Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 февраля 2017 г. N Ф07-13889/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о возврате излишне уплаченных денежных средств, о признании недействительным акта органа власти в связи с таможенным контролем, по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
18 октября 2016 г. |
Дело N А66-4668/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,
при участии от общества Балевой К.С. по доверенности от 01.02.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тверской таможни на решение Арбитражного суда Тверской области от 15 июля 2016 года по делу N А66-4668/2016 (судья Карсакова И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Филипс" (место нахождения: 123022, город Москва, улица Сергея Макеева, дом 13; ОГРН 1027700044074, ИНН 7704216778; далее - ООО "Филипс", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Тверской таможне (место нахождения: 170043, город Тверь, проспект Октябрьский, дом 56; ОГРН 1026900519821, ИНН 6905010662; далее - таможня, таможенный орган) о признании недействительными решений от 19.02.2016 N 13-11/1937 и от 29.02.2016 N 13-11/2251, и о возложении обязанности на таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Филипс" путем внесения изменений в декларации на товары N 10115020/181114/0003960, N 10115020/191114/0003976, N 10115020/251114/0004054, N 10115020/261114/0004078, N 10115020/261114/0004075, N 10115020/171214/0004419, N 10115020/241014/0003683, N 10115020/010415/0001070, N 10115020/150415/0001267, N 10115020/240315/0000959, N 10115020/210415/0001348, N 10115020/070515/0001529, N 10115020/070515/0001537, N 10115020/100615/0002030, N 10115020/200515/0001715, N 10115020/200515/0001714, N 10115020/150515/0001646, N 10115020/160715/0002591, N 10115020/030715/0002398, N 10115020/030815/0002884, N 10115020/200815/0003216, N 10115020/120815/0003084, N 10115020/030915/0003435, N 10115020/140915/0003610, N 10115020/110915/0003577, N 10115020/170915/0003667, N 10115020/070915/0003495, N 10115020/160315/0000833, N 10115020/050315/0000692, N 10115020/040315/0000683, N 10115020/260215/0000600 в соответствии с обращениями от 26.01.2016 N В-02/16 и от 04.02.2016 N В-05/16 и возвратить ООО "Филипс" суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 40 231 084 руб. 73 коп. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 15 июля 2016 года заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.
Таможня не согласилась с решением суда и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что поскольку порядок налогообложения товаров при их ввозе на территорию Российской Федерации, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) применительно к правоотношениям, возникшим до 01.01.2014, не учитывал обложение НДС по налоговой ставке 0% медицинской техники, то при декларировании спорного товара - медицинских изделий НДС правомерно взыскан в размере 18% в соответствии с действующим законодательством.
ООО "Филипс" в отзыве опровергло доводы жалобы, просило обжалуемый судебный акт оставить без изменений, жалобу - без удовлетворения.
Таможенный орган, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ООО "Филипс" поддержал доводы отзыва.
Заслушав пояснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Филипс" представило в таможню обращения от 26.01.2016 N В-02/16 и от 04.02.2016 N В-05/16 о внесении изменений в декларации на товары, ввезенные на таможенную территорию Евразийского экономического союза, после их выпуска, указав на излишнее исчисление и уплату НДС в размере 40 231 084 руб. 73 коп. при первичном декларировании ввезенных медицинских изделий. Представление обращений обусловлено наличием оснований для применения к ввозу задекларированных медицинских изделий освобождения от уплаты НДС, предусмотренного пунктом 2 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ. По результатам проверки обращений общества таможенный орган принял решения от 19.02.2016 N 13-11/1937 и от 29.02.2016 N13-11/2251, которыми отказала обществу во внесении изменений в декларации на товары.
Обществом заключены договоры поставки с компанией "Филипс Консьюмер Лайфстайл Б.В." (Нидерланды) от 01.04.2008 N CLS 01/2008 и 01.11.2014 N CLS/R/2014, с компанией "Филипс Медикал Системе Недерланд Б.В." (Нидерланды) от 02.10.2012 N 319/MFA и с компанией "Филипс Медикал Системе ДМС ГМБХ (Германия) от 28.04.2015 N CS-02.
На основании указанных договоров общество приобрело и в период с октября 2014 года по сентябрь 2015 года ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза молокоотсосы, системы для маммографии, рентгеновские системы, рентгеновские диагностические аппараты, компьютерные томографы, диагностические ультразвуковые системы, предъявив их к таможенному оформлению по декларациям на товары N 10115020/181114/0003960, N 10115020/191114/0003976, N 10115020/251114/0004054, N 10115020/261114/0004078, N 10115020/261114/0004075, N 10115020/171214/0004419, N 10115020/241014/0003683, N 10115020/010415/0001070, N 10115020/150415/0001267, N 10115020/240315/0000959, N 10115020/210415/0001348, N 10115020/070515/0001529, N 10115020/070515/0001537, N 10115020/100615/0002030, N 10115020/200515/0001715, N 10115020/200515/0001714, N 10115020/150515/0001646, N 10115020/160715/0002591, N 10115020/030715/0002398, N 10115020/030815/0002884, N 10115020/200815/0003216, N 10115020/120815/0003084, N 10115020/030915/0003435, N 10115020/140915/0003610, N 10115020/110915/0003577, N 10115020/170915/0003667, N 10115020/070915/0003495, N 10115020/160315/0000833, N 10115020/050315/0000692, N 10115020/040315/0000683, N 10115020/260215/0000600.
На все ввезенные товары были оформлены регистрационные удостоверения Росздравнадзора от 21.04.2014 N ФСЗ 2011/09948, от 22.03.2013 N РЗН 2013/355, от 11.04.2013 N ФСЗ 2011/09681, от 22.03.2013 N ФСЗ 2011/09000, от 08.07.2013 N РЗН 2013/813, от 21.04.2014 N ФСЗ 2010/08077, от 15.03.2013 N РЗН 2013/263, от 06.05.2010 N ФСЗ 2010/06732, подтверждающие государственную регистрацию данных товаров в качестве медицинских изделий.
Между тем, при декларировании товаров обществом был ошибочно начислен и уплачен НДС в размере 40 231 084 руб. 73 коп., исчисленный в результате применения к ввезенным медицинским изделиям ставки 18%, что подтверждается чеками на оплату НДС от 18.11.2014 N 1514, от 19.11.2014 N 1515, от 25.11.2014 N 1517, от 26.11.2014 N 1519, от 26.11.2014 N 1518, от 17.12.2014 N 341, от 24.10.2014 N 1503, от 01.04.2015 N 629, от 15.04.2015 N 668, от 24.03.2015 N 1304, от 21.04.2015 N 690, от 07.05.2015 N 720, от 07.05.2015 N 1136, от 10.06.2015 N 825, от 03.07.2015 N 908, от 20.05.2015 N 758, от 20.05.2015 N 757, от 15.05.2015 N 745, от 16.07.2015 N 1715, от 03.08.2015 N 1030, от 20.08.2015 N 1097, от 12.08.2015 N 1466, от 03.09.2015 N 1158, от 14.09.2015 N 1986, от 14.09.2015 N 1633, от 11.09.15 N 1200, от 17.09.2016 N 1238, от 07.09.2015 N 1169, от 16.03.2015 N 0597, от 05.03.2015 N 0576, от 04.03.2015 N 0574, от 26.02.2015 N 0561.
В целях реализации своего права на возврат излишне уплаченной суммы НДС, общество представило в таможню обращения о принятии таможней решений о внесении изменений в сведения, указанные в графах 36 и 47 деклараций на товары, об исчисленном и уплаченном НДС в связи с его ошибочной уплатой по ставке 18% в общем размере 40 231 084 руб. 73 коп. вместо применения льготы в виде освобождения от уплаты НДС. К обращениям были приложены все необходимые документы для внесения изменений в декларации и последующего возврата НДС, включая корректировки деклараций на товары (КДТ) по вышеперечисленным ДТ.
В принятых в ответ на обращения общества решениях таможня отказала обществу во внесении изменений в сведения об исчисленном и уплаченном НДС, указанные в декларациях на товары.
Полагая, что действия таможни незаконны, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судом первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
В силу статьи 74 ТК ТС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) тарифные преференции; 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов. Тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Подпунктом 4 пункта 3 статьи 80 ТК ТС определено, что таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в частности, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
При этом не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 150 НК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ (в редакции до введения в действие Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 317-ФЗ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ (в редакции Закона N 317-ФЗ) установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе, важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС (далее - Перечень), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19.
Освобождение от налогообложения товаров согласно данному Перечню осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (пункт 1 статьи 38 указанного Закона).
Пунктом 4 статьи 38 Закона N 323-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с названной статьей постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила государственной регистрации). Данными Правилами предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
Вышеописанные несоответствия в терминологии устранены внесением изменений в НК РФ Законом N 317-ФЗ. Так, абзац четвертый подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ изложен в следующей редакции: "важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники)".
Таким образом, то обстоятельство, что Перечень не приведен в соответствие с федеральными законами, не может исключать право юридического лица на освобождение от налогообложения товаров, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
При этом само по себе отсутствие в выданном регистрационном удостоверении указания на то, что ввезенный товар относится к медицинской технике, не является основанием для отказа в применении заявленной Обществом льготы по НДС.
Как обоснованно установлено судом первой инстанции, по материалам дела молокоотсосы, системы для маммографии, рентгеновские системы, рентгеновские диагностические аппараты, компьютерные томографы, диагностические ультразвуковые системы, входят в Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, и не облагаются налогом на добавленную стоимость при их ввозе в Российскую Федерацию.
Следовательно, при ввозе в Российскую Федерацию как до 1 января 2014 года, так и после этой даты важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, на которые выданы в установленном порядке регистрационные удостоверения на изделия медицинской техники или медицинские изделия с указанием кодов ОКП, предусмотренных Перечнем, применяется освобождение от НДС. Сведения, отраженные в представленных обществом регистрационных удостоверениях, таможенным органом не опровергнуты. Доказательств того, что ввезенный заявителем спорный товар неправильно классифицирован по кодам ОКП, ответчиком в материалы дела также не представлено.
Апелляционная жалоба таможни не содержит доводов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
В связи с этим изложенные в апелляционной жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, по апелляционной жалобе таможня не уплачивает госпошлину в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 15 июля 2016 года по делу N А66-4668/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Тверской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-4668/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 февраля 2017 г. N Ф07-13889/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ФИЛИПС"
Ответчик: ТВЕРСКАЯ ТАМОЖНЯ