Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 февраля 2017 г. N Ф07-12552/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Вологда |
|
17 октября 2016 г. |
Дело N А05-199/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,
при участии от общества директора Котреховой В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 апреля 2016 года по делу N А05-199/2016 (судья Меньшикова И.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Спецхозяйство" (ОГРН 1072920000768, ИНН 2906006990; город Онега, Архангельская область, проспект Гагарина, дом 40а; далее - общество, ООО "Спецхозяйство") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекцией Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - инспекция) от 23.11.2015 N ОК-02/07-06/222.
Судом к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Драханова Наталья Александровна.
Решением суда от 29 апреля 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили оставить ее без удовлетворения, решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Инспекция и третье лицо о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании обращения гражданина, проживающего в квартире 4 в доме N 11 по улице Гагарина в городе Онеге Архангельской области на нарушение требований действующего законодательства при определении размера платы за теплоэнергию на общедомовые нужды в отношении общества, являющегося исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению данного дома, проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 23.11.2015 N ОК-02/07-01/852.
В ходе проверки инспекцией установлено нарушение обществом требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выразившееся в необоснованном предъявлении платы по отопление на общедомовые нужды жильцу квартиры N 4 спорного дома за летние периоды (июнь, июль, август 2014 года, июль 2015), что привело к обсчету потребителя на сумму 1229,41 руб.
По результатам проверки инспекцией выдано обществу предписание от 23.11.2015 N ОК-02/07-06/222 об устранении выявленных нарушений, а именно предписано произвести перерасчет платы за отопление на общедомовые нужды на сумму 1229 руб. 41 коп. потребителю, проживающему в квартире N 4 названного дома.
Общество, не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные обществом требования, посчитав оспариваемое предписание незаконным.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Положением о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденным постановлением администрации Архангельской области от 7.06.2007 N 110-па, статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор и в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностное лицо, проводившее проверку, обязано выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Частью 11 статьи 161 ЖК РФ определено, что в случае заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом с управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляются управляющей организацией, в других случаях коммунальные услуги указанным собственникам и пользователям предоставляются лицами, несущими ответственность за содержание сетей инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в данном доме.
На основании части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно статье 157 названного Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируют Правила N 354.
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Согласно подпункту "в" пункта 3 раздела II Правил N 354 предоставление потребителю коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.
Пунктом 5 раздела II Правил N 354 (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) предусмотрено, что если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.
В данном случае товарищество собственником жилья "Совхозный дом" и ООО "Спецхозяйство" заключили договор от 21.07.2014 на обслуживание, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома N 11 по проспекту Гагарина в городе Онеге Архангельской области.
Решением собрания собственников помещений спорного дома от 26.12.2013 право начисления и взимания платы за коммунальные услуги (вода, тепло, электроэнергия, газ) делегировано ресурсоснабжающим организациям.
ООО "Спецхозяйство" заключило с ОАО "Онега-Энергия" договор ресурсоснабжения от 01.05.2014 N 6-т/УК, по которому ОАО "Онега-Энергия" поставляет тепловую энергию в названный дом с целью оказания заявителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению потребителям коммунальных услуг.
Согласно заключенному ООО "Спецхозяйство" с ОАО "Онега-Энергия" соглашению от 01.09.2013 N 6-П ОАО "Онега-Энергия" осуществляет действия по начислению и приему платежей физических лиц, проживающих в обслуживаемых заявителем домах, за отпущенную тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения.
В соответствии с постановлениями администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" от 15.05.2014 N 438 и от 12.05.2015 N 446, отопительный сезон в городе Онега за 2014 год завершен с 21.05.2014, за 2015 год с 13.05.2015, что не оспаривается обществом.
Следовательно, плата по статье "отопление на общедомовые нужды" жильцу квартиры N 4 спорного дома за июнь, июль август 014 года и за июль 2015 года в нарушение указанных норм предъявлена после окончания отопительного периода и фактического прекращения предоставления потребителю коммунальной услуги по отоплению.
При этом в спорный период в доме не оказывалась услуга по отоплению, а предоставлялась только услуга по горячему водоснабжению, обратного обществом не доказано.
Не могут быть приняты во внимание доводы общества о том, что полотенцесушители спорного дома подключены через систему отопления, поскольку каких-либо доказательств заявитель в подтверждение данного довода не представил.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представитель общества пояснил, что не может представить технический паспорт на дом в связи с его отсутствием.
Кроме этого, ванные комнаты в силу пункта 3.36 приказа Минземстроя Российской Федерации от 04.08.1998 N 37, части 5 статьи 15 ЖК РФ входят в общую площадь помещений и плата за отопление ванных комнат включается в плату за отопление помещения в целом. Действующим законодательством не предусмотрено взимание отдельной платы за отопление ванной комнаты.
На основании изложенного инспекция правомерно сделала вывод о необоснованном предъявлении обществом платы по статье отопление на общедомовые нужды жильцу квартиры N 4 спорного дома за июнь, июль август 2014 года и за июль 2015 года после окончания отопительного периода и фактического прекращения предоставления потребителю коммунальной услуги по отоплению.
В связи с этим инспекция правомерно выдала обществу оспариваемое предписание.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении заявленных обществу требований отказать.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 апреля 2016 года по делу N А05-199/2016 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Спецхозяйство" в признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области от 23.11.2015 N ОК-02/07-06/222.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-199/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 февраля 2017 г. N Ф07-12552/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Спецхозяйство"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Драханова Наталья Александровна