г. Санкт-Петербург |
|
29 июня 2017 г. |
Дело N А56-89311/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Кашиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: Южаковой В.Д.,
при участии:
от истца (заявителя): Алиева И.Н. (доверенность от 18.09.2015 г.)
от ответчика (должника): Щербакова Е.А. (доверенность от 20.12.2016 г.)
от 3-х лиц: 1 - Бякина О.В. (доверенность от 11.05.2017 г.), 2 - Бякина О.В. (доверенность от 18.04.2017 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9832/2017) ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2017 по делу N А56-89311/2016 (судья Воробьева Ю.В.), принятое
по иску Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
к ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России
3-и лица: 1) Министерство обороны Российской Федерации, 2) ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа"
об обязании,
установил:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (далее - Учреждение) об обязании:
- в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на основании задания и разрешения Истца выполнить консервацию объекта культурного наследия, в том числе комплекс противоаварийных работ,
- в течение 36-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на основании задания и разрешения Истца выполнить ремонт и реставрацию объекта культурного наследия в соответствии с проектной документацией, согласованной с Истцом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство), Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (далее - Учреждение).
Решением от 21.03.2017 г. иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой об его отмене. В обоснование жалобы ответчик указал на отсутствие у Учреждения реальной возможности исполнить решение суда.
В судебном заседании представитель ответчика апелляционную жалобу поддержала, доводы жалобы подтвердила, представитель истца возражала против удовлетворения жалобы, представитель третьих лиц согласилась с доводами жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Восстания, д. 3б, лит. Б, на основании постановления Правительства РФ от 10.07.2001 N 527 является объектом культурного наследия федерального значения "Полубашня 3-я северная", входящим в состав объекта культурного наследия федерального значения "Крепость Кронштадт" (далее - объект культурного наследия).
Согласно Выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними данный объект находится в пользовании Ответчика, передано Ответчику на праве оперативного управления.
Право оперативного управления зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 12.01.2016.
Актом мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия КГИОП от 08.12.2016 выявлены факты неудовлетворительного состояния и ненадлежащего содержания объекта культурного наследия, а именно: на фасадах здания наблюдаются вывалы кирпича, деструкция высолы, биопоражения кирпича, выветривание шовного раствора, утрата штукатурного слоя, утрата архитектурного кирпичного декора (тяга), имеется изображение "граффити", на дверном заполнении следы ржавчины, механические повреждения, позднейшая пристройка справа от воротного проезда. Крыша здания частично закрыта досками, местами разложен кровельный рулонный материал, имеются сквозные отверстия. Учитывая наличие фактического обрушения кирпичной кладки, существует опасность дальнейшего самопроизвольного обрушения кирпичной кладки несущих стен, а также с обрушения досок конструкции закрывающей крышу.
Ссылаясь на нарушение ответчиком установленного законом порядка использования объекта культурного наследия, причинение ему вреда, а также его облику, наличия угрозы ухудшения состояния объекта культурного наследия, а также причинения ему иных негативных воздействий, Комитет обратился в суд с настоящим иском.
На основании пункта 1 статьи 47.2, подпункта 1, 2, 7 статьи 47.3, пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) собственник либо иной законный владелец объекта культурного наследия обязан выполнять работы по сохранению объекта культурного наследия; осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в поряди установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865 (п.26), установлена обязанность предприятий, учреждений, организаций и граждан обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных им в пользование.
В соответствии с пунктом 11 статьи 47.6 Закона 73-ФЗ охранное обязательство и требования Закона 73-ФЗ по обеспечению сохранности объекта культурного наследия (в том числе требования статьи 47.3 Закона 73-ФЗ) подлежат выполнению юридическим лицом, унитарным предприятием или учреждением, которому данный объект культурного наследия принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.
Таким образом, указанные нормы законодательства прямо возлагают обязательства по содержанию объекта культурного наследия и выполнению работ но его сохранению (статьи 40- 45 Закона N 73-ФЗ) на ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, при этом, исключая правовые основания для предъявления органом охраны объектов культурного наследия (КГИОП) требований в части обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия к иным юридическим лицам и организациям, входящим в состав структуры Министерства обороны РФ.
В соответствии с п. п. 3, 12, 19, 27 Устава ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны данная организация создана для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны РФ в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных сил РФ, несет обязанности самостоятельно, в том числе обязанность обеспечивать эффективное использование закрепленного за ним имущества. Организация в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества осуществляет права владения, пользования им в пределах, установленных законодательством РФ, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением имущества.
На основании пунктов 31, 32 Устава ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, организация имеет право заключать договоры, государственные контракты, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, размещать заказы на поставки товаров и выполнение работ без получения согласия собственника, закрепленного за организацией имущества, осуществлять иные права по основаниям и в порядке, предусмотренных законодательством РФ и правовыми актами Министерства обороны РФ. Организация обязана исполнять обязанности, предусмотренные законодательством РФ.
Положения Устава не противоречат федеральному законодательству и позволяют ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, а также не препятствуют ему принимать соответствующие меры по обеспечению надлежащего содержания памятника и выполнению работ по его сохранению.
Обязанность ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны по содержанию объекта культурного наследия и выполнению работ по его сохранению прямо установлена Законом 73-ФЗ, а указанные положения Устава организации свидетельствуют о наличии у него возможности и полномочий для выполнения работ по сохранению памятника.
При таких обстоятельствах судом установлен и подателем жалобы не опровергнут факт неисполнения Учреждением обязанности по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения и его надлежащего содержания, что является нарушением требований сохранения и использования объектов культурного наследия и влечет применение мер принудительного характера.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2017 г. по делу N А56-89311/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-89311/2016
Истец: КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа