г. Владивосток |
|
20 декабря 2016 г. |
Дело N А24-2816/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей В.В. Рубановой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления городского хозяйства Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа,
апелляционное производство N 05АП-9365/2016
на решение от 14.10.2016
судьи Копыловой А.А.
по делу N А24-2816/2016 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Управления городского хозяйства Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ИНН 4101128100, ОГРН 1094101000069, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 14.01.2009)
к Контрольно-счетной палате Камчатского края (ИНН 4101124539, ОГРН 1084101003095, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.06.2008)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, Государственное унитарное предприятие Камчатского края "Петропавловский водоканал",
о признании недействительным предписания от 21.06.2016 N 03,
при участии:
от Управления городского хозяйства Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение: Шеременко С.В., доверенность от 12.12.2016, сроком до 31.12.2016, служебное удостоверение; Ковальчук Е.В., доверенность от 12.12.2016, сроком до 31.12.2016, паспорт;
от Контрольно-счетной палаты Камчатского края: Павленко С.А., доверенность от 11.01.2016, сроком до 31.12.2016, паспорт;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края: не явились;
от Государственного унитарного предприятия Камчатского края "Петропавловский водоканал": не явились,
УСТАНОВИЛ:
Управление городского хозяйства Администрации Петропавловск- Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным предписания Контрольно- счетной палаты Камчатского края (далее - заинтересованное лицо, КСП КК) от 21.06.2016 N 03 о восстановлении в доход краевого бюджета средств субсидий, использованных не по целевому назначению в сумме 37 700 тыс. руб.
Определением суда от 15.09.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края; Государственное унитарное предприятие Камчатского края "Петропавловский водоканал".
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 14.10.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Управление, не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловало его в порядке апелляционного производства, указав в жалобе на то, что решение вынесено без учета всех имеющихся обстоятельств дела. В жалобе Управление просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что целевое назначение субсидии соблюдено, а, именно, доведенный межбюджетный трансферт был реализован в соответствии с его целевым назначением на реализацию мероприятий соответствующей муниципальной программы в рамках бюджетных ассигнований, отраженных по коду классификации расходов бюджетов, соответствующему назначению бюджетных ассигнований, что в контексте статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), не может быть рассмотрено как нецелевое использование бюджетных средств.
Представители Управления доводы жалобы в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали в полном объеме.
Представитель КСП КК возразил по доводам жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к материалам дела. Полагает, что оснований для отмены оспариваемого судебного акта не имеется.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Согласно акту от 31.12.2015 в ходе проведения в период с 25.11.2015 по 11.12.2015 контрольного мероприятия за 2014 год КСП КК установлено, что средства краевого бюджета в сумме 37 700 тыс. руб., направленные в 2014 году на "закупку запорной арматуры и трубопроводной продукции", фактически использованы на погашение финансовых обязательств (основного долга по кредиту и процентов по нему) МУП "Петропавловский водоканал" возникших в 2012 и 2013 годах при "закупке запорной арматуры и трубопроводной продукции" на сумму 237 174, 1 тыс. руб.
По результатам рассмотрения проекта отчета на заседании Коллегии КСП КК от 16.05.2016 N 11 принято решение об утверждении отчета и направления информационного письма в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края с целью осуществления контроля за восстановлением в доход краевого бюджета средств в сумме 37 700 тыс. руб. использованных не по целевому назначению.
Согласно отчету о результатах контрольного мероприятия от 16.05.2016, в результате изменения целевого назначения субсидии, полученной из краевого бюджета на "закупку запорной арматуры и трубопроводной продукции" в сумме 37 700 тыс. руб. Комитетом городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, полученные средства использованы на компенсацию расходов (на погашение финансовых обязательств: основного долга по кредиту и процентов по нему), то есть допущено нецелевое использование средств в связи с чем предложено внести предписание КСП КК руководителю Комитета городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с требованием восстановить в доход краевого бюджета средства субсидии, использованные не по целевому назначению в сумме 37 700 тыс. руб.
21.06.2016 КСП КК направило руководителю Управления предписание N 03 в котором указано на нецелевое использование бюджетных средств со ссылкой на статью 306.4 БК РФ и на основании части 4 статьи 20 Закона Камчатского края от 16.09.2011 N 658 "О КСП КК" предписано восстановить в доход краевого бюджета средства субсидии, использованные не по целевому назначению, в сумме 37 700 тыс. руб.
Не согласившись с указанным предписанием Управление обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 198, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя суд признал, что КСП КК доказан факт нецелевого использования заявителем денежных средств в размере 37 700 тыс. руб., поскольку указанны денежные средства были направлены на погашение финансовых обязательств МУП "Петропавловский водоканал" возникших в 2012 и 2013 годах при закупке трубопроводной продукции и запорной арматуры, а субсидии в размере 37 700 тыс. руб., выделенные на реализацию мероприятий государственной программы, подпрограммы 2, были направлены на оплату денежных обязательств, не предусмотренных соответствующей программой и возникших до её утверждения.
При этом, суд обоснованно ссылаясь на положения статей 10, 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ), пункта 2 статьи 14 Регламента КСП КК, утвержденного Коллегией КСП КК от 29.06.2012, пунктов 5.12, 6.8. 6.9 Стандарта внешнего государственного финансового контроля КСП КК, утвержденного Коллегией КСП КК от 27.07.2012, правомерно отклонил доводы заявителя о процедурных нарушениях, допущенных при вынесении оспариваемого предписания.
Вместе с тем судом не учтено следующее.
Суд первой инстанции, указывая на нецелевое использование средств краевого бюджета, отметил, что субсидия в размере 37 700 тыс. руб. была направлена на оплату денежных обязательств, не предусмотренных соответствующей программой и возникших до ее утверждения.
Как следует из апелляционной жалобы, в 2012 году были заключены договоры на поставку запорной арматуры, при этом бюджетных ассигнований предоставленных из краевого бюджета в 2012 году было не достаточно для своевременной и полной оплаты заключенных договоров. МУП "ПВК" были привлечены кредитные средства, в связи с чем образовалась задолженность перед ООО "Полипластик-Сибирь" в сумме 48 977, 16 тыс. рублей по заключенным договорам.
В 2013 году в целях выполнения договорных обязательств МУП "ПВК" обратилось в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Камчатского края письмом от 15.10.2013 N 4478/05 о выделении средств бюджету Петропавловск-Камчатского городского округа из краевого бюджета на компенсацию понесенных затрат по закупке запорной арматуры в сумме 48 977, 16 тыс. рублей.
Также, 19.11.2013 администрация Петропавловск-Камчатского городского округа обратилась в адрес Министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (исх. N 01-01-01/3365/13) с просьбой о финансовой помощи в части перераспределения бюджетных ассигнований краевого бюджета, высвободившихся в результате проведенной оптимизации, в частности на мероприятие "Компенсация расходов на закупку запорной арматуры, трубопроводной продукции для проведения аварийно-восстановительных работ и формирование аварийного запаса".
Во исполнение обращения Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 13.01.2014 N 2014-0065-03 Управлением была направлена информация (от 20.01.2014 N 01-07-01/170/14) о дополнительной потребности в финансировании в размере мероприятий программ, так согласно в графе 2 "иные межбюджетные" сроки 4 таблицы, приложенной к письму, отражается необходимый объем финансирования на мероприятие "Компенсация расходов на закупку запорной арматуры, трубопроводной продукции для проведения аварийно-восстановительных работ и формирование аварийного запаса".
В 2014 году Законом Камчатского края от 20.11.2013 N 340 "О краевом бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" по целевой статье расходов 05 2 4006 предоставлены 37 700 тыс. рублей в виде "Субсидии местным бюджетам на реализацию основных мероприятий соответствующей подпрограммы соответствующей государственной программы Камчатского края (за исключением инвестиционных мероприятий и субсидий, которым присвоены отдельные коды)".
12.11.2014 между Комитетом городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (Комитет по Соглашению) и МУП "Петропавловский водоканал" (Предприятие по Соглашению) заключено соглашение N 10, которым определен порядок взаимодействия по вопросам перечисления Комитетом средств бюджета Петропавловск-Камчатского округа для реализации отдельного мероприятия подпрограммы "Модернизация жилищно-коммунального хозяйства" муниципальной программы "Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей Петропавловск-Камчатского городского округа коммунальными услугами и услугами по благоустройству территорий и охраны окружающей среды", утвержденной постановлением Петропавловск-Камчатского городского округа от 31.10.2013 N 3183 - компенсация расходов на закупку запорной арматуры и трубной продукции, согласно приложению 1 (пункт 1.1. Соглашения).
Из приложения N 1 к указанному соглашению видно, что указанное программное мероприятие в сумме 37 700 тыс.руб. финансируется за счет средств краевого бюджета. Платежным поручением от 04.12.2014 N 293 денежные средства в размере 37 700 тыс.руб. перечислены МУП "Петропавловский водоканал".
С учетом изложенного, коллегия соглашается с Управлением, что бюджетные средства в 2014 году были необходимы городскому округу в лице МУП "ПВК" на компенсацию произведенных затрат по закупке запорной арматуры, а не на осуществления факта закупки.
Согласно статье 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В муниципальной программе, в решении о бюджете, в Соглашении с МУП "ПВК", в денежных документах и в отчетах предоставляемых Министерству ЖКХ Камчатского края, назначение бюджетных средств определено как "Компенсация расходов на закупку запорной арматуры, трубопроводной продукции для проведения аварийно-восстановительных работ и формирование аварийного запаса". С учетом предоставления документов в Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края нецелевого использования бюджетных средств не допущено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 БК РФ для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу статьи 162 БК РФ получатели бюджетных средств обеспечивают результативность, целевой характер использования предусмотренных им бюджетных ассигнований.
Согласно уведомлению Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края от 16.10.2014 N 14717, приложению N 12 к Закону Камчатского края от 20.11.2013 N 340, Соглашению от 12.11.2014 N 260-ПК в целях реализации основного мероприятия по государственной программе, подпрограмма "Чистая вода в Камчатском крае" - закупка запорной арматуры и трубопроводной продукции, из краевого бюджета выделены средства в размере 37 700 тыс.руб.
Положениями Закона Камчатского края от 20.11.2013 N 340 "О краевом бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в целях реализации норм статьи 21 БК РФ в приложении 6 "Ведомственная структура расходов на 2014 год" указанного Закона по целевой статье расходов 05 2 4006 отражена субсидия местным бюджетам на реализацию основных мероприятий соответствующей подпрограммы соответствующей государственной программы Камчатского края (за исключением инвестиционных мероприятий и субсидий, которым присвоены отдельные коды) в сумме 37 700 тыс. рублей без детализации основного мероприятия (объекта бюджетной классификации (КЦСР), а в приложении 12 "Распределение субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов), предоставляемых из краевого бюджета, на 2014 год" по целевой статье расходов 05 2 4006 отражена субсидия местным бюджетам на реализацию основных мероприятий подпрограммы соответствующей государственной программы Камчатского края за исключением инвестиционных мероприятий и субсидий, которым присвоены отдельные коды) в сумме 37 700 тыс. рублей без присвоения дополнительного функционального кода, детализирующего основное мероприятие (объект бюджетной классификации (КЦСР) "Закупка арматуры и трубопроводной продукции".
Муниципальной программой "Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей Петропавловск-Камчатского городского округа коммунальными услугами, услугами по благоустройству территории и охраны окружающей среды", утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 31.10.2013 N 3183 (в редакции постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 04.12.2014 N 2974), которой утверждено основное мероприятие "Компенсация расходов на закупку запорной арматуры и трубой продукции" в сумме 37 700 тыс. рублей.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) вправе самостоятельно принять решение о том, в рамках какой государственной программы субъекта Российской Федерации (муниципальной программы) будет обеспечиваться достижение целей, поставленных в государственной программе Российской Федерации (государственной программе субъекта Российской Федерации). При этом возможно как формирование отдельной государственной (муниципальной) программы, соответствующей направлению государственной (муниципальной) политики, так и включение данного направления в государственные (муниципальные) программы в качестве структурного элемента. Реализация указанного права субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями) не является основанием для отказа в софинансировании соответствующих мероприятий за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации).
Формирование бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа из различных источников налоговых и неналоговых поступлений, безвозмездных поступлений осуществляется в соответствии с нормами статьи 41 БК РФ.
К собственным доходам бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа относятся доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций (норма статьи 47 БК РФ).
Таким образом, поступившие из бюджета субъекта Российской Федерации средства в виде субсидии местным бюджетам на реализацию основных мероприятий соответствующей подпрограммы соответствующей государственной программы Камчатского края становятся собственными доходами бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа.
Исходя из приведенных норм бюджетного законодательства Российской Федерации следует, что цель, предусмотренная Государственной программой, утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 N 525-П "Об утверждении государственной Программы Камчатского края "Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей населенных пунктов Камчатского края коммунальными услугами и услугами по благоустройству территорий на 2014-2018 годы", не может считаться не достигнутой, поскольку итоговый результат по реализации мероприятий Государственной программы N 525-П выполнен и запорная арматура приобретена, а следовательно, не противоречит нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Государственной программой N 525-П денежные средства в сумме 37 700 тыс. рублей выделялись по основному мероприятию 2.4 "Предоставление субсидии и иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на решение вопросов местного значения в сфере водопроводно-канализационного хозяйства".
Таким образом, контрольно-счетной палатой не доказано наличие существенных нарушений условий предоставления субсидии, необходимых для ее возврата.
Принимая во внимание вышеизложенное, выводы заинтересованного лица о том, что даже при формальном нарушении условий предоставления субсидии, средства подлежат возврату, являются необоснованными, что свидетельствует об отсутствии у заинтересованного лица правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности оспариваемого предписания о возврате суммы субсидий, поскольку наличие формальных нарушений при предоставлении субсидии не является безусловным основанием для возврата субсидии.
При установленных обстоятельствах, апелляционный суд считает, что предписание подлежит признанию недействительным, апелляционная жалоба Управления - удовлетворению, а решение суда отмене.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 14.10.2016 по делу N А24-2816/2016 отменить.
Признать незаконным предписание Контрольно-счетной палаты Камчатского края от 21.06.2016 N 03 о восстановлении в доход краевого бюджета средств субсидий, использованных не по целевому назначению в сумме 37700 тысяч рублей, как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2816/2016
Истец: Управление городского хозяйства Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Управление городского хозяйства
Ответчик: Контрольно-счетная палата Камчатского края
Третье лицо: ГУП Камчатского края "Петропавловский водоканал", ГУП КК "Петропавловский водоканал", Министерство жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-697/17
20.12.2016 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-9365/16
14.10.2016 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-2816/16
19.07.2016 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-2816/16