Требование: о признании недействительным акта органа власти в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
23 ноября 2016 г. |
А16-1102/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Федерального казенного учреждения "Биробиджанская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области": представитель не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области: представитель не явился;
от Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области: представитель не явился;
от Федеральной службы исполнения наказаний: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области
на решение от 07.09.2016
по делу N А16-1102/2016
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Баловой Е.В.
по заявлению Федерального казенного учреждения "Биробиджанская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области
о признании недействительным решения от 20.06.2016 N 79/023/001/2016-8054,
об обязании зарегистрировать право оперативного управления на объект недвижимости - нежилое здание склада, площадью 450,2 кв. м, кадастровый номер 79:01:0500019:335, расположенное по адресу: Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Шевченко, 2
третьи лица: Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области; Федеральная служба исполнения наказаний
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Биробиджанская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области" (далее - учреждение, колония) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области (далее - управление Росреестра) о признании незаконным изложенного в сообщении от 20.06.2016 N 79/023/001/2016-8054 отказа в государственной регистрации права оперативного управления Учреждения на объект недвижимого имущества, а также о возложении обязанности произвести действия по государственной регистрации права оперативного управления на нежилое здание склада, площадью 450,2 кв. м, кадастровый номер 79:01:0500019:335, расположенное по адресу: Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Шевченко, 2.
Определениями суда от 11.07.2016, от 16.08.2016 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области (далее - управление Росимущества) и Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН).
Решением от 07.09.2016 суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с судебным актом, управление Росреестра обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение.
От управления Росимущества поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
В своем отзыве управление Росимущества поддерживает доводы апелляционной жалобы управления Росреестра, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 17.11.2015 учреждение обратилось в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества - нежилое здание склада, площадью 450,2 кв. м, кадастровый номер 79:01:0500019:335, расположенное по адресу: Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Шевченко, 2, представив в качестве правоустанавливающего документа решение ФСИН от 23.10.2015 N 04-67312.
30.11.2015 управление Росреестра приостановило регистрацию права оперативного управления до 30.12.2015 на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), в связи с отсутствием акта передачи, свидетельствующего о передаче имущества.
Управление Росреестра сообщением N 79/024/011/2015-763 от 30.12.2015 уведомило заявителя об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ, поскольку не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом N 122-ФЗ для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
06.05.2016 учреждение повторно обратилось в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на тот же объект недвижимого имущества, представив в качестве правоустанавливающего документа договор N 16-01 от 05.04.2016 о передаче федерального имущества в оперативное управление федерального казенного учреждения "Биробиджанская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области".
20.05.2016 управление Росреестра приостановило регистрацию права оперативного управления до 20.06.2016 на основании пункта 1 статьи 19 Закона N 122-ФЗ, в связи с тем, что не представлены правоустанавливающие документы для регистрации права оперативного управления.
Управление Росреестра сообщением N 79/023/001/2016-8054 от 20.06.2016 уведомило заявителя об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ, поскольку не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом N 122-ФЗ для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Несогласие учреждения с вышеуказанным отказом в государственной регистрации права оперативного управления на указанный объект недвижимости явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования учреждения в полном объеме, правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
В соответствии со статьей 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного на то им (ими) лицами, и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Закона) с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Статьей 18 этого Закона установлены требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Материалами дела установлено, что из расписки в получении документов на государственную регистрацию от 06.05.2016 следует, что учреждение предоставило в регистрирующий орган, в том числе в качестве правоустанавливающих документов, на государственную регистрацию права оперативного управления заключенный с ФСИН договор от 05.04.2016 N 16-01 о передаче ему федерального имущества в оперативное управление, приложение N 2 к названному договору - "Перечень объектов недвижимости", кадастровый паспорт N 7900/14-5360 от 11.02.2014 на указанный объект.
Как правомерно указал суд первой инстанции, в кадастровом паспорте содержались все необходимые для государственной регистрации характеристики объекта, в том числе адрес, площадь и этажность, а также сведения о назначении объекта и дате ввода его в эксплуатацию.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.09.2015 серии 79-АА N 121285 и выписке из ЕГРП от 29.08.2016 N 79/023/003/2016-6438 объект недвижимости находится в собственности Российской Федерации.
Спорный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 79:01:0500019:0005, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании учреждения с 09.10.2001, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.12.2008 серии 27-АВ N 182312 (повторное свидетельство серии 79-АА N 031156 от 10.11.2011).
Таким образом, апелляционная инстанция поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что представленные на государственную регистрацию распорядительные документы свидетельствовали о передаче объектов недвижимости на праве оперативного управления учреждению, соответствовали по форме и содержанию требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражали информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
Из вышеизложенного следует, что у управления Росреестра отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права оперативного управления учреждения на указанный объект.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 07.09.2016 по делу N А16-1102/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1102/2016
Истец: федеральное казенное учреждение "Биробиджанская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ