным, в данном случае, отсутствует.
Доводы заявителя на доказательствах, представленных в материалы дела, не основаны, и не опровергают законность и обоснованность принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, относятся на заявителя.
Государственная пошлина в сумме 1500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 05.08.2016 N 1828, подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.07.2016 по делу N А43-16199/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания "Наш дом" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Управляющая компания "Наш дом" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 05.08.2016 N 1828.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-16199/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 января 2017 г. N Ф01-5919/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "НАШ ДОМ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области