Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2017 г. N Ф07-13208/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга по договору аренды
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
27 октября 2016 г. |
Дело N А05-2444/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Козловой С.В., судей Журавлева А.В. и Чапаева И.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вершининой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 августа 2016 года по делу N А05-2444/2016 (судья Тюпин А.Н.),
установил:
территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Вилегодское лесничество (местонахождение: 165694, Архангельская обл., Вилегодский р-н, п. Сорово, ул. Школьная, д. 2А; ОГРН 1072905000960; ИНН 2909002827; далее - Лесничество), ссылаясь на статью 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "До-Ка" (местонахождение: 165651, Архангельская обл., г. Коряжма, ул. Набережная им. Н.Островского, д. 38; ОГРН 1072905000838; ИНН 2905009444; далее - Общество) о взыскании 596 881 руб. 05 коп. задолженности по арендной плате, в том числе в федеральный бюджет 351 106 руб. 50 коп., в областной бюджет 245 774 руб. 55 коп., за 2015 год и по сроку уплаты на 15.02.2016.
Определениями от 06.04.2016 и от 06.07.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (местонахождение: 163004, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; ОГРН 1102901001356; ИНН 2901200111; далее - Министерство) и Архангельский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" (местонахождение: 163062, г. Архангельск, ул. Никитова, д. 13; ОГРН 1157746215527; ИНН 7722319952; далее - Учреждение).
Решением от 09.08.2016 в иске отказано.
Министерство с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просило его отменить или изменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Обществом арендная плата должна быть оплачена в полном объеме, поскольку согласно справке о количестве заготовленной древесины по лесной декларации от 26.12.2014 N 01-15/04 весь годовой объем к рубке за 2015 год (6451 куб. м), предусмотренный договором аренды, вырублен. Указывает, что в силу пункта 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 (далее - Состав проекта N 69), проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований. Считает, что прежде чем изменить проект освоения лесов либо лесную декларацию необходимо изменить условия договора аренды. Ссылается на то, что на данный момент, после заключения мирового соглашения в рамках дела N А05-10023/2015 и внесения изменений в договор аренды, новый проект освоения лесов ответчика прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение 29.07.2016. Полагает, что Министерство не могло внести самостоятельно изменения ни в договор аренды, ни в проект освоения лесов и, как следствие, не препятствовало арендатору в заготовке леса.
Стороны и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте разбирательства дела, в суд не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из дела и установлено судом первой инстанции, 02.10.2009 правопредшественником Министерства - Департаментом лесного комплекса Архангельской области (арендодатель) и Обществом (арендатор) на основании протокола о результатах аукциона от 24.09.2009 N 7-09/2 заключен договор N 766 аренды лесного участка, по условиям которого арендатору для заготовки древесины в объемах согласно приложению 3 предоставлен в аренду лесной участок общей площадью 15 729 га, расположенный в Архангельской области (Вилегодское лесничество, Нижне-Лупьинское участковое лесничество). Срок аренды установлен со 02.10.2009 по 01.10.2058 (пункт 7.1 договора).
По акту приема-передачи от 02.10.2009 лесной участок принят арендатором в пользование.
Государственная регистрация договора аренды произведена в установленном порядке 02.11.2009.
Согласно пункту 2.1 договора годовой размер арендной платы определен на основании протокола о результатах аукциона исходя из начальной цены аукциона и количества шагов аукциона в размере 1 578 700 руб.
Пунктом 2.2 договора установлено, что начальной ценой предмета аукциона является произведение минимального размера арендной платы, определенной в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), и сложившегося за прошедший отчетный период коэффициента соотношения средней стоимости 1 кв. м обезличенной древесины, отпускаемой на корню, и средней стоимости минимального размера арендной платы по лесным участкам, находящимся в ведении арендодателя (коэффициент превышения), равного 1,7.
Годовой размер арендной платы определяется исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины на лесном участке и не зависит от фактического использования лесных ресурсов (пункт 2.3 договора).
В силу пункта 2.4 договора арендная плата на новый календарный год рассчитывается арендодателем до 31 декабря текущего года в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации ставок платы, пунктами 2.1, 2.2, 2.3 договора аренды и фиксируется в протоколе согласования размера арендной платы и порядке ее внесения по форме приложения 4. Арендная плата вносится в следующие сроки: 15 февраля - 10 %, 15 марта - 10 %, 15 апреля - 10 %, 15 июня - 10 %, 15 июля - 10 %, 15 сентября - 10 %, 15 ноября - 10 %, 15 декабря - 15 %. При этом размеры подлежащих внесению платежей определяются в виде процента от суммы арендной платы за год.
В пункте 2.5 договора аренды предусмотрено, что арендатор вносит арендную плату в сроки и в размере, определенном протоколом согласования размера и сроков внесения арендной платы (приложение 4) и представляет арендодателю в течение трех рабочих дней документы, подтверждающие произведенную оплату.
При изменении ставок платы за единицу объема древесины, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение календарного года, годовой размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема древесины; новый размер арендной платы в одностороннем порядке рассчитывается арендодателем и доводится до сведения арендатора (пункт 2.6 договора).
На основании раздела 2 договора размер арендной платы и сроки ее внесения на 2015 и 2016 годы были определены в протоколах согласования размера арендной платы и порядка ее внесения.
Ссылаясь на невнесение арендатором арендной платы за 2015 год и по сроку платежа - 15 февраля 2016 года, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, посчитал их необоснованными по праву.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с принятым решением.
В соответствии со статьями 307, 309, 310 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу части 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
Согласно статье 614 ГК РФ и статье 94 ЛК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату); размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды лесного участка.
В статье 73 ЛК РФ указано, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого по правилам частей 2, 3, 4 настоящей статьи. В силу части 2 названной статьи Кодекса при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
В соответствии пунктом 3 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 (далее - Правила N 337), граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (пункт 5 Правил N 337).
В силу статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет. В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 ЛК РФ; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 ЛК РФ; требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Согласно части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
В силу пункта 28 Состава проекта N 69 проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (пункт 3 Состава проекта N 69).
Статьей 89 ЛК РФ установлено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесной декларацией в соответствии с частью 1 статьи 26 ЛК РФ является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Согласно положениям части 2 указанной статьи Кодекса ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду.
Порядок заполнения и подачи лесной декларации до издания приказа Минприроды России от 16.01.2015 N 17 был утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 17.01.2012 N 18 (далее - Порядок N 18).
Судом первой инстанции установлено, что Обществом разработан проект освоения лесов со сроком действия 2011 - 2018 годы, который получил положительное заключение государственной экспертизы; 26.12.2014 в Лесничество была подана лесная декларация N 01-15/04 об использовании лесов в 2015 году, которая принята без замечаний.
Однако 17.06.2015 руководителем Лесничества издано распоряжение N 20р о прекращении действия лесной декларации, в котором указано, что в связи с вступлением в силу приказа Министерства от 22.05.2013 N 68 "О введении в действие материалов лесоустройства Вилегодского лесничества" и постановления Министерства от 22.11.2013 N 9-п "Об утверждении лесохозяйственного регламента ТО МПР и ЛК Архангельской области - Вилегодского лесничества" заканчивается срок действия проекта освоения лесов к договору аренды лесного участка от 02.10.2009 N 766 и прекращается с 17.06.2015 срок действия принятой лесной декларации от 26.12.2014 N 01-15/04 для использования лесов в целях заготовки древесины в 2015 году.
Общество 10.06.2015 обратилось в Министерство с заявкой о приведении договора аренды в соответствие с новым лесохозяйственным регламентом Лесничества. Письмом от 06.07.2015 Министерство ответило, что изменение договора аренды, заключенного по результатам торгов, в случае изменения количественных и качественных характеристик лесного участка возможно только по решению суда.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 09.09.2015 по делу N А05-7344/2015 признано недействительным распоряжение Лесничества от 17.06.2015 N 20р.
Обществом 31.12.2015 в Лесничество подана лесная декларация на 2016 год, в принятии которой распоряжением от 15.01.2016 N 2 отказано в связи с выявлением недостоверных сведений.
Арендатор, ссылаясь на это распоряжение, письмом от 01.04.2016 уведомил Министерство и Лесничество о приостановлении с 17.06.2015 платежей по договору аренды от 02.10.2009 N 766 до приведения договора в соответствие с требованиями действующего лесоустройства.
В материалах дела усматривается, что распоряжение Лесничества от 15.01.2016 N 2 было обжаловано ответчиком в рамках дела N А05-1678/2016, в ходе которого Общество отказалось от иска в связи с заключением мирового соглашения по делу N А05-10023/2015 по иску Общества к Министерству о понуждении внесения изменений в договор аренды, связанных с изменением лесоустройства, что, по сути, и было причиной недостоверности указываемых арендатором в декларации сведений, и изменением арендной платы исходя из размера 74 руб. 20 коп. за 1 куб. м по сплошным рубкам и 31 руб. за 1 куб. м по выборочным рубкам, установленного решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.02.2015 по делу N А05-13063/2014.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения сторон спора и третьих лиц по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что арендатор не освоил весь заявленный объем древесины ввиду необоснованного отказа Лесничества в приемке лесных деклараций на 2015 и 2016 годы и в не утверждении проекта освоения лесов.
Доводы заявителя об обратном отклоняются апелляционным судом как противоречащие установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Из указанных выше нормативных положений следует, что осуществление арендатором деятельности на лесном участке возможно лишь при наличии принятой Лесничеством ежегодно подаваемой лесной декларации и при наличии и в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы.
Разработка и утверждение Министерством нового лесохозяйственного регламента Лесничества вызвали необходимость внесения изменений в договор аренды от 02.10.2009 N 766, разработки нового проекта освоения лесов, без которого Обществу было отказано в приемке лесных деклараций, и, как следствие, арендатор был лишен возможности использовать арендованный лесной участок для целей заготовки древесины.
Вопреки мнению подателя апелляционной жалобы Общество не могло использовать лесной участок для указанных в договоре аренды целей по обстоятельствам, за которые оно не отвечало, и возникновение которых было обусловлено действиями арендодателя.
Ввиду изложенного у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных Лесничеством требований.
Апелляционная инстанция считает, что обстоятельства дела судом исследованы в полном объеме, с учетом сформулированного предмета иска сделан обоснованный вывод об отказе в удовлетворении исковых требований.
Иное толкование Министерством положений гражданского законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
В свете изложенного оснований для отмены решения от 09.08.2016 не имеется. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, при разрешении спора не допущено. При таких обстоятельствах апелляционная жалоба третьего лица по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 августа 2016 года по делу N А05-2444/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
С.В. Козлова |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2444/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2017 г. N Ф07-13208/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Вилегодское лесничество
Ответчик: ООО "До-Ка"
Третье лицо: Архангельский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг", министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области